Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка 4.8

Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка 4.8
Работа с родителями
pptx
психологическая работа
1 кл—4 кл
01.02.2024
Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Комфортная среда необходима для жизни и развития ребенка. В этой среде ребенок отдыхает, восстанавливая физические и психические силы. Она нужна, чтобы помочь ребенку успокоиться, если он испытывает тревогу. В комфортной среде ребенку не нужно тратить силы на адаптацию и регуляцию поведения, поэтому именно такая среда подходит для отработки различных навыков и операций. Комфортная среда дает чувство безопасности, поэтому именно в ней ребенок начинает проявлять активность и самостоятельность.
Создание оптимальной среды для жизни и развития ребенка.pptx

Создание оптимальной среды для жизни и развития ребенка

Создание оптимальной среды для жизни и развития ребенка

Создание оптимальной среды для жизни и развития ребенка

Среда для ребенка с особыми возможностями здоровья является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом физическое и психическое здоровье.

Автор составитель
Педагог-психолог: Огнева Инна Васильевна

2023 год

КГКОУ Школа 1
г. Комсомольск на Амуре

Психологические условия формирования развивающей среды

Психологические условия формирования развивающей среды

Психологические условия формирования развивающей среды

Доверительные отношения между взрослыми в семье позволяют ребенку с ОВЗ без страха проявлять свои эмоции и чувства, что является основой развития личности.

Поддерживающая коммуникация – это общение, сосредоточенное на сохранении позитивных отношений между родителем и ребенком, которое позволяет совместно решать трудные задачи и укрепляет отношения.

Организация среды, способствующей игре ребенка

Организация среды, способствующей игре ребенка

Организация среды, способствующей игре ребенка.
Игра является ведущей деятельностью ребенка, и вся его жизнь подчинена игре.
Через игру ребенок учится общаться, регулировать свое эмоциональное состояние, при этом происходит развитие памяти, внимания, мышления, волевых процессов.

Среда (окружающая обстановка) является частью самой игры и она должна иметь следующие характеристики для того, чтобы игра возникла:
-наличие игрушек, предметов, которые вызывают интерес у ребенка;
-наличие возможности у ребенка выбирать деятельность во время занятия;
-взрослый должен как можно меньше вторгаться в деятельность ребенка;
-дружелюбная обстановка, направленная на то, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно;
-все занятия должны проходить в режиме, не допускающем наступление утомления, болезненных ощущений и других видов физического стресса;
-способность взрослого играть создает атмосферу, в которой возникает игра.

Игра – особая форма детской деятельности и является фактически самым важным средством, методом воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии

Игра – особая форма детской деятельности и является фактически самым важным средством, методом воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии

Игра – особая форма детской деятельности и является фактически самым важным средством, методом воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.

терапевтическая функция игры, которая заключается в возможности изменить психическое самочувствие ребенкасоздать радостное настроение, повысить самооценку, преодолеть имеющиеся страхи и комплексы, сформировать положительное отношение у ребенка к окружающим людям.

эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению потребности в движении.

Как подготовить домашнюю среду для развития ребенка?

Как подготовить домашнюю среду для развития ребенка?

Как подготовить домашнюю среду для развития ребенка?

Развивающая среда прежде всего заключается в создании такой обстановки для ребенка, где он бы мог сам, без посторенней помощи, выполнять как можно больше ежедневных действий: сам одеваться, самостоятельно есть и убирать свою посуду, мыть руки и так далее.

Организация среды должна соответствовать особенностям ребенка. Если стоит задача стимулировать речевую активность, целесообразнее организовать домашнее пространство так, чтобы ребенок обращался за помощью к взрослым.

Игрушки и дидактические материалы должны иметь 2 цели : прямую и косвенную

Игрушки и дидактические материалы должны иметь 2 цели : прямую и косвенную

Игрушки и дидактические материалы должны иметь 2 цели: прямую и косвенную.

Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, то есть способность к самостоятельному действию.


Косвенная же цель работает на зону его ближайшего развития.

Прихожая. Низкие крючки для одежды

Прихожая. Низкие крючки для одежды

Прихожая.
Низкие крючки для одежды.
Полочка для ботинок ребёнка.
Комната ребёнка или гостиная с местом, где ребёнок может заниматься с материалами и играть.
Низкие полочки с игрушками, материалами для творчества. Все материалы должны находиться на подносах, игрушки – в корзинках или коробках и быть разложены по группам (например, корзиночка с животными, коробка с «Лего» и т. п.). Важно, чтобы игрушек не было избыточное количество.
Столик и стул по росту ребёнка для работы с материалами или для творчества.
Низкая полочка с книгами. В комнате ребёнка должны находится только книги, соответствующие его возрасту. Не ставьте слишком много книг, лучше меняйте их время от времени.
Низкая кровать для сна, в которую ребёнок может сам лечь по своему желанию.
Низко подвешенное зеркало. Ребёнок смотрит на себя и учится координировать движения. Зеркало поможет ребёнку самостоятельно одеваться и расчёсываться.

