«Создание ситуации успеха на уроках истории.
Роль предмета в будущей жизни ученика»
Слайд 1
Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах,
если нет у ученика желания учиться.
В. А. Сухомлинский
История – один из ключевых предметов школьного образования. Знать
историю своей страны очень важно для любого человека, вступающего во
взрослую жизнь, какую бы профессию он для себя ни выбрал.
Слайд 2
Чему же учит история? Вопервых, история учит нас на основе опыта
прошлых поколений строить лучшее будущее, в историческом опыте люди
ищут ответы на проблемы современности. Вовторых, изучая историю, люди
восполняют естественный интерес к своему прошлому, обращаются к
исторической памяти и стремятся к расширению собственной образованности.
Втретьих, изучение истории должно помогать открывать человеку в себе
человеческое, раскрывать в себе духовные силы для самореализации во имя
себя, близких и всего мира. Это, наверное, самое главное предназначение
истории.
Слайд 3
На первом вводном уроке по истории мы с учениками всегда разбираем
известные пушкинские строки:
Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Слайд 4
Так вот, уроки истории должны создавать условия для формирования
личностного самостоянья человека. Этому способствуют следующие
процессы:
воспитание (специально организованное, научно и методическиобеспеченное
психологопедагогическое сопровождение детей, подростков и молодёжи с
целью успешной социализации и жизненного самоопределения);
социализация (с одной стороны, постепенное вхождение в социальную среду
и систему социальных связей, принятие ценностей различных социальных
групп и общества в целом, с другой – саморазвитие и самореализация в
обществе, к которому человек принадлежит); самоопределение как образ жизни (способ реагирования на жизненные
обстоятельства, сознательный акт определения и утверждения собственной
позиции в проблемных ситуациях).
В результате личность предстаёт в качестве своеобразного результата
воспитания, социализации и самоопределения – не в плоскости
индивидуальных особенностей, а как совокупность социальных качеств,
реализуемых в плоскости отношений человека с другими людьми и обществом
в целом.
Одним из компонентов социализации выступает успешность учащихся.
Проблема успешности личности связана с социализацией, с нормами и
ценностями группы, общества, в которых она формируется. В советский
период понятия личного и общественного успеха были очень близки, часто
отождествлялись. И то, что являлось успехом страны, было целью каждого
гражданина, поэтому личный успех становился делом государственной
важности. В современной России критерии успеха для субъекта,
определяющего цели и приоритеты жизнедеятельности, не имеют жёстких
ориентиров.
Слайд 5
Сегодня проблема успеха и успешности – предмет повышенного интереса
среди подростков и старшеклассников. Молодые люди задумываются о
будущем, и, естественно, не хотят представлять свою жизнь вне категории
успеха. Многие из них строят фантастические планы, видят себя во главе
фирмы, семьи, и даже страны. Самооценка таких молодых людей сильно
падает при первом же столкновении с реальной жизнью.
Возникает вопрос, что необходимо делать, чтобы
учащиеся были успешны, чтобы из наших учеников
формировалась активная личность, мотивированная на
деятельную жизненную позицию,
способная
социализироваться в обществе и выстоять в условиях
конкуренции.
СИТУАЦИЯэто сочетание условий, которые обеспечивают достижение цели.
УСПЕХ это положительный результат деятельности.
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА – стремление заслужить одобрение; стремление
утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание
окружающих, личности, результат деятельности личности.
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния
радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась
личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами,
либо превзошел их. В том случае, когда успех делается устойчивым,
постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая
огромные, скрытые до поры возможности личности. С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это такое
целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается
возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно
взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих
воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои
возможности, поверить в себя.
Слайд 6
Исходя из этого, учителю необходимо продумать так свою
деятельность, чтобы обеспечить на уроке:
1. Снятие тревожности. Первостепенное значение имеет
доброжелательный климат на уроке, решающую роль в создании
которого играет учитель. (пример М. Голубецкий, Ж. Ефремова)
2. Высокая мотивация.
