Создание успешной социализации детей с ОВЗ средством краеведческой деятельности
Оценка 5

Создание успешной социализации детей с ОВЗ средством краеведческой деятельности

Оценка 5
Особые потребности +1
docx
16.06.2020
Создание успешной социализации детей с ОВЗ средством краеведческой деятельности
Аннотация: в статье приводится опыт работы с детьми с овз. Описаны формы работы детского творческого объединения «Краевед», которые способствуют созданию успешной социализации детей с ОВЗ средством краеведческой деятельности. Автор, ориентируясь на познавательные интересы детей, пробудил интерес детей к своему городу. Ключевые слова: познавательная мотивация, дети с ограниченными возможностями здоровья, малая родина, краеведение, гражданско-патриотическое воспитание.
Создание успешной социализации детей с ОВЗ средством краеведческой деятельности.docx

Создание успешной социализации детей с ОВЗ средством краеведческой деятельности

 

 Аннотация: в статье приводится опыт работы с детьми с овз. Описаны формы работы детского творческого объединения «Краевед», которые способствуют созданию успешной социализации детей с ОВЗ средством краеведческой деятельности. Автор, ориентируясь на познавательные интересы детей, пробудил интерес детей к своему городу.

Ключевые слова: познавательная мотивация, дети с ограниченными возможностями здоровья, малая родина, краеведение, гражданско-патриотическое воспитание.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

 Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения  в настоящее время становиться задачей  государственной важности. Стратегические ориентиры  воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным  в программе:  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  на период до 2025года», Государственной  программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Наш Дом детского творчества города Белово – многопрофильное учреждение, реализующее образовательные программы по 5 направленностям, обеспечивающие интересы детей всех возрастов, имеющих разные способности и возможности, в том числе и ограниченные, а именно дети с умственной отсталостью. Специально для всестороннего сопровождения  таких детей, специалистами ДДТ  был разработан и реализуется проект  «Доступная образовательная среда».

Основой реализации данной проекта являются дополнительные  общеразвивающие программы  для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые реализуются по 3 направленностям:  – туристско-краеведческой, социально-педагогической и художественной. 

Цель проекта: создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ средствами краеведческой деятельности.

Задачи проекта:

1.Формировать мотивацию к изучению истории родного края.

2.Способствовать овладению детьми с ОВЗ знаний по истории малой Родины.

4.Воспитать патриота своей Родины, гармонически развитой личности.

5.Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации.

6.Создать условия для личностного и профессионального самоопределения, подготовить к самостоятельной жизни и труду.

7.Вовлечь детей с ОВЗ в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям.

8.Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении

Для изучения истории родного края и воспитания любви к своей малой родине, городу, поселку и людям, которые в нём живут, в МБУДО ДДТ города Белово создано детское творческое объединение «Краевед». Занятия проводятся как в кабинете, так и в музее ДДТ в форме экскурсий. Основные методы используемые для организации воспитательно-образовательного процесса при реализации проекта:

·        поисково-исследовательские,

·        практические,

·        объяснительно-иллюстративные,

·        репродуктивные,

·        проектный.

Занятия по программе выстраиваются следующим образом:

 «Мы живём  в Белово» – так называлось первое занятие цикла. Используя различные приёмы, педагог заинтересовывает учащихся, и одновременно решает задачи:

1) развивать познавательную мотивацию;

2) формировать первичные представления о малой родине, об особенностях природы.

 На занятии изучается атлас (нашли Россию, территорию Кузбасса, территорию Белово). Знакомятся с рельефом местности – нашли реки на карте. Вспоминают названия городов Кузбасса, названия поселков расположенных в беловском городском округе и узнают старые (народные) названия. Конечно же смотрят фотографии.

Следующий цикл занятий носит название «Герб города Белово». Задачей стало знакомство детей с гербом города и воспитание гордости за свой город.. Знакомство с гербом начинают, исходя из «Я-концепции» – всё, что касается Меня – это интересно. Я живу в этом городе и это – для меня. Наш город играет большую роль в истории Кузбасса, и цвета герба – яркие, насыщенные, легко запоминаются. Вместе расшифровывают значение символов. Чтобы закрепить знания, педагог предлагает детям схему герба, и дети с удовольствием собирают герб как пазл.

 Мы же живём в Белово, и у многих учащихся мамы, папы, бабушки, дедушки, дяди работают на промышленных предприятиях. Поэтому следующее занятие носит название «Камень, дерево, железо». На нем детей знакомят с природными богатствами Кузбасса – полезными ископаемыми – и с переработкой их в местной промышленности. И снова рассматриваются фотографии, видеофильмы, на которых изображены промышленные предприятия, а также представлены полезные ископаемые, добывающиеся у нас на территории.

С целью конкретизировать знания о родном поселке, проводятся  занятия «Улицы поселка». Для начала повторяются названия улиц, на которых живут дети, потом где находится наш ДДТ. А далее, расширив представления детей, мы говорили об интересных местах в нашем поселке: дома – большие и маленькие, высокие и низкие, детская библиотека, дворец культуры Угольщиков, сквер, памятники и т.д. Всё это, конечно же, сопровождается показом фотографий, видеофильмом о поселке.

Закрепление знаний проводится созданием «Галереи красоты нашего города». На занятиях декоративно-прикладного творчество, которые они посещают параллельно, учащиеся рисуют то, что захотели: кто-то повторяет сюжет увиденных фотографий, рисунка на занятиях, кто-то –запомнившийся момент беседы. Из этих работ формируется выставка, которая носит название Галереи красоты нашего города

Также чтобы закрепить знания детей о значимых местах города, педагог предлагает учащимся игру «Исправь ошибки», например: «Если ты заболел, то нужно идти в кафе», а также с учащимися,  повторяются правила поведения дома и в общественных местах (дидактическое упражнение «Неожиданность в городе»).

На итоговом занятии «Белово – частичка России» педагог уточняет все полученные учащимися знания о нашем городе.

В итоге мы имеем следующие результаты реализации проекта:

1.Участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня. Ежегодно юные краеведы участвуют в конкурсах, где занимают призовые места.

2.Возможность саморазвития и самосовершенствования.

3.Возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

4.Умение представлять свои результаты (развитие речи, возможность продемонстрировать свои достижения). Важно, чтобы учащиеся чувствовали себя успешными, любое их достижение уже является движением вперёд.

5. Знания, полученные на занятиях объединения «Краевед», учащиеся применяют на практике, на занятиях декоративно-прикладного творчества.

 

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Текст] // Российская газета. – 2015. – 8 июня. – №6693 (122).

2.  Закон РФ «Об образовании» (273-ФЗ)

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в редакции от 30.03.2015.

4. Буровкина Л.А Детство и культурное наследие: сохранение, развитие, трансляция /Л.А. Буровкина // Искусство и образование. – №2 (100). – 2016. – С. 62–68.

5. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений[Текст] / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Владос, 2000. – 256 с.

6. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. – 224 с.

 


 

Создание успешной социализации детей с

Создание успешной социализации детей с

Воспитать патриота своей Родины, гармонически развитой личности

Воспитать патриота своей Родины, гармонически развитой личности

Кузбасса – полезными ископаемыми – и с переработкой их в местной промышленности

Кузбасса – полезными ископаемыми – и с переработкой их в местной промышленности

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в редакции от 30

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в редакции от 30
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2020