Создание и развитие ученического самоуправления класса.
Оценка 4.7

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
6 кл—9 кл
28.03.2017
Создание и развитие  ученического самоуправления класса.
Современная наука и практика пытаются развести понятия “самоуправление” и “соуправление”. Часть ученых и практиков считают, что дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому вначале надо строить совместное управление со взрослыми. Мне, как практику и классному руководителю со стажем ближе принципы самоуправления, выделенные Н.П.Капустиным: • консультативная помощь классного руководителя; • предметность деятельности (есть деятельность - есть самоуправление, нет деятельности - нет самоуправления) и т.д.Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания и т.д.
самоупр.docx
Создание и развитие ученического самоуправления класса. Современная   наука   и   практика   пытаются   развести   понятия   “самоуправление”   и “соуправление”. Часть ученых и практиков считают, что дети не могут самостоятельно управлять, а поэтому вначале надо строить совместное управление со взрослыми. Мне, как практику и классному руководителю со стажем ближе принципы самоуправления, выделенные Н.П.Капустиным:   консультативная помощь классного руководителя;  предметность   деятельности   (есть   деятельность   ­   есть   самоуправление,   нет деятельности ­ нет самоуправления);  единое планирование;  выборность органа самоуправления;  сменяемость функции руководства и подчинения;  участие всех учащихся в самоуправлении;  согласие,   разногласия   могут   возникнуть   в   ходе   выработки   решения,   после действует правило ­ принятое решение обязательно для всех. Опираясь   именно   на   эти   принципы   и   принципы   Педагогики   Индивидуальности О.C.Гребенюка, и была разработана структура самоуправления класса. Структура классного ученического самоуправления: Функции ССК:  cоставление плана работы совместно с классным руководителем;  организация и проведение классных мероприятий;  анализ эффективности проведенных мероприятий;  организация дежурства; Цели  1. Повышение активности учащихся в классных делах. 2. Реализация интересов каждого учащегося. 3. Привлечение родителей к совместной деятельности. Задачи  1. Создать   условия   для   развития   организаторских   способностей   каждого, формировать лидерские качества; 2. Дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; 3. Развивать креативность; 4. Создать   благоприятные   условия   совместной   деятельности   детей   и   взрослых (учителей и родителей); 5. Формировать толерантность. Совет самоуправления класса проводит   классные собрания (постановка проблем, определение направлений деятельности, подведение итогов);  классные часы ;  помогает в проведении мониторинга;  экспертизу оценочных листов;  разрабатывает сценарии праздников. Формы проведения   планирование;  проектирование;  тренинги;  ролевые игры. Как просто по пунктам, опираясь на научные труды, все расписать на бумаге. Однако реальность каждого школьного дня диктует свои условия. Нельзя прийти в класс и объявить детям: “С сегодняшнего дня вы сами управляете жизнью   в   классе”,   необходима   кропотливая   подготовительная   работа,   у   меня   она заняла год: 1 этап:   Сбор   информации   (диагностика   и   мониторинг   ученического   и   родительского коллективов) 2 этап:   Планирование, с учетом особенностей класса. 3 этап:   Подготовка учащихся к самостоятельной деятельности (тренинг­ игры). 4 этап:   Контроль (самоконтроль учащихся). 5 этап:   Коррекция (внесение изменений). И снова анализ. Самоуправление в классе действует уже третий год, после первого опыта мы внесли изменения, дополнили положение о конкурсе впереди большая диагностическая работа, анализ   и   коррекция.   Будут   новые   находки   и   открытия.   Важно,   что   ребята почувствовали­ мнение каждого очень важно для всех и от каждого зависит результат общего дела.  Для   классного   руководителя   классное   самоуправление   –   это   замечательная возможность диагностики развития индивидуальности каждого ребенка. И еще, я убеждена, до классного самоуправления надо дорасти и самому педагогу, и помочь   дорасти   детям.   И   тогда   заветные   слова   “Дети   сами”   не   станут   пустой декларацией. Организатором   деятельности   учащихся   в   классе,   координатором   воспитательных воздействий   остаётся   классный   руководитель.   Именно   он   непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям   в   решении   их   проблем   в   школьном   коллективе,   интересно   и   с   пользой организовать   школьную     жизнь. В моей работе с детьми приоритетными всегда были такие задачи:   организация самоуправления в классе;  формирование и развитие коллектива;  создание   благоприятных   психолого­педагогических   условий   для   развития личности,   самоутверждения,   сохранения   неповторимости   и   раскрытия потенциальных возможностей учащихся;  формирование   у   школьников   нравственных   смыслов   и   духовных   ориентиров (направле ние, над которым работает классный коллектив);  защита прав и интересов учащихся;  формирование здорового образа жизни;  гуманизация отношений между учащимися, между учащимися и педагогическими работ ников;  организация социально значимой, творческой деятельности учащихся. Самой главной для себя, ребят и родителей я всегда определяла задачу – организация самоуправления в классе. Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества. Для достижения поставленных целей, я считаю, необходимо реализовать ряд задач:   предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно­воспитательного процесса;   формировать   у   учащихся   потребности   и   готовность   совершенствовать   свою личность,   создать   условия   для   развития   способностей   и   интересов   членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;   воспитать   положительное   отношение   к   общечеловеческим   ценностям,   нормам коллектив  ной   жизни,   законам   государства,   развивать   гражданскую   и   социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;   воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;   сформировать   умение   самостоятельно   найти   дело,   полезное   обществу, Отечеству,   вести   неустанную   работу   за   сохранение   мира,   беречь   и   охранять природу. Таковы   направленность   и   содержание   деятельности   ученического   самоуправления. Дети ответственно подходят к формированию органов ученического самоуправления в классе,   так   как   понимают   значимость   этого   процесса.   В   органы   ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия,   возвращение   к   нему   –   настоятельная   необходимость   и,   я   считаю, первостепенная   педагогическая   задача,   цель   которой   –   сформировать   у   ребёнка готовность   и   потребность   помочь   человеку   или   простить   его   из   сострадания, человеколюбия. Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы. Функции совета класса (СК)   участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;  подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;  заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;  организует участие класса в КТД (коллективно ­ творческих делах);  выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;  обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях; Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика. Деятельность   органов   ученического   самоуправления   материализуется   не   только   в отдельных   мероприятиях   и   делах,   но   и   в   работе   по   формированию   в   ученическом коллективе специальной атмосферы, так называемого «духа коллектива». Синонимами данного   понятия   выступают   понятия   «духовный   коллектив»,   «морально­ психологический климат», «морально­этическая атмосфера». Эта атмосфера должна помогать   делать   самостоятельный   нравственный   выбор.   В   выборе   он   должен руководствоваться   нравственно­этическими   ценностями,   которые   утверждаются   в классном   коллективе.   В   своём   классе   мы   совместно   с   ребятами   разработали   и утвердили не только морально­этические ценности воспитательного коллектива, но и правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и   принятия   не   только   наглядно   оформили,   но   и   довели   до   сведения   учителей, работающих в классе, родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не   принимать   неправильных   решений.   Учащиеся   должны   понять,   что   если   им   не нравится какое­то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать   даже   по   уважительной   причине.   Конечно   же,   все   разрабатываемые   в коллективе документы, определяющие морально­этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности. Правила для учащихся класса: 1. Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся. 2. Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих. 3. Принимать активное участие в жизни коллектива. 4. Свободно выражать своё мнение по любому вопросу. 5. Стремиться   к   взаимопониманию   с   одноклассниками,   учителями,   не   обзывать,   не оскорблять   других   людей,   не   перебивать   собеседника   в   разговоре,   внимательно слушать. 6. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах. 7. Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах. 8. Не опаздывать на урок. 9. Не   пропускать   школу   без   уважительной   причины;   в   случае   отсутствия   в   школе необходимо. 10.Поставить   в   известность   классного   руководителя   и   предоставить   документы, объясняющие твоё отсутствие в школе. Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и   детей.   Чтобы   самоуправление   состоялось,   надо   обеспечить   самостоятельность суждений   и   поступков   ребят,   пробудить   в   них   желание   самим   взяться   за   дело,   за преобразование   своей   жизни.   Это   поможет   подвести   их   к   самоуправлению.   Да   и следует   помнить,   что   не   учащиеся   для   самоуправления,   а   самоуправление   для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль   жизни   воспитательного   коллектива.   Мне   помогают   создать   этот   стиль коллективное планирование, организация в классе временных советов дел, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений. Подробно я хочу остановиться на некоторых из них. Коллективное планирование Методика «Древо желаний». Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой   ветке   есть   несколько   листочков,   на   которых   нужно   написать   ответы   на следующие вопросы: –   в   каких   мероприятиях   класса   мне   хотелось   бы   участвовать; –   в   каких   мероприятиях   класса   я   мог   бы   оказать   существенную   помощь – какие мероприятия надо провести в классе обязательно. Ребята   вписывают   свои   ответы   на   чистые   листочки   дерева   и   сдают   свои   работы классному руководителю.  Следующий   момент,   который   помогает   развивать   самоуправление   в   классе   – организация совета дела (инициативной группы) Организация совета дела  В   классе   создаётся   совет   дела   (инициативная   группа),   которой   поручается разработка плана мероприятия. Группа создаётся на основе выборов, назначения и включения желающих.   Совет   дела   вносит   предложения,   обсуждает   их   и   вместе   с   классным руководителем выстраивает общую программу мероприятия.  Совет   дела   определяет   список   подготовительных   мероприятий,   средств   и материалов, которые необходимы для реализации программы.  Совет   дела   распределяет   поручения   между   учащимися   (коллективные, групповые, индивидуальные), уточняет план проведения.  Учащиеся   включаются   в   подготовку   мероприятия,   классный   руководитель   и совет дела помогают им в реализации намеченного.  В проведении подготовленного мероприятия принимают участие все школьники.  После   мероприятия   проводится   коллективный   анализ   с   целью   объективной оценки проведённого дела. Следующий момент – поочерёдное выполнение обязанностей дежурного командира. Класс делится на четыре команды, которые формируются детьми по желанию (дружба, общие интересы и т.д.) Обязанности дежурного звена:   Прийти в школу в 8ч.10 мин.  Доброжелательно встретить учащихся, проверить чистоту обуви, наличие сменной обуви.  Обеспечить порядок в раздевалке.  Подготовить класс к уроку (чистая доска, наличие мела и рапортички).  После каждого урока проветрить класс.  В течение учебного дня обеспечить порядок в классах на переменах: следить за тем, чтобы школьники не бегали, не употребляли непристойные выражения.  Обеспечить организованный вход в школьную столовую согласно графику питания и соблюдение норм этики в столовой (бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду).  После уроков обеспечить уборку кабинета №5. Высшим   органом   самоуправления   является   собрание   учащихся   класса,   где   даётся коллективный   анализ   и   оценка   всех   проведенных   мероприятий. Немаловажную   роль   в   организации   самоуправления   в   классе,   конечно   же,   играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На моих родительских собраниях практически всегда бывает 100% явка. Как я добиваюсь этого. Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как   меня,  так  и  родителей  тема.  Большая,  серьёзная, совместная  подготовительная работа к родительскому собранию. Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских   собраний,   ремонтом   класса,   непосредственным   участием   в   школьных мероприятиях,   оно   гораздо   шире:   походы,   поездки   на   экскурсии   и   многое   другое. Здесь,   как   вы   видите,   прослеживается   связь,   которая   никогда   и   нигде   не   должна прерываться: школа – ученик – родители. Исходя   из   опыта   организации   ученического   самоуправления,   я   пришла   к   таким выводам:   Самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания.  Его   цель   в   современных   условиях   –   адаптация   выпускников   к   непрерывно изменяющимся жизненным условиям.  Самоуправление   способствует   личностному   росту   школьников,   развитию   их ответственности и самостоятельности.  Наиболее   успешным   является   разноуровневый   подход   в   организации самоуправления,   когда   учитываются   личностные   потребности   школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.  Самоуправление   способствует   раскрытию   школьников   как   мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Создание и развитие  ученического самоуправления класса.

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Создание и развитие  ученического самоуправления класса.

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Создание и развитие  ученического самоуправления класса.

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Создание и развитие  ученического самоуправления класса.

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Создание и развитие  ученического самоуправления класса.

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Создание и развитие  ученического самоуправления класса.

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Создание и развитие  ученического самоуправления класса.

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Создание и развитие  ученического самоуправления класса.

Создание и развитие ученического самоуправления класса.

Создание и развитие  ученического самоуправления класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017