Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников
Оглавление.
I. Введение.
II. Использование ситуаций успеха в современной школе.
§1. Алгоритм создания ситуации успеха
§2. Основные типы и приёмы создания ситуации успеха.
§3. Система методов создания ситуации успеха на уроке.
§4. Диагностика эмоционального состояния обучающихся
в ходе учебно-воспитательного процесса.
III. Заключение.
IV. Приложение.
V. Список литературы.
I. Введение.
Каждый писатель живёт в своих книгах, художник – в картинах, а я, как учитель, - в мыслях и поступках своих учеников.
И каждый раз мне тревожно на душе: как раскрыть, развить в учениках то лучшее, что в них заложено природой?
Как сделать так, чтоб зёрна таланта в детях, взошли, расцвели и крепли, как главное чудо на свете!
Каждому человеку на нашей огромной планете очень важно, хотя бы раз в жизни, пережить чувство успешности, так как даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние человека, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими.
Поэтому, главный смысл моей деятельности состоит в том, чтобы каждый ребёнок был успешен, ведь это способствует развитию уверенности ученика в себе, повышению самооценки, развитию чувства собственной значимости. Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Нужно стараться чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.
Я твердо убеждена, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”.
Я считаю, что успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Главный смысл моей деятельности состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей. В моём понимании, ситуация успеха – это расстояние между тем с чего начал ученик и его самым последним достижением.
Моя задача в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Я уверена, что ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха.
II. Использование ситуаций успеха в современной школе.
§1. Алгоритм создания ситуации успеха
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
1.Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребёнку избежать поражения. Достигается путём намёка, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
4. Внесение мотива – показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех , не результат в целом, а какой-то его отдельной детали. . “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Алгоритм создания ситуации успеха.
Таблица 1
|ОПЕРАЦИЯ |НАЗНАЧЕНИЕ |РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
|1. Снятие |Помогает преодолеть |«Мы все пробуем и ищем, только |
|страха |неуверенность в |так может что-то получиться». |
| |собственных силах, |«Люди учатся на своих ошибках и |
| |робость, боязнь самого |находят другие способы решения».|
| |дела и оценки окружающих.| |
| | |«Контрольная работа довольно |
| | |легкая, этот материал мы с вами |
| | |проходили». |
|2. |Помогает учителю выразить|«У вас обязательно получиться..»|
|Авансирование |свою твердую убежденность| |
|успешного |в том, что его ученик |«Я даже не сомневаюсь в успешном|
|результата |обязательно справиться с |результате». |
| |поставленной задачей. | |
| |Это, в свою очередь, | |
| |внушает ребенку | |
| |уверенность в свои силы и| |
| |возможности. | |
|3. Скрытое |Помогает ребенку избежать|«Возможно, лучше всего начать |
|инструктирован|поражения. |с…..» |
|ие ребенка в |Достигается путем намека,|«Выполняя работу, не забудьте |
|способах и |пожелания. |о…..» |
|формах | | |
|совершения | | |
|деятельности | | |
|4. Внесение |Показывает ребенку ради |«Без твоей помощи твоим |
|мотива |чего, ради кого |товарищам не справиться…» |
| |совершается эта | |
| |деятельность, кому будет | |
| |хорошо после выполнения. | |
|5. |Обозначает важность |«Только ты и мог бы….» |
|Персональная |усилий ребенка в |«Только тебе я и могу |
|исключительнос|предстоящей или |доверить…» |
|ть. |совершаемой деятельности.|«Ни к кому, кроме тебя, я не |
| | |могу обратиться с этой |
| | |просьбой…» |
|6. Мобилизация|Побуждает к выполнению |«Нам уже не терпится начать |
|активности или|конкретных действий. |работу…» |
|педагогическое| |«Так хочется поскорее увидеть…»|
|внушение. | | |
|7. Высокая |Помогает эмоционально |«Тебе особенно удалось то |
|оценка детали.|пережить успех не |объяснение». |
| |результата в целом, а |«Больше всего мне в твоей |
| |какой-то его отдельной |работе понравилось…» |
| |детали. |«Наивысшей похвалы заслуживает |
| | |эта часть твоей работы». |
§2. Основные типы и приёмы создания ситуации успеха.
