Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии
Оценка 4.9

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Оценка 4.9
Документация
docx
география +1
Взрослым
02.04.2018
Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии
Презентация к проекту "Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии" в малокомплектной сельской школе
тезис.docx
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»  Муниципальное образование «Кобяйский улус (район) РС(Я)»  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Куокуйская средняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением отдельных предметов» Создание системы  геоэкологического краеведения  в школьном курсе географии Выполнила: Спиридонова С.А.  – учитель географии с.Аргас­ 2018 г. Современное экологическое образование является «особой образовательной областью, призванной реализовать идеи становящегося ныне информационно­экологического общества, в котором высшей ценностью будут жизнь человека на Земле, предпосылки и условия ее сохранения, интересы и потребности не только здравствующих, но и будущих поколений». Такая интерпретация сущности экологического образования свидетельствует о том, что оно ориентировано  на «увеличение адаптивной способности  данного общества»  и нацелено на создание механизма устойчивого развития. Всеобщие   аспекты   экологического   образования   в   настоящее   время   дополняются следующими   характеристиками:   усиливаются  региональный  и  компетентностный аспекты   экологического   образования,   в   связи,   с   чем   оно   становится  практико­ ориентированным, направленным на изучение и поиск оптимизации состояния окружающей среды в своем регионе, своей местности.  Проблеме   теоретического   осмысления   регионального   компонента   геоэкологического образования и путей введения его в школьную практику до сих пор не уделено должного внимания. Поэтому и существуют противоречия между: ­   необходимостью   разработки   научно­методических   основ   регионального геоэкологического   образования   и   отсутствием   теории   и   научно   обоснованной   методики решения этой проблемы; ­ сохраняющейся до настоящего времени ориентацией средней школы на трансляцию знаний, умений и навыков, и необходимостью готовить учащихся к активной творческой и социально­значимой экологической деятельности в своем регионе; ­   высоким   социальным   и   педагогическим   потенциалом   систематического   изучения экологического состояния своей местности, имеющего в качестве значимого результата ее геоэкологическую характеристику и невключенностью этой формы организации обучения в практику; ­   достижениями   многолетнего   опыта   жителей   Якутии   по   рациональному природопользованию,   охране   природы   и   народной   экологической   педагогики   и недостаточным их использованием для формирования экологической культуры учащихся. Необходимость   определения   способов   разрешения   совокупности   изложенных   выше противоречий и составляет  проблему  настоящего исследования, связанную с социальным заказом страны, нуждающейся в личности, готовой к активной творческой, экологически обусловленной деятельности в своем регионе. В связи с указанной проблемой определены цель, объект, предмет и гипотеза данного исследования.  В связи с этим составлен проект по созданию системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии. Цель   данного   проекта:   разработка   научно­методических   основ   регионального компонента   геоэкологического   образования   и   реализация   его   в   системе   школьного образования (на примере Куокуйского наслега Кобяйского района). Объект   исследования  –   школьное   геоэкологическое   образование   в   контексте   его регионализации.  Предмет исследования – теоретические основы и практика реализации регионального компонента школьного геоэкологического образования.   Гипотеза – знания учащимися географической характеристики и экологических проблем республики,   района,   села,   будут   способствовать   повышению   уровня   экологического образования и воспитания экологической культуры школьников, если: ­   создана   концепция   географического   образования,   важнейшим   положением   которой является   необходимость   усиления   экологического   образования,   являющееся   основой успешного   внедрения   в   сознание   подрастающего   поколения   идей   устойчивого   развития, сохранения   национальной   безопасности,   которые   в   свою   очередь   служат   основой регионального и геоэкологического подходов; ­   выявлено   содержание   регионального   компонента   географического   образования   для основной и старшей ступени; ­ выявлены факторы, оказывающие влияние (положительные и отрицательные) на развитие геоэкологического образования; ­   создана   система   геоэкологического   краеведения,   реализуемая   путями   основного   и дополнительного образования; ­   обосновано   введение   основных   вопросов   содержания   региональной   географии   в общеобразовательных   курсах,  элективных  курсах,   объем,  и   содержание  которых  позволят создать оптимальное соотношение школьного, регионального и федерального компонентов, способствующих   реализации   регионального   географического   и   геоэкологического образования. При изучении географии своей местности в целях экологического образования учитывался ряд благоприятных условий:             свою местность в значительной мере можно изучать на уровне непосредственного наблюдения окружающей местности в границах своего населенного пункта или вблизи него, т.