Создание современной здоровьесберегающей среды для обучения детей с ОВЗ.
Доклад подготовила учитель
ГАОУ школы-интернат №5
п.г.т. Новобурейский
Амурской области
Гусятникова И. В.
«Чтобы сделать ребенка умным и
рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
(Жан-Жак Руссо)
В законе РФ «Об образовании» сказано, что «Государство создает условия гражданам с ОВЗ, для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Также в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ, рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.»
Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, то есть создание благоприятной здоровьесберегающей среды обучения.
Здоровьесберегающая среда – это окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.
Для создания такой среды педагогам необходимо знать показатели физического и психического здоровья ребенка.
• Физическое здоровье совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение)
• состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение)
• Психическое здоровье высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение)
• это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение)
Для получения информации о здоровье ребенка, проводится комплексное обследование в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума, далее, при необходимости, ребенок, испытывающий трудности в обучении, направляется на консультацию более высокого уровня – муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК).
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
ПМПК работает как единая "команда " специалистов, коллегиально планирующих обследование ребенка и формулирующих коллегиальное заключение.
По окончании коллегиального совещания представитель ПМПК знакомит родителей (законных представителей) с коллегиальным заключением и рекомендациями. При согласии родителей (законных представителей) с заключениями (специалистов и коллегиальным) и рекомендациями ПМПК им выдаются "на руки" два документа: коллегиальное заключение ПМПК с рекомендациями; 2) справка об обследовании ребенка на ПМПК.
Администрация образовательного учреждения совместно со специалистами и учителями, взяв за основу заключение ПМПК ребенка, по рекомендациям специалистов составляет адаптированную общеобразовательную программу или индивидуальную программу, так же определяет психолого-педагогическое сопровождение и коррекционно-развивающую работу. Для дальнейшего успешного обучения детей, испытывающих трудности, создаются условия психолого-педагогической помощи, в том числе создание здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда предусматривает создание необходимых условий, в результате взаимодействия которых происходит становление здоровья человека в системе образования. Это: условия, обеспечивающие здоровьесозидающий характер учебного процесса; повышение культуры здоровья и сознательному отношению к ЗОЖ всех участников образовательного процесса; условия для коррекции нарушений здоровья, оздоровление детей и подростков.
Создание таких условий, из которых складывается образовательная среда — задача, над которой работает школа в течение многих лет.
Для организации в школе здоровьесберегающей среды прежде всего необходимо выполнить следующие условия:
- внесение дополнений и изменений в нормативную базу образовательного заведения, закрепляющих права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;
- учебно-методическое обеспечение, корректировка содержания образования, разработка новых образовательных программ;
- создание комплексных целевых программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья;
- организация внеучебной работы, направленная на формирование у детей потребности в здоровом образе жизни;
- создание системы мониторинга здоровья и физического развития учащихся, исследование факторов риска заболеваемости;
- формирование физической культуры как фактора гармонического развития личности, применения способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения;
- формирование навыков ЗОЖ;
- использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий;
- организация качественного медицинского обслуживания;
- обеспечение рационального и сбалансированного питания.
Для формирования здоровьесберегающей среды, гарантирующей охрану и укрепление здоровья учащихся, в нашей школе имеется спортивный зал, стадион, кабинет ритмики, актовый зал, медицинский блок, темная и светлая сенсорные комнаты, логопедические кабинеты, кабинеты психологов. Наши учащиеся обеспечены двухразовым бесплатным горячим питанием. Для доступного качественного образования в школе имеется кабинет информатики, хорошо оборудованы учебные кабинеты, есть мультимедийное сопровождение образовательного процесса.
Созданы оптимальные условия для обучения и развития детей с ОВЗ в группах коррекционно-развивающей направленности (коррекционные занятия с психологами и логопедами, индивидуальные и групповые занятия для преодоления трудностей в учебе, развития интеллекта, экологического воспитания, формирования потребности в ведении ЗОЖ: сенсорное развитие, психогимнастика, коррекционные занятия с психологами, КЛР, логоритмика, ППД, лепка, игротерапия, двигательное развитие, координация и мобильность, арт-терапия, альтернативная коммуникация).
В школе созданы условия для повышения качества образования. Для этого разработано большое количество адаптированных образовательных программ начального общего образования (1-4 класс) и адаптированных образовательных программ основного общего образования (5-9 класс).
В нашем ОУ для реализации программы здоровьесбережения проводятся физкультминутки на уроках, динамические паузы и подвижные игры на переменах; организован питьевой режим; работает медицинский кабинет; осуществляется работа по охране труда, способствующая сохранению здоровья сотрудников и учащихся; в школе соблюдается оптимальный световой, воздушный и тепловой режим. Традиционным стало проведение Дня здоровья.
Учащиеся школы активно участвуют в таких акциях как:
• «Мир без наркотиков»
• «Я выбираю спорт»
• «Мы-против курения» и другие
Ученики нашей школы занимают призовые места, участвуя в спортивных мероприятиях.
Особое внимание в школе уделяется профилактической работе по ПДД и профилактике детского травматизма. Вопросы по данному направлению обсуждаются на совещаниях педагогического состава, родительских собраниях.
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни проходит в образовательном процессе через использование здоровьесберегающих технологий обучения.
Внедрены в образовательный процесс дифференцированные учебные задания, позволяющие учитывать личностные особенности и возможности каждого учащегося.
Формирование здоровой среды в школе предусматривает защиту учащихся от перегрузок: правильно составленное расписание, динамические паузы на уроках, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, смена деятельности на уроках, проводится гимнастика для глаз, пальчиковая и дыхательная гимнастика. На уроках задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения, используется индивидуально-дифференцированное обучение.
Большое внимание уделяется сохранению не только здоровья обучающихся, но и сотрудников школы. С этой целью проводятся семинары, педагогические советы, вебинары, мастер-классы, организуются лекции и тренинги с целью профилактики профессионального выгорания.
Важной задачей педагога является поддержание положительного эмоционального состояния обучающихся. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей. Положительные эмоции в процессе деятельности – необходимое условие психического здоровья.
Создание здоровьесберегающей среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из главных задач образовательного учреждения. Если в образовательном учреждении хорошо и комфортно всем: и учащимся, и родителям, и педагогам, если созданные условия помогают эффективной организации учебного процесса без ущерба для здоровья, если сохраняется и укрепляется здоровье не только физическое, но и эмоциональное, значит, коллектив на правильном пути и все проблемы, стоящие перед ним, преодолимы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.