С целью коррекции такого эмоционального состояния учащихся как
тревожность по поводу отметки я предоставляю ученикам шанс исправления
неудовлетворительной оценки. Это может быть дополнительное занятие или
время для пересдачи. Главное, что бы ребенок знал, что полученная отметка –
это не конец света, есть возможность все поправить. Но есть и ограничения.
Вопервых, инициатива должна исходить от ученика, тем самым он научается
и самостоятельному принятию решений и ответственности за свои поступки.
Вовторых, при исправлении максимальной оценкой будет 4 (хорошо), за
упущенные шансы нужно платить, и отличником постоянно исправляя свои
недочеты не стать. Втретьих, для получения возможности исправить,
необходимо подтвердить, например, домашним заданием, что ты готовился и
не тратишь учительское время на попытку проскочить на авось.
Одним из условий, способствующих формированию успешной
личности ребенка, является мотивация достижения успеха.
Эта проблема остается актуальной для учителей уже многие
десятилетия. Сухомлинский В.А. утверждал, что методы,
используемые в учебной деятельности, должны вызвать
интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное
учреждение стать школой радости. Первой заповедью
воспитания Ушинский К.Д. считал необходимость дать детям
радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах
чувство гордости и собственного достоинства за свои
достижения. Один из американских ученых, психолог,
педагог У. Глассер убежден, если ребенку удастся добиться
успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Доктор педагогических наук Белкин А.С. писал, что если
ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Ни один ребенок не приходит в школу
неудачником.
Известно, что потребность в достижении успеха не является
врожденной или наследственной, а развивается в период
ранней социализации личности ребенка. Индивидуальность
развивается в динамичном взаимодействии с социальным
окружением, которое может усиливать или подавлять
потребность в достижениях.
Стремление к успеху усиливается, если эмоциональное
значение награды за успех сильнее эмоционального
значения неудачи. Если же наказание за неудачу
эмоционально более значимо, чем награда, то постепенно
формируется
неудачи.
Проблему мотивации можно отнести к числу старых,
традиционных. Однако недостаток учебной мотивации – одна
из главных причин низких результатов учебы.
5 кл – мотивирован, на знания, а потом на оценки
6 кл – мотивирован на оценки, а потом на знания
7кл – особенно Настя Минибаева – ситуация успеха: нет
пропусков уроков.
911 кл. главный фактор сдача экзамена (Ф. Фурсов очень слабый в начале
года, есть успех в 3 четверти)
Слайд 7
желание
избежать
3. Активные и интерактивные формы проведения занятий.
На примере 5 класса – конструирование урока
А) Технология проблемного обучения заключается в создании проблемной
ситуации,
осознании и решении этой ситуации в ходе совместной
деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности
учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в
овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими
принципами решения проблемных задач. Применяется – метод дискуссии. Он
помогает организовать работу по исследованию и анализу изучаемых
вопросов. Дискуссия – это возможность развивать умение слушать, говорить
по очереди, воспитывать толерантность. Чтобы дискуссия была откровенной,
важно создать в классе атмосферу доверия и взаимного уважения. Следует
объяснить классу, что можно достичь общего понимания правил слушания и
выступления, познакомить учащихся с принципами ведения дискуссии, а
также предложить им соблюдать эти правила и строго им следовать.
дискуссия по вопросу (техника «микрофон»)
Почему морские цивилизации, такие, как Финикия, возникли намного позже,
чем ирригационные цивилизации?
Методическая консультация для учителя
Дискуссионная техника «микрофон» Организация: в рамках согласованной помощи учитель активизирует
слабоактивных учащихся — передаёт им микрофон (говорит тот, у кого
микрофон).
дискуссия по вопросу (техника «карусель»)
Верно ли полагать, что сила и мощь древних империй основывалась на
использовании железа в вооружении их войск?
Методическая консультация для учителя
Дискуссионная техника «карусель»
Организация: все учащиеся высказывают свои точки зрения по порядку,
начиная с первой парты.
