Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.
Оценка 4.6

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Оценка 4.6
Документация
doc
русская литература +1
Взрослым
02.11.2018
Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.
Безусловно, человек получает генетические задатки к той или иной деятельности, но вышеназванные качества являются приобретёнными, они развиваются. Возможности для развития творческих способностей учащихся в школьном возрасте есть на уроках любого цикла, но без создания педагогически и психологически адекватных условий для развития способностей творческого мышления учащихся без учёта их психофизиологических способностей сегодня говорить о творчестве нельзя.
! создание условий для творчества на уроках.doc
И.И.Баглай учитель русского языка и литературы МБОУ «Локосовская СОШ им. З.Т. Скутина»,  Сургутский район, с. Локосово Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей. Что мы имеем в виду, говоря о творчестве, творческих способностях? Творчество  ­ творенье, сотворенье, созиданье (Даль В. Толковый словарь…­ Санкт­Петербург: изд. Диамант,1996). Творческие  (эвристические)  способности  –   комплексные   возможности ученика   в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им   Развитие   одаренности новых   образовательных   продуктов   (Хуторской   А..В.   школьников. – Москва: изд. Владос, 2000. С.27) Возможностью   творческой   самореализации   наделены   все   дети,   и   чем   более ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным   и   талантливым   его   следует   считать,   но   реализуют   свой   творческий потенциал,   по   данным   А.Маслоу,   только  1%   человечества.   Причина  –   люди   не знают своего потенциала, «они боятся своих способностей как неизвестности…» ( Харькин В.Н.  Импровизация. Импровизация? Импровизация! М., 1997. с. ­ 495). Какие   же   качества   человека   составляют   эту   «неизвестность»?   Качества, которые   позволяют   изобретать,   совершать   открытия,   создавать   шедевры, оригинально решать задачи, видеть противоречия и красоту окружающего мира, качества, которые позволяют стать творцом собственной жизни? «Портрет»   творческой   личности   многогранен,   включает   различные психологические сферы и качества личности: ­ умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её достижению; ­ ­ ­ ­ умение планировать и самоконтролировать свою деятельность; высокая работоспособность; умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели; умение защищать свои убеждения.   Безусловно,   человек   получает   генетические   задатки   к   той   или   иной деятельности,   но   вышеназванные   качества   являются   приобретёнными,   они развиваются.   Возможности   для   развития   творческих   способностей   учащихся   в школьном возрасте есть на уроках любого цикла, но без создания педагогически и психологически адекватных условий для развития способностей творческого мышления   учащихся   без   учёта   их   психофизиологических   способностей сегодня говорить о творчестве нельзя. Первое условие – учет психофизиологических возможностей учащихся в восприятия   информации.  Зрение,   слух   и   кинестетические   чувства   –   это   три основных канала, формирующих соответственно три основные системы передачи (восприятия):  визуальную (зрительную), аудиальную (слуховую), кинестетическую (моторную).  Способ   передачи   (восприятия)   учебного   содержания   служит основанием для классификации методов обучения. АУДИАЛЬНЫЕ  методы   обучения   представлены   звуковой   информацией.   К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение. ВИЗУАЛЬНЫЕ методы обучения предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация изобразительных пособий, работа со всеми видами печатной или письменной информации. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ методы обучения предполагают передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела. Прикосновение как способ воздействия часто используется, например, в школе Амонашвили. ПОЛИМОДАЛЬНЫЕ  методы  обучения  предполагают  передачу   информации по нескольким каналам восприятия. 2 Таким образом, путь познания предмета у разных групп учеников разный. Это необходимо   учитывать,   объясняя   новую   тему,   задавая   домашнее   задание: аудиалисты могут работать с текстом, легко понимая и запоминая его; визуалисты могут работать с мыслеобразами, создавая опорные конспекты; кинестетики могут создавать   цветообразы,   любят   выполнять   письменные   задания.   Учитывая психофизиологические возможности учащихся во время процесса обучения, предлагая   психологически   комфортный   для   них   вид   работы,  необходимо стремиться развивать все виды их восприятия  для многогранного познания мира, для успешной адаптации к невероятной скорости перемен и продвижения на пути дальнейшего познания. На основе вышеизложенного приходим к выводу, что путь познания учащегося гармонизируется   актуализацией   процесса   визуализации,   который   развивает   не только абстрактно­логическое мышление, но и ассоциативное.  Процесс   визуализации   информации   позволяет   свертывать   содержание, фиксированное   в   разных   формах   (визуальной,   аудиальной,   кинестетической),   в емкий,   наглядный   образ,   который   может   быть   развернут   в   нужный   момент   и использован   в   качестве   основы   для   адекватных   действий   –   мыслительных   или практических.   