Создание условий для развития познавательного интереса учащихся на уроках литературы через системно – деятельностный подход

  • docx
  • 06.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развития познавательного интереса учащихся на уроках литературы.docx

Создание  условий для  развития познавательного интереса учащихся на уроках литературы через системно – деятельностный подход

 

 

      

                  ФГОС  – ставят перед школой новую цель образования, включают в себя новое содержание обучения, новое целеполагание для учителей и обучающихся, новые средства обучения, новые технологии обучения, новые требования к подготовке учителя.

         Поэтому главная цель - создание оптимальных условий для  развития познавательного интереса учащихся   к изучению литературы, стремление к саморазвитию и приобретению творческого опыта   через применение современных педагогических технологий, в основу которых лежит системно – деятельностный подход.

          На решение намеченных задач нацелена  система работы  «Развитие познавательного интереса учащихся изучению  литературы через исследовательскую деятельность».

              Воспитание, педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России зависит и  от учителя, новой подачи урока.

    Урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса, в котором присутствуют все его компоненты: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы, в котором надо стараться   использовать все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования  нравственных основ.

         Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его творческая деятельность, предполагающая развитие ребёнка, должна строиться на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учениками.

       Литература - это занимательный и интересный предмет. Изучая его, нужно получать радость, создавать интерес к изучению предмета. А без интереса какое же может быть обучение? Как говорил педагог Симон Львович Соловейчик, учение должно быть с увлечением. Кроме того, ученик должен знать, для чего он изучает литературу, и иметь  определенную цель: развитие личностного потенциала или возможность общения в сфере литературных интересов.

        В связи с внедрением ФГОС  учитель организует деятельность ученика в инновационной образовательной системе, а ученик осуществляет поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Такой подход обеспечивает новое качество образования, новый образовательный результат, компетентности к обновлению компетенции и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающегося.

        Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности (Л.С. Выготский).

       Чтобы выполнить решения программных задач, необходимо использовать  в педагогической практике современные технологии обучения, направленные на результат усвоения не только предметных знаний, но и    умение применять эти знания в практической деятельности для своих учащихся.

        В практике преподавания литературы наиболее эффективно используются совокупность элементов следующих технологий обучения:

- групповые технологии;

- технология проблемно-поисковой деятельности;

-развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП).

        Предпочтительными формами организации учебно – познавательного процесса при обучении являются парные, групповые, коллективные ( работы в парах сменного состава).

       Групповая деятельность на уроках литературы создает мотивацию обучения, позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотрудничества. На мой взгляд,  знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Групповая деятельность создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания.

          Групповое обучение привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки.

        Изучение, усвоение и закрепление учебного материала в группах и фронтально происходит через технологию проблемно-поисковой деятельности с использованием элементов технологии критического мышления.

        Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что позволяет ребёнку стать учеником, настоящим учеником, умеющим не зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым. Поиск и творчество не могут существовать обособленно и, на мой взгляд, являются важнейшими составляющими в учебном процессе. Именно поисковая деятельность становится ведущей на  уроках.

        Суть  проблемно-поискового обучения  состоит в том, что важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся.

        Формулирование проблемных вопросов учебной темы требует от учащихся знания законов построения текста, умения вести анализ, на всех его уровнях, умение высказывать свое собственное мнение с обоснованием своей позиции. Это не только способствует обогащению словарного запаса и грамматического строя речи, но и развивает творческие способности учащихся.

        Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся применять полученные знания  и их результаты.

        Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений); реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Суть технологии развития критического мышления очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». 

           Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности учащихся,  мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

          Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

·         умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

·         пользоваться различными способами интегрирования информации;

·         задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

·         решать проблемы;

·         вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

·         выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

·         аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

·         способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

·         брать на себя ответственность;

·         участвовать в совместном принятии решения;

·         выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

·         умение сотрудничать и работать в группе.           

