«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»
Оценка 4.7

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Оценка 4.7
ppt
17.12.2019
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»
ВЫСТУПЛЕНИЕ.ppt

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Подготовила: педагог-психолог ТПМПК Скорая И.В

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (согласно 79 статье ФЗ-273): специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания,
специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы,
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования,
услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь,
групповые и индивидуальные коррекционные занятия,
доступ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»

Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника. 2. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка. 3. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком. 4. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость. 7 5. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения. 6. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт. 7. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны. 8. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется. 9. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью. 10. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш. 11. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам). 12. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости: - разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере); - предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ; - разрешать переписывать контрольные работы; - принимать работу позже установленного срока; - не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития; 14. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью. 8 15. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме. Необходимым этапом в обучении аутичного ребенка является подготовительная работа:  беседа специалистов с родителями, с целью выявления психологических и речевых особенностей;  проведение обучающих семинаров, где учителя знакомятся с основными подходами к обучению аутичных детей;

Статья 2.Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
 индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
 инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
 адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»
Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность
 Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.


«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

В решении коллегии Министерства образования РФ от 18.01.2000г. №1-2 говорится:
«О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья » говорится, что основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей данной категории, - создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, к подготовке к полноценной жизни в обществе.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Коллегия, в частности, обращает особое внимание на:

интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;

допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обеспечения их социальной незащищенности;

разработать систему мер по активизации работы с детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования детей;

усилить взаимодействие образовательных учреждений с семьями детей с ОВЗ;

активнее вовлекать детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.
 

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Особые образовательные потребности

это термин, не так давно появившийся в современном обществе. За рубежом он вошел в массовое употребление раньше. Появление и распространение понятия особых образовательных потребностей (ООП) говорит о том, что общество постепенно взрослеет и пытается всячески помочь детям, жизненные возможности которых ограничены, а также тем, которые по воле обстоятельств попали в трудную жизненную ситуацию. Социум начинает помогать таким детям адаптироваться в жизни

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Ребенок, имеющий особые образовательные потребности – это уже не тот, у которого наблюдаются аномалии и нарушения в развитии. Социум отходит от разделения детей на «нормальных» и «ненормальных», поскольку между этими понятиями существуют весьма призрачные границы. Даже при самых обычных способностях у ребенка может наблюдаться отставание в развитии, если ему не уделяется должное внимание со стороны родителей и общества

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Сущность понятия детей с ООП
Особые образовательные потребности – это понятие, которое должно постепенно вытеснить из массового употребления такие термины, как «аномальное развитие», «нарушения развития», «отклонения в развитии». Оно не определяет нормальность ребенка, а акцентирует внимание на том, что он не особо отличается от остальных членов общества, но имеет потребности в создании особых условий для его обучения. Это сделает его жизнь более комфортной и максимально приближенной к той, которую ведут обычные люди. В частности образование таких детей должно осуществляться с помощью специфических средств

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Группы детей с ООП
Контингент детей, имеющих ООП, современная наука разделяет на три группы:
с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья;
столкнувшиеся с трудностями при обучении;
живущие в неблагоприятных условиях.
То есть в современной дефектологии термин имеет следующее значение: особые образовательные потребности – это условия развития ребенка, которому требуются обходные пути, чтобы достичь тех задач развития культуры, которые при обычных условиях выполняются стандартными способами, укоренившимися в современной культуре.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Категории детей, имеющих особенности психического и физического развития
Для каждого ребенка с ООП характерны свои особенности. По этому признаку детей можно разделить на такие группы:
для которых характерны нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха);
с проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения);
с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место задержка психического развития);
у которых нарушена речь;
имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом; со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые и т. п.);
аутисты; дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

ООП, общие для различных категорий детей
Специалистами выделяются ООП, которые являются общими для детей, несмотря на разницу в их проблемах. К ним можно отнести потребности такого рода:
Обучение детей с особыми образовательными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии. Это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.
Использование специфических средств для осуществления обучения.
В учебную программу должны быть введены специальные разделы, не присутствующие в стандартной школьной программе.
Дифференциация и индивидуализация обучения. Возможность максимально расширить процесс образования за пределы учреждения.
Продление процесса учебы после окончания школы. Предоставление возможности молодым людям поступить в университет.
Участие квалифицированных специалистов (врачей, психологов и др.) в обучении ребенка с проблемами, вовлечение родителей в образовательный процесс

