Мартихина О.И.
учитель штукатурно-малярного дела
«Создание образовательного пространства, способствующего развитию творческого потенциала у учащихся с ОВЗ, отнесённых к категории группы риска»
«Не навязывать ничего такого, что
не соответствует возрасту и методу обучения ...
учитывать при обучении возрастные особенности
детей … двигаться вперёд, не спеша … от
простого к сложному» Я.А. Коменский
Современная система образования связана с созданием условий для освоения культуры и саморазвития человека. Помогать ребёнку искать свой путь в жизни, создавать благоприятные условия для его саморазвития – значит, выполнять одно из главных предназначений школы.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической практики.
Познавательный интерес – высший стимул всего учебного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся. Разнообразие эффективных приёмов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении определённых трудностей.
Свою профессиональную позицию выражаю через отношение к тем, кого обучаю и воспитываю. Убеждена, что поддержка учителя, внимание семьи и уверенность ребёнка в своих силах способствует его успешной социализации.
Предъявляя к ребёнку с отклонениями в развитии определённые требования, следует помнить о границах его восприятия и сформированности мыслительных процессов, а также отличительных особенностей детей разных интеллектуальных категорий.
Организую работу с детьми, понимая социальное неравенство категорий. Уверена, что в каждом ребёнке есть скрытые возможности и внутренние силы для конструктивного решения встающих перед ним проблем. Мне, как учителю, необходимо обеспечить условия, способствующие реализации этих возможностей, внося в учебный процесс элементы творчества. В силу особенностей мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии, крайне сложно бывает побудить ребёнка к внесению в работы чего-то своего, индивидуального.
Творчество – активная форма, направленная на открытие нового, а детское творчество – открытие нового для себя в себе и в своих возможностях. Ресурсом для развития индивидуальности и творческих способностей учащихся могут служить уроки ручного труда.
Работая с детьми VIII вида, которые проходили обучение в ПУ№86, где преподавала в группах МО, КР, ПЛ, состоящие из детей VIII вида, спец. предметы (материаловедение, основы строительного производства, технология штукатурных, малярных, облицовочных и мозаичных работ) я поняла одно, что необходимо и в дальнейшем активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы:
Программа составлена на основе собственного опыта работы и приемлема для работы с детьми школы VIII вида. Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы на предприятиях.
Содержание программы включает теоретический и практический материал и направлено на:
- развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков;
- коррегирование их психофизического состояния на основе данной профессии;
- развитие речи учащихся на основе их практической деятельности;
- обучение планированию своей работы, пользованию технико-технологической документацией;
- обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности;
- воспитание учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.
Учебный предмет «Штукатурно-малярное дело» входит в образовательную область «Технология». Годовая нагрузка в классах следующая:
5 класс – 204 часа
6 класс – 273 часа
7 класс – 340 часов
8 класс – 408 часов
9 класс -
Программа составлена с учетом психофизических возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида и на основе принципов личностно-ориентированной технологии:
· подача материала от простого к сложному,
· постепенности ввода нового,
· доступности и последовательности,
· наглядности,
· связи теории с практикой,
· принципы повторяемости пройденного учебного материала.
Большое внимание на уроках штукатурно-малярного дела следует уделять усвоению и соблюдению правил безопасности работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда.
Основными формами и методами обучения на уроках по штукатурно-малярному делу являются практические и ремонтные работы, упражнения, экскурсии, деловые игры, беседы, направленные на формирование готовности к профессиональному обучению.
Профессионально трудовая подготовка учащихся с нарушением интеллекта базируется на общих принципах обучения, носит коррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников. К специфическим задачам обучения труду учащихся в первую очередь относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами работы.
Образовательная среда – это воспитательное пространство, в котором осуществляется педагогически (т.е. целесообразно) организованное развитие личности. (Б.М. Бим-Бад)
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и предметном окружении. (В.А. Ясвин)
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит на уроках по профилю штукатурно-малярное дело.
Исходя из Федерального Стандарта, я составила перспективное планирование на все классы с 5 по 9, которое выглядит таким образом:
№ класса |
Направленность |
Виды деятельности |
5 класс |
Знакомство с творчеством |
Рисунки сначала карандашом, а затем гуашью или красками на разные темы; разные аппликации на разную тематику из различных видов обоев; составление композиций из пластилина на разную тематику; изготовление рамочек из различного подручного (бросового) материала; изготовление поделок к пасхальному празднику; |
6 класс |
Проба на деле |
Изготовление барельефов из гипса и дальнейшее их раскрашивание; изготовление панно из разного вида материалов и т.д.
|
7 класс |
Деловые ручки |
Ремонт пролётов складских помещений у начальной школы. |
8 класс |
Бригада ремонтников |
Благотворительная акция по восстановлению храмов учащимися в с. Троицк и женском монастыре. Оживление наружных стен начальной школы в виде мозаичных вставок. |
9 класс |
Профессионалы |
|
Процесс творчества не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, но и развивает все высшие психические функции, включающие моторику, воображение, внимание, память и т.д. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые часто кажутся непреодолимыми. Любому ребёнку, а особенно ребёнку с ОВЗ свои чувства и эмоции, знания и отношения в большинстве случаев легче выразить через создание образов, нежели вербально. Нельзя не учесть тот факт, что средства творческой деятельности предоставляют ребёнку возможность для выражения деструктивных чувств в социально-приемлемой манере, понижая их активность, а иногда ликвидируя полностью.
Анализ имеющихся исследований личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать то, что в условиях специально организованного обучения и воспитания у него накапливается определённый жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Эти эмоционально-эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством.
В работе с детьми коррекционной школы VIII вида я опираюсь не на слово «одарённость», а на слово «потенциал».
Работая с учащимися коррекционной школы, в целях развития творческого потенциала, надо подобрать правильные методы работы и организовать систему, учитывая следующие принципы:
· принцип учёта структуры дефекта;
· принцип создания ситуации успеха;
· принцип доступности материала;
· принцип взаимосвязи разных видов деятельности;
· принцип формирования социальных навыков и умений.
Наиболее благоприятно на развитие творческих способностей оказывает использование нетрадиционных техник. К таким техникам относят: технику монотипии, коллажа с применением крупы, семян, пуговиц; комбинированной аппликации, кляксографии и т.д. Перечисленные техники привлекательны своей своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности, стабилизируют эмоциональное состояние.
Список используемой литературы:
Основные источники:
1. Новикова И.В. «Внутренняя отделка» - М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2009 г.
2. Симонов Е.В. «Большая книга строительства и ремонта» (+DVD с видеокурсом) - СПб.: Питер, 2010 г.
Дополнительные источники:
1. Технология малярных работ, Е.Д. Белоусов 1985 г.
2. Булгаков С. Н. Строительное дело. М. Строиздат, 1980 г.
3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителей / под ред. В. В. Воронковой. – М., 1994 г.
4. Голощекина Л. П. Производственное обучение маляров-штукатуров. М., “Высшая школа”, 1988 г.
5. Краски, лаки, обои, А.М. Горбов 2002 г.
6. Отделочные строительные работы, А.А. Ивлиев 1999 г.
7. Общестроительные отделочные работы: Практическое пособие для строителя, Е.М. Костенко 2005 г.
8. Маляр. Технология и организация работ, Л.Н. Мороз 2003 г.
9. Суржаненко А. Е. Малярные и обойные работы. М., “Высшая школа”, 1977 г.
10. Шепелев Н. М. Штукатурные работы. М., “Высшая школа”, 1977 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.