Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
6 кл—9 кл
28.03.2017
Современная наука и практика пытаются развести понятия “самоуправление” и “соуправление”. Часть ученых и практиков считают, что дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому вначале надо строить совместное управление со взрослыми. Мне, как практику и классному руководителю со стажем ближе принципы самоуправления, выделенные Н.П.Капустиным:
• консультативная помощь классного руководителя;
• предметность деятельности (есть деятельность - есть самоуправление, нет деятельности - нет самоуправления) и т.д.Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания и т.д.
самоупр.docx
Создание и развитие
ученического самоуправления
класса.
Современная наука и практика пытаются развести понятия “самоуправление” и
“соуправление”. Часть ученых и практиков считают, что дети не могут самостоятельно
управлять, а поэтому вначале надо строить совместное управление со взрослыми. Мне,
как практику и классному руководителю со стажем ближе принципы самоуправления,
выделенные Н.П.Капустиным:
консультативная помощь классного руководителя;
предметность деятельности (есть деятельность есть самоуправление, нет
деятельности нет самоуправления);
единое планирование;
выборность органа самоуправления;
сменяемость функции руководства и подчинения;
участие всех учащихся в самоуправлении;
согласие, разногласия могут возникнуть в ходе выработки решения, после
действует правило принятое решение обязательно для всех.
Опираясь именно на эти принципы и принципы Педагогики Индивидуальности
О.C.Гребенюка, и была разработана структура самоуправления класса.
Структура классного ученического самоуправления:
Функции ССК: cоставление плана работы совместно с классным руководителем;
организация и проведение классных мероприятий;
анализ эффективности проведенных мероприятий;
организация дежурства;
Цели
1. Повышение активности учащихся в классных делах.
2. Реализация интересов каждого учащегося.
3. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи
1. Создать условия для развития организаторских способностей каждого,
формировать лидерские качества;
2. Дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные
дела;
3. Развивать креативность;
4. Создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых
(учителей и родителей);
5. Формировать толерантность.
Совет самоуправления класса проводит
классные собрания (постановка проблем, определение направлений деятельности,
подведение итогов);
классные часы ;
помогает в проведении мониторинга;
экспертизу оценочных листов;
разрабатывает сценарии праздников.
Формы проведения
планирование; проектирование;
тренинги;
ролевые игры.
Как просто по пунктам, опираясь на научные труды, все расписать на бумаге. Однако
реальность каждого школьного дня диктует свои условия.
Нельзя прийти в класс и объявить детям: “С сегодняшнего дня вы сами управляете
жизнью в классе”, необходима кропотливая подготовительная работа, у меня она
заняла год:
1 этап:
Сбор информации (диагностика и мониторинг ученического и родительского
коллективов)
2 этап:
Планирование, с учетом особенностей класса.
3 этап:
Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности (тренинг игры).
4 этап:
Контроль (самоконтроль учащихся).
5 этап:
Коррекция (внесение изменений).
И снова анализ.
Самоуправление в классе действует уже третий год, после первого опыта мы внесли
изменения, дополнили положение о конкурсе впереди большая диагностическая работа,
анализ и коррекция. Будут новые находки и открытия. Важно, что ребята
почувствовали мнение каждого очень важно для всех и от каждого зависит результат
общего дела.
Для классного руководителя классное самоуправление – это замечательная
возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка.
И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и
помочь дорасти детям. И тогда заветные слова “Дети сами” не станут пустой
декларацией. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных
воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно
взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь
детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой
организовать
школьную
жизнь.
В моей работе с детьми приоритетными всегда были такие задачи:
организация самоуправления в классе;
формирование и развитие коллектива;
создание благоприятных психологопедагогических условий для развития
личности, самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия
потенциальных возможностей учащихся;
формирование у школьников нравственных смыслов и духовных ориентиров
(направле ние, над которым работает классный коллектив);
защита прав и интересов учащихся;
формирование здорового образа жизни;
гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими
работ ников;
организация социально значимой, творческой деятельности учащихся.
Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация
самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать
следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой,
гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему
действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:
предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать
в организации, исполнении и анализе учебновоспитательного процесса;
формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою
личность, создать условия для развития способностей и интересов членов
ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное
мышление и самосознание;
воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам
коллектив ной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную
ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и
Отечество;
воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти
себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды,
добра и красоты;
сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу,
Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять
природу.