Картины и украшения комнаты, располагаются на уровне взгляда ребенка

Картины и украшения комнаты, располагаются на уровне взгляда ребенка

Картины и украшения комнаты, располагаются на уровне взгляда ребенка.

Отдавайте предпочтения картинкам с животными или цветами в спокойных тонах, а также семейным фотографиям или фотографиям ребёнка.

Очень важно, чтобы ребёнок мог сам достать до своей одежды, поэтому отдавайте предпочтение низким полочкам. Не выкладывайте сразу всю одежду, ребёнок можете выбирать из 3–4 комплектов, подходящих по погоде.
Прикреплённая к стене доска для рисования мелом либо мольберт для рисования. Это необязательное, но очень приятное и полезное дополнение. Прекрасно, если вы сможете сделать такой уголок для творчества в комнате ребёнка или в гостиной.

Ванная комната и туалет. Высокая скамейка для того, чтобы ребёнок мог сам доставать до крана, мыть руки и умываться

Ванная комната и туалет. Высокая скамейка для того, чтобы ребёнок мог сам доставать до крана, мыть руки и умываться

Ванная комната и туалет.
Высокая скамейка для того, чтобы ребёнок мог сам доставать до крана, мыть руки и умываться.
Туалетные принадлежности (расчёска, зубная щётка и полотенце) в досягаемости ребёнка.
Игрушки для купания.

Кухня. Высокий стул для участия в трапезе со взрослыми

Кухня. Высокий стул для участия в трапезе со взрослыми

Кухня.
Высокий стул для участия в трапезе со взрослыми.
Высокая скамейка или подставка, чтобы ребёнок мог доставать до рабочих поверхностей на кухне или до высоких полок.

Столовые приборы ребёнка должны быть расположены на нижних полках или шкафчиках так, чтобы ребёнок мог сам накрыть на стол.
Губки, тряпочки, швабра по росту ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность сам убрать за собой.
Вода, сок, фрукты, печенья (или любые другие продукты, которые выбирают родители для того, чтобы ребёнок мог перекусить, когда ему захочется, расположенные так, чтобы ребёнок мог сам достать до них.

Участок или терраса. Доска для рисования

Участок или терраса. Доска для рисования

Участок или терраса.

Доска для рисования.
Сенсорные дорожки и коврики.
Место для игр с водой.
Песочница.
 Всевозможные спортивные снаряды.
Инструменты (молоток и гвозди, гвоздодёр, отвертки и т. п.)
 «Кухня» : место для игры в кухню с природными материалами.
Место для стирки и развешивания одежды.
Растения и цветы. Очень полезным будет для ребёнка опыт разведения небольшого огорода.
 

Необходимые предметы и порядок их хранения

Необходимые предметы и порядок их хранения

Необходимые предметы и порядок
их хранения.

В течение дня мы пользуемся большим количеством разнообразных вещей. Если все они будут лежать на виду без всякой системы, ребенок не сможет отыскать нужный ему предмет, не сможет сосредоточить внимание на одном объекте, выбрать, чем бы ему хотелось заниматься.

Поэтому большинство вещей надо убрать, в свободном доступе должны оставаться только предметы, необходимые в данный момент (посуда во время еды; краски, кисточки и бумага во время рисования и т.д.).

События в жизни ребенка Нередко посещение новых мест вызывает страх у ребенка

События в жизни ребенка Нередко посещение новых мест вызывает страх у ребенка

События в жизни ребенка

Нередко посещение новых мест вызывает страх у ребенка.

Иногда у ребенка может быть очень мало дел, которыми он готов заниматься (некоторые дети готовы только смотреть мультики, есть и спать, остальные события пугают их и вызывают сопротивление).
В таком случае начать необходимо со стабильного режима дня с небольшим количеством понятных для ребенка дел.

Помочь ребенку ориентироваться в последовательности дел может расписание дня, специально созданное в понятной ребенку форм

Создавая среду для развития ребенка, проявляйте креативность и учитывайте его индивидуальные особенности

Создавая среду для развития ребенка, проявляйте креативность и учитывайте его индивидуальные особенности

Создавая среду для развития ребенка, проявляйте креативность и учитывайте его индивидуальные особенности.
 

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024