Содержание
Введение…………………………………………………………….………. |
3 |
Сознание и сознательные процессы……………………………….………. |
5 |
Предсознание………………………………………………………..………. |
7 |
Бессознательные процессы или подсознание……………………..………. |
8 |
Неосознаваемые процессы…………………………………………………. |
12 |
Сознательное, бессознательное и неосознаваемое……………………….. |
13 |
Заключение…………………………………………………………………… |
16 |
Список использованных источников……………………………………….. |
19 |
Введение
Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. «Сознание» буквально означает «совокупность знаний» Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.
В истории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе. Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Итак, психика человека, его сознание - это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:
1) категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы;
2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей;
3) осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;
4) обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;
5) самосознание - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. Таким образом, сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Сознание и сознательные процессы
Сознание – эта область нашей психики, в рамках которой мы можем осуществлять управляемое и целенаправленное мышление. Внимание, которым мы можем управлять, является ключевым элементом сознания.
Всё, что мы можем понять, о чём можем подумать, что можем представить и вообразить, дать чему-то оценку, всё, что мы помним, всё, к чему мы можем сформулировать своё отношение и свои суждения, – всё это наше сознание. Так же неотъемлемой частью нашего сознания является внутренний диалог.
Все описанные в примере выше процессы становятся следствием того, что нам цветок понравился, и этот факт мы можем запомнить, оценить, о нём мы можем размышлять. Но причина, по которой данный цветок нам понравился, находится намного глубже нашего сознания.
Сознание во многом является местом, где видны только последствия внутренних процессов, и где происходит их разбор. Как в примере с цветком – он нам понравился, и мы не понимаем почему, всё, что мы можем в своём сознании делать, так это следовать за этим, пытаться понять, запомнить, но всё это лишь следствие причины, которая находится в нашей психике глубже сознания – в бессознательных и неосознаваемых процессах.
Например, что-то вызывает у нас страх. В своём сознании мы только реагируем на возникший страх, можем пытаться понять его причину, можем бороться с ним, либо пробовать оправдать то, почему мы ему поддаёмся, но всё это лишь следствие страха, возникшего помимо нашей воли и желания.
Сознание в этом смысле самый поверхностный уровень нашей психики и самый зависимый от происходящих внутри нашей личности процессов. Сознание похоже на поверхность воды, по которой расходятся круги от того, что со дна поднялся пузырёк и лопнул на её поверхности.
Ключевым элементом сознания является такое явление как внимание. Именно способность сознания обращать своё внимание на различные объекты, как внутри психики человека, так и снаружи, отделает его от бессознательных процессов.
Логика и внутренний диалог являются важными элементами нашего сознания. Логика, как механизм мышления, и логика, как наука, это воспроизведение общих законов мироздания на понятном для нашего сознания языке, и обучение нашего сознания работе по этим принципам. Использование логики человеком во многом зависит от его интеллектуальных способностей, способностей к анализу и синтезу информации, а также от располагаемых им знаний.
Сознание можно сравнить с фонариком или прожектором, который внутри нашей личности подсвечивает определённые области, которые мы и осознаём. Иное же находится за пределами света прожектора, нам не видно, для нас не очевидно, скрыто от нашего взора.
Предсознание
Предсознанием, как правило, называют ту область бессознательного (подсознания), которая может быть осознана нами и вследствие этого может стать частью нашего сознания.
Например, мы общаемся с человеком, который нам что-то предлагает, и мы соглашаемся на его предложение. Далее выясняется, что он нас обманул, и мы понесли вследствие этого потери. А уже после этого мы, начиная анализировать произошедшую ситуацию, вспоминаем, что во время общения с человеком испытывали дискомфортные ощущения и психологическое напряжение, но не обратили на это внимание и не придали этому значение.
Вот эти ощущения, которые возникли в момент общения с человеком и которые были обойдены нашим внимание, можно назвать предсознанием. В процессе общения это был бессознательный процесс, но после того, как мы проанализировали ситуацию, проанализировали свои чувства и ощущения, обратили на них своё внимание, они стали частью нашего сознания.
Бессознательные процессы или подсознание
Подсознание или бессознательное – это те процессы, которые объективно протекают в психике человека, но не осознаются им и не попадают в область активного внимания. Можно сказать, что бессознательное – эта область нашей психики, на которую не обращено наше внимание, но потенциальное внимание обращено может быть.
Существенная часть нашей личности и психики находится в области бессознательного или подсознания. Это те процессы и явления в нашей психике, которые во многом управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.
Бессознательную часть нашей личности можно условно разделить на две части: на процессы, которые можно перевести из бессознательного в сознание за счёт осознания, и на процессы, которые не могут быть осознанны в принципе, либо их осознание – это совсем иной уровень, о котором в этом материале говорить не будем.
