Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ОВЗ

  • Педсоветы
  • docx
  • 28.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ОВЗ..docx

Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ОВЗ.

Доклад подготовила учитель

ГАОУ школы-интернат №5

п.г.т. Новобурейский

Амурской области

Гусятникова И. В.

 

«Чтобы сделать ребенка умным и

рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

(Жан-Жак Руссо)

 

     В законе РФ «Об образовании» сказано, что «Государство создает условия гражданам с ОВЗ, для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Также в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ, рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.»

Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, то есть создание благоприятной здоровьесберегающей среды обучения.

Здоровьесберегающая среда – это окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Для создания такой среды педагогам необходимо знать показатели физического и психического здоровья ребенка.

      Физическое здоровье совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение)

      состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение)

      Психическое здоровье высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение)

      это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение)

Для получения информации о здоровье ребенка, проводится комплексное обследование в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума, далее, при необходимости, ребенок, испытывающий трудности в обучении, направляется на консультацию более высокого уровня – муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК).

ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.

ПМПК работает как единая "команда " специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение.

По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями. При согласии родителей (законных представителей) с заключениями (спе­циалистов и коллегиальным) и рекомен­дациями ПМПК им выдаются "на руки" два документа: коллегиальное заклю­чение ПМПК с рекомендациями; 2) справка об обследовании ребенка на ПМПК.

Администрация образовательного учреждения совместно со специалистами и учителями, взяв за основу заключение ПМПК ребенка, по рекомендациям специалистов составляет адаптированную общеобразовательную программу или индивидуальную программу, так же определяет психолого-педагогическое сопровождение и коррекционно-развивающую работу. Для дальнейшего успешного обучения детей, испытывающих трудности, создаются условия психолого-педагогической помощи, в том числе создание здоровьесберегающей среды.

Здоровьесберегающая среда предусматривает создание необходимых условий, в результате взаимодействия которых происходит становление здоровья человека в системе образования. Это: условия, обеспечивающие здоровьесозидающий характер учебного процесса; повышение культуры здоровья и сознательному отношению к ЗОЖ всех участников образовательного процесса; условия для коррекции нарушений здоровья, оздоровление детей и подростков.

Создание таких условий, из которых складывается образовательная среда — задача, над которой работает школа в течение многих лет.

Для организации в школе здоровьесберегающей среды прежде всего необходимо выполнить следующие условия:

-         внесение дополнений и изменений в нормативную базу образовательного заведения, закрепляющих права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;

-         учебно-методическое обеспечение, корректировка содержания образования, разработка новых образовательных программ;

-         создание комплексных целевых программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья;

-         организация внеучебной работы, направленная на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни;

-         создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся, исследование факторов риска заболеваемости;

-         формирование физической культуры как фактора гармонического развития личности, применения способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения;

-         формирование навыков ЗОЖ;

-         использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий;

-         организация качественного медицинского обслуживания;

-         обеспечение рационального и сбалансированного питания.

Для формирования здоровьесберегающей среды, гарантирующей охрану и укрепление здоровья учащихся, в нашей школе имеется спортивный зал, стадион, кабинет ритмики, актовый зал, медицинский блок, темная и светлая сенсорные комнаты, логопедические кабинеты, кабинеты психологов. Наши учащиеся обеспечены двухразовым бесплатным горячим питанием. Для доступного качественного образования в школе имеется кабинет информатики, хорошо оборудованы учебные кабинеты, есть мультимедийное сопровождение образовательного процесса.

Созданы оптимальные условия для обучения и развития детей с ОВЗ в группах коррекционно-развивающей направленности (коррекционные занятия с психологами и логопедами, индивидуальные и групповые занятия для преодоления трудностей в учебе, развития интеллекта, экологического воспитания, формирования потребности в ведении ЗОЖ: сенсорное развитие, психогимнастика, коррекционные занятия с психологами,  КЛР, логоритмика, ППД, лепка, игротерапия, двигательное развитие, координация и мобильность, арт-терапия, альтернативная коммуникация).

В школе созданы условия для повышения качества образования. Для этого разработано большое количество адаптированных образовательных программ начального общего образования (1-4 класс) и адаптированных образовательных программ основного общего образования (5-9 класс).

В нашем ОУ для реализации программы здоровьесбережения проводятся физкультминутки на уроках, динамические паузы и подвижные игры на переменах; организован питьевой режим; работает медицинский кабинет; осуществляется работа по охране труда, способствующая сохранению здоровья сотрудников и учащихся; в школе соблюдается оптимальный световой, воздушный и тепловой режим. Традиционным стало проведение Дня здоровья.

Учащиеся школы активно участвуют в таких акциях как:

 • «Мир без наркотиков»

 • «Я выбираю спорт»

 • «Мы-против курения» и другие

Ученики нашей школы занимают призовые места, участвуя в спортивных мероприятиях.

Особое внимание в школе уделяется профилактической работе по ПДД и профилактике детского травматизма. Вопросы по данному направлению обсуждаются на совещаниях педагогического состава, родительских собраниях.

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни проходит в образовательном процессе через использование здоровьесберегающих технологий обучения.

Внедрены в образовательный процесс дифференцированные учебные задания, позволяющие учитывать личностные особенности и возможности каждого учащегося.

Формирование здоровой среды в школе предусматривает защиту учащихся от перегрузок: правильно составленное расписание, динамические паузы на уроках, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, смена деятельности на уроках, проводится гимнастика для глаз, пальчиковая и дыхательная гимнастика. На уроках задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения, используется индивидуально-дифференцированное обучение.

Большое внимание уделяется сохранению не только здоровья обучающихся, но и сотрудников школы. С этой целью проводятся семинары, педагогические советы, вебинары, мастер-классы, организуются лекции и тренинги с целью профилактики профессионального выгорания.

Важной задачей педагога является поддержание положительного эмоционального состояния обучающихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.

Создание здоровьесберегающей среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из главных задач образовательного учреждения. Если в образовательном учреждении хорошо и комфортно всем: и учащимся, и родителям, и педагогам, если созданные условия помогают эффективной организации учебного процесса без ущерба для здоровья, если сохраняется и укрепляется здоровье не только физическое, но и эмоциональное, значит, коллектив на правильном пути и все проблемы, стоящие перед ним, преодолимы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также