К приемам формирования навыка визуализации можно отнести: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Выполнение схематических рисунков; Составление схем; Составление опорных конспектов; Составление таблиц; Использование немых рисунков; Цветовое кодирование рисунков и схем. Таким   образом,   используя   индивидуальные   психологические   особенности учащихся   (аудиалист,   визуалист,   кинестетик),   учитель   на   уроках   литературы (искусства   слова)   может,  используя   форму,  цвет   и   звук   создавать   условия   для 3 развития   творческих   способностей,   творческого   мышления,     развивать   чувства, учить сопереживать, утончая тем самым восприятие ученика и обогащая мир его души.  К категории формы можно отнести: идею, тему, жанр, композицию, сюжет, язык. К категории   звука  можно отнести: слово учителя, музыкальное произведение, слово актера (художественное слово). К категории  цвета: произведение живописи, цветовые образы, рисунки детей. Цвет в литературном произведении выступает как характеристика героя, как способ   передачи   чувств,   ощущений   автора,   как   фон   событий.   Поняв   цветовую гамму произведения, ученик может выстроить свой ассоциативный цветовой образ, тем самым выразив внутреннее переживание, чувственное отношение  к восприятию художественного текста, что тоже является творческим началом.    Второе условие  для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы   с   учетом   их   психофизиологических   особенностей   ­  синтез искусств,  при   котором   осмысление   темы,   эпизода,   образа   происходит   через художественное   моделирование,  создание   цветовых   ассоциативных   рисунков   – мыслеобразов,   сопровождаемых   обязательным   словесным   комментарием   и расшифровкой цвета автором модели. Третье   условие   ­   изменение     в   формах   преподавания   литературы. Интерактивное  обучение,   основанное   на   диалоговых   формах   процесса познания,   открывает   большие   возможности   для   развития   творческих способностей учащихся. На   интерактивных   занятиях   развитие   коммуникативных   умений   и навыков учащихся происходит как в общении микрогруппы, так и в диалоге между   группами.   Эффективность   работы   каждой   группы   зависит   от   того, насколько   удастся   реализовать   две   основных   функции   обучения   в диалоговом   режиме:   решение   учебных   задач   и   оказание   поддержки   членам группы в ходе совместной работы. На традиционном уроке учитель нацелен 4 При   организации преимущественно   на   решение   учебных   задач. интерактивного   обучения   учитель   должен   позаботиться   об   эмоциональном климате   микрогруппы,   желании   и   возможности   членов   группы   поддержать начинания друг друга еще на этапе формирования групп. Содержание учебного задания в группах должно принципиально отличаться от традиционных вопросов, тестов, задач и упражнений, имеющих «правильные» ответы, с которыми сравнивается полученный результат. Открытые   задания   предполагают   лишь   возможные   направления   ответа, задавая   его   структуру   или   отдельные   элементы.   Получаемый   же   учащимися результат   всегда   уникален   и   отражает   степень   их   творческого   самовыражения. Разработать   или   подобрать   открытые   задания   нелегко,   для   этого   нужно   уметь прогнозировать   образ   предвосхищаемого   результата,   но   не   его   конкретное содержание. Примеры открытых заданий различного типа приведены в таблице 1. Систематизация открытых заданий   Таблица 1. Когнитивный тип открытого задания  Решить реальную  проблему,  существующую в  науке.  Произвести  исследование  объекта  Отыскать принцип  построения  структуры.  Провести  эксперимент.  Вычленить общее и отличное в разных  системах.  Использовать  разные научные  Креативный тип открытого задания  Открыть для себя то,  что науке уже известно  (дать определение,  сформулировать  правило, закон,  придумать  обозначение, способ  изготовления и др.)  Создать словесный  продукт в различных  жанрах.  Сочинить сказку,  стихи, пословицу,  поговорку, сюжет,  роль и др.  Составить кроссворд,  игру, викторину,  5 Оргдеятельностный тип открытого задания  Разработать: цель  занятия, план,  индивидуальную  программу, рецензию и др.  Составить и  провести: концерт,  викторину,  соревнование, урок в  младших классах и  др.  Осознать свою  деятельность,  выявить ее правила и  закономерности. методы в  исследовании  одного и того же  объекта.   Мысленное  проживание  исторических  событий и явлений. родословную, сценарий, программу концерта и  др.  Создать образ:  словесный,  музыкальный,  рисуночный и др.  Изготовить модель,  макет, газету,  видеофильм.  Только нестандартная постановка проблемы вынуждает школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения, кристаллизуя общее мнение группы. Презентация   групповых   решений   учебной   задачи   может   происходить   в различных вариантах: ­       совместно­индивидуальная   форма:   каждая   группа   представляет   итог   своей деятельности;   решения   обсуждаются,   из   них   выбирается   лучшее.   Такая организация оправдывает себя на уроках повторения пройденного материала.  ­     совместно­последовательная деятельность: Результат деятельности каждой группы становится, как в мозаике, определённой ступенькой   к   решению   общей   проблемы.   