В своей педагогической деятельности я использую основные типы ситуации успеха:
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.
Приёмами «неожиданной радости» является: «даю шанс», «лестница», «исповедь», «эмоциональное поглаживание».
Например, приём «исповедь» можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик.
Приём «эмоциональное поглаживание» - он позволяет внушить ребёнку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, протянуть ему на ладони своё обнажённое сердце, открытое для добра и сочувствия.(рис.1)
Рисунок 1.
Общая радость – состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.
Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Приёмами «общей радости» являются:
«следуй за нами» - смысл, которого состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил, реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
«обмен ролями» – даёт возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический приём создания ситуации успеха. Девиз этого приёма: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».(рис.2)
Рисунок 2.
Радость познания – опирается на самообразование, на самопознание. Именно выращивание познавательного интереса и есть предмет моей заботы формирующего радость познания.
Приёмами «радости познания» являются:
Приём «линия горизонта» - однажды, открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачам
«эврика», суть которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранние возможности. Он должен получить интересный результат, который впоследствии открывает перспективу познания.(рис. 3)
Рисунок 3.
§3. Система методов создания ситуации успеха на уроке.
Я оперирую методами, которые позволяют создать условия для переживания учащимися ситуации успеха.
Методы дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Моя задача состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
При изучении нового материала я создаю в классе группы, условно разделив их на “сильных”, “средних” и “слабых” учащихся. После объяснения нового материала я предоставляю возможность группе сильных учеников проявить свои творческие способности в ходе выполнения самостоятельного задания на применение изученного материала. Характер творческих заданий может быть различным:
Вторая и третья группа продолжают работать под руководством учителя, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. Я имею возможность поработать с группой слабых учеников и осуществляет усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному, используя большое количество примеров и упражнений. Также детям предлагаются образцы выполнения заданий, опорные схемы и алгоритмы действий. Каждый ученик в такой ситуации работать в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.
Осуществление разноуровнего контроля – создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню ЗУН обучающихся. Задания выполненные сверх обязательного минимума оцениваю отдельно.
Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора я предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности.
Таблица 2
Ситуация выбора на уроке.
Ситуация выбора |
Пример |
Выбор содержания обучения |
Выбор содержания домашнего задания Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе Выбор уровня сложности задания |
Выбор методов обучения |
Изучение с помощью учителя или самостоятельно |
Выбор формы обучения |
Работа индивидуально, в паре, в группе Работа в классе |
Результатом ситуации выбора является формирование у детей осознанного выбора работы по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.
К сожалению, часть обучающихся, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно, поэтому я использую групповые формы работы. Дети, выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, получают возможность справиться с заданием успешно.
Я часто сталкиваюсь с такой проблемой обучающихся, слушающих объяснение учителя в классе, не способны усвоить услышанную информацию и испытывают неудачу при применении знаний на практике. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Я создаю проблемную ситуацию, направляю учащихся на её решение, организую поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведу фрагмент урока окружающего мира:
Тема урока: “Органы чувств”
Учитель.– Закройте глаза и представьте следующую картину: Человек стоит на берегу моря. Перед ним бескрайнее море и золотое солнце. Он слушает шум волн, вдыхает неповторимый запах моря. Ветер бросает ему в лицо соленые брызги. Человек чувствует приятный теплый, немного влажный воздух побережья.
Кто из вас смог представить себя на берегу моря? Что окружает человека в моем рассказе? Дети. – …
Учитель.: С помощью каких органов-помощников человек воспринимает мир?
Составляется схема. (рис.4)
Рисунок 4.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Например: тема «Термометр». Проблемные вопросы: почему термометр иногда называют термоизмеритель или градусник? Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром? В каком случае водный термометр покажет неверную температуру? Проблемные задачи: осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы. Регулярно используя в течение нескольких лет приём, «Творчество работает на будущее», моими учениками была создана огромная копилка дидактических пособий.
Использование проектного метода в обучении школьников
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты выполняются детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие школьники работают над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д. (рис. 5)
Рисунок 5.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
построение учебного процесса с опорой на интересы детей.
