Создание образовательного пространства, способствующего развитию творческого потенциала у учащихся с ОВЗ, отнесённых к группе риска"
Оценка 4.6

Создание образовательного пространства, способствующего развитию творческого потенциала у учащихся с ОВЗ, отнесённых к группе риска"

Оценка 4.6
docx
27.04.2020
Создание  образовательного  пространства,  способствующего  развитию  творческого потенциала  у  учащихся  с  ОВЗ,  отнесённых  к  группе  риска"
Публикация.docx

                                                                                                  Мартихина  О.И.                                                                                                                                                                                        

                                                               учитель  штукатурно-малярного  дела

 

      

 

«Создание  образовательного  пространства,  способствующего  развитию  творческого  потенциала  у  учащихся  с  ОВЗ,  отнесённых  к  категории  группы  риска»

 

                                                            «Не  навязывать  ничего  такого,  что

                                       не  соответствует   возрасту  и  методу  обучения ...

                                       учитывать  при  обучении  возрастные  особенности

                                       детей  … двигаться  вперёд,  не  спеша  …    от                             

                                       простого  к  сложному»              Я.А.  Коменский

 

Современная  система  образования  связана с  созданием  условий  для освоения  культуры  и  саморазвития  человека.  Помогать  ребёнку  искать  свой  путь  в жизни,  создавать  благоприятные  условия  для  его саморазвития – значит,  выполнять  одно  из главных  предназначений  школы.

Активизация  познавательной  деятельности  учащихся – одна  из  актуальных  проблем  на  современном  уровне  развития  педагогической  практики.

Познавательный  интерес – высший  стимул  всего  учебного  процесса,  средство  активизации  познавательной деятельности  учащихся.  Разнообразие  эффективных  приёмов  пробуждает  у детей  интерес  и  положительное  отношение  не  только  к  результатам,  но  и  самому  процессу  обучения,  к  учителю,   уверенность  в  преодолении  определённых  трудностей.

  Свою  профессиональную  позицию  выражаю  через  отношение  к  тем,  кого  обучаю  и  воспитываю.  Убеждена,  что  поддержка учителя,  внимание  семьи  и  уверенность  ребёнка  в  своих  силах  способствует  его  успешной  социализации.

Предъявляя  к  ребёнку  с  отклонениями  в  развитии  определённые требования,  следует  помнить  о  границах  его  восприятия и  сформированности  мыслительных  процессов,  а  также  отличительных  особенностей  детей разных  интеллектуальных  категорий.

Организую  работу  с  детьми,  понимая  социальное  неравенство  категорий. Уверена,  что  в   каждом  ребёнке  есть  скрытые  возможности  и  внутренние  силы  для  конструктивного  решения   встающих  перед  ним  проблем.  Мне,  как  учителю,  необходимо  обеспечить  условия,  способствующие  реализации  этих  возможностей,   внося  в  учебный  процесс  элементы  творчества. В  силу  особенностей  мыслительной  деятельности  детей  с  отклонениями  в  развитии,  крайне  сложно  бывает  побудить  ребёнка  к  внесению  в  работы  чего-то  своего,  индивидуального.

Творчество – активная  форма,  направленная  на  открытие  нового,  а  детское  творчество – открытие   нового  для  себя  в  себе  и  в  своих  возможностях.  Ресурсом  для  развития индивидуальности  и  творческих  способностей  учащихся  могут  служить  уроки  ручного труда.

 

 

 

             Работая  с  детьми  VIII   вида, которые  проходили  обучение  в  ПУ№86,  где   преподавала  в  группах  МО,  КР,  ПЛ,  состоящие  из  детей VIII   вида,   спец.  предметы (материаловедение,  основы  строительного  производства,  технология  штукатурных,  малярных,  облицовочных  и  мозаичных работ)  я  поняла  одно,  что  необходимо  и  в  дальнейшем  активизировать  познавательную  деятельность  учащихся  и  повышать  интерес  к  учению на  каждом  этапе  любого  урока,  используя  для  этого  различные  методы,  формы  и  виды  работы:

 

             Программа  составлена на основе собственного опыта работы и приемлема для работы с детьми школы VIII вида. Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях.

           Содержание программы включает теоретический и практический материал  и  направлено  на:

- развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков;

- коррегирование их психофизического состояния на основе данной профессии;

-  развитие речи учащихся на основе их практической деятельности;

- обучение планированию своей работы, пользованию технико-технологической документацией;

- обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности;

- воспитание учащихся  устойчивого  положительного  отношения  к  труду  и формирование необходимых  в повседневной производственной деятельности качеств личности.