Б) Урокиконференции предполагают, что под руководством учителя
заранее готовятся сообщения учащихся, которые поочерёдно выступают
перед аудиторией. Участники конференции задают им вопросы по ходу
выступления, высказывают свои впечатления о выводах автора сообщения,
обмениваются мнениями. Примерные темы для выступлений учащихся
определяются заранее. Например, в 11 классе перед уроком по всеобщей
истории по теме «Успехи и проблемы западноевропейского общества»
учащиеся получили индивидуальные задания. Каждый готовил материал о
«своей» стране (Италия, Франция, Великобритания, ФРГ), а потом
представлял этот материал на урокеконференции.
4. Работа с карточкамисорбонками.
Сорбонка является одним из технологических приемов. Она представляет
собой карточку, где с одной стороны записывается дата, а с другой —
событие.
В качестве достоинств можно выделить:
концентрацию внимания на определенных элементах программного
материала;
увеличение частоты повторения;
повышение заинтересованности и раскрепощение памяти, благодаря
оригинальному оформлению и увлекательной игровой форме;
экономию времени на уроке, посвященному проверке пройденного
материала;
формирование умений самоконтроля, самопроверки и взаимоконтроля.
Способы работы класса с сорбонкой:
Индивидуальная работа, когда ребенок работает самостоятельно и
проверяет сам себя. Работа в постоянных или сменных парах. Ребята проверяют знания друг
друга и оценивают их. Периодически подобную работу можно
проводить у доски.
У детей на партах лежат одинаковые комплекты карточек. Учитель
задает вопрос, ученики поднимают карточку с правильным ответом.
Учащиеся разбиваются на группы по 46 учеников. Преподаватель дает
задание, дети выкладывают карточку с правильным ответом на середину
стола. Если все ответы правильные, сорбонки остаются на парте, если
ктото из школьников ошибся, он забирает карточки себе, по их
количеству и выставляется итоговый балл.
Слайд 8
5. Работа с текстом учебника.
Учебник – главное средство обучения на уроке. В процессе изучения нового
материала внимание детей сосредоточивается на тексте учебника. Так
формируются навыки работы с ним и представление о том, что основная
информация содержится именно в учебнике. Все элементы учебника должны
быть использованы учителем в педагогических целях и нести обучающие
функции. Учителю всегда важно помнить, что формирование общеучебных
умений, компетентностей у учащихся происходит на учебном материале в
учебной деятельности. Поэтому необходимо детально прорабатывать и
включать в учебный процесс различные приёмы работы с текстами
разного жанра, диаграммами, схемами, графиками и т. п. Приёмы
работы с текстами дифференцируются следующим образом:
1. Комментированное чтение (5—6 классы).
2. Пересказ, краткое изложение идей (5—9 классы).
3. Беседа по тексту (5—7 классы).
4. Самостоятельное изучение текста с конкретной целью (5—11 классы).
5. Опережающее чтение текста (5—11 классы).
6. Подбор строк из текста к выводам учителя и учащихся (5—6 классы).
7. Составление рассказа по ключевым словам (5—10 классы).
8. Составление плана, деление на части, озаглавливание текста (5—11
классы).
9. Группировка сведений (5—11 классы).
10. Обобщение на основе группировки сведений текста (5—11 классы).
11. Сопоставление двух и более рядов информации, текста и документов,
характеристик (5—11 классы).
12. Составление синхронистических таблиц (5—9 классы).
13. Обработка информации графиков, схем, диаграмм и пр.(5—9 классы).
14. Составление логического рассказа на основе диаграммы (нескольких
диаграмм) (5—9 классы). 15. Сравнение графического материала разных параграфов, тем (5—9
классы).
16. Нравственная оценка действий, поступка гражданина (5—11 классы).
17. Разработка заданий, вопросов к тексту, диаграммам (9—11 классы).
18. Моделирование, драматизация (5—9 классы).
19. Рецензирование публицистической, специальной литературы (8—11
классы).