е. на локальном уровне;                  возможность практически действовать в  наблюдаемых  природных и социально­ экономических условиях.            более убедителен показ практического значения географических знаний;            большое   разнообразие   местных   и   потому   доступных   источников   эколого­ географической информации;           личная заинтересованность учащихся в изучении экологической обстановки. Участники проекта: учителя, дети и подростки от 10 до 16 лет, родители.  Целевые группы и их интересы в проекте: Учащийся:           развитие интеллектуальных способностей на основе формирования  умения мыслить ярко, неординарно, при  развитом продуктивном мышлением,  проявляющимся  через умственную самостоятельность.           развитие   способности   к   исследовательской   и   проектной   образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых учащиеся научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные  возможности;        получение возможности раскрыть свои способности;       формирование     адаптивности,   развитие   эмоциональной   сферы,   улучшение самочувствия и здоровья.  Учитель:           Осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта.           Определение собственного уровня педагогического мастерства.           Представление учителем собственных научно­методических достижений.           Обобщение опыта, публикация научно­методических материалов.           Развитие проектно­исследовательской деятельности.           Творческое самовыражение.          Участие через оформление образцов педагогического опыта в «банке педагогических идей».       Этапы исследования.   Первый этап – поисково­эмпирический (2013 – 2014): Основные   результаты   этапа   состояли   в   уточнении   проблемы,   цели   и   задач исследования,   формулировке   рабочей   гипотезы,   основных   концептуальных   положений, оформление понятийно­терминологического аппарата исследования.  Второй   этап,  практический  (2014   –   2018)  заключается   в   построении   учебного процесса на основе предлагаемого проекта: *   Через   реализацию   его   целей   и   задач,   разработку   общих   дидактических   основ регионального географического образования. * В определении состава и структуры регионального компонента геоэкологического образования, выстроенных с учетом возрастных особенностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей по мере изучения географии. *   В   создании   творческих   групп   учителей   для   разработки   уроков   и   внеурочной деятельности. *   Апробацию   программ   основных   вопросов   содержания   региональной   географии   в общеобразовательных курсах. * Внедрения программы элективных курсов для 4 класса «Топонимика села Аргас», для 5 класса «Мой край Кобяйский», для 5, 6 класса «Экология Якутии», для   8­9 класса «География Якутии».   Третий этап, обобщающе­аналитический (2018 – 2019): *  теоретическое   обобщение   и   дальнейшее   внедрение   результатов   проекта   в педагогическую практику.  *   Уточнение   и   формулировка   выводов,   выявление   перспективы   последующего развития проекта. * публикация, обмен опытом Новизна проекта заключается в попытке определения эффективных путей реализации геоэкологического   краеведения   через   разработку   системы   в   изучении   вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школы.   целевого,   мотивационного, Теоретическая   значимость.  Теоретически   обоснована   и   разработана   система геоэкологического краеведения в школьном курсе географии, состоящая из взаимосвязанных компонентов:   процессуального   и результативного   компонентов.   Обоснованы   принципы,   лежащие   в   основе   ее   реализации. Определено место методов и приемов изучения вопросов геоэкологического содержания, а также   основных   функций   педагогических   подходов   и   технологий   в   экологическом образовании.   содержательного,    Практическая   значимость.  Выявлены   методические   условия,   обеспечивающие эффективное   внедрение   геоэкологического   краеведения   в   школьный   курс   географии. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в педагогическую практику учителей района, в работе педагогов­экологов .

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии

Создание системы геоэкологического краеведения в школьном курсе географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018