Создание профессионального сетевого сообщества
«Профессиональное сетевое педагогическое сообщество», - группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.
Работая по программе курса повышения квалификации, в основе которого лежит идея инновационных подходов в обучении, я стараюсь реализовать основные ее направления через создание благоприятной профессиональной среды как в своем учебном заведении, так и в образовательной среде нашего района.
Реализации основных направлений программы на первом этапе заключалась в элементарной демонстрации своих знаний по изученной мною программе , а также умений и навыков в практической деятельности. Таким образом, я заручилась поддержкой коллег, нашла в коллективе достаточное количество единомышленников, с которыми продолжила работу по составленному совместно с ними плану развития школы. Прежде всего – это учителя методического объединения естественных наук и завуч по НИР.
Прежде всего – это большая, объемная работа по теоретическим вопросам курса. На втором плане – реализация практических составляющих. На этой ступни, к сожалению, работа идет «односторонняя». Думаю, что для первоначального этапа становления и развития профессионального сетевого сообщества педагогов – это обязательный и неизбежный процесс. Причем работаем, не имея весомой поддержки со стороны районного отдела образования, не имея общего согласованного с РОО и с другими коллегами плана работы. Каждый идет своей дорогой, и к счастью, эти дороги часто пересекаются. Именно отсутствие общего с другими учителями плана работы делает нашу работу несколько «хаосной», «персональной», а не общей. Для сетевого сообщества это ни в коем случае не должно быть допустимо!
Наше учебное заведение имеет возможность работать с учителями магнитных школ. В гимназии довольно продуктивно идет работа по этому направлению. В самое ближайшее время будут проведены выездные коучинг – сессии в СШ № 2 с Есиль, СШ № 6 с. Батпак , СШ № 13 с.Озерное.
Опираясь на наиболее существенные критерии эффективности работы сетевого сообщества и «примеряя» их на сетевое профессиональное сообщество своего района, могу сказать следующее:
1. Число активных участников. Здесь пока стоит говорить не об активных участниках, а о новых, лучше сказать – единомышленниках, готовых работать вместе с учителями – лидерами. Их число постоянно увеличивается.
2. Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению... педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей). Этот критерий работает частично. Привлечение педагогов из других школ к современным проблемам образования идет довольно активно, и коллеги стараются в этом вопросе быть открытыми, объективными, стремящимися к разрешению острых «болевых» точек в образовании.
3. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам сетевого профессионального сообщества педагогов:
3.1.Информационная. В основном – эта деятельность на первоначальной стадии образования СППС является для нас ведущей.
3.2 Методическая. Она является сопровождающей информационную и носит пока вспомогательный характер в практической реализации программы ПК учителей первого, второго и третьего уровней.
3.3.Экспертно-аналитическая. Думаю, что эта деятельность начнет проявлять себя на более высшем этапе развития СППС этапе как «внешняя», работающая на уровне района. Сейчас это больше «внутренняя», работающая на оценку собственной деятельности.
3.4.Консультативная деятельность. Большинство педагогов района обращаются именно к нам, учителям первого уровня за помощью при проектной работе с учениками, при подготовке семинаров, открытых уроков, мастер – классов.
3.4.Учебная (повышение ИКТ-компетентности). На протяжении нескольких месяцев этой деятельности было определено особое внимание – учителя гимназии, имеющие 1 и 2 категории давали открытые уроки нового формата с использованием ИКТ – технологий. Работа в классах Ресурсного Центра основывается только на новых образовательных технологиях с использованием собственных ЦОР.
4. Методическая направленность взаимодействия:
4.1.Публикация методических разработок. Учителя гимназии публикуются на страницах газеты «Перемена», на образовательных порталах сети интернет; но чаще всего – это выполнение необходимого условия для подтверждения или присвоения категории.
4.2.Взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов. Взаимодействие в нашем СППС идет на уровне первоначального профессионального интереса, но пока не на обучающем уровне.
4.3.Библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества пока отсутствует, единицы из педагогов создают собственный ЦОР, и чаще всего это – учителя – информатики.
4.4.Профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие. СППС как раз таки и является той площадкой, где реально происходит профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие. Это говорит о доверительных партнерских отношениях коллег.
Делая предварительные выводы, можно сказать следующее.
Основная работа педагогов направлена на:
· создание комфортной, «понимающей» среды профессионального общения педагогов;
· развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;
· сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами школ района и области.
· обеспечение вхождения учителей района в сообщество новаторов в образовании Карагандинской области, повышающих эффективность педагогических процессов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.