20. Подготовка докладов (8—11 классы).
21. Составление биографических, социологических и исторических справок (5
—11 классы).
22. Элементы работы с рефератом (8 класс).
23. Подготовка рефератов (9—11 классы).
24. Эссе (10—11 классы).
25. Знакомство с библиотечным каталогом (5—7 классы).
26. Работа с дополнительной литературой разных жанров (5—11 классы).
27. Поиск и отбор информации в электронных изданиях, в Интернете (8—11
классы).
28. Анализ нормативных документов (9—11 классы).
В системе развивающего обучения считаются равнозначными учебный текст,
документы, диаграммы, схемы и т. п. Важно помнить: чем разнообразнее
приёмы и средства обучения, тем выше мотивация учебной деятельности.
Пример: задания в 11 классе (найти ответы на вопросы в тексте параграфа),
тема: «Международные отношения в 19201930е годы: мир между войнами»
Игровое задание «Знайка» (тренингового характера)
С целью усвоения пятиклассниками главных и второстепенных
(комментирующих главное) сведений, перечисленных в данном пункте,
предлагается следующее задание (пошаговое): 1) быстро, но внимательно
прочитать текст; 2) составить за короткое время как можно больше вопросов
и заданий к нему, обращая внимание на второстепенные тонкости; 3) по
завершении работы над вопросами отвечает на вопросы тот, на кого укажет
ведущий; 4) в конце игры выделяют тех, кто составил наиболее интересные
вопросы и задания, и тех, кто наиболее точно на них ответил. Они получают
звание «Знайка».
ЕЕ
6. РЕФЛ КСИЯ – размышление о своём психическом состоянии,
склонность анализировать свои переживания.
Закончите предложения:
Я нашла подтверждение…
Я была удивлена… разочарована…
Мне пригодится в жизни (…) потому, что…
Я заметила, что по ходу урока моя точка зрения изменилась…
Я не знала… Теперь я знаю…
7. Работа с электронным приложением
6 класс. В конце каждой темы краткие тесты на проверку знаний: даты,
понятия, имена, факты. Учащиеся с удовольствием выделяют нужные
картинки, соединяют стрелками правильные ответы или передвигают слова,
чтобы получилось определение, не замечая, что вспоминать приходится
большой объём материала предыдущих уроков. И всё это – чтобы заслужить
похвалу «мальчикамультяшки» в старинной одежде.
8. Приём «дополнительный бонус»
Дать определение, назвать событие, назвать историческую личность, дату и
т.п. Кто первый и правильно называет получает «5» в журнал.
9. Приём «выделение персональной исключительности».
Для его проведения необходимо разрабатывать разноуровневые задания,
кроссворды, рассчитанные персонально на одного/нескольких детей. Для
разных классов предусматривается разный темп урока и разные системы
вопросов для обобщения учебного материала. Пример: урок в 10 классе
«Отечественная война 1812 г.»
Слайд 9
Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на
плодотворную работу дальше (не важно в школе или вне ее). Учащиеся
уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это
позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными
силами взяться за трудное дело учения. Ведь успех в учебе – завтрашний
успех в жизни!
Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в
безжизненную мумию, если нет детского желания учиться. Оно
приходит только вместе с успехом в учении. Получается как будто
парадокс: для того чтобы ребенок успевал, надо чтобы он не отставал.
Но это не парадокс, а диалектическое единство процесса умственного
труда. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть
вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без
вдохновения учение превращается для детей в тягость. Усидчивость я
бы назвал вдохновением, помноженным на уверенность ребенка в том,
что он достигнет успеха. В. А. Сухомлинский
Создание ситуации успеха на уроках истории
Создание ситуации успеха на уроках истории
Создание ситуации успеха на уроках истории
Создание ситуации успеха на уроках истории
Создание ситуации успеха на уроках истории
Создание ситуации успеха на уроках истории
Создание ситуации успеха на уроках истории
Создание ситуации успеха на уроках истории
Создание ситуации успеха на уроках истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.