Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"
Оценка 4.9

Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
Взрослым
06.12.2017
Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"
Современного ученика трудно чем-либо удивить. Он достаточно информирован, владеет компьютерными технологиями, часами просиживает в Интернете… Его жизнь постепенно перестраивается на точный, лаконичный язык программирования, где нет места искренним чувствам, душевным переживаниям. Они, к сожалению, становятся лишними, ненужными. В этой ситуации только живое слово учителя способно заронить в души ребят зерно порядочности, благонравия, те непреходящие духовные ценности, которые должны оставаться с нами и в нас независимо от эпохи, общественного строя, уровня экономического развития страны. Практика применения технологии проектной деятельности на уроках словесности показала, что ученик, в сознании которого развивается чувство языка, обретает способность совершенствовать свои коммуникативные навыки, интеллектуальные и творческие способности. И, что очень важно, он способен к самообразованию, саморазвитию и дальнейшей успешной самореализации в обществе. Это и есть путь к слову, путь к культуре, к познанию самого себя.Документ Word
статья 2.doc
Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Средства оптимизации обучения русскому  языку как неродному (проектная деятельность на уроках словесности) Средства оптимизации обучения русскому языку как неродному (проектная деятельность на уроках словесности) Русский язык, по мнению В.Белинского, будет понятен лишь тому, кто способен «душою и сердцем почувствовать слово». Удивительный по своей структуре, великий по богатству лексики, гибкий в употреблении, он, язык, безграничен в своих возможностях. С ним, как писал К.Паустовский, «можно творить чудеса», если относиться к нему бережно, как к великому достоянию, уважительно, как к хранителю нравственных, эстетических ценностей целых поколений, возрождая интерес к этому живому, как сама жизнь, явлению...  Кто, если не учитель­словесник, откроет детям несметные сокровища человеческой   мысли   и   опыта,   таящиеся   в   русском   языке,   и   научит использовать их?.. Современного   ученика   трудно   чем­либо   удивить.   Он   достаточно информирован, владеет компьютерными технологиями, часами просиживает в Интернете… Его жизнь постепенно перестраивается на точный, лаконичный язык   программирования,   где   нет   места   искренним   чувствам,   душевным переживаниям. Они, к сожалению, становятся лишними, ненужными.  В этой ситуации только живое слово учителя способно заронить в души ребят зерно порядочности,   благонравия,   те   непреходящие   духовные   ценности,   которые должны оставаться с нами и в нас независимо от эпохи, общественного строя, уровня экономического развития страны.   Когда   иду на урок, я точно знаю, что для меня это не просто работа, не только учебное занятие и уж, конечно, не формальные часы в расписании ­ это общение   с детьми глаза в глаза, душа в душу, это искусство слова, целая жизнь, вмещающаяся в короткие 45 минут.  Шевяхова Э.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский 1 Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Средства оптимизации обучения русскому  языку как неродному (проектная деятельность на уроках словесности) Обучение   русскому   языку   в   традиционной   отечественной   методике всегда   рассматривалось   в   неразрывной   связи   с   развитием   и   воспитанием ученика. А это, в первую очередь, зависит от окружающей речевой среды. В особенности в классах, где обучаются дети, для которых русский язык не является родным.  Большое   значение   в   создании   новой,   развивающей,   речевой   среды придаю урокам словесности, на которых работа с текстом превращается в настоящее исследование. В лингвистике текст определяется как категория, показывающая «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке  совершенно естественной.  Для работы с классом подбираю художественные и публицистические тексты   нравственного   содержания:   о   проблемах   современного   общества,   о милосердии, об экологии, об исторической памяти, о культуре. Они вызывают в детях светлые, добрые чувства, дают возможность ощутить себя в гармонии с миром, помогают сформировать важные жизненные принципы.  В процессе работы с текстом учу ребят рассматривать его не как нечто отвлечённое,   а   как   сплав   языковых   явлений   (от   лат.  textus  «словесное единство»),   как   целостную   систему.     