Создание позитивного микроклимата в детском коллективе средствами музыкально-ритмического воспитания

  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными, как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Иконка файла материала 1.docx
Создание позитивного микроклимата в детском коллективе  средствами музыкально­ритмического воспитания Как помочь детям стать чуткими, щедрыми и милосердными,  как своевременно поставить заслон чёрствости и злобе? Ведь в общении между детьми всё чаще приходится наблюдать  проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и  неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться  вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют  нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.   Поэтому немаловажной задачей в работе с детьми педагоги  нашего учреждения считают формирование гуманных  межличностных отношений между дошкольниками и  установление позитивного микроклимата в детском коллективе. Ведь именно здесь, в детском саду, дети проводят большую  часть времени, а сверстники являются их основным кругом  общения. Для решения этих задач мы, как музыкальные руководители,  применяем некоторые методы и приёмы. Так, например, каждое музыкальное занятие начинаем с  приветствий «Минуток вхождения в день». Это стало доброй традицией, благодаря которой создаётся  определённый позитивный настрой на весь день. Дети радуются  друг другу, солнечному утру, воображаемым животным и  птицам, цветам и деревьям.Минутка вхождения в день «Солнце проснулось» Е.  Сидоровой Солнце проснулось, (ладошки скрещены над головой, пальцы – это лучики) Всем улыбнулось (разводят руки в стороны). Согрело ладошки (потирают ладошки, Цветы на окошке (кисти рук – бутон, раскрывается, Носы, конопушки (точечное касание носа, щёк), У зайчика ушки (шевелят ладошками – ушками над головой) С небес посмотрело (руку козырьком ко лбу) И нежно запело: «А­а­а­а­а­а­а­а!» (кластерное пение, т. е.  без определённой высоты, как можно выше, руки поднимают вверх, тянутся к солнышку). В нашей копилке разнообразный опыт лучших педагогов­ музыкантов таких, как Т. Боровик, О. Боромыковой, С.  Коротаевой, И. Бодраченко, М. КартушинойТ. Э.  Тютюнниковой и собственные педагогические находки для  создания позитивного микроклимата в детском коллективе:  мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства  ответственности друг за друга, песенки, которыми дети  объясняются в любви к родителям и друг другу. Песенка «Ключик в сердце» сл. и муз. Е. Пряхиной(Левая ручка на сердечке, вправой – воображаемый ключик,  ладошки – дверцы открываются, покачивание сцепленными  руками, обнимаются). Ключик в сердце повернись Дверка в сердце отворись, Спой волшебные слова: «Я, мой друг, люблю тебя!» Или, если слова обращены к маме, последняя  фраза: «Мамочка, люблю тебя!» Мирилка «Повторяй за мной скорей». А. Серегиной; Долго в ссоре быть нельзя, (отрицательный знак  пальчиком); Перестань сердиться (шутливо грозят друг другу); Чтобы стало веселей, (качают сцепленными мизинчиками); Будем мы мириться (друг другу подают руки); Прыг, скок, подружись, (прыгают, взявшись за руки); И со мной ты покружись (кружатся); Прыг, скок, веселей, (прыгают, взявшись за руки); Повторяй за мной скорей! (хлопают в ладоши); На заключительный фрагмент музыки показывают друг другу  смешные движения, пытаются их повторить в совместном  танце. Мирилка «Давай дружить!» Слова неизвестного автора, композ. движ. И.ПетросянХватит, нам уже сердиться, (грозят друг другу пальчиком) Веселятся все вокруг! (Смотрят направо, налево); Поскорей давай мирится: (соединяют мизинцы); Ты мне друг! И я твой друг! (Протягивают друг другу  ладошки); Мы обиды все забудем (покачивают сцепленными руками); И дружить как прежде будем! (Рукопожатие,  обнимаются). Мирилка «Рассержусь – улыбнусь» (продукт совместного  творчества с детьми) Скажешь громко: «Рассержусь!» (Тремя притопами  отворачиваются); Скажешь тихо: «Улыбнусь!» (Улыбаясь, поворачиваются); Долго в ссоре быть нельзя (подают друг другу мизинчики); Мы с тобой опять друзья! (Обнимаются). Мирилка «Стань добрей!» Слова неизвестного автора, композиция движений — (продукт  совместного творчества с детьми). Чтобы солнце улыбалось, (ладошки скрещены над головой); Нас с тобой согреть старалось, (соединяют ладошки,  выполняя вместе маятниковые движения); Нужно просто стать добрей (хлопают по ладошкам друг друга  — ладушки); И мирится нам скорей! (Соединяют руки в рукопожатии).Текст может пропеваться и проговариваться, с музыкальным  сопровождением и без, что позволяет его использовать не  только на музыкальных занятиях, но и в любых видах  деятельности, как динамическую паузу, или организационный  момент, чтобы собрать внимание детей и настроить их  на «радость» и «творчество», на доброе отношение друг к  другу и ко всему живому. Важной задачей по воспитанию социально­ коммуникативных  отношений считаем включение во все виды деятельности  дошкольников коммуникативные танцы и игры. В  коммуникативных танцах и играх эффективно решаются  следующие направления воспитательной работы:  развитие динамической стороны общения: легкости  вступления в контакт, инициативности, готовности к  общению  развитие эмпатии, сочувствия к партнеру  развитие позитивного самоощущения, что связано с  состоянием раскрепощенности, уверенности в себе,  ощущением собственного эмоционального благополучия,  своей значимости в детском коллективе, сформированной  положительной самооценки. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они  способствуют повышению самооценки у тех детей, которые  чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку  подобные танцы построены в основном на жестах и движениях,  которые в житейском обиходе выражают дружелюбие,открытое отношение друг к другу, то в целом они  воспроизводят положительные, радостные эмоции. Коммуникативные танцы и игры использую в самых  разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на  праздниках, и на развлечениях с участием родителей, и на  прогулках. Очень часто при распределении ролей в играх, или музыкальных инструментов, между детьми возникают разногласия. Их можно избежать, если использовать в работе коммуникативные игры. «По дорожке мы шли». М. Картушиной (Вариант распределения шумовых инструментов) В обруче, или просто лежат по кругу – инструменты, дети,  взявшись за руки, идут, поют или проговаривают слова: «По дорожке мы шли, инструменты нашли (останавливаются) Инструменты взяли, весело сыграли!» (берут инструмент,  играют). «Жу­жу­жу» Е. Сидоровой (Вариант раздачи инструментов) Просим детей закрыть глаза в ожидании сюрприза, водящий или педагог произносит или поёт: «Жу­жу­жу, жу­жу­жу, кому я бубен положу?» Или: «Жу­жу­жу, жу­жу­жу, кому я ложки (врубель,  трещотку, шумелку) положу?»Как правило, конфликтов и недовольств не бывает. Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно  научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции другого  человека. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы тем  самым помогаем ему по – другому взглянуть на себя, по –  иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к  импульсивности поведения, осложнениям в общении со  сверстниками и взрослыми. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на  развитие эмоциональной сферы. Основная её цель – повысить осознание ребёнком своих  эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым  обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности,  эмоциональный комфорт. Работа проводится в тесной взаимосвязи с другими педагогами  и имеет различные формы: беседы с детьми в утреннее время и  во время свободной деятельности, где моделируются и  анализируются заданные ситуации); в досуговой деятельности, в игровой деятельности (развивающие игры, игры­драматизации,  сюжетно­ролевые, игры на развитие навыков общения, на  музыкальных занятиях с использованием элементов  психогимнастики, этюдов и упражнений подражательно­  исполнительского и творческого характера на мышечную  релаксакцию, на развитие способности к эмпатии  (сопереживанию, на формирование позитивного отношения кокружающим и своему Я, на осознание своих характерных  особенностей, на регулирование имеющихся у них  неуверенности, тревожных состояний, страхов, которые  препятствуют полноценному развитию детей. Вашему вниманию игровой материал из нашей «копилочки»,  который с успехом может использоваться педагогами как с  музыкальным сопровождением, так и без него. Обратите  внимание на то, как органично вплетается в него этюд на  выражение эмоций. Дети мимикой, голосом и жестами  изображают капризных, недовольных детей, а затем весело  убегают от дружочка – ремешочка. Игра «Дружочек – ремешочек» В. Гомоновой Сидя на ковре, дети мимикой, жестами и голосом изображают  капризуль: «Раздень меня, разуй меня, уложи меня, поверни меня». Ребёнок – папа: «И разденет, и уложит мой дружочек –  ремешочек!». Игра завершается весёлыми догонялками. Нашими помощниками по развитию у детей эмоциональной  сферы являются следующие пособия: «Давай познакомимся» И. А. Пазухиной (тренинговое  развитие и коррекция эмоционального мира дошкольнико3­4,  4­6 лет); С­П; 2008; «Давай поиграем» (тренинговое развитие мира социальных  взаимоотношений детей 3­4 лет); С­П; 2008;«Золотыми вкраплениями» в занятия, по мере поступления  сложных ситуаций, включаем этические беседы на темы «Все  мы разные», «Мы рядом», «Учись прощать», «Умей  слушать другого». И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с  родителями. Использую такие формы работы с родителями, как совместные проведения досугов, праздники семейного общения, которые стараемся с родителями делать любимыми,  ожидаемыми, трепетными, сокровенными. Ведь в настоящее время, когда человек испытывает постоянное  воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном  отношении окружающей среды, любой повод для  неформального внимания к ребёнку, его внутреннему  состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может  стать лишним. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть  изнутри проблемы своего ребенка, трудности во  взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть,  как это делают другие, то есть приобрести опыт  взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими  детьми. Доброжелательная улыбка педагогов и родителей, их  поддержка и старание в создании общего эмоционально –  позитивного микроклимата в группе – всё это оказывает  влияние на формирование нравственных качеств личности  ребёнка, делает его пребывание в коллективе детей счастливым  и желанным.