            Учебные занятия, проводимые по этой технологии,  строятся в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Чем мне интересна эта технология? Практически на любом уроке можно   обращаться к РКМЧП   и работать с учениками   любого возраста.

           Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. На этой стадии проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю».
                 Например, на уроке литературы изучения рассказа В.Шукшина «Срезал»
стадия вызова может произойти следующим образом: обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения. «Корзина идей». Слово срезал…Запишите ассоциативный ряд к этому слову (уличил, переспорил, «поставил в тупик», обыграл, победил, подставил, разоблачил, обезоружил, убил и т.д.). При чтении ассоциативных рядов можно дописывать те слова, которые вы считаете «вашими», но которые не сразу пришли в голову. 
Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске. 
- Что говорят нам словари? (ученики ищут значение слова «Срезал»).

Это название рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным? В чем особенность шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

                  На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.

На доске записано предложение: «В какой ситуации (когда) меня удалось «срезать»?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей».

       Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске:

на уроке, когда не выполнил домашнее задание и получил двойку;

на контрольной работе или экзамене;

проспорил спор с другом;

Меня спросили про то, что я не знаю.

Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «срезать» - быть поставленным в трудное положение, быть в замешательстве.

      Вторая стадия – осмысление. На стадии осмысления  учащиеся  расширяют границы познаний и сами определяют рамки изучаемого материала, а нерассмотренные вопросы становятся  для них «путеводной звездой». Дома они при желании могут самостоятельно поработать над заинтересовавшими их проблемами. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?»

Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Третья стадия – рефлексия. Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока.
Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-присвоение нового знания;

-расширение предметного поля;

-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

 На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма.

Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

На стадии рефлексии как один вариантов используется синквейн.

           Стадия рефлексии «Cинквейн» в переводе с французского — стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

                               Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка — предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.Каждому участнику учитель предлагает за 5-7 минут написать свой синквэйн.

             После того, как выполнено это индивидуальное задание, все участники группы из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, другу, учителю, сказочному герою и т п).

 

                            

 

   Памятка написания письма

1. Я прочитал(а) рассказ____________________________________

2. Больше всего запомнилось________________________________

3. Понравилось____________________________________________

4. Не понравилось_________________________________________

5. Мое эмоциональное состояние_____________________________

6. Этот рассказ учит меня____________________________________

 

На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом.

Работу по этой системе   можно представить в практическом применении технологической модели в процессе деятельности на уроке литературы (технологическая карта урока).

            Учебный процесс, организованный таким образом, содержит следующие этапы:

 1. Столкновение с проблемой (ввод в проблемную ситуацию, постановка проблемы   и актуализация внутреннего и внешнего противоречия, коллективное обсуждение целей и способов их достижения).

 2.Сбор данных  (работа в микрогруппах).

 3. Построение объяснений  (работа в микрогруппах).

 4.Анализ хода исследования (окончание рабочего процесса, общее обсуждение, защита выработанных позиций).

5. Выводы (определение новых проблем, рефлексия, обсуждение трудностей,  выявление ошибок, путей их преодоления, внесение поправок).

                     Главный критерий проблемного метода  - наличие практического поиска именно в деятельности обучающихся. Метод проектов, по сравнению с другими наиболее обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении. В его основе всегда находится решение какой-то проблемы. Что предполагает, с одной стороны, возможность интегрирования знаний из различных сфер, а, с другой стороны,   использование совокупности разнообразных приёмов, методов и средств обучения (исследовательского, поискового,  проблемного и других творческих по своей сути методов).

       Особое внимание уделяется планированию деятельности  (проект - буквально «брошенный вперёд»), и на самостоятельность действий ученика в постановке целей и задач и принятия решений, но более всего на выполнение проекта. При этом роль учащихся меняется из пассивных в активных участников проекта, а учитель становится лишь консультантом и помощником. В  исследовательской деятельности школьника открытия не происходит, но важен конечный результат – собственная интерпритация темы, проблемы литературного материала, чтобы этот процесс состоялся, необходимо обозначить тему, проблему, направить поиск.