Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе?
Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Создание позитивного микроклимата в детском коллективе
средствами музыкальноритмического воспитания
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными,
как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе?
Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать
проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и
неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться
вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют
нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажной задачей в работе с детьми педагоги
нашего учреждения считают формирование гуманных
межличностных отношений между дошкольниками и
установление позитивного микроклимата в детском коллективе.
Ведь именно здесь, в детском саду, дети проводят большую
часть времени, а сверстники являются их основным кругом
общения.
Для решения этих задач мы, как музыкальные руководители,
применяем некоторые методы и приёмы.
Так, например, каждое музыкальное занятие начинаем с
приветствий «Минуток вхождения в день».
Это стало доброй традицией, благодаря которой создаётся
определённый позитивный настрой на весь день. Дети радуются
друг другу, солнечному утру, воображаемым животным и
птицам, цветам и деревьям.Минутка вхождения в день «Солнце проснулось» Е.
Сидоровой
Солнце проснулось, (ладошки скрещены над головой, пальцы –
это лучики)
Всем улыбнулось (разводят руки в стороны).
Согрело ладошки (потирают ладошки,
Цветы на окошке (кисти рук – бутон, раскрывается,
Носы, конопушки (точечное касание носа, щёк),
У зайчика ушки (шевелят ладошками – ушками над головой)
С небес посмотрело (руку козырьком ко лбу)
И нежно запело: «Аааааааа!» (кластерное пение, т. е.
без определённой высоты, как можно выше, руки поднимают
вверх, тянутся к солнышку).
В нашей копилке разнообразный опыт лучших педагогов
музыкантов таких, как Т. Боровик, О. Боромыковой, С.
Коротаевой, И. Бодраченко, М. КартушинойТ. Э.
Тютюнниковой и собственные педагогические находки для
создания позитивного микроклимата в детском коллективе:
мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства
ответственности друг за друга, песенки, которыми дети
объясняются в любви к родителям и друг другу.
Песенка «Ключик в сердце» сл. и муз. Е. Пряхиной(Левая ручка на сердечке, вправой – воображаемый ключик,
ладошки – дверцы открываются, покачивание сцепленными
руками, обнимаются).
Ключик в сердце повернись
Дверка в сердце отворись,
Спой волшебные слова:
«Я, мой друг, люблю тебя!»
Или, если слова обращены к маме, последняя
фраза: «Мамочка, люблю тебя!»
Мирилка «Повторяй за мной скорей». А. Серегиной;
Долго в ссоре быть нельзя, (отрицательный знак
пальчиком);
Перестань сердиться (шутливо грозят друг другу);
Чтобы стало веселей, (качают сцепленными мизинчиками);
Будем мы мириться (друг другу подают руки);
Прыг, скок, подружись, (прыгают, взявшись за руки);
И со мной ты покружись (кружатся);
Прыг, скок, веселей, (прыгают, взявшись за руки);
Повторяй за мной скорей! (хлопают в ладоши);
На заключительный фрагмент музыки показывают друг другу
смешные движения, пытаются их повторить в совместном
танце.
Мирилка «Давай дружить!»
Слова неизвестного автора, композ. движ. И.ПетросянХватит, нам уже сердиться, (грозят друг другу пальчиком)
Веселятся все вокруг! (Смотрят направо, налево);
Поскорей давай мирится: (соединяют мизинцы);
Ты мне друг! И я твой друг! (Протягивают друг другу
ладошки);
Мы обиды все забудем (покачивают сцепленными руками);
И дружить как прежде будем! (Рукопожатие,
обнимаются).
Мирилка «Рассержусь – улыбнусь» (продукт совместного
творчества с детьми)
Скажешь громко: «Рассержусь!» (Тремя притопами
отворачиваются);
Скажешь тихо: «Улыбнусь!» (Улыбаясь, поворачиваются);
Долго в ссоре быть нельзя (подают друг другу мизинчики);
Мы с тобой опять друзья! (Обнимаются).
Мирилка «Стань добрей!»
Слова неизвестного автора, композиция движений — (продукт
совместного творчества с детьми).
Чтобы солнце улыбалось, (ладошки скрещены над головой);
Нас с тобой согреть старалось, (соединяют ладошки,
выполняя вместе маятниковые движения);
Нужно просто стать добрей (хлопают по ладошкам друг друга
— ладушки);
И мирится нам скорей! (Соединяют руки в рукопожатии).Текст может пропеваться и проговариваться, с музыкальным
сопровождением и без, что позволяет его использовать не
только на музыкальных занятиях, но и в любых видах
деятельности, как динамическую паузу, или организационный
момент, чтобы собрать внимание детей и настроить их
на «радость» и «творчество», на доброе отношение друг к
другу и ко всему живому.