§4. Диагностика эмоционального состояния обучающихся
в ходе учебно-воспитательного процесса.
Мне очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой я подвожу учащихся, использую самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока. (Приложение №1, 2, 3, 4)
Еще один интересный прием – работа с “деревом настроений”, которое используется как своеобразный диагностический инструмент для определения настроения, эмоционального фона учащихся в течение учебного дня. (рис.6)
Рисунок 6.
На большом листе бумаги изображается ствол дерева, для листьев делаются прорези. Мы используем следующий цвет листьев – красный, желтый, зеленый, фиолетовый. По желанию педагога, можно расширить цветовой спектр и включить листья черного, серого цвета. Приходя на занятия, дети самостоятельно выбирают лист и вставляют его в прорезь дерева. Анализируя цветовую гамму, учитель может сделать вывод об эмоциональном состоянии отдельных учащихся и всего класса в целом. Интерпретация цвета: красный цвет означает агрессивность, спонтанную активность, критическое отношение к себе; фиолетовый – угнетенное состояние, нежелание общаться, уход в себя, недовольство собой и своими достижениями; желтый – солнечное настроение, потребность в активности, самоутверждении, удовлетворенность своими успехами; зеленый – спокойное ровное настроение.
Акцентирование успехов каждого ученика, отслеживание продвижение его в учебной деятельности.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится папка, название которое каждый ученик выбирает индивидуально “Мои успехи”, “Мои достижения”, “Мое творчество”. (Приложение № 5)
В папку вкладываются все работы ученика, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя. Эти разделы включают в себя: “портфолио документов”, “портфолио работ” и “портфолио отзывов”. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.
Творческие практические задания также предлагаю по выбору, или инициативе учащихся. Рассмотрим примеры возможных творческих заданий по теме «Моя семья» (2-4 класс).
мини-сочинение «Моя семья»;
портретная галерея «Моя семья»;
реклама «Традиции моей семьи», «Праздники в моей семье»;
составление родословного древа;
мини-исследование по теме «Мое имя»;
выпуск газеты «Моя семья»;
фотовыставка «Моя семья;
электронная презентация «Моя семья»;
сочинение-размышление «Моя семья в истории моего города»;
сочинение «Старшее поколение моей семьи» и т. д.
Нередко практика творческой деятельности перерастает в практику проектной и исследовательской деятельности. Так возникли учебно-исследовательская работа «Кукла вчера, сегодня и завтра», «Город моего будущего», « Улица моей мечты», «В гостях у сказки» и т.д.
Выполняя учебно-исследовательскую работу, творческий проект, учащиеся под моим руководством и с помощью родителей учатся выбору темы, постановке цели исследования, определяют задачи, которые необходимо решить для достижения цели, учатся планировать свою деятельность и работать по плану. Это и практика работы с источниками информации, проведения экспериментов, анкетирования. Младший школьник учится анализировать, синтезировать, делать выводы и умозаключения. Выступая на конференции, ребята приобретают презентационные, коммуникативные умения и навыки, учатся рефлексии своей деятельности и деятельности сверстников.
С каждым годом интерес ребят к учебно-исследовательской деятельности возрастает, появляются новые исследования и проекты.
Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Каково же это
влияние?
Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение. В частности, подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает детей на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов.
По данным моих исследований видно прямую зависимость качества обучения от ситуации успеха.(Приложение №6). По всем предметам происходит повышение качества обучения, но в различной степени. Незначительное повышение наблюдается по таким предметам, как труд и чтение. Резкий скачок качества обучения произошел по таким предметам, как математика и русский язык (программа Гармония). Разница составила 10 % и 19 %. Незначительное повышение по таким предметам, как труд и чтение объясняется тем, что они не требуют от школьника большого умственного напряжения. Мир вокруг нас больше всего интересует учащихся. А трудные предметы, по мнению учащихся, математика и русский язык. И именно на эти предметы, играющие первостепенную роль в умственном развитии учащихся, создание ситуации успеха в педагогическом процессе оказывает значительное влияние.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.