К бессознательным процессам, которые нами управляют и которые можно осознать, относится множество процессов, например связанных с событиями в нашей жизни, которые мы уже не помним, вследствие чего они выпали из нашего сознания, а также сложные и перекрёстные процессы, возникающие на пересечении или противоречии наших различных мотиваций и эмоций.
Например, в действе нас сильно обидела женщина в зелёном платье, и на протяжении всей жизни женщины в зелёных платьях вызывают у нас неприязнь и раздражение.
В данном примере данную нашу реакцию можно считать бессознательной именно тогда, когда мы не понимаем и не осознаём, почему же нам так сильно не нравятся женщины в зелёных платьях. Соответственно, вспомнив ту обиду из детства, можно данную ситуацию из бессознательного перевести в сознание, осознав то, что происходит внутри нашей психики и почему оно происходит. По этому принципу строится ряд техник и методик в психотерапии, психоаналитике и психодиагностике.
Или, например, мы чего-то очень хотим, но всё время откладываем поступки в этой области на потом (кстати, очень распространённая сложность в жизнях многих людей). Нередко это свидетельствует о бессознательном (неосознаваемом, подсознательном) страхе, который напрямую проистекает из самого желания и различных образов, связанных с ним по ассоциативным связям.
Человек, как правило, не осознаёт данный страх и не понимает, почему же он всё время откладывает на потом начало того, чего он сам так сильно желает. Кстати, именно проявлением данного механизма становится лень и прокрастинация.
Или, например коллега по работе вызывает раздражение по непонятной причине. Если причина этого раздражения неизвестна, то это можно считать бессознательным процессом, но если причину осознать, то это будет уже не бессознательный, а сознательный (осознанный) процессе. К примеру, коллега может раздражать, потому что вызывает зависть вследствие того, что у него хорошая машина, красивая жена и начальник его больше уважает.
Во многом личностный рост и развитие психики строится на осознании бессознательных процессов, на пошаговом и всё большем понимании самого себя и тех причин в нашей личности и психике, которые приводят нас к тем или иным эмоциям, реакциям, поступкам.
К бессознательным процессам также в определённой мере можно отнести интуицию – то чувство, например, когда мы без какого-либо понимания и аргументации просто что-то начинаем знать или ощущать, что нам нужно принять то или иное решение, поступить определённым образом.
Также отдельно стоит отметить, что бессознательные (подсознательные) процессы не поддаются управлению, пока они не осознаны. Потому осознание бессознательного является важным аспектом развития своей личности, личностного роста и получения доступа к управлению теми процессами в нашем бессознательном, которые управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.
Теория бессознательного по Фрейду
Знаменитый австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд сознательное и бессознательное описал по результатам своих экспериментов. Аналитика человеческого поведения показала, что большое количество действий, в которых человек не отдает себе отчета, как правило, носят неосмысленный характер и не могут быть объяснены с точки зрения сознания. Было установлено, что разного рода мотивации проявляются в невротических симптомах, сновидениях и творчестве. Как врач, занимавшийся в том числе и неврологией, Фрейд столкнулся с особенным влиянием неосознаваемых переживаний и мотивов на жизнь людей. Он установил, что эти процессы могут не только в значительной мере отягощать жизнь испытуемых, но и вызывать нервно-психические заболевания. Результаты экспериментов направили Фрейда на поиск средства, которое могло бы избавить человека от конфликтов между сознательным и бессознательным. Именно поиск компромисса между тем, что диктует сознание и потаенными, бессознательными побуждениями привел к появлению метода психоанализа.
Теория бессознательного по Юнгу
Проблема бессознательного и сознательного будоражила умы многих психологов. По результатам исследований швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, основоположника глубинной аналитической психологии, было дано описание «коллективному бессознательному». Юнг считал, что имеет место быть не только бессознательное отдельной личности, но и расовое, родовое, национальное, семейное, т.е. коллективное бессознательное. Оно представляет собой совокупность информации психического мира определенного сообщества людей, в то время как индивидуальное бессознательное отражает только информацию психического мира конкретной личности. Аналитическая психология Юнга определила бессознательное в виде устоявшихся стереотипов, поведенческих моделей, которые требуют актуализации, но на самом деле являются врожденными.
Бессознательное в трактовке Юнга было подразделено на следующие процессы и состояния психики:
− латентные (скрытые);
− временно неосознаваемые;
− вытесненные за пределы сознания (т.е. подавленные).