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Общие недостатки, которые наблюдаются в развитии детей с ООП
К ним можно отнести:
Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
Проблемы с общей и мелкой моторикой.
Заторможенность в развитии речи.
Трудность в произвольной регулировке поведения.
Некоммуникабельность.
Проблемы с познавательной деятельностью.
Пессимизм.
Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
Низкая или слишком высокая самооценка.
Неуверенность в своих силах.
Полная или частичная зависимость от окружающих

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Действия, направленные на преодоление общих недостатков детей с ООП
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Для этого в стандартные общеобразовательные предметы школьной программы вносятся некоторые изменения. К примеру, введение пропедевтических курсов, то есть вводных, сжатых, облегчающих понимание ребенка. Этот способ помогает восстановить недостающие сегменты знаний об окружающей среде. Могут вводиться дополнительные предметы, помогающие улучшить общую и мелкую моторику: лечебная физкультура, творческие кружки, лепка. Кроме того, могут проводиться всевозможные тренинги, помогающие детям с ООП осознать себя полноценными членами общества, повысить самооценку и приобрести уверенность в себе и своих силах

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Личность ребенка с ОВЗ, его потребности и интересы должны быть в центре воспитательного и образовательного процесса, смысл которого не в коррекции отдельных психических функций, а в реализации целостного подхода к ребенку, развитии всех его потенциальных возможностей: физических и психических, необходимых для самостоятельной и полноценной жизни.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Инклюзивное образование 
(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

8 принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

С чего начинается деятельность педагога дополнительного образования по организации работы с детьми с ОВЗ
1.Знакомство с диагнозом и изучение литературы по данному заболеванию.
2.Получение информации о родителях, внутрисемейной ситуации и индивидуально-личностных особенностях обучающегося.
3. Изучение СФГОС и программ специальных (коррекционных) учреждений.
4. Разработка «собственной» программы с участием специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда учреждения).
Главными задачами педагогов при работе по данной программе являются следующие:
1.создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка;
2.систематическое отслеживание статуса ребенка и динамики его развития;
3. обучение родителей (законных представителей) психолого- педагогическим технологиям сотрудничества со своими детьми, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ
Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.


«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Приемы:


Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
(«Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
(«Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Приемы:
Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируйте веру в успех.
Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Индивидуальная работа с каждым – это одна из главных особенностей занятий с детьми ОВЗ. Отличительная черта занятий – гибкость, чувствительность к сбоям. Структура образовательной программы, методика проведения, содержание занятий может измениться в зависимости от: состояния здоровья ребенка; его настроения; непредвиденных семейных ситуаций.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Условия проведения занятий с детьми - ОВЗ:
замедленный в отличие от здоровыхдетей темп обучения;
оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Рекомендации учителям при работе со слабовидящим школьником 
Педагог должен знать индивидуальные особенности функционирования зрительной системы ученика. Дети с нарушением зрения при одинаковом состоянии зрительного анализатора (при одинаковой остроте и поле зрения) отличаются друг от друга возможностями его использования: один может выполнять задания с опорой на зрение, другой - на осязание, третий - на осязание и зрение.
В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.
В процессе выполнения письменной работы, необходимо следить за осанкой ученика с нарушением зрения, прежде всего в младших классах. Расстояние от глаз ученика до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см. Для чтения можно использовать подставки.
Педагогу следует знать, что оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих учеников составляет не более 15 - 20 минут непрерывной работы, для учеников с глубоким нарушением зрения, в зависимости от индивидуальных особенностей, она не должна превышать 10 - 20 минут.
Педагогу следует помнить, что темп письма и чтения слепого или слабовидящего ниже. В связи с этим используются диктофоны, на которые записываются фрагменты урока.
Речь педагога должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет, рисует или когда проводит опыт.
Необходимо проводить специальную работу по ориентировке. Работу по обучению ориентированию следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, с планом, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранённые и нарушенные анализаторы.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий Педагог не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут). Не нужно давать на занятии более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию. Создавать максимально спокойную обстановку на занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности. Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий. На занятиях и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей. Создание доверительных отношений со взрослыми.. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Рекомендации учителям, обучающих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Ознакомьтесь с информацией о природе и симптомах синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности его проявлений во время пребывания ребенка в процессе.
Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
Во время занятий важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
Задания следует разъяснять персонально или писать на доске,- ни в коем случае не сопровождая ироничным пояснением.
Детям с синдромом гиперактивности нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай».
Занятия необходимо строить по четко спланированному распорядку. На определенный отрезок времени ребенку дается лишь одно задание. Большое задание предлагается выполнить последовательно в виде частей, и педагог должен периодически контролировать ход работы над каждой из них, внося необходимые коррективы.
. Обеспечивайте для ребенка индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса.
Во время учебного дня предусматривается двигательная «разрядка»: каждые 15—20 мин. на уроке рекомендовано проводить физкультпаузы. Поощряйте ребенка, например, если ребенок хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут. Обеспечьте для ученика возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать, работу. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка, дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью более других нуждаются в похвале.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Учителю необходимо знание особенностей психофизиологического развития, а также типичных трудностей, возникающих при овладении учебным материалом. До начала обучения необходимо провести подробную беседу с родителями об увлечениях ребёнка, его интересах, склонностях, любимых занятиях, играх, выяснить какие двигательные навыки у него развиты и в процессе какой деятельности он их активизирует. Учитель выясняет положительные черты характера на которые можно будет опереться в процессе учебной деятельности, а также негативные, требующие особого внимания со стороны педагога. Установление тесного контакта и сотрудничества учителя с родителями. Перед приходом ребёнка с ДЦП в массовый класс, необходима предварительная работа с детским коллективом этого класса. Необходимо учитывать, что акт письма формируется крайне медленно. Педагог должен посадить учащегося с ДЦП на тот ряд и на ту парту, которые позволят ученику свободно стоять или выходить из-за парты; пространства на столе должно быть достаточно для манипуляции учебными принадлежностями. Понаблюдав педагог должен понять в какой позе ученику легче выполнять письменные работы, как удобнее отвечать: сидя или стоя. Необходимо рационально определить дозировки письменных и контрольных работ (индивидуальный подбор объёма и способа выполнения заданий). Необходимо варьировать формы выполнения письменных заданий. Если ребёнок не успел выполнить задание полностью письменно, часть задания он может ответить устно. При обучении чтению рекомендуется использовать специальные закладки. При оценке устного ответа обязательно нужно учитывать речевые особенности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕФИЦИТАРНЫМ РАЗВИТИЕМ (ДЦП).

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С АУТИЗМОМ (РАС).

Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника. 2. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка. 3. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком. 4. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость. 7 5. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения. 6. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт. 7. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны. 8. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется. 9. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью. 10. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш. 11. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам). 12. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости: - разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере); - предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ; - разрешать переписывать контрольные работы; - принимать работу позже установленного срока; - не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития; 14. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью. 8 15. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме. Необходимым этапом в обучении аутичного ребенка является подготовительная работа:  беседа специалистов с родителями, с целью выявления психологических и речевых особенностей;  проведение обучающих семинаров, где учителя знакомятся с основными подходами к обучению аутичных детей;

Педагогу необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника.
Чтобы избежать нежелательных конфликтов, педагог должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения. 6. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Упражнение «Комплименты для ребенка»
Задание: известно множество способов в мотивации детей во время деятельности. Дети с ЗПР особенно нуждается в поддержке и мотивации. Поддержка таких детей должна быть чем-то большим, нежели фразы, которые всё время повторяют: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное средство в развитии самоуважения ребёнка.
Приведите 10-15 возможных вариантов (способов) сказать ученику: «Ты молодец! Отлично!»
Например: «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

Великолепно!
Здорово!
Прекрасно!
Уже лучше!
Удивительно!
Гораздо лучше, чем я ожидала!
Отлично!
Поздравляю!
Потрясающе!
Ты сегодня много сделал!
Поразительно!
Еще лучше, чем прежде!
Ты в этом разобрался!
Это как раз то, что нужно!
Я тобой горжусь!
С каждым днем у тебя получается все лучше!
Я знала, что тебе это по силам!
Я горжусь тем, что тебе это удалось!
Тут мне без тебя не обойтись!
Именно этого мы от тебя ждали!
Сказано здорово - просто и ясно!
Мне очень важна твоя помощь!
Работать с тобой просто радость.
 

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2019