СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАССЕ.
Бисилова С.И. учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №4 имени А.М. Горького»
С введением инклюзии с сентября 2016 года мы начали обучать детей ОВЗ в общеобразовательных классах. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В связи с недостаточностью методико – практической литературы для учителей начальных классов по реализации инклюзивной формы обучения,предлагаем наработанные практическим опытом рекомендации.
Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам, реализующим практику инклюзивного образования с детьми с задержкой психического развития.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затрудненияобучающихся при усвоении учебного материала. В условиях переутомления и повышенного напряжения у детей обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
В связи свыше сказанным,у детей возникаютособые образовательные потребности.
Для работы с детьми ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- увеличение сроков освоения образовательной программы, если это вариант 7.2 до 5 лет;
-упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно - познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, можно открыть им путь к получению не только образования, но нахождение своего места в жизни. Ориентируясь на принцип «Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут».
Создавая ситуацию успеха, стараюсь повышать у конкретного ребенка мотивацию к обучению. К примеру, используя любовь одного из моих учеников к чтению, предлагаю ему участвовать в конкурсах чтецов. Победа в конкурсах повышает его самооценку, желание учиться. Он успешен и значим в глазах сверстников. В своей работе опираюсь на конкретные возможности каждого ребёнка, подбирая индивидуальный подход.
Процесс обучениянеобходимо организовать с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, «пошаговом» предъявлении материала, с дроблением условия на части, адаптированным заданием, дозированной помощью.
Пример: При изучении темы Однокоренные слова (3кл. УМК Школы России, уч. с 61,упр 107).
Прочитайте.
Береза, моя березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая! |
Березка Березняк Подберезовик |
· Прочитайте, однокоренные слова в правом столбике, определите, что обозначает каждое слово. А что общего, в лексическом значении этих слов? Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение?
· Прочитайте предложение. Найдите в нем слова, однокоренные словам из правого столбика . Докажи, что эти слова однокоренные.
· Запишите однокоренные слова с корнем берез-. Выделите в них корень.
Адаптируем упражнение. Делим условие на части:
Ø - Прочитай правый столбик.
Ø - Тебе знакомы эти слова, Что они означают?
Давай поиграем:
Ø Что общего у этих слов, Чем они схожи? (общая часть)
Ø Попробуем исключить «лишнее слово».
Ø Почему ты думаешь это слово лишнее ? (подберезовик).
Ø Прочитай предложение в левом столбике.
Ø Соедини линиями «слова родственники» в левом и правом столбиках.
Ø Как ты думаешь, что называется корнем слова?
- Общая часть родственных слов называется корнем.
Корень слова- это самая главная часть слове. В ней заключено
общее лексическое значение всех родственных слов.
Ø Запиши однокоренные слова с корнем берез-. Выдели в них корень
Пример №2Подбираем разноуровневые задания:
«Зачеркни лишнее слово»
борьба |
весёлый |
борец |
веселье |
воевать |
весенний |
Выпиши только однокоренные слова. Выдели общую часть слова.
Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.
«Игра собери группы однокоренных слов»
Море, дождик, моряк, сахарница, сахарный, дождь, морской, дождливый, сахар.
мор |
сахар |
дожд |
…….……….. …….……….. …………….. |
…….……….. …….……….. ……………..
|
…….……….. …….……….. ……………..
|
При работе с детьми ЗПР необходимопридерживаться наглядно-действенного характера содержания обучения, учитывая, что у данных детей психическое развитие на 1,5-2 года запаздывает.Эти дети лучше усваивают учебный материал, представленный в игровой форме.
Рекомендую в образовательном процессе активно использовать электронные приложения к учебникам, презентации, тетради напечатной основой (дети меньше утомляются и объем выполненной работы возрастает),
т.е. все то, что вызывает у обучающихсяинтерес и повышает мотивацию к обучению.
Активные методы обучения способствуют развитию у обучающихсяУУД, способности выражать свои чувства, мысли, отстаивать свою точку зрения, развивают чувство сопереживания, коммуникативные навыки.
С целью способствовать формированию гармоничной личности каждого обучающегося с учётом его индивидуальности, рекомендую использовать в образовательном процессе основные методы: наблюдения, беседа, коррекционно- развивающие упражнения, игры, тренинги.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 404 с.
2. 2. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
4. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
5. Канакина В.П. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. ч.1/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.-6 –е изд. М-Просвешение, 2016.- 159с.,( Школа России).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.