Использование ЭОР, ЦОР как средство развития познавательной активности
Оценка 4.6
Документация
doc
русская литература +2
Взрослым
01.12.2018
Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.
Для повышения эффективности обучения в школах широко используются персональные компьютеры, интерактивные доски на уроках информатики, истории, географии, русского языка, математики, химии и во внеклассной работе.
Кузьменко_методическая система.doc
Кузьменко Светлана Николаевна
Описание методической системы
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Лицей» г. Калачинска
Кузьменко Светланы Николаевны
Мы все прекрасно понимаем,
как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала.
Предстоит пройти долгий путь осмысления,
поисков и накопления педагогического опыта,
прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса
станет равноправным партнером учебнику
Н.Розов,
декан факультета
педагогического образования МГУ
Место апробации: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лицей» г. Калачинска
Омской области
Период становления системы: с сентября 2010 года
Методическая тема "Использование ЭОР, ЦОР в процессе преподавания русского языка и
литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся".
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова
эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. А мне кажется, эти
слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё
новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
До недавнего момента я работала по методической теме «Развитие критического мышления через
чтение и письмо на уроках русского языка и литературы». На мой взгляд, данная технология призвана
научить детей поиску и обработке необходимой информации, использованию её в соответствии с
поставленной целью.
По этой технологии я работала три года, после чего был обобщён опыт на уровне района. Публикация
в издательстве «Первое сентября», открытый урок на муниципальном уровне по теме «Дитя неведомой
страны. Образ главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» 8 класс в рамках деятельности «Педагог
года – 2012»; открытый урок на муниципальном уровне в рамках деятельности «Педагогического
экспресса – 2012» на базе МКОУ «Кабаньевская СОШ» по теме «Антонимы» 5 классе; являясь
руководителем проблемнотворческой группы,
опыт на едином
методическом дне «Технология критического мышления на уроках русского языка и литературы» и
провела открытый урок «Образ «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель», разработки
уроков вошли в сборник Комитета по образованию Калачинского района.
представила педагогический
Работа по технологии развития критического мышления была весьма плодотворной. Это доказывают
рост качества знаний обучающихся по предмету и высокие результаты учащихся в предметных конкурсах
и олимпиадах.
Модернизация школьного образования подразумевает, прежде всего, обновление его содержания. В
связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного
потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования.
Для повышения эффективности обучения в школах широко используются персональные компьютеры,
интерактивные доски на уроках во внеклассной работе. Для учителя и его учеников открывается доступ к
неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира,
научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Вместе с
тем, мы понимаем, что интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль
учителя здесь неизмеримо высока. Или он становится именно тем проводником, который откроет
возможности интернет для развития, самообразования, интересного содержательного общения,
1 Кузьменко Светлана Николаевна
постоянного совершенствования, или школьники сами будут осваивать это пространство, зачастую
«запутываясь в сетях».
С появлением в школе Интернета все более актуальным становится применение доступных учителю
электронных и цифровых образовательных ресурсов.
Современный урок русского языка и литературы трудно представить без использования ЭОР, ЦОР
учитель должен в достаточной степени владеть компьютером, уметь работать в Интернете. В настоящее
время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться,
самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой
модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только
облегчают доступ к информации, но и позволяют поновому построить образовательную систему.
В 2012 году я прошла дистанционные курсы «Использование ЭОР в образовательном процессе»,
обучила по данной теме 20 учителей района, под моим руководством учителя разрабатывали уроки;
награждена грамотой академии Айти за профессионализм и индивидуальный подход к каждому
слушателю, представила свой опыт в августе 2012 года на РМО, а в декабре 2013 года провела открытый
урок в 5 классе по теме «Гласные о//ё после шипящих в корне слова» в рамках деятельности
«Педагогического экспресса – 2013» на базе Воскресенской ООШ. Накопленный опыт я решила
использовать в работе по методической теме «Способы и приёмы работы с текстом на уроках русского
языка и литературы с использованием ЭОР».
Моя методическая система основывается на личном педагогическом опыте, передовом опыте
его профессиональноличностное развитие,
педагоговноваторов и требованиях современного образовательного стандарта.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на
изменение деятельности учителя,
инициировать
распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся,
основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит
активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно
деятельностный подход, согласно которому развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат
образования.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие
возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности
учащихся.
Работа с ЭОР включает как аудиторные учебные занятия, так и выполнение домашних заданий.
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические и
творческие занятия – виртуальные посещения музеев, энциклопедии, лабораторные эксперименты и пр.
Также учащийся сможет самостоятельно провести оценку собственных знаний, умений и навыков без
участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже
заложено в ЭОР.
Также можно проводить исследовательскую работу ЭОР позволяют не только самостоятельно
изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме, решать
проблемные ситуации и связывать полученные знания с явлениями из жизни.
В своей работе я применяю технологию проблемного обучения, критического мышления и могу с
уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в
увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее,
обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОР. Интерактивный
информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс
– для выявления способов ее решения. ЭОР включают в себя различные тексты с заданиями,
интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и
занимательным.
