Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ОВЗ
Оценка 4.7

Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ОВЗ

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
28.01.2024
Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ОВЗ
доклад Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ОВЗ..docx

Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ОВЗ.

Доклад подготовила учитель

ГАОУ школы-интернат №5

п.г.т. Новобурейский

Амурской области

Гусятникова И. В.

 

«Чтобы сделать ребенка умным и

рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

(Жан-Жак Руссо)

 

     В законе РФ «Об образовании» сказано, что «Государство создает условия гражданам с ОВЗ, для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Также в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ, рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.»

Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, то есть создание благоприятной здоровьесберегающей среды обучения.

Здоровьесберегающая среда – это окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Для создания такой среды педагогам необходимо знать показатели физического и психического здоровья ребенка.

      Физическое здоровье совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение)

      состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение)

      Психическое здоровье высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение)

      это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение)

Для получения информации о здоровье ребенка, проводится комплексное обследование в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума, далее, при необходимости, ребенок, испытывающий трудности в обучении, направляется на консультацию более высокого уровня – муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК).

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

ПМПК работает как единая "команда " специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение.

По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями. При согласии родителей (законных представителей) с заключениями (спе­циалистов и коллегиальным) и рекомен­дациями ПМПК им выдаются "на руки" два документа: коллегиальное заклю­чение ПМПК с рекомендациями; 2) справка об обследовании ребенка на ПМПК.

Администрация образовательного учреждения совместно со специалистами и учителями, взяв за основу заключение ПМПК ребенка, по рекомендациям специалистов составляет адаптированную общеобразовательную программу или индивидуальную программу, так же определяет психолого-педагогическое сопровождение и коррекционно-развивающую работу. Для дальнейшего успешного обучения детей, испытывающих трудности, создаются условия психолого-педагогической помощи, в том числе создание здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда предусматривает создание необходимых условий, в результате взаимодействия которых происходит становление здоровья человека в системе образования. Это: условия, обеспечивающие здоровьесозидающий характер учебного процесса; повышение культуры здоровья и сознательному отношению к ЗОЖ всех участников образовательного процесса; условия для коррекции нарушений здоровья, оздоровление детей и подростков.

Создание таких условий, из которых складывается образовательная среда — задача, над которой работает школа в течение многих лет.

Для организации в школе здоровьесберегающей среды прежде всего необходимо выполнить следующие условия:

-         внесение дополнений и изменений в нормативную базу образовательного заведения, закрепляющих права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;

-         учебно-методическое обеспечение, корректировка содержания образования, разработка новых образовательных программ;

-         создание комплексных целевых программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья;

-         организация внеучебной работы, направленная на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни;

-         создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся, исследование факторов риска заболеваемости;

-         формирование физической культуры как фактора гармонического развития личности, применения способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения;

-         формирование навыков ЗОЖ;

-         использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий;

-         организация качественного медицинского обслуживания;

-         обеспечение рационального и сбалансированного питания.

Для формирования здоровьесберегающей среды, гарантирующей охрану и укрепление здоровья учащихся, в нашей школе имеется спортивный зал, стадион, кабинет ритмики, актовый зал, медицинский блок, темная и светлая сенсорные комнаты, логопедические кабинеты, кабинеты психологов. Наши учащиеся обеспечены двухразовым бесплатным горячим питанием. Для доступного качественного образования в школе имеется кабинет информатики, хорошо оборудованы учебные кабинеты, есть мультимедийное сопровождение образовательного процесса.

Созданы оптимальные условия для обучения и развития детей с ОВЗ в группах коррекционно-развивающей направленности (коррекционные занятия с психологами и логопедами, индивидуальные и групповые занятия для преодоления трудностей в учебе, развития интеллекта, экологического воспитания, формирования потребности в ведении ЗОЖ: сенсорное развитие, психогимнастика, коррекционные занятия с психологами,  КЛР, логоритмика, ППД, лепка, игротерапия, двигательное развитие, координация и мобильность, арт-терапия, альтернативная коммуникация).

В школе созданы условия для повышения качества образования. Для этого разработано большое количество адаптированных образовательных программ начального общего образования (1-4 класс) и адаптированных образовательных программ основного общего образования (5-9 класс).

В нашем ОУ для реализации программы здоровьесбережения проводятся физкультминутки на уроках, динамические паузы и подвижные игры на переменах; организован питьевой режим; работает медицинский кабинет; осуществляется работа по охране труда, способствующая сохранению здоровья сотрудников и учащихся; в школе соблюдается оптимальный световой, воздушный и тепловой режим. Традиционным стало проведение Дня здоровья.

Учащиеся школы активно участвуют в таких акциях как:

 • «Мир без наркотиков»

 • «Я выбираю спорт»

 • «Мы-против курения» и другие

Ученики нашей школы занимают призовые места, участвуя в спортивных мероприятиях.

Особое внимание в школе уделяется профилактической работе по ПДД и профилактике детского травматизма. Вопросы по данному направлению обсуждаются на совещаниях педагогического состава, родительских собраниях.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни проходит в образовательном процессе через использование здоровьесберегающих технологий обучения.

Внедрены в образовательный процесс дифференцированные учебные задания, позволяющие учитывать личностные особенности и возможности каждого учащегося.

Формирование здоровой среды в школе предусматривает защиту учащихся от перегрузок: правильно составленное расписание, динамические паузы на уроках, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, смена деятельности на уроках, проводится гимнастика для глаз, пальчиковая и дыхательная гимнастика. На уроках задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения, используется индивидуально-дифференцированное обучение.

Большое внимание уделяется сохранению не только здоровья обучающихся, но и сотрудников школы. С этой целью проводятся семинары, педагогические советы, вебинары, мастер-классы, организуются лекции и тренинги с целью профилактики профессионального выгорания.

Важной задачей педагога является поддержание положительного эмоционального состояния обучающихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.

Создание здоровьесберегающей среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из главных задач образовательного учреждения. Если в образовательном учреждении хорошо и комфортно всем: и учащимся, и родителям, и педагогам, если созданные условия помогают эффективной организации учебного процесса без ущерба для здоровья, если сохраняется и укрепляется здоровье не только физическое, но и эмоциональное, значит, коллектив на правильном пути и все проблемы, стоящие перед ним, преодолимы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с

Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с

ПМПК работает как единая "команда " специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение

ПМПК работает как единая "команда " специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение

Наши учащиеся обеспечены двухразовым бесплатным горячим питанием

Наши учащиеся обеспечены двухразовым бесплатным горячим питанием

Важной задачей педагога является поддержание положительного эмоционального состояния обучающихся

Важной задачей педагога является поддержание положительного эмоционального состояния обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2024