«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРИРОДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ»
Бакушкина Наталья Александровна
старший воспитатель
МАДОУ г. Мурманска № 26
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни.
В нашем детском саду мы стараемся создать систему экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста возможно при условии включения детей в природоохранную деятельность, то есть виды деятельности, предполагающие взаимодействие с природой через организацию различных форм и методов формирования экологической культуры дошкольников.
Формы и методы работы в этом направлении весьма разнообразны:
- проведение занятий с экологическим содержанием;
- беседы, чтение природоведческой литературы;
- организация наблюдений и элементарной поисковой деятельности;
- созданы уголки природы во всех дошкольных группах детского сада;
- изготовлены лэпбуки, дидактические игры, наглядные пособия экологического содержания, раздаточный материал;
- подобран краеведческий материал, интересные объекты и явления природы ближайшего окружения, пригодные для ознакомления детей;
- подобрана детская литература природоведческого и экологического содержания, наборы открыток, плакаты, календари;
- разработаны картотека произведений художественной литературы экологического содержания для дошкольников;
- разработаны картотеки наблюдений в природе;
-составлены паспорта на комнатные растения, схемы роста и развития отдельных живых существ;
- проведение совместно с воспитателями и родителями прогулок, экскурсий, походов в природу;
- разработаны сценарии экологических праздников и развлечений;
- организована кружковая работа по программе «Я узнаю мир» (развитие познавательной сферы ребёнка и исследовательских способностей).
Игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, она обучает и развивает личность. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Ценность дидактических игр всецело зависит от воспитателя, от того, как он сумеет подобрать эти игры. Большинство дидактических игр имеет не экологическое, а природоохранное содержание. Однако экологическое содержание можно найти в любой из них.
Одним из условий успешного воспитания
основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их
семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс
непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической
культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей –
одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений
работы дошкольного учреждения. Анализируя свою работу, мы пришли к
выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. Это заставило нас активизировать
взаимодействие с родителями. Родительские собрания, информационные листы, индивидуальные
беседы, экологические акции, конкурсы творчества и театрализованные
представления очень объединяют педагогов, детей и родителей.
Конкурсы совместного творчества детей родителей и педагогов стали в ДОУ традиционными: «Огород на подоконнике», «Первоцвет», «Здоровье планеты в моих руках» - конкурс рисунка, «Будем мы беречь планету, ведь её прекрасней нету» - конкурс стихов, «Эколята – защитники природы» - конкурс поделок.
Совместно мы провели акции: «Птичья столовая» - совместное изготовление кормушек для подкормки птиц», «Будем мы беречь планету, ведь её прекрасней нету» - посадка кустарников и разбивка цветников на территории детского сада, «Спасём ёлочку» - совместное изготовление ёлочек из нетрадиционного материала, «Эколята – дошколята» - посвящение в эколят.
Ежегодными стали театрализованные представления экологического содержания: «Лесная история», «Природы жалобная книга», «Стань природе другом», «Природа – это дом, в котором мы живём».
Ещё одной интересной формой экологического воспитания стало совместное изготовление детьми, родителями и педагогами лэпбуков экологического содержания.
В рамках реализации социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении № 26 был создан стенд «Эколята-дошколята».
Стенд является не только информационным, но и практическим пособием. Информация на стенде «Эколята-дошколята» может меняться в зависимости от запланированного в ДОО мероприятия. Постоянное обновление стенда привлекает внимание детей и родителей наших воспитанников, что в свою очередь повышает активность их участия во всех проводимых мероприятиях.
Воспитатель - главное действующее лицо в осуществлении экологического воспитания. Он является носителем экологической культуры и является образцом такого поведения в повседневном педагогическом процессе. Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с педагогами в данном направлении. Сочетание семинаров – практикумов и консультаций, акций и смотров-конкурсов дают свои результаты.
На педагогическом совете «Экология для больших и маленьких» педагоги решили создать экологическую тропинку, где дети непосредственно смогут общаться с природой, воочию наблюдать явления природы, восхищаться красотой окружающего.
Именно так появилась идея проекта «Экологическая тропа в детском саду».
Цель проекта:
Воспитание осознанного отношения ребенка к природе.
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи проекта:
• Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
• Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
• Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
В ходе работы над проектом «Экологическая тропа в детском саду» были определены следующие этапы.
Этапы проекта:
I. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
II. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет экологической тропинки.
III. Выбор вместе с детьми хозяев тропинки – сказочных персонажей
Эколят.
IV. Составление паспорта всех точек тропинки.
V. Изготовление зрительных ориентиров и цветочных экспозиций.
VI. Составление рекомендаций по работе с детьми.
В 2018 году коллектив детского сада стал победителем в Межрегиональном конкурсе социальных проектов «Комфортная среда обитания-8» в номинации «Красота вокруг нас» с проектом «Экологическая тропа в детском саду» в рамках социальной программы развития регионов присутствия угледобывающей промышленности и стал победителем.
Финансирование, полученное на реализацию проекта, было направлено на благоустройство территории детского сада и оформление ландшафта.
Результаты:
1. Формирование у детей основ экологической культуры;
2. Повышение экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
3. Улучшение состояния физического и психического здоровья детей (оздоровление детей в процессе прогулок; взаимодействие ребенка с природой снижает уровень тревожности и позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей);
4. Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях;
5. Развитие в ребенке внутренней потребности к участию в природоохранной и экологической деятельности.
6. Обогащение методической базы ДОО дидактическими материалами экологического направления.
7. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах экологического образования.
8. Вовлечение родителей в совместные мероприятия экологической направленности.
Проект «Экологическая тропа в детском саду» реализован. Экологическая тропа успешно функционирует.
Выводы:
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.
Литература:
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013.
3. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017 г.
4. Пенькова, Л.А. Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008 г.
5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. /Н.А.Рыжова. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
6. Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6.
7. Леонтьева, О.М. Экологическая тропа // Дошколёнок.ру – URL: http://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.
8.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.