Таковы направленность и содержание деятельности ученического самоуправления.
Дети ответственно подходят к формированию органов ученического самоуправления в
классе, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического
самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти
к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все
будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих
сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства
милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и, я считаю,
первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка
готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания,
человеколюбия.
Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет
и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного
коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.
Функции совета класса (СК)
участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
организует участие класса в КТД (коллективно творческих делах);
выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических
классных часов;
обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том,
чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что
делается, – исходит от ученика. Деятельность органов ученического самоуправления материализуется не только в
отдельных мероприятиях и делах, но и в работе по формированию в ученическом
коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами
данного понятия выступают понятия «духовный коллектив»,
«морально
психологический климат», «моральноэтическая атмосфера». Эта атмосфера должна
помогать делать самостоятельный нравственный выбор. В выборе он должен
руководствоваться нравственноэтическими ценностями, которые утверждаются в
классном коллективе. В своём классе мы совместно с ребятами разработали и
утвердили не только моральноэтические ценности воспитательного коллектива, но и
правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения
и принятия не только наглядно оформили, но и довели до сведения учителей,
работающих в классе, родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали
правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим,
не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не
нравится какоето правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но
если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не
нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в
коллективе документы, определяющие моральноэтическую основу самоуправления, не
самоцель, а средство саморазвития личности.
Правила для учащихся класса:
1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
2. Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности
жизнь и здоровье своё и окружающих.
3. Принимать активное участие в жизни коллектива.
4. Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
5. Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не
оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно
слушать.
6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного
процесса и на переменах.
7. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
8. Не опаздывать на урок.
9. Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе
необходимо.
10.Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы,
объясняющие твоё отсутствие в школе. Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых
и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность
суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за
преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и
следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для
учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это
стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль
коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное
выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых
мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Подробно я
хочу остановиться на некоторых из них.
Коллективное планирование
Методика «Древо желаний».
Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На
каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на
следующие вопросы:
– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь
– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.
Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы
классному руководителю.
Следующий момент, который помогает развивать самоуправление в классе –
организация совета дела (инициативной группы)
Организация совета дела
В классе создаётся совет дела (инициативная группа), которой поручается
разработка плана мероприятия. Группа создаётся на основе выборов, назначения
и включения желающих.
Совет дела вносит предложения, обсуждает их и вместе с классным
руководителем выстраивает общую программу мероприятия.
Совет дела определяет список подготовительных мероприятий, средств и
материалов, которые необходимы для реализации программы.
Совет дела распределяет поручения между учащимися (коллективные,
групповые, индивидуальные), уточняет план проведения.
Учащиеся включаются в подготовку мероприятия, классный руководитель и
совет дела помогают им в реализации намеченного. В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все школьники.
После мероприятия проводится коллективный анализ с целью объективной
оценки проведённого дела.
Следующий момент – поочерёдное выполнение обязанностей дежурного командира.
Класс делится на четыре команды, которые формируются детьми по желанию (дружба,
общие интересы и т.д.)
Обязанности дежурного звена:
Прийти в школу в 8ч.10 мин.
Доброжелательно встретить учащихся, проверить чистоту обуви, наличие сменной
обуви.
Обеспечить порядок в раздевалке.
Подготовить класс к уроку (чистая доска, наличие мела и рапортички).
После каждого урока проветрить класс.
В течение учебного дня обеспечить порядок в классах на переменах: следить за тем,
чтобы школьники не бегали, не употребляли непристойные выражения.
Обеспечить организованный вход в школьную столовую согласно графику питания и
соблюдение норм этики в столовой (бережно относиться к хлебу, убирать за собой
посуду).
После уроков обеспечить уборку кабинета №5.
Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся
коллективный анализ
и оценка всех проведенных мероприятий.
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют
родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы,
чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На
моих родительских собраниях практически всегда бывает 100% явка. Как я добиваюсь
этого. Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая
как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная
работа к родительскому собранию.
Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением
родительских собраний, ремонтом класса, непосредственным участием в школьных
мероприятиях, оно гораздо шире: походы, поездки на экскурсии и многое другое.
Здесь, как вы видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна
прерываться: школа – ученик – родители. Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким
выводам:
Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания.
Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно
изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их
ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации
самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников,
определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей,
способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.