Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий в ДОУ для развития речи
дошкольников
доклад на родительском собрании
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач
дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за
последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества
дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим
перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос
создания оптимальных психологопедагогических условий для полноценного речевого
развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы
ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников.
Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми,
педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск
эффективных приемов повышения качества речевого развития детей. Согласованность в
действиях воспитателей, узких специалистов и родителей поможет поднять качество и
эффективность работы по развитию речи дошкольников с максимальным учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:
создание развивающей предметнопространственной среды;
целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым
развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого
развития дошкольников;
создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей;
изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… заметила в своё время Е. И.
Тихеева. Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о
том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в
познании, в движении и в общении. Группы оснащены современным игровым
оборудованием, которое включает ТСО, наглядный, игровой и демонстрационный
материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и
провоцирующий речевую активность.
С целью создания эффективно развивающей предметнопространственной среды в
дошкольном учреждении во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки.
Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и
систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и
занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых
игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры дляобогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи,
развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).
На занятиях всех педагогов д/сада большое внимание уделяется развитию словаря.
Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке
грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на
занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над
интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение
артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах
воспитателей.
Немаловажным условием является и профессионализм педагогов. Педагоги
используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую
деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо
было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых
логических задач, миниэксперименты по логическим задачам, игрыдраматизации,
составление загадок, шуткичистоговорки, использование опорных схем и картинок в
обучении рассказыванию и др.
С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей
проведен ряд мероприятий:
1.
Педсоветы на темы «Познавательноречевое развитие дошкольников»,
«Развитие связной речи и интеллект дошкольников», мастеркласс для начинающих
воспитателей по проведению артикуляционной гимнастики, семинарыпрактикумы
«Норма и патология ЗКР», «Учимся, играя».
2.
Консультации: по ознакомлению с современными методиками и
технологиями по развитию речи И. Н.Мурашковска, О.С. Ушаковой; по формированию
связной речи и мелкой моторики рук; о возрастных закономерностях речевого развития; о
профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
3.
4.
Конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.
Проекты «Солнечный лучик», «Воспитание любви к книге», «Новогодние
игрушки», «Путешествие лампочки» и др. В процессе работы над проектами
одновременно с совершенствованием мастерства педагогов формируются и все стороны
познавательноречевого развития дошкольников.
Программа О.С. Ушаковой по развитию речи реализуется не только в группах,
работающих по программе «Тропинки», но и в группах, использующих другие
образовательные программы, и на занятиях по обучению детей тат. языку. Для облегчения
планирования работы по развитию речи старшим воспитателем составлена примерная сетка
для календарного плана (распределение содержания и форм работы по развитию речи на
неделю) для всех возрастных групп.
С целью профилактики речевых нарушений в ДОУ организованы платные доп.
услуги по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста «Звуки на все
руки», основная цель которого предупреждение нарушений звукопроизношения и
формирование фонематического слуха дошкольников. Занятия ведёт воспитатель,
имеющий логопедическое образование.
С детьми старшего дошкольного возраста по запросам родителей на платной основе
проводятся коррекционные логопедические занятия по постановке звуков. Для проведения
данного вида занятий составляется трудовой договор с учителемлогопедом школы, ккоторой прикреплён наш ДОУ. Тем самым параллельно решается задача преемственности
ДОУ и школы.
Необходимым условием для создания единого речевого пространства в ДОУ
является изучение состояния устной речи дошкольников, которое заключается в
проведении воспитателями диагностики речевого развития детей (2 раза в год, в январе
контрольный срез). Ежегодно в феврале специалистами ДОУ № 1 проводится
логопедическое обследование речи детей средних и старших групп, у значительного
количества детей фиксируются различные речевые нарушения.
Анализ диагностических материалов по проблеме выявил настоятельную
необходимость оптимизировать организацию работы по выявлению отклонений в речевом
развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста. К сожалению, неговорящий
полуторагодовалыйдвухлетний ребенок, который приходит в детский сад, уже не
удивляет воспитателей.
В случаеесли по результатам обследования возникает необходимость
проконсультировать ребенка у психоневролога или невропатолога, направить в ГПМПК,
педагогам ДОУ приходится быть особенно тактичными и осторожными. Как правило,
родители очень болезненно воспринимают подобные предложения. В этой ситуации
воспитателям на помощь приходит педагогпсихолог,
который максимально
доброжелательно, корректно объясняет необходимость такой консультации.
Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие
дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи,
необходима всесторонняя и тщательная проработка организационносодержательных
аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, усиление ее
превентивных аспектов, использование педагогического потенциала специалистов ДОУ и
родителей.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного
речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании
единого речевого пространства в нашем ДОУ. Повышение педагогической компетентности
родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по
общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
Оформление информационного стенда для родителей в холле ДОУ и в
приёмных групп.
Консультации: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи
ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», ознакомление с особенностями
речевого развития детей определённого возраста, «Играем с пальчиками», «Влияние
речевых нарушений на школьное обучение, на формирование личности ребёнка» и др.
Проведение конкурсов («Словотворчество»).
Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей,
проводимые воспитателями (ст. воспитателем).
Консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии,
(рекомендации посещения специалистов: дефектолога, сурдолога, ортодонта, ЛОРврача,
детского психоневролога, направление на ПМПК) и т.д. педагогомпсихологом, ст.
воспитателем, зав. ДОУ.
Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для
произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного
материала.
Показ открытых занятий по развитию речи.
Проведение родительских собраний с приглашением учителялогопеда СОШ.
Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием
полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательновоспитательное
воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм
помощи родителям и содержательнопедагогической работы с ребенком. Такой подход к
воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает
непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности
является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом,
в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая
лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не
решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для
привлечения родителей к участию в образовательновоспитательном процессе.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в нашем ДОУ созданы
необходимые психологопедагогические условия для полноценного речевого развития
дошкольников.