СОЗДАНИЕ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В основе обучения и воспитания, как нормально развивающихся детей, так и детей с ОВЗ и детей-инвалидов, лежат одни и те же убеждения, которые в том и другом случае осуществляются по-разному. Данные основы воспитывающего и развивающего обучения, взаимосвязи обучения с жизнью, научности и доступности, систематичности и очередности, сознательности и активности, наглядности, стабильности итогов обучения, коллективного характера обучения и учета личных особенностей обучающихся.
В школьном спортивном клубе соблюдается щадящий, охранительный режим, который реализуется в создании в каждой учебно - тренировочной группе доброжелательной, мотивирующей атмосферы, предупреждении конфликтных ситуаций, с учетом особенностей каждого ребенка.
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов весьма значительным считается мотивирование, уяснение того, для чего необходимы те или иные познания и как они могут применять их в жизни.
В школьном спортивном клубе для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные задачи и задачи физического формирования:
- развитие потребности и умения заниматься физическими упражнениями, сознательно использовать их в целях развлечений, занятий, роста трудоспособности;
- развитие моральных и волевых свойств, приучение к выдержке, организованности, ответственности за собственные поступки;
- формирование физиологических особенностей;
- укрепление здоровья, закалка организма;
- обучение основам техники движений, развитие актуально требуемых умений и способностей;
- организация необходимых гигиенических способностей.
К особым задачам относятся
1. Корректировка ключевых упражнений в ходьбе, беге, метании, прыжках, упражнениях с предметами и др.;
- компенсирование утраченных либо нарушенных двигательных способностей;
- согласованности движений некоторых звеньев тел (туловища, рук, ног, головы);
- слаженности движений и дыхания;
- развитие движений за счет неповрежденных функций.
2. Корректировка и формирование координационных способностей:
- статического и динамического равновесия;
- расслабления;
- дифференцировки усилий, времени и пространства;
- размеренности движений;
- правильности выполнения мелких движений кисти и пальцев;
- ориентировки в пространстве.
Скорости реагирования на меняющиеся условия.
3. Корректировка и формирование физиологической подготовленности:
- формирование мышечной силы, простых конфигураций высокоскоростных возможностей, сноровке, стойкости, мобильности в суставах;
- целенаправленное подтягивание отстающих в формировании физических качеств.
4. Корректировка и предотвращение соматических патологий:
- корректировка массы тела;
- корректировка речевого дыхания;
- развитие и корректировка осанки;
- предотвращение и корректировка плоскостопия;
- укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
5. Корректировка и формирование психологических и сенсорно-перцептивных возможностей:
- дифференциация визуальных и слуховых сигналов по силе, дистанции, направлению;
- формирование визуальной и слуховой памяти;
- формирование визуально-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
- формирование визуального и слухового внимания;
- дифференциация визуальных, слуховых, тактильных чувств;
- формирование воображения;
- корректировка и формирование эмоционально-волевой сферы.
6. Формирование познавательной деятельности:
- увеличение и фиксирование знаний, основанных на межпредметных отношениях, представляющих составной частью физиологических процедур (развитие пространственных представлений, вербальной и коммуникативной работы, ознакомление с животным миром и т.п.);
- развитие представлений о несложных движениях, частях тела, суставах, об упражнениях, их техническом влиянии на организм, требования к осанке, дыханию, питанию, распорядку дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, смыслу упражнений в жизни человека и самостоятельных занятий.
7. Развитие личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Программный материал по физической культуре содержит области: ритмика и дыхательная гимнастика, зарядка, легка атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры. Каждый из этих областей содержит множественные физиологические процедуры, разрешающие оказывать воздействие на разнообразные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, вносить коррекцию в развитие физического воспитания, психики и поведения. Одни и те же упражнения имеют все шансы применяться на тренировочных занятиях физического воспитания и лечебной физической культуры, на спортивных занятиях.
В соответствии с педагогическими задачами их можно совместить в последующие категории:
- упражнения на коррекцию осанки, своды стопы, телосложения;
- упражнения, сопряженные с движением тела в пространстве - ходьба, прыжки, лазание, плавание, ходьба на лыжах;
- упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- упражнения лечебного и предупреждающего влияния;
- художественно - музыкальные упражнения;
- упражнения, нацеленные на формирование и коррекцию восприятия, мышления, воображения, визуальной и акустической памяти, внимания и иных психологических процессов;
- упражнения, выступающие равно как независимые разновидности адаптационного спорта;
- общеразвивающие упражнения;
- упражнения на формирование силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости;
- упражнения на формирование и коррекцию координационных возможностей;
- укрепление мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, ног;
- упражнения с речитативами, стихами, загадками, счетом;
- упражнения прикладного характера, целенаправленные на освоение ремесла, трудовой деятельности.
На учебно - тренировочных занятиях необходимо подбирать для учащихся с ОВЗ и учащихся-инвалидов подобные упражнения, подвижные игры, которые бы гармонично совершенствовали их. Данные и прочие характерные черты требуют исследования особенных технологий с целью проведения учебно-тренировочных занятий.
Внеклассная работа по физическому воспитанию - это многочисленные физкультурные и спортивные мероприятия, проведение «Дней здоровья», а кроме того усовершенствование личных спортивных достижений, обучающихся согласно определенным видам спорта.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенности обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в спортивном клубе, заключаются в целенаправленной коррекционной работе, направленной на коррекцию основных движений, развитие координационных способностей, профилактику соматических нарушений и воспитание личности ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.