     Учебный предмет «Штукатурно-малярное дело» входит в образовательную область «Технология».  Годовая нагрузка  в  классах  следующая:

5 класс – 204 часа

6 класс – 273 часа

7 класс – 340 часов

8 класс – 408 часов

9 класс -

        Программа составлена с учетом психофизических возможностей учащихся  специальной (коррекционной) школы VIII  вида  и на основе  принципов личностно-ориентированной технологии:

·        подача  материала  от  простого  к  сложному,

·        постепенности  ввода  нового,

·        доступности  и  последовательности,

·        наглядности,

·        связи  теории  с  практикой,

·        принципы повторяемости пройденного учебного материала.

        Большое внимание на уроках штукатурно-малярного дела  следует уделять  усвоению  и  соблюдению  правил  безопасности  работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда.

         Основными формами  и методами обучения на уроках  по штукатурно-малярному делу являются практические  и  ремонтные  работы,  упражнения,   экскурсии,  деловые  игры,  беседы,  направленные на формирование  готовности  к  профессиональному  обучению.

          Профессионально трудовая подготовка учащихся с нарушением интеллекта базируется на общих принципах обучения, носит коррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников. К специфическим задачам обучения труду учащихся в первую очередь относится развитие общетрудовых умений  и  сознательное овладение  приемами  работы.

          Образовательная  среда – это  воспитательное  пространство,  в  котором  осуществляется  педагогически  (т.е. целесообразно) организованное  развитие  личности.     (Б.М. Бим-Бад)

         Образовательная  среда – это  система  влияний  и  условий  формирования  личности  по  заданному  образцу,  а  также  возможностей  для  её  развития,  содержащихся  в  социальном  и  предметном  окружении.   (В.А. Ясвин)

Становление  познавательных  интересов  учащихся,  воспитание  активного  отношения  к  труду  происходит  на  уроках  по  профилю  штукатурно-малярное  дело.

 

          Исходя  из  Федерального  Стандарта,  я  составила  перспективное  планирование  на  все  классы  с  5  по 9,  которое  выглядит  таким  образом:

 

№  класса

Направленность

 Виды  деятельности

5  класс

Знакомство  с  творчеством

Рисунки  сначала  карандашом,  а  затем  гуашью  или  красками  на  разные  темы;

разные  аппликации  на  разную тематику  из  различных  видов  обоев;

составление  композиций  из  пластилина  на  разную  тематику;

изготовление  рамочек  из  различного  подручного  (бросового)  материала;

изготовление  поделок  к  пасхальному  празднику;

6 класс

Проба  на  деле

Изготовление  барельефов  из  гипса  и  дальнейшее  их  раскрашивание;

изготовление  панно  из  разного  вида  материалов  и т.д.

 

7 класс

Деловые  ручки

Ремонт пролётов  складских  помещений  у  начальной  школы.

8 класс

Бригада  ремонтников

Благотворительная  акция  по  восстановлению  храмов  учащимися в  с.  Троицк  и  женском  монастыре.

Оживление наружных  стен  начальной  школы в  виде  мозаичных  вставок.

9  класс

Профессионалы

 

 

 

 

         Процесс  творчества  не  только  положительно  сказывается  на  развитии  эстетических  чувств,  пополняет  навыки  и  умения,  но  и  развивает  все  высшие  психические  функции,  включающие  моторику,  воображение,  внимание,  память  и  т.д. Творчество  помогает  справиться  с  внутренними  трудностями,  негативными  переживаниями,  которые  часто  кажутся  непреодолимыми.  Любому  ребёнку,  а  особенно  ребёнку  с  ОВЗ  свои  чувства  и  эмоции,  знания  и  отношения  в  большинстве  случаев  легче  выразить  через  создание  образов,  нежели  вербально.  Нельзя  не  учесть  тот  факт,  что  средства  творческой  деятельности  предоставляют  ребёнку  возможность  для  выражения  деструктивных  чувств  в  социально-приемлемой  манере,  понижая  их  активность,  а  иногда  ликвидируя  полностью.

        Анализ  имеющихся  исследований  личности  ребёнка  с  отклонениями  в  интеллектуальном  развитии  позволяет  констатировать  то,  что  в  условиях  специально  организованного  обучения  и  воспитания  у  него  накапливается  определённый  жизненный  опыт,  включающий  элементы  художественного  и  эстетического  развития.   Эти  эмоционально-эстетические  впечатления  могут  стимулировать  ребёнка  заниматься  творчеством. 

