Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников
Оценка 4.9

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Оценка 4.9
Лекции
docx
родителям
Детсад
14.12.2018
Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
собрание речь.docx
Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников доклад на родительском собрании Формирование   правильной   речи   ребенка   является   одной   из   основных   задач дошкольного   образования.   Однако   динамический   анализ   практической   ситуации   за последние   несколько   лет   свидетельствует   о   ежегодном   увеличении   количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед   педагогами   нашего   дошкольного   образовательного   учреждения   встал   вопрос создания   оптимальных   психолого­педагогических   условий   для   полноценного   речевого развития   детей.   С   целью   целенаправленного   поэтапного   решения   данной   проблемы ежегодно   в   годовой   план   ДОУ   включаются   задачи   речевого   развития   дошкольников. Решение   поставленных   задач   осуществляется   через   различные   мероприятия   с   детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность   работы   по   развитию   речи   дошкольников   с   максимальным   учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:   создание развивающей предметно­пространственной среды; целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;  повышение   профессионального   роста   педагогов   в   вопросах   речевого развития дошкольников;    создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.     «В   пустых   стенах   ребёнок   не   заговорит»…­   заметила   в   своё   время   Е.   И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании,   в   движении   и   в   общении.   Группы   оснащены   современным   игровым оборудованием,   которое   включает   ТСО,   наглядный,   игровой   и   демонстрационный материал,   обеспечивающий   более   высокий   уровень   познавательного   развития   детей   и провоцирующий речевую активность. С целью создания эффективно развивающей предметно­пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны   определенные   требования   к   их   содержанию.   Педагогами   накоплен   и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения   словарного   запаса,   формирования   грамматического   строя,   связной   речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал). На занятиях всех педагогов д/сада большое внимание уделяется развитию словаря. Проводится   систематическая   работа   по   формированию   связной   речи   и   отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной   выразительностью,   чёткой   дикцией,   дыханием.   Ежедневное   проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах воспитателей. Немаловажным   условием   является   и профессионализм   педагогов.   Педагоги используют   разнообразные   методы   и   приёмы,   формы   работы,   стимулирующие   речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических   задач,   мини­эксперименты   по   логическим   задачам,   игры­драматизации, составление   загадок,   шутки­чистоговорки,   использование   опорных   схем   и   картинок   в обучении рассказыванию и др. С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей проведен ряд мероприятий: 1. Педсоветы   на   темы   «Познавательно­речевое   развитие   дошкольников», «Развитие   связной   речи   и   интеллект   дошкольников»,   мастер­класс   для   начинающих воспитателей   по   проведению   артикуляционной   гимнастики,   семинары­практикумы «Норма и патология ЗКР», «Учимся, играя». 2. Консультации:   по   ознакомлению   с   современными   методиками   и технологиями по развитию речи И. Н.Мурашковска, О.С. Ушаковой; по формированию связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста. 3. 4. Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки. Проекты   «Солнечный   лучик»,   «Воспитание   любви   к   книге»,   «Новогодние игрушки»,   «Путешествие   лампочки»   и   др.   В   процессе   работы   над   проектами одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны познавательно­речевого развития дошкольников. Программа   О.С.   Ушаковой   по   развитию   речи   реализуется   не   только   в   группах, работающих   по   программе   «Тропинки»,   но   и   в   группах,   использующих   другие образовательные программы, и на занятиях по обучению детей тат. языку. Для облегчения планирования работы по развитию речи старшим воспитателем составлена примерная сетка для календарного плана (распределение содержания и форм работы по развитию речи на неделю) для всех возрастных групп.          С   целью   профилактики   речевых   нарушений   в   ДОУ   организованы платные   доп. услуги по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста «Звуки на все руки»,   основная   цель   которого   ­   предупреждение   нарушений   звукопроизношения   и формирование   фонематического   слуха   дошкольников.   Занятия   ведёт   воспитатель, имеющий логопедическое образование. С детьми старшего дошкольного возраста по запросам родителей на платной основе проводятся коррекционные логопедические занятия по постановке звуков. Для проведения данного   вида   занятий   составляется   трудовой   договор   с   учителем­логопедом   школы,   к которой прикреплён наш ДОУ. Тем самым параллельно решается задача преемственности ДОУ и школы. Необходимым   условием   для   создания   единого   речевого   пространства   в   ДОУ является изучение   состояния   устной   речи  дошкольников,   которое   заключается   в проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе ­ контрольный   срез).   Ежегодно   в   феврале   специалистами   ДОУ   №   1   проводится логопедическое   обследование   речи   детей   средних   и   старших   групп,   у   значительного количества детей фиксируются различные речевые нарушения. Анализ   диагностических   материалов   по   проблеме   выявил   настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом развитии   детей   раннего   и   младшего   дошкольного   возраста. К   сожалению,   неговорящий полуторагодовалый­двухлетний   ребенок,   который   приходит   в   детский   сад,   уже   не удивляет воспитателей. В   случаеесли   по   результатам   обследования   возникает   необходимость проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить в ГПМПК, педагогам   ДОУ   приходится   быть   особенно   тактичными   и   осторожными.   Как   правило, родители   очень   болезненно   воспринимают   подобные   предложения.   В   этой   ситуации воспитателям   на   помощь   приходит   педагог­психолог,   который   максимально доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации. Чтобы   позитивно   повлиять   на   качественное   и   своевременное   речевое   развитие дошкольников,   максимально   предупредить   возможные   отклонения   в   развитии   их   речи, необходима   всесторонняя   и   тщательная   проработка   организационно­содержательных аспектов   создания   условий   для   полноценного   развития   речи   детей,   усиление   ее превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого   воспитания   ребенка   в   семье,   является   необходимым   условием   при   создании единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей   в   вопросах   речевого   развития   ребенка,   побуждение   их   к   деятельности   по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:  Оформление   информационного   стенда   для   родителей   в   холле   ДОУ   и   в приёмных групп.  Консультации:   «Речевая   среда   в   семье   и   ее   влияние   на   развитие   речи ребенка»,   «Роль   родителей   в   развитии   речи   детей»,   ознакомление   с   особенностями речевого   развития   детей   определённого   возраста,   «Играем   с   пальчиками»,   «Влияние речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.   Проведение конкурсов («Словотворчество»). Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями (ст. воспитателем).  Консультирование   родителей   детей   с   проблемами   в   речевом   развитии, (рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОР­врача, детского   психоневролога,   направление   на   ПМПК)   и   т.д.   педагогом­психологом,   ст. воспитателем, зав. ДОУ.  Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения   определённых   звуков,   игры   и   упражнения   на   закрепление   пройденного материала.    Показ открытых занятий по развитию речи. Проведение родительских собраний с приглашением учителя­логопеда СОШ. Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи. Включение   родителей   в   педагогический   процесс   является   важнейшим   условием полноценного   речевого   развития   ребенка.   Как   известно,   образовательно­воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно­педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию   детей   в   условиях   дошкольного   образовательного   учреждения   обеспечивает непрерывность   педагогического   воздействия.   Важнейшим   условием   преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая,  развивающая  программа   не  может  дать  полноценных  результатов,  если   она   не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно­воспитательном процессе. Обобщая   вышесказанное,   можно   сделать   вывод,   что   в   нашем   ДОУ   созданы необходимые   психолого­педагогические   условия   для   полноценного   речевого   развития дошкольников.

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018