Цель:
2 Кузьменко Светлана Николаевна
Целью программы является активизация образовательной и воспитательной эффективности труда
учителя за счёт грамотного применения ЭОР и ЦОР в учебном процессе и внеучебной деятельности,
развитие профессиональной педагогической компетентности, повышение уровня профессиональных
знаний и умений.
Задачи:
увеличение времени общения с учениками в классе. Ключом к решению этой задачи является
перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной
работы;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемых
технологий;
овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;
обобщить опыт работы по исследуемой проблеме на уровне района.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научнопопулярная, публицистическая)
Интернет;
мастерклассы, в т.ч. педагогический экспресс по району;
семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом;
изучение ЭОР, ЦОР, включение в образовательный процесс;
курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений
учителей русского языка и литературы.
Ожидаемый результат самообразования:
повышение качества обучения на основе внедрения в учебный процесс новых педагогических
технологий, усовершенствования методики преподаваемого предмета;
разработка учебных рабочих программ по русскому языку и литературе, в связи с требованием
ФГОС;
применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования
уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
разработка и проведение открытых уроков, мастерклассов, обобщение опыта по исследуемой теме
(апрель 2013 года)
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, проектов;
создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий, ЭОР,
ЦОР;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением
опыта.
Срок работы над темой 3 года.
План работы над методической темой.
Этапы работы
I.
Диагностический
Содержание
1. Постановка проблемы.
2.
Чтение
методического
литературы
3. Обзор в Интернете
информации по русскому
научно
Сроки работы
Первая четверть
(1 год)
20122013 учебный год
Форма результатов
Конспекты
Памятки
Рекомендации
3 Кузьменко Светлана Николаевна
II. Прогностический
III. Практический
а)
научно
методическая
работа
б)
Опытно
экспериментальна
я работа.
IV. Обобщающий
литературе,
психологии,
языку,
педагогике,
инновационным
технологиям
1. Определение цели и
задач работы над темой.
2. Разработка системы
мер, направленных на
решение проблемы.
3. Прогнозирование
результатов
1. Изучение и внедрение в
практику
изученных
технологии на основе
мотивации и активизации
учащихся.
2.
Отбор наиболее
удавшейся технологии для
дальнейшей работы.
1.
Организация
исследовательской работы
учащихся.
Выступление
2.Организация проектной
работы учащихся
3. Применение различных
образовательных
технологий или их
элементов
для
конструирования уроков
4. Проведение открытых
уроков,
мероприятий,
мастерклассов.
на
5.
заседании школьного МО
с самоанализом работы.
1. Разработка конспектов
уроков с применением
новых технологий .
2.. Разработка
рабочих
программ в 56 классах по
русскому языку и
литературе с требованием
ФГОС.
3.
методических
рекомендаций
Разработка
по
Вторая четверть
20122013 учебный год
Написание темы, целей,
задач, плана работы,
прогнозируемых
результатов
четвёртая
Третья,
четверть
20122013 учебный год
Конспекты
2 год, 3 год
20132014
учебный год
2 год, 3 год
20132014
учебный год
Написание
исследовательских
работ,
проектов
создание
Написание конспектов
уроков,
составление
презентаций, написание
докладов
Оформление
методической папки
Написание
программы
Методико
дидактические
рабочей
материалы
4 Кузьменко Светлана Николаевна
новых
применению
технологий.
4. Разработка
индивидуальных
дифференцируемых
заданий для учащихся,
тестов.
5. Разработка тем
проектов для уроков
русского языка и
литературы в 56 классах.
6.
Оформление
результатов работы по
теме самообразования.
V. Внедренческий
1. Использование опыта
проведенной работы в
процессе
дальнейшей
работы.
2. Участие в конкурсах,
конференциях, семинарах
с обобщённым опытом
работы.
3.
своих коллег.
Посещение уроков
Обобщение
работы
опыта
3 год
20132014
учебный год
Тема урока. Обособление обстоятельств.
ФИО: Кузьменко Светлана Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 10
Тема, номер урока в теме: Обособление обстоятельств. (2 урок)
Базовый учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Цель урока: систематизировать знания по теме
Задачи:
Обучающие:
совершенствовать умение аргументировано ставить необходимые знаки препинания при обособленных
обстоятельствах;
систематизировать изученный материал об обособлении деепричастий и деепричастных оборотов;
систематизировать сведения о стилистической роли обособленных обстоятельств.
Развивающие: формировать речевую компетенцию;
развивать навык грамотного выделения знаками препинания обособленных обстоятельств;
развивать навык определения синонимических конструкций.
Воспитывающие: воспитание любви к родному русскому языку, к художественному слову.
5 Кузьменко Светлана Николаевна
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Метод: работа с компьютерными модулями.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска SMART Board, проектор.
Структура и ход урока
Деятельность
учеников
Приветствуют учителя,
проверяют
подготовку к уроку.
Составляют
план
работы.