Важной задачей по воспитанию социально коммуникативных
отношений считаем включение во все виды деятельности
дошкольников коммуникативные танцы и игры. В
коммуникативных танцах и играх эффективно решаются
следующие направления воспитательной работы:
развитие динамической стороны общения: легкости
вступления в контакт, инициативности, готовности к
общению
развитие эмпатии, сочувствия к партнеру
развитие позитивного самоощущения, что связано с
состоянием раскрепощенности, уверенности в себе,
ощущением собственного эмоционального благополучия,
своей значимости в детском коллективе, сформированной
положительной самооценки.
Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они
способствуют повышению самооценки у тех детей, которые
чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку
подобные танцы построены в основном на жестах и движениях,
которые в житейском обиходе выражают дружелюбие,открытое отношение друг к другу, то в целом они
воспроизводят положительные, радостные эмоции.
Коммуникативные танцы и игры использую в самых
разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на
праздниках, и на развлечениях с участием родителей, и на
прогулках.
Очень часто при распределении ролей в играх, или музыкальных
инструментов, между детьми возникают разногласия. Их можно
избежать, если использовать в работе коммуникативные игры.
«По дорожке мы шли». М. Картушиной
(Вариант распределения шумовых инструментов)
В обруче, или просто лежат по кругу – инструменты, дети,
взявшись за руки, идут, поют или проговаривают слова:
«По дорожке мы шли, инструменты нашли (останавливаются)
Инструменты взяли, весело сыграли!» (берут инструмент,
играют).
«Жужужу» Е. Сидоровой
(Вариант раздачи инструментов)
Просим детей закрыть глаза в ожидании сюрприза, водящий или
педагог произносит или поёт:
«Жужужу, жужужу, кому я бубен положу?»
Или: «Жужужу, жужужу, кому я ложки (врубель,
трещотку, шумелку) положу?»Как правило, конфликтов и недовольств не бывает.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно
научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции другого
человека. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем
самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по –
иному оценить собственные мысли, чувства и поведение.
Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку
ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к
импульсивности поведения, осложнениям в общении со
сверстниками и взрослыми.
Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на
развитие эмоциональной сферы.
Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих
эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым
обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности,
эмоциональный комфорт.
Работа проводится в тесной взаимосвязи с другими педагогами
и имеет различные формы: беседы с детьми в утреннее время и
во время свободной деятельности, где моделируются и
анализируются заданные ситуации); в досуговой деятельности, в
игровой деятельности (развивающие игры, игрыдраматизации,
сюжетноролевые, игры на развитие навыков общения, на
музыкальных занятиях с использованием элементов
психогимнастики, этюдов и упражнений подражательно
исполнительского и творческого характера на мышечную
релаксакцию, на развитие способности к эмпатии
(сопереживанию, на формирование позитивного отношения кокружающим и своему Я, на осознание своих характерных
особенностей, на регулирование имеющихся у них
неуверенности, тревожных состояний, страхов, которые
препятствуют полноценному развитию детей.
Вашему вниманию игровой материал из нашей «копилочки»,
который с успехом может использоваться педагогами как с
музыкальным сопровождением, так и без него. Обратите
внимание на то, как органично вплетается в него этюд на
выражение эмоций. Дети мимикой, голосом и жестами
изображают капризных, недовольных детей, а затем весело
убегают от дружочка – ремешочка.
Игра «Дружочек – ремешочек» В. Гомоновой
Сидя на ковре, дети мимикой, жестами и голосом изображают
капризуль:
«Раздень меня, разуй меня, уложи меня, поверни меня».
Ребёнок – папа: «И разденет, и уложит мой дружочек –
ремешочек!».
Игра завершается весёлыми догонялками.
Нашими помощниками по развитию у детей эмоциональной
сферы являются следующие пособия:
«Давай познакомимся» И. А. Пазухиной (тренинговое
развитие и коррекция эмоционального мира дошкольнико34,
46 лет); СП; 2008;
«Давай поиграем» (тренинговое развитие мира социальных
взаимоотношений детей 34 лет); СП; 2008;«Золотыми вкраплениями» в занятия, по мере поступления
сложных ситуаций, включаем этические беседы на темы «Все
мы разные», «Мы рядом», «Учись прощать», «Умей
слушать другого».
И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с
родителями. Использую такие формы работы с родителями, как
совместные проведения досугов, праздники семейного общения,
которые стараемся с родителями делать любимыми,
ожидаемыми, трепетными, сокровенными.
Ведь в настоящее время, когда человек испытывает постоянное
воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном
отношении окружающей среды, любой повод для
неформального внимания к ребёнку, его внутреннему
состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может
стать лишним.
Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть
изнутри проблемы своего ребенка, трудности во
взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть,
как это делают другие, то есть приобрести опыт
взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими
детьми.
Доброжелательная улыбка педагогов и родителей, их
поддержка и старание в создании общего эмоционально –
позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает
влияние на формирование нравственных качеств личности
ребёнка, делает его пребывание в коллективе детей счастливым
и желанным.