Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс
Оценка 4.8

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
русская литература +1
Взрослым
11.06.2018
Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс
Данный материал пригодится молодым педагогам, начинающим работать по ФГОС, поскольку предложены активные методы, формы и приемы обучения русскому языку и литературе. Предложены методы начала урока, презентации учебного материала, постановки целей урока, методы работы с текстом, рефлексии и релаксации. Отмечены плюсы и минусы активных методов обучения.
Мастер- класс.doc
Мастер­ класс по теме « Активные методы обучения» Педагог: Ефимова Е.В. Цель: знакомство молодых учителей с активными методами обучения (АМО). Задачи:     Узнать, что такое АМО; Познакомиться с видами АМО; Научиться применять АМО на разных этапах уроков. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для  участников мастер­класса. « Активные методы обучения в школе». ­ Уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер­класс вот с такой притчи. «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…» «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все.  Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках:  мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая ­ я ее умертвлю, скажет мертвая ­  выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу,                                               в которой дети будут чувствовать себя «как дома».   ­  В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное –  успешным.    ­Успех ­ значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить  в себя, в свои   силы, успеть взрослому познать  его внутренний мир. Успех  как птица. Может коснуться  одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь  мимо.     ­Быть учителем ­ значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И,  может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний,  получаем успешных   учеников.     ­Успех нашей   работы обеспечивает  применение активных методов и приемов. Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают  легким и доступным.       За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план  современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у  школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и  гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных  знаний и научить способам их совершенствования. Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является  игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения,  объединив игру и учебно­воспитательный процесс. Современный учитель должен идти в  ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы  продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не  делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная  потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»      Работая многие годы в школе,  мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде (слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня  запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.   Объяснение простое:  только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают.  И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.          Для   этого   необходимы   новые   педагогические   технологии,   эффективные   формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.  Цель  сегодняшнего мастер­класса: научить применять  активные методы обучения на  разных этапах уроков ­ Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка»      ­Какое сегодня число? А день недели? ­Как кричит осел? ­Вытянутый круг. ­На чем путешествовал Емеля? ­Как называется рот у птицы? ­Кто сидит на троне и управляет  царством? ­Наименьшее однозначное число. ­Ее наклеивают на конверт. ­Сколько гласных звуков в русском  языке? Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать. Пример АМО начала урока Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.                  Упражнение «Поздоровайся глазами»  Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. ­ Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер­класс с этого упражнения. ­ Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. А вы поздороваетесь со мной, при этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение ­ Коллеги, вы поприветствовали меня, теперь я вам предлагаю поздороваться друг с  другом. Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один­четыре»: каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были  направлены в разные стороны; каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были  направлены вправо и влево; каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны; каждый «номер четвертый» держит сложенные крест­накрест руки на груди (локти  смотрят в стороны). А теперь, не меняя позы, вам предстоит поздороваться локтями друг с другом. ­ Всем спасибо! Занимайте свои места! На этой позитивной нотке мы начнем мастер­класс.     АМО выяснение целей, ожиданий и опасений                                        (Постановка цели) Для выяснения образовательных целей участников мастер­класса, их ожиданий и опасений  можно использовать следующий метод:                         Метод «Что у меня на сердце» ­ Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на  сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и  опасения. Ожидания напоминают нам что­то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.  Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от  данного мастер­ класса по теме АМО. (Озвучивание по желанию.)     В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши  опасения или вам было уютно и комфортно.  метод «Фруктовый сад»           Учителю этот  метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные  материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных  мероприятий) для обеспечения личностно­ориентированного подхода.          Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими  образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги  могли их знать и учитывать в образовательном процессе.           Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево».  Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.  ­ Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер­класса, а  опасения на лимонах. ­ Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию). Постановка задач мастер­класса Сегодня в конце мастер­класса Вы сможете:    объяснить, что такое активные методы обучения; отличать виды активных методов обучения от других  методов обучения; видеть возможности применения активных методов обучения  на различных этапах  своих уроков. ­ Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».                                   АМО презентации учебного материала ­ Для этого применим метод «Инфо­угадай­ка».  Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление  внимания обучающихся. Он также применяется при работе в группах. ­ Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема  «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.      Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к  этому разделу. Ответы педагогов Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и  разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения  учебного материала. ­Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие  мыслительной и практической деятельности учащихся)  Сектор 2 – этапы урока.  ­На каких этапах урока можно применять АМО?  Ответы педагогов Активные методы обучения применяются на всех этапах урока. ­ (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока,  объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация  самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ). Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно  решать конкретные задачи этапа урока.  Сектор 3 – виды АМО. Ответы педагогов. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер­класса и заполним его до  конца. («Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовый  сад», «Мой цветок», «Инфо­угадайка») Сектор ­4. Цели применения АМО. ­ Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно­ информационных и учебно­организационных умений Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть  «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и  становится активным  участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю,  теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.  Один из таких методов,  «Составление кластера»,  может быть использован на разных этапах урока.  Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.  Метод  кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или  погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей  недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет  фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения  итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические  связи. Суть этого метода заключается в: выделение смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном  порядке в виде «грозди» ­ схемы. Важно: выделить главную смысловую единицу (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории  информации); конкретизировать фактами и мнениями. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном  порядке. Последовательность действий при составлении кластера: 1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word,  слайде Power  Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым  понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники»,  устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления,  определяет информационное поле данной темы. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и  интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.        Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее  определенному плану.      Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.      ­ Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках  (приложение 1) продолжить составление  кластера по теме «Активные методы обучения».  Давайте проверим, что у вас получилось.        Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и   групповой  работы как в классе, так и дома.     ­ Начиная изучать по русскому языку тему «Имя существительное», предложила детям  составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. Вот, что  получилось, ­ По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.  ­ На каких уроках  ещё можно применять этот метод? Использование данного метода помогает детям пересказать статью учебника и является  планом ответа.  Метод «Пометки на полях» или «Инсерт».             Следующий метод « Инсерт» или «Пометки на полях». Он  позволяет   ученику  отслеживать свое понимание прочитанного задания или  текста. Технически он достаточно  прост. Учеников надо познакомить с  маркировочными  знаками и предложить им по мере  чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного   текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие. Данный   метод   обязывает   ученика   не  просто   читать,  а   вчитываться   в   задание,  в  текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.   Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.           Например,  итогом изучения  темы «Имя существительное»  является разбор имени существительного как части речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода «Инсерт» у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу( работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.       Одной  из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу  узнать подробнее (ЗУХ). Её лучше использовать при работе с текстом большого объёма на  этапе самостоятельной работы учащихся.  Маркировочная таблица ЗУХ      После прочтения текста ученик  своими словами заполняет таблицу. Данный метод  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.          Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно   предложить   завершить   ее   дома,   а   на   данном   уроке   записать   в   каждой колонке   по   одному,     два   тезиса   или   положения.   Например,   на   уроке   истории, изучая тему «Гербы», ученицей была составлена вот такая таблица. В графе «Хочу узнать», она записала некоторые вопросы, ответы на которые она нашла сама в течении урока и  поместила их в графу «Узнала». АМ релаксации                  Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда   нескольких   минут   достаточно,   чтобы   встряхнуться,   весело   и   активно расслабиться,   восстановить   энергию.   Активные   методы   релаксации   позволят сделать   выходя класса. не   из   это,        Метод "Четыре стихии» ­ Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу  "земля" ­ вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" ­ вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" ­  вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" ­ вы вращаете  руками в локтевых и лучезапястных суставах.   Метод «Написание синквейна»    На  этапе обобщения знаний используем приём синквейн.В чем смысл этого  методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях  резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным  правилам. Правила написания синквейна таковы:     1 строка ­ тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или  местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. 2 строка ­ два слова (прилагательные  или причастия), они дают описание признаков и  свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. 3 строка ­ образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими  характерные  действия объекта. 4 строка ­ фраза из четырех слов,  выражающая личное отношение  автора синквейна  к  описываемому предмету или объекту (афоризм).  5 строка ­ одно слово­резюме, характеризующее суть вопроса  или объекта. Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при  изучении «словарных слов»:  Глагол. Строгий, спрягаемый. Действует, изображает, рассказывает.  Самая огнедышащая часть речи. Труженик. С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи,  работа над синонимами,  обогащение  словарного запаса детей. ­ Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер­класса  самостоятельно. Итак, тема синквейна  Метод. ­Запишите на карточках. Заслушиваются ответы разных групп. ­ Вот какой синквейн составила я  Синквейн ­ прием технологии развития критического мышления, позволяющий в  нескольких словах изложить учебный материал на определенную  тему. «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн ­ это специфическое  стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по  изученной теме ­ Составьте синквейн по нашей теме: Активные методы обучения  Метод «Шесть шляп» Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью  разными способами. 1. Белая шляпа ­ статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор. 2. Жёлтая шляпа ­ позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в  отрицательном герое. 3. Чёрная шляпа ­ негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно  помочь, что сделать, как поступить. 4. Зелёная шляпа ­ творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази  и тогда… 5. Красная шляпа ­ эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение. 6. Синяя шляпа ­ аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё  услышанное от предыдущих участников.          Задания: Мы работаем над произведением Бунина «Господин из Сан­Франциско». В каждой группе  делимся на подгруппы. Белая шляпа – факты. 1.Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни господина и его семьи. Жёлтая шляпа – оптимизм. 1.Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает господин. Чёрная шляпа – критика, или прогноз на будущее. 1.Какие самые трагические события могут произойти с героями рассказа. Обоснуйте их. Красная шляпа – эмоции. 1. Проанализируйте, какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова, из текста. Зелёная шляпа – творчество. 1. Смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Докажите текстом. Синяя шляпа – жизненный урок. 1.Чему Вас научил данный рассказ? Рефлексия. Подведение итогов мастер­класса. ­ А теперь возьмите карточки для метода «Инфо ­ угадайка» и допишите в графу «виды».  С какими методами и упражнениями   ещё сегодня познакомились.. («Кластер»,  «Инсерт», «Четыре стихии», «Синквейн») ­ Подводя итог нашего мастер­класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце» и  «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер­класса. Определите для себя, оправдались ли они. ­ К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими  активными методами обучения. Но для тех кто заинтересовался ими, предлагаю вот такую  брошюру, подготовленную мной. ­ А те, кто хочет ещё более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного  портала «Мой университет» вы можете платно скачать электронную книгу «Копилочка  активных методов обучения», поучаствовать в конкурсе и пройти дистанционные курсы. ­ И в заключение хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше  всего дети утомляются в бездействии. И в заключение хочу сказать: «Всё в твоих руках» Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день  методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл  использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость,  данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему,  поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению  учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и  умениями. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. Активные методы обучения помогают (+) :     развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков,  учебно­информационных и учебно­организационных умений. Активные методы обучения имеют недостатки (­): Дети имеют свои особенности, поэтому :  не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; ­ Свое выступление я хочу закончить вот таким прекрасным стихотворением Галины  Алексеевны Волковой: Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит,  Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!                                                    Спасибо за внимание!

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс

Обобщение опыта по теме "Активные методы обучения русскому языку и литературе". Мастер-класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2018