Создание ситуации успеха в обучении детей ОВЗ в общеобразовательном классе
Оценка 4.7

Создание ситуации успеха в обучении детей ОВЗ в общеобразовательном классе

Оценка 4.7
docx
28.07.2020
Создание ситуации успеха в обучении детей  ОВЗ в общеобразовательном  классе
С введением инклюзии с сентября 2016 года мы начали обучать детей ОВЗ в общеобразовательных классах. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В связи с недостаточностью методико – практической литературы для учителей начальных классов по реализации инклюзивной формы обучения,предлагаем наработанные практическим опытом рекомендации.
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАССЕ..docx

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАССЕ.

 

Бисилова С.И. учитель начальных классов                                                                                            МБОУ «Средняя школа №4 имени А.М. Горького»

С введением инклюзии с сентября 2016 года мы начали обучать детей ОВЗ в общеобразовательных классах. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В связи с недостаточностью методико – практической литературы для учителей начальных классов по реализации инклюзивной формы обучения,предлагаем наработанные практическим опытом рекомендации.   

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам, реализующим практику инклюзивного образования с детьми с задержкой  психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затрудненияобучающихся при усвоении учебного материала. В условиях переутомления и повышенного напряжения у детей обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

 В связи свыше сказанным,у детей возникаютособые образовательные потребности

Для работы  с  детьми ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:

-  обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); 

- увеличение сроков освоения образовательной программы, если это вариант 7.2 до 5 лет;

-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- наглядно-действенный характер содержания образования; 

- развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;

- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно - познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, можно открыть им путь к получению не только  образования, но нахождение своего места в жизни. Ориентируясь на   принцип «Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут».

Создавая  ситуацию успеха, стараюсь  повышать у конкретного ребенка мотивацию к обучению.    К примеру, используя любовь одного  из моих учеников к чтению, предлагаю ему участвовать в конкурсах чтецов.  Победа в конкурсах повышает его самооценку, желание учиться. Он успешен и значим  в глазах сверстников. В своей работе опираюсь на  конкретные возможности каждого ребёнка, подбирая индивидуальный подход.

 

 

Процесс обучениянеобходимо организовать с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, «пошаговом» предъявлении материала, с дроблением условия на части, адаптированным заданием, дозированной помощью.

 

Пример: При изучении темы Однокоренные слова (3кл. УМК Школы России, уч. с 61,упр 107).

Прочитайте.

 

Береза, моя березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Березка

Березняк

Подберезовик

 

·        Прочитайте, однокоренные слова в правом столбике, определите, что обозначает каждое слово. А что общего, в лексическом значении этих слов? Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение?

·        Прочитайте предложение. Найдите в нем слова, однокоренные словам из правого столбика . Докажи, что эти слова  однокоренные.

·        Запишите однокоренные слова с корнем берез-. Выделите в них корень.

Адаптируем упражнение. Делим условие на части:

Ø - Прочитай правый столбик.

Ø -  Тебе знакомы эти слова, Что они означают?

Давай поиграем:

Ø Что общего у этих слов,  Чем они схожи? (общая часть)

Ø Попробуем исключить «лишнее слово».

Ø Почему ты думаешь это слово лишнее ? (подберезовик).

Ø Прочитай предложение в левом столбике.

Ø Соедини линиями «слова родственники» в левом и правом  столбиках.

Ø Как ты думаешь, что называется корнем слова?

 

  - Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень слова- это самая главная часть  слове. В ней заключено

   общее лексическое значение всех родственных слов.

Ø Запиши однокоренные слова с корнем берез-.  Выдели в них корень

 

Пример №2Подбираем разноуровневые задания:

 

«Зачеркни лишнее слово»

 

борьба         

весёлый

борец

веселье

воевать

весенний

 

 

Выпиши только однокоренные слова. Выдели  общую часть  слова.

Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.

 

«Игра собери группы однокоренных слов»

Море, дождик, моряк, сахарница, сахарный, дождь, морской, дождливый, сахар.

 

мор

сахар

дожд

…….………..

…….………..

……………..

…….………..

…….………..

……………..

 

…….………..

…….………..

……………..

 

 

При работе с детьми ЗПР необходимопридерживаться наглядно-действенного характера содержания обучения, учитывая, что у данных детей психическое развитие на 1,5-2 года запаздывает.Эти дети  лучше усваивают  учебный материал, представленный в игровой форме.

 

Рекомендую  в образовательном процессе активно использовать электронные приложения к учебникам, презентации, тетради напечатной основой (дети меньше утомляются и объем выполненной работы возрастает),

т.е. все то, что вызывает у обучающихсяинтерес и повышает мотивацию к обучению.

 

Активные методы обучения способствуют развитию у обучающихсяУУД, способности выражать свои чувства, мысли, отстаивать свою точку  зрения, развивают чувство сопереживания, коммуникативные навыки.

 

С целью способствовать формированию гармоничной личности каждого обучающегося с учётом его индивидуальности, рекомендую использовать в образовательном процессе основные методы:  наблюдения, беседа, коррекционно- развивающие упражнения,  игры, тренинги.

 

 

 

 

 

Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.

2.     2. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.

3.     Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.

4.     Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

5.     Канакина В.П. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В  2 ч. ч.1/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.-6 –е изд. М-Просвешение, 2016.- 159с.,( Школа России).


 

Скачано с www.znanio.ru

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ

ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); -…

ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); -…

Процесс обучениянеобходимо организовать с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, «пошаговом» предъявлении материала, с дроблением условия на части, адаптированным заданием, дозированной помощью

Процесс обучениянеобходимо организовать с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, «пошаговом» предъявлении материала, с дроблением условия на части, адаптированным заданием, дозированной помощью

Выпиши только однокоренные слова

Выпиши только однокоренные слова

Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /

Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2020