        В  работе  с  детьми  коррекционной  школы  VIII   вида  я  опираюсь  не  на  слово  «одарённость»,  а  на  слово  «потенциал».  

        Работая  с  учащимися  коррекционной  школы,  в  целях  развития  творческого  потенциала,  надо  подобрать  правильные  методы  работы  и  организовать  систему,   учитывая  следующие  принципы:

·        принцип  учёта  структуры  дефекта;

·        принцип  создания  ситуации  успеха;

·        принцип  доступности  материала;

·        принцип  взаимосвязи  разных  видов  деятельности;

·        принцип  формирования  социальных  навыков  и  умений.

      Наиболее  благоприятно   на  развитие  творческих  способностей  оказывает  использование  нетрадиционных  техник.  К   таким  техникам  относят:  технику  монотипии,  коллажа  с  применением  крупы,  семян,  пуговиц;  комбинированной  аппликации,  кляксографии  и  т.д.  Перечисленные  техники  привлекательны  своей  своеобразной  художественной  выразительностью,  содержат  элементы  новизны,  активизируют  индивидуальные  способности,  стабилизируют  эмоциональное  состояние.

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 Основные   источники:

1. Новикова И.В. «Внутренняя  отделка» - М.: ООО  ТД  «Изд-во   Мир  книги»,  2009 г.

2. Симонов  Е.В.  «Большая  книга  строительства  и  ремонта»   (+DVD  с  видеокурсом)  - СПб.:  Питер,  2010 г.

 

 Дополнительные  источники:

 

1. Технология  малярных  работ,  Е.Д.  Белоусов   1985 г.

2. Булгаков С. Н. Строительное дело. М. Строиздат, 1980 г.

3. Воспитание  и  обучение детей  во вспомогательной  школе: Книга  для учителей / под ред. В. В. Воронковой. – М., 1994 г.

4. Голощекина Л. П.  Производственное обучение маляров-штукатуров. М., “Высшая школа”, 1988 г.

5. Краски,  лаки,  обои,  А.М.  Горбов   2002 г.

6. Отделочные  строительные  работы,  А.А.  Ивлиев   1999 г.

7. Общестроительные отделочные работы: Практическое  пособие  для строителя, Е.М. Костенко     2005 г.

8. Маляр. Технология и организация работ,  Л.Н. Мороз  2003 г.

9. Суржаненко А. Е. Малярные  и  обойные  работы. М., “Высшая школа”, 1977 г.

10. Шепелев Н. М. Штукатурные работы. М., “Высшая школа”, 1977 г.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Мартихина О.И. учитель штукатурно-малярного дела «Создание образовательного пространства, способствующего развитию творческого потенциала у учащихся с

Мартихина О.И. учитель штукатурно-малярного дела «Создание образовательного пространства, способствующего развитию творческого потенциала у учащихся с

Предъявляя к ребёнку с отклонениями в развитии определённые требования, следует помнить о границах его восприятия и сформированности мыслительных процессов, а также отличительных особенностей детей разных…

Предъявляя к ребёнку с отклонениями в развитии определённые требования, следует помнить о границах его восприятия и сформированности мыслительных процессов, а также отличительных особенностей детей разных…

Содержание программы включает теоретический и практический материал и направлено на: - развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков; - коррегирование их психофизического состояния на основе…

Содержание программы включает теоретический и практический материал и направлено на: - развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков; - коррегирование их психофизического состояния на основе…

Большое внимание на уроках штукатурно-малярного дела следует уделять усвоению и соблюдению правил безопасности работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в…

Большое внимание на уроках штукатурно-малярного дела следует уделять усвоению и соблюдению правил безопасности работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в…

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит на уроках по профилю штукатурно-малярное дело

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит на уроках по профилю штукатурно-малярное дело

Процесс творчества не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, но и развивает все высшие психические функции, включающие моторику, воображение, внимание,…

Процесс творчества не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, но и развивает все высшие психические функции, включающие моторику, воображение, внимание,…

Наиболее благоприятно на развитие творческих способностей оказывает использование нетрадиционных техник

Наиболее благоприятно на развитие творческих способностей оказывает использование нетрадиционных техник

Е.М. Костенко . 8. Маляр

Е.М. Костенко . 8. Маляр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020