Создание условий для речевого развития детей (в том числе с ОВЗ и особыми педагогическими потребностями)

  • docx
  • 15.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала создание условий.docx

 

 

«Создание условий для речевого развития детей (в том числе с ОВЗ и особыми педагогическими потребностями)»

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.    

Насыщая групповое пространство, воспитатели должны  заботится в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ также должны быть оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях всех педагогов детского сада большое внимание должно уделяться развитию словаря, должна проводиться систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идти работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводиться работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно должно отражаться в календарных планах воспитателей.

Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, мини-эксперименты по логическим задачам, игры-драматизации, составление загадок, шутки-чистоговорки, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др.

Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе - контрольный срез). Ежегодно специалистами ДОУ должно проводиться логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения.

В случае если по результатам обследования возникает необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, педагогам ДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило, родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации воспитателям на помощь приходит педагог-психолог, который максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.

Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют репертуар возможностей воспитателя.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Помощь родителей в обучении правильной речи просто необходима. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые  все знания,  речевые навыки,  умения детей, полученные во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепляют их в повседневной жизни.

Задача  педагогов в работе с детьми с ОВЗ  состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Формы взаимодействия  с родителями включает в себя:

  • родительские собрания
  • групповые консультации
  • беседы
  • индивидуальные беседы об особенностях развития их ребенка
  • анкетирование
  • проведения совместных мероприятий
  • показ открытых занятий
  • информационные  выставки

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе с воспитателями и родителями, являются  консультации. Это своеобразный всеобуч  родителей.

Темы  консультаций могут быть следующие:

  • Артикуляционная гимнастика.
  • Развитие мелкой моторики
  • Речевые игры дома.
  •  Учите ребенка запоминать.
  •  Постановка и автоматизация отдельных групп звуков.
  •  Обучение детей с ОНР.
  •  Готовность детей к звуковому анализу.
  •  Обучение детей грамоте с  ОНР
  • Пальцы помогают говорить
  • Обогащение словаря ребенка.
  • Комплекс  артикуляционной гимнастики
  • Упражнения пальчиковой гимнастики, и  другие

Консультации могут быть фронтальные и индивидуальные.

 Родители в течение года могут посещать занятия,  проводимые учителем-логопедом,   воспитателями, специалистами.                                                                                                                            

В  уголке  для родителей размещается  папка – передвижка, в которой можно посмотреть и вспомнить, какие упражнения нужно проводить с ребенком дома, выставляются книги, рекомендованные для занятий с ребенком, существует «тетрадь связи логопеда с родителями», где учитель - логопед записывает задания на дом по выполнению и закреплению знаний, полученных на фронтальных занятиях. Проводятся  родительские «пятиминутки», где учитель - логопед показывает,  как нужно заниматься с ребенком дома.  

Для работы с родителями составлен перспективный план с целью

1.  пропагандировать  необходимость коррекционной работы.

2. обучать родителей:

  • правильному проведению артикуляционной гимнастики и пальчиковой гимнастики.
  • приемам постановки звуков, их автоматизации и дифференциации.
  • развитию памяти, внимания, мышления.

Только совместная работа учителя - логопеда, специалистов, воспитателей и родителей, направленная на осуществление общих задач,  дает основание рассчитывать на положительные результаты.

Мы всегда должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно,  и его личность будет наиболее гармонично развита.