III. Заключение.
Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
Ребенок, у которого все складывалось достаточно удачно в первые пять лет жизни, не сомневается, что и дальше все будет в порядке. Педагоги знают, что уверенность эта может ослабеть, но не исчезнуть в течение еще пяти лет, даже если учение не принесет удовлетворения. Тем не менее, если ребенок то и дело терпит неудачи в течение первых пяти лет обучения, т.е. от пяти до десяти лет, к десятилетнему возрасту от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, и ребенок свыкается с неудачами. Теперь он убежден в том, что не способен решать стоящие перед ним проблемы. Он все больше отходит от поиска любви и самоуважения, на ощупь пробираясь единственными, как ему кажется, оставшимися открытыми для него путями – правонарушений и ухода в себя. И хотя успехи в школе все еще возможны, шансы на их достижение с каждым годом становится все менее вероятными.
По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся чаще всего не могут успешно адаптироваться в наше бурное время. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Я считаю, что ситуация успеха «перерастает» из приема в педагогическое условие активизации учебной деятельности только в том случае, если происходит смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он должен стать субъектом, творцом учебной деятельности, ощутить в себе уверенность, обрести себя как личность.
Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха учащийся становится субъектом учебной деятельности, носителем активного, преобразующего начала. Эффективность такой ситуации проверяется не только наличием активного отношения к учебе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности.
Я уверена, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она организуется на всех этапах учебного процесса; усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что находит свое отражение в подборе приемов и средств в работе с конкретным учеником.
· Я уверена, что создание ситуации успеха в педагогическом процессе оказывает влияние на успешный личностный рост ученика, на дальнейшую судьбу ребёнка, который не затерялся в большом мире взрослых, и нашёл в нём себя.
· Помните, в каждом ребёнке – чудо, ожидайте его! Затрагивайте тонкие струны детских душ, и если они звучат, как единая мелодия, значит, учитель состоялся.
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение № 1.
Отношение ребенка к обучению в школе.
Задача этой методики – определить исходную мотивацию учения у детей,
поступающих в школу, т.е. выяснить, если у них интерес к обучению.
Отношения ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учится в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится.
Имеется в в иду желание приобретать новые знания, полезные умения и
навыки, связанные с освоением школьной программы.
Правильным и полным, заслуживающим оценки в один балл, считается только достаточно развернутый, вполне убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонний и неполный, то он оценивается в 0,5 балла. Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений, навыков. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0,5 балла.
С учетом оценки в 0,5 балла следует считать, что полностью готовым к
обучению в школе является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5-8 баллов. Не готовым, если сумма баллов составила менее 5.
Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия
вопросов:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем обычно занимаются в школе?
4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
6. Как нужно вести себя на уроках в школе?
7. Что такое домашнее задание?
8. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?
10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?
Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно
соответствует смыслу вопроса. Для того, чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на обсалютное большинство задаваемых ему вопросов: Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то надо задать дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению.. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.
Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти в школу, если правильные ответы получены, как минимум, на половину всех заданных вопросов.
Приложение №2
НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ
|
часто |
редко |
Никогда |
С опасением, что не выучил урок |
4 |
28 |
8 |
С удовольствием. |
8 |
20 |
12 |
С радостью, что встречу друзей. |
32 |
6 |
2 |
С желанием получить новые знания. |
6 |
30 |
4 |
С опасением встретить вредног учителя |
8 |
26 |
6 |
Боюсь не справиться с контрольной. |
6 |
28 |
6 |
Иду потому, что так надо. |
36 |
4 |
0 |
С тревогой, ведь встреча с личным врагом. |
4 |
12 |
|
Учеба меня тяготит, портит настроение. |
6 |
18 |
16 |
Мне безразлично |
4 |
24 |
12 |
Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оценивают ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что бояться контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. "Вредным" учителем они называют такого, который относится к ним несправедливо, готов мстить за грубое слово и другие промахи.
Присутствуют черты "школы отчуждения": значительная часть учащихся (36 человек из 40) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит
настроение, тяготит, преимущественно не успевающих. Но, не смотря на это,
безразличных к школе фактически нет.
Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно
для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (8 человек), ребята
не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе!
В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего
настроения (см. прил. №6). Количество опрошенных составляет 18 человек, их которых у 10 преобладает негативное состояние. Степень негативного
состояния впечатляет, если учесть, что обучение осуществляется всего
второй год. В основном это ребята, обучающиеся на четыре, и пять.