Планируемый
образовательный результат
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения
того, что уже известно и
того, что недостаточно
известно
теме
«Обособление
обстоятельств»
по
Развитие навыков анализа,
сравнения,
обобщения,
классификации.
Закрепление
знаний,
умений и навыков,
полученных
по теме
«Обособление
обстоятельств»
Умение делать выводы,
обобщать, аргументировать
свою точку зрения.
Умение строить устное и
письменное высказывание с
учетом
предложенной
сферы и ситуации.
Контроль и коррекция.
на
Деятельность
учителя
Сообщает тему и
цели
уроков.
Координирует
действия.
Акцентирует
внимание
конечных
результатах учебной
деятельности
обучающихся на
уроке
Побуждает
высказыванию
своего мнения.
Обеспечивает
положительную
реакцию детей на
работу
одноклассников.
к
Координирует
действия.
Разъясняет
действия.
Контролирует
выполнение работы
Выводит результаты
на экран ИД
Анализирует
результаты
Выставляет оценки
п/№ Этап урока
Содержание
Организационный
(Мотивация.
Актуализация
опорных знаний)
Повторение
углубление темы
и
Практический
ЭОР:
http://fcior.edu.ru/car
d/5478/obosoblenie
prilozheniy.html
Выполняют работу в
группах. Анализируют,
выявляют
закономерности.
Объясняют свой выбор
Закрепление
полученных
знаний
Практический
ЭОР:
http://fcior.edu.ru/car
d/12735/obosoblenie
obstoyatelstv.html
с
Практикум
.
последующей
самопроверкой.
Формулируют
конечный результат
своей работы на уроке.
Контроль
полученных
знаний
Контрольный ЭОР:
http://fcior.edu.ru/car
d/14283/obosoblenie
obstoyatelstv.html
Контроль знаний
Подведение итогов.
Рефлексия.
Оценивание. Д/з.
Выбор карточки
1
2
3
4
5
Тема урока. Фольклор. Своеобразие русской народной сказки
ФИО: Кузьменко Светлана Николаевна
Предмет: литература
Класс: 5
Тема, номер урока в теме: Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (1 урок)
6 Кузьменко Светлана Николаевна
Базовый учебник: Литература 5 класс под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина
Цель урока: знакомство с жанром русской народной сказки
Задачи:
Обучающие: познакомиться со своеобразием жанра, художественными особенностями сказки,
классификацией русских народных сказок.
Развивающие: развивать знания о характерных жанровых особенностях русской народной сказки, умения
выявить ее признаки
Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, этичного межличностного общения.
Тип урока: изложение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Метод: иллюстративнословесный, работа с компьютерными модулями.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска SMART Board, проектор.
Структура и ход урока
№ Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.
Организационный
Сообщает тему урока.
Приветствуют учителя, проверяют
Координирует действия.
Акцентирует внимание на
подготовку к уроку.
Запись темы урока, постановка цели урока.
конечных результатах
учебной деятельности
2.
Актуализация
Работа в режиме
обучающихся на уроке
Побуждает
к
Работа с иллюстрациями
знаний
презентации
проблемное
–
высказыванию
мнения.
своего
обсуждение,
фронтальный опрос.
устный
Обеспечивает
положительную реакцию
3.
Объяснение нового
Информационный
детей на работу
Объяснение
нового
Выполняют работу в группах. Анализируют,
материала
ЭОР
1.
материала в режиме
работы с интерактивной
выявляют закономерности.
Объясняют свой выбор.
доской.
(работа с текстом)
Знакомство со
своеобразием
жанра,
7 Кузьменко Светлана Николаевна
художественны
ми
особенностями
сказки,
классификацие
русских
й
народных
сказок
http://fcior.edu.ru/card/2
8405/folklor
svoeobrazierusskoy
narodnoyskazki
bazovoeizuchenie.html
Практический ЭОР
http://fcior.edu.ru/card/2
8412/folklor
svoeobraziezhanra
bylinybazovoe
izuchenie.html
4.
Закрепление нового
материала
6.
Подведение итогов.
Рефлексия.
7.
Домашнее задание
Контрольный ЭОР:
http://fcior.edu.ru/card/2
8424/kontrolnyytestpo
temefolklor
svoeobrazierusskoy
narodnoyskazki
bazovoeizuchenie.html
Координирует действия,
выступает
в роли
Практикум с последующей самопроверкой.
консультанта.
Выводит результаты на
экран ИД
Анализирует результаты
Выставляет оценки
Объясняет работу с
модулем
Фронтальный опрос
Работа по алгоритму.
8
Использование ЭОР, ЦОР как средство развития познавательной активности
Использование ЭОР, ЦОР как средство развития познавательной активности
Использование ЭОР, ЦОР как средство развития познавательной активности
Использование ЭОР, ЦОР как средство развития познавательной активности
Использование ЭОР, ЦОР как средство развития познавательной активности
Использование ЭОР, ЦОР как средство развития познавательной активности
Использование ЭОР, ЦОР как средство развития познавательной активности
Использование ЭОР, ЦОР как средство развития познавательной активности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.