Вот,   к   примеру,   в   седьмом   классе выполняем коллективный проект по стихотворению И. Северянина «Капель»:                    Зима, смеясь, от счастья плачет,                    Весны качая колыбель.     После   работы   с   ключевыми   словами   определяем,   какое   время   года описано   в   нём,   какое   настроение   передают     эти   строки.   Чтобы   лучше представить   образ   зимы,   ребята   подбирают   характерные   эпитеты, подчёркивающие   противоречивость   этого   времени   года:   суровая,   хмурая, радостная,   счастливая,   задумчивая,   нежная,   ласковая,   радостно­печальная. Противоречивость   ощущений   раскрывается   в   употреблении   антонимов «смеясь»   –   «плачет»,   фразеологизма   «от   счастья   плачет».   Предлагаю Шевяхова Э.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский 2 Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Средства оптимизации обучения русскому  языку как неродному (проектная деятельность на уроках словесности) ученикам   передать   содержание   стихотворения   на   воображаемом   полотне. Интересно проследить, какие тона – светлые или тёмные ­  выберут они для своей   картины.   В   ходе   работы   с   текстом   стихотворения   отмечаем   его «звучность»,   музыкальность.   Наблюдение   за   морфологическим   уровнем текста помогает ребятам   сделать вывод об употреблении деепричастий. А завершающим   этапом   работы   становится   написание   сочинения­миниатюры «Весенняя капель». Такие   уроки   начинаю   вести   с   пятого   класса.   Ученики,   применяя полученные   знания,   исследуют   слово,   предложение,   текст,   работают   над созданием деятельностного проекта о роли слова в тексте. По­моему, очень важно научить ребят чувствовать слово, думать над словом, искать в слове истинный   смысл,   восхищаться   им,   усваивать   душою   его   самобытность, выражать себя в нём, овладевая несметными богатствами русского языка. Сначала   ребята   учатся   составлять   портрет   конкретного   слова.   Это понятие   более   широкое,   чем   обычная   словарная   статья.   Портрет   слова включает   в   себя   и   лексическое   значение,   и   переводы   на   другие   языки,   и ассоциативное поле, связанное с этим словом, и сочетаемость его с другими словами, употребление в разных контекстах. Это, по сути, лингвистическое исследование. Пятиклассники, выбрав слово «мама», создают замечательные проекты,   логическим   завершением   которых   становятся   сочинения   о   своих мамах.   В   девятом   классе   я   предлагаю   ребятам   задание   посложнее:   в   стихотворениях сопоставить   в   двух   художественных   текстах   ­   А.А.Ахматовой   «Родная   земля»   и   С.Т.Аксакова   «Вот   родина   моя»   ­ употребление слова «земля». Выполнение задания происходит поэтапно. Для создания своих проектов ребятам необходимо было изучить этимологию и семантику слова, его функционирование в разных областях искусства (театр, живопись,   кино,   литература,   музыка),   в   нашем   повседневном   общении, рассмотреть   особенности   употребления   слова   поэтами   разных   эпох.   В Шевяхова Э.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский 3 Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Средства оптимизации обучения русскому  языку как неродному (проектная деятельность на уроках словесности) результате   получились   завершённые   исследования   культурологического содержания.   Одно   из   них   было   выставлено   на   республиканской   научно­ практической конференции «Ломоносовские чтения» и заслужило высокую оценку жюри.  Практика   применения   технологии   проектной   деятельности   на   уроках словесности показала, что ученик, в сознании которого развивается чувство языка,   обретает   способность   совершенствовать   свои   коммуникативные навыки, интеллектуальные и творческие способности. И, что очень важно, он способен   к   самообразованию,   саморазвитию   и   дальнейшей   успешной самореализации в обществе. Это и есть путь к слову, путь к культуре, к познанию самого себя.   Шевяхова Э.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский 4

Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"

Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"

Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"

Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"

Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"

Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"

Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"

Статья "Проектная деятельность на уроках словесности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017