Обычное (нейтральное) состояние преобладает у отстающих. Сильно
выраженное эйфорическое состояние – всего у двух девочек, которые являются отличницами. Такова общая картина настроения у школьников 2"а" класса до использования в практике создания ситуаций успеха.
После использования на практике ситуаций успеха настроение учащихся
повысилось. Степень негативного состояния значительно уменьшилась. Может быть, степень негативного состояния объясняется неготовностью к обучению?
Существует методика, определяющая готовность к обучению (см. прил. №2).
Приложение №3
Тест – опросник " Оценка настроения ".
Тест привлекает краткостью, простой формой вопросов и ответов. В этом
опроснике предлагается 21 вопрос, на которые следует ответить из 3
вариантов: "да", "нет", "наоборот" ( противоположное чувство). По ответам
составляется мнение том, какое настроение преобладает в момент
обследование: обычное, эйфорическое или негативное.
Оценка результатов: проводиться по следующим критериям.
Настроение: 9 баллов-20 ответов «нет»; 8 баллов-19 ответов «нет»; 7
баллов- 18 ответов «нет»; 6 баллов-16-17 «нет»; 5 баллов-13-15 «нет»; 4
балла-10-12 «нет»; 3 балла-8-9 «нет»; 2 балла-6-7 «нет»; 1балл-5 и менее
ответов «нет».
Негативное состояние: ответы «да» в вопросах 2,3,4,5,7,9,10,11,
14,15,18,19,20; ответы «наоборот» в вопросах 1,6,8,12,16,17. Чем меньше
указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов-1-2 ответа; 8 баллов-3; 7
баллов-4; 6 баллов-5-6; 5 баллов- 7-8; 4 балла-9-10 ответов; 3 балла- 11-13
ответов; 2 балла – 14-15 ответов.
Состояние эйфории: ответы «да» в вопросах 1,6,8,12,16,17; ответы
«наоборот» в вопросах 2,3,4,5,7,9,10,11,13,14,15,18,19,20. Чем больше
указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий ): 9 баллов-6ответов и ниже; 8 баллов – 7; 7 баллов -8-9 ответов; 6 баллов – 10-11; 5 баллов – 12-13; 4 балла – 14-15; 3 балла – 16-17; 2 балл – 18-19; 1 балл – 20 ответов и более.
Вопросы:
1. Чувствую себя бодро.
2. Другие учащиеся очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее закончились бы занятия.
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что готов горы свернуть.
7. Оценка, полученная мною, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение: хочется петь, плясать, целовать от радости
каждого кого вижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно,
сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного
поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом».
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».
16. Все люди мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко и доступно.
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются
как приятная музыка.
Приложение № 5.
Опрос преподавателей.
Ф.И.О.
Предмет.
1. Какое значение, по вашему мнению, имеет создание ситуаций успеха
в учебно-воспитательном процессе?
2. Перечислите виды ситуаций успеха.
3. Назовите фамилии авторов, рассматривающих вопрос о создании
ситуаций успеха в учебном процессе.
4. Находят ли отражение ситуации успеха в вашей педагогической
деятельности? Каким образом?
5. При помощи каких приемов учитель может сформировать интерес у
учащихся к учебному процессу?
Приложение № 5.
Портфолио учащихся.
Приложение № 6.
Зависимость качества обучения от создания ситуации успеха по предметам.
V. Список литературы.
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991-
169.
2. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение",
1991-239.
3. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991-71.
4. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982-175.
5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.
М.: "Владос", 1995-528.
6. Смирнова Е. Э., Курлов В.Ф. Мир ребенка., Санкт-Петербург, 1997-50.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988-272.
8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: "Педагогика", 1979-175
9. Белкин А.С. Читаю чувства на лице твоем // Народное образование,
1990-№11, с.91
10. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших
школьников // Начальная школа, 1999-№10, с.31-32
11. Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель – ученик". // Педагогика, 1998-
№6, с.46.
12. Энциклопедия психологических тестов. Под ред. А. Карелина. М.:
"Издательство АСТ", 1997-300.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.