Данная   форма   является   удачной   для уроков­обобщений, закономерности.   поскольку   помогает   постанавливать   некоторые ­   совместно­творческая   деятельность:  защита   творческих   проектов, коллажирование, создание художественных моделей, опорных конспектов. Данная форма приемлема для уроков­общений. ­    рефлексия. Таким   образом,   интерактивное   обучение   способно   решать   педагогические, психологические,   социальные   задачи   образования,   помогает   «включиться» ученикам в совместную исследовательскую деятельность, что, в конечном итоге, 6 создаёт условия для развития творческих способностей учащихся, формируются нравственные нормы и правила совместной деятельности. Система   развития   творческих   способностей   учащихся   с   учетом   их индивидуальных   психологических   особенностей   на   основе   цветовосприятия   и ассоциативного   мышления   является,   на   наш   взгляд,   наиболее   оптимальной   на уроках литературы. Суть ее в следующем. В   процессе   изучения   творчества   писателя,   либо   заключительным   уроком, проводятся   уроки   художественного   моделирования   образа   литературного произведения. Художественная   модель   создается   учеником   только   после   эмоционально­ чувственного переживания, появившегося на уроке.  Дома   же,   суммируя   свои   впечатления,   полученные   на   уроке,   создают творческие работы, которые затем являются основой для выставки на итоговом занятии. Заранее   даются   ученикам   темы   для   осмысления.   Они   вправе   выбрать   вид работы: сочинение или художественную модель темы. Замечено,   что   сочинения   ученики   пишут,   тоже   используя   «чувственно­ нравственные действия цвета». Например, поэтический мир Пушкина изображается яркой многоцветной звездой во мраке Вселенной, по которой рассыпаны звезды­ друзья, объединяет их в космической темноте солнце дружбы, идей, высоких дум. «Портрет хорош, оригинал­то скверен» (поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»): розовые   лица   –   маски,   поддерживаемые   черными   тенями   умерших,   улыбаются только увидев рассыпанные копейки – это их жизненная цена. Интересные   художественные   модели   образа   создаются   школьниками   после изучения   романа   Лермонтова   «Герой   нашего   времени».  Ребята   видят   Печорина многоцветным, как радугу. Они рисуют, представляя своего героя, как огромное дерево с толстой коричневой коркой, но нежно­розовой сердцевиной. 7 Изучая в 10 классе повесть  Н. С. Лескова «Очарованный странник»,  ученики выполняли творческие работы «Образ Ивана Флягина».   Одни   показали   его   в   образе   странствующего   монаха   с   посохом,   позади которого   кладбище с крестами – это убитые им люди. Над монахом – дерево, символ жизни, одна ветвь ведет к храму. Другие изобразили Ивана Флягина в образе свечи. Разрывая тьму, она освещает путь герою во мраке ночи. Огонь семицветный, как и семь поступков героя: от темного к светлому. Свеча­пирамида тоже состоит из семи фигур: это роли Ивана Флягина. Пройдя трудный путь осознания себя, герой приходит к мысли: «За народ умереть хочется». Он – защитник, он – свеча, освещает путь другим. Третьи показали путь героя в образе пирамиды­горы, это путь восхождения к истине.   Внизу   разбросаны   черные   камни­поступки.   Вверху   ­   белая   вершина­ семисвечник. Семь дорог, семь грехов сливаются в один огонь ­ огонь сердца.    Чувственно­эмоциональное восприятие учеников старших классов развивается и путем   таких   заданий:   подберите   музыку,   цвет,   ассоциацию   к   образу,   создайте мыслеобраз, соответствующий схеме:    Музыка          цвет         ассоциации         эмоции        слово = образ На     уроках   литературы,   во   внеклассной   работе   необходимо   создавать целостную   модель   картины   мира,   развивать   образное   мышление,   эмоционально­ чувственное   восприятие   мироздания,   через   «свой»   мир   постигать   законы   и ценности «другого» мира, определять Я­позицию, осознавать свои индивидуальные ценности, принимать микрокосмы других людей.          Работа   по   развитию   творческих   способностей   учащихся   с   учетом   их психофизиологических особенностей на основе восприятия формы, звука и цвета не исчерпывается созданием художественных моделей и включает в себя большую подготовительную работу, с избытком окупающуюся теми радостями, что несет с собой сотворчество Учителя и Ученика по созданию его Личности. 8 Создание   условий   для   развития   творческих   способностей   учащихся   с учетом их психофизиологических особенностей способствует:  ­ формированию   психологически   комфортной   обстановки   познания мира, себя, литературного текста; ­ формированию ассоциативного мышления; ­ умению многогранно постигать литературный текст через форму, цвет, звук. Таким   образом,   ученик   вместе   с   учителем   осознает   гармонию мироздания, учится понимать его по разным каналам восприятия, формирует Я­позицию,   что,   несомненно,   готовит   его   к   самостоятельному   пути творческого осмысления жизни. 9

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.

Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с учётом их психофизиологических особенностей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018