Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципальное образование «Кобяйский улус (район) РС(Я)»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куокуйская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
Создание системы
геоэкологического краеведения
в школьном курсе географии
Выполнила: Спиридонова С.А.
– учитель географии с.Аргас 2018 г.
Современное экологическое образование является «особой образовательной областью,
призванной реализовать идеи становящегося ныне информационноэкологического общества,
в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее
сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений».
Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно
ориентировано на «увеличение адаптивной способности данного общества» и нацелено на
создание механизма устойчивого развития.
Всеобщие аспекты экологического образования в настоящее время дополняются
следующими характеристиками: усиливаются региональный и компетентностный
аспекты экологического образования, в связи, с чем оно становится практико
ориентированным, направленным на изучение и поиск оптимизации состояния окружающей
среды в своем регионе, своей местности.
Проблеме теоретического осмысления регионального компонента геоэкологического
образования и путей введения его в школьную практику до сих пор не уделено должного
внимания. Поэтому и существуют противоречия между:
необходимостью разработки научнометодических основ регионального
геоэкологического образования и отсутствием теории и научно обоснованной методики
решения этой проблемы;
сохраняющейся до настоящего времени ориентацией средней школы на трансляцию
знаний, умений и навыков, и необходимостью готовить учащихся к активной творческой и
социальнозначимой экологической деятельности в своем регионе;
высоким социальным и педагогическим потенциалом систематического изучения
экологического состояния своей местности, имеющего в качестве значимого результата ее
геоэкологическую характеристику и невключенностью этой формы организации обучения в
практику;
достижениями многолетнего опыта жителей Якутии по рациональному
природопользованию, охране природы и народной экологической педагогики и
недостаточным их использованием для формирования экологической культуры учащихся.
Необходимость определения способов разрешения совокупности изложенных выше
противоречий и составляет проблему настоящего исследования, связанную с социальным
заказом страны, нуждающейся в личности, готовой к активной творческой, экологически
обусловленной деятельности в своем регионе. В связи с указанной проблемой определены
цель, объект, предмет и гипотеза данного исследования.
В связи с этим составлен проект по созданию системы геоэкологического краеведения в
школьном курсе географии.
Цель данного проекта: разработка научнометодических основ регионального
компонента геоэкологического образования и реализация его в системе школьного
образования (на примере Куокуйского наслега Кобяйского района). Объект исследования – школьное геоэкологическое образование в контексте его
регионализации.
Предмет исследования – теоретические основы и практика реализации регионального
компонента школьного геоэкологического образования.
Гипотеза – знания учащимися географической характеристики и экологических проблем
республики, района, села, будут способствовать повышению уровня экологического
образования и воспитания экологической культуры школьников, если:
создана концепция географического образования, важнейшим положением которой
является необходимость усиления экологического образования, являющееся основой
успешного внедрения в сознание подрастающего поколения идей устойчивого развития,
сохранения национальной безопасности, которые в свою очередь служат основой
регионального и геоэкологического подходов;
выявлено содержание регионального компонента географического образования для
основной и старшей ступени;
выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на развитие
геоэкологического образования;
создана система геоэкологического краеведения, реализуемая путями основного и
дополнительного образования;
обосновано введение основных вопросов содержания региональной географии в
общеобразовательных курсах, элективных курсах, объем, и содержание которых позволят
создать оптимальное соотношение школьного, регионального и федерального компонентов,
способствующих реализации регионального географического и геоэкологического
образования.
При изучении географии своей местности в целях экологического образования учитывался
ряд благоприятных условий:
свою местность в значительной мере можно изучать на уровне непосредственного
наблюдения окружающей местности в границах своего населенного пункта или вблизи него,
т.е. на локальном уровне;
возможность практически действовать в наблюдаемых природных и социально
экономических условиях.
более убедителен показ практического значения географических знаний;
большое разнообразие местных и потому доступных источников эколого
географической информации;
личная заинтересованность учащихся в изучении экологической обстановки.
Участники проекта: учителя, дети и подростки от 10 до 16 лет, родители.
Целевые группы и их интересы в проекте:
Учащийся:
развитие интеллектуальных способностей на основе формирования умения мыслить
ярко, неординарно, при развитом продуктивном мышлением, проявляющимся через
умственную самостоятельность.
развитие способности к исследовательской и проектной образовательной
деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых учащиеся научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми
и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать
друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности;
получение возможности раскрыть свои способности;
формирование
адаптивности, развитие эмоциональной сферы, улучшение
самочувствия и здоровья.
Учитель:
Осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта.
Определение собственного уровня педагогического мастерства.
Представление учителем собственных научнометодических достижений.
Обобщение опыта, публикация научнометодических материалов.
Развитие проектноисследовательской деятельности.
Творческое самовыражение.
Участие через оформление образцов педагогического опыта в «банке педагогических
идей».
Этапы исследования.
Первый этап – поисковоэмпирический (2013 – 2014):
Основные результаты этапа состояли в уточнении проблемы, цели и задач
исследования, формулировке рабочей гипотезы, основных концептуальных положений,
оформление понятийнотерминологического аппарата исследования.
Второй этап, практический (2014 – 2018) заключается в построении учебного
процесса на основе предлагаемого проекта:
* Через реализацию его целей и задач, разработку общих дидактических основ
регионального географического образования.
* В определении состава и структуры регионального компонента геоэкологического
образования, выстроенных с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наличием
опорных знаний и умений, сформированных у детей по мере изучения географии.
* В создании творческих групп учителей для разработки уроков и внеурочной
деятельности.
* Апробацию программ основных вопросов содержания региональной географии в
общеобразовательных курсах.
* Внедрения программы элективных курсов для 4 класса «Топонимика села Аргас»,
для 5 класса «Мой край Кобяйский», для 5, 6 класса «Экология Якутии», для 89 класса
«География Якутии».
Третий этап, обобщающеаналитический (2018 – 2019):
* теоретическое обобщение и дальнейшее внедрение результатов проекта в
педагогическую практику.
* Уточнение и формулировка выводов, выявление перспективы последующего
развития проекта.
* публикация, обмен опытом Новизна проекта заключается в попытке определения эффективных путей реализации
геоэкологического краеведения через разработку системы в изучении вопросов
взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школы.
целевого,
мотивационного,
Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана система
геоэкологического краеведения в школьном курсе географии, состоящая из взаимосвязанных
компонентов:
процессуального и
результативного компонентов. Обоснованы принципы, лежащие в основе ее реализации.
Определено место методов и приемов изучения вопросов геоэкологического содержания, а
также основных функций педагогических подходов и технологий в экологическом
образовании.
содержательного,
Практическая значимость. Выявлены методические условия, обеспечивающие
эффективное внедрение геоэкологического краеведения в школьный курс географии.
Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в педагогическую практику учителей
района, в работе педагоговэкологов .
Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии
Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии
Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии
Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии
Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.