Теория бессознательного по Лакану
Помимо Карла Юнга и Зигмунда Фрейда сознательным и бессознательным занимался другой исследователь, французский философ и психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан. Он сформулировал гипотезу о том, что структура бессознательного похожа на языковую. С этой точки зрения психоанализ можно рассматривать как работу с речью пациента. Знаменитая психоаналитическая техника, разработанная Лаканом, была названа «клиникой означающего». В ее основе лежит работа со словом, необходимость и возможность перевода, так называемой перезаписи внутри психики. Все эти действия могут использоваться в терапии, связанной со сложными расстройствами психической деятельности. Однако не все авторы, изучающие проблему бессознательного и сознательного, согласны с теорией Лакана, что бессознательное есть язык, а психоанализ – языковая игра между психоаналитиком и пациентом. Бессознательное похоже на язык, оно функционирует по схожему алгоритму, но при этом на него не распространяются законы лингвистики.
Неосознаваемые процессы
Неосознаваемые процессы – это процессы в нашей психике, которые не попадают в область нашего внимания и не могут попасть – человек видит только итог работы этих процессов. Неосознаваемыми процессами являются те процессы, на которые при всём желании человек не может обратить своё внимание напрямую.
Самым главным базисом нашей личности являются те процессы, которые осознанию не поддаются (почти).
Например, мы идём по улице, и какие-то проезжающие мимо нас машины нам визуально (зрительно) нравятся, а иные нет. Или лица каких-то женщин или мужчин нам кажутся симпатичными, а иные – не очень красивыми. Или мы любим какие-то продукты питания и блюда, а иные – терпеть не можем.
В большинстве подобных случаев подобное наше отношение и реакция – это просто данность, которую невозможно понять и невозможно осознать, её можно только принять такой, какая она есть.
Ещё более глубинными процессами являются, например, наши ощущения, а именно то, как мы ощущаем боль, удовольствие, щекотку и иное, то, как мы видим различные цвета, слышим различные звуки, как чувствуем различные запахи и ощущаем вкусы, и то, какие эмоции и чувства вызывают в нас различные звуки, цвета, запахи, вкусы и ощущения. Речь здесь идёт не о физиологии, а о восприятии, о том, что и как возникает в нашей психике при получении той или иной информации по тому или иному каналу.
Данные процессы, как и многие другие, являются одним из базисов архитектуры нашей личности и осознанию не поддаются.
Сознательное, бессознательное и неосознаваемое
Конечно, в рамках такой короткой заметки невозможно обсудить даже малую часть затронутой темы и имеющих к ней отношения явлений: память, внимание, роль внутреннего диалога в сознании и подсознании, озарение, интуиция и многое другое.
Как уже было отмечено выше, внимание является ключевым аспектом, разделяющим сознание и бессознательное (подсознание). То, на что обращено наше внимание, это то, о чём мы и можем думать. Верно и обратное утверждение: то, о чём мы думаем, на то и обращено наше внимание.
Сознание - специфическая информированность человеческой души о предметах как идеально положенных в нее, представленных и признанных. Это одна из сфер человеческой души, созидающая и воспроизводящая знание; способ существования знания. Оно всегда есть взаимоотношение и место связи с иным. Сознательное есть то, что осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью. В.И.Даль определяет сознание как состояние человека в здравом смысле своем, вменяемости, полной памяти, свободе воли и способности отдать отчет в своих действиях.
В структуру сознания, прежде всего, включают память, эмоции, чувства, разум, рассудок, волю. Согласно религиозно-философским воззрениям, сознание даровано человеку Богом, происходит от Святого Духа. Напротив, неодарвинисты предполагают, что человек с его сознанием произошел путем спонтанной эволюции от некой разновидности интеллектуальных обезьян. Сознание невозможно наблюдать внешним способом, поскольку оно не имеет пространственных и вещественных свойств. Жизнь сознания теоретически невыводима из внешнего мира, и сознание трудно представить себе в виде обычного предмета. Описать его можно только феноменологически - через встречу с ним в личном опыте и впечатление от него.
Через сознание человек одновременно соотносится не только с внешним миром, но также с самим собой и «знает, что знает». Самосознание есть знание своего присутствия в мире, уверенность в том, что «я» есть, должен быть и уникально отличаюсь от всего существующего вне меня. То есть единственный в своем роде, безусловно иной, ни с чем не сравним и неповторим. Важнейшее условие самосознания - восприятие себя физической корпускулой среди других отдельностей, либо испытывая себя в качестве физического объекта среди иных физических объектов.
Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Эти психоаналитические понятия относятся к области изучения общей психологии. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.
Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.
Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.
В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:
− неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;
− поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;
− подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;
− надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.
Таким образом, деятельность, поведение, поступки человека бывают сознательными и бессознательными. Конечно, каждый обязан, живя в обществе, контролировать свои действия. Однако в особых ситуациях именно бессознательное помогает человеку даже выжить. Так что Природа позаботилась о том, чтобы человек в экстремальных ситуациях смог на уровне бессознательного, аффекта, сохранить жизнь себе и другим, близким людям.
Заключение
Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Структура сознания
− Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.
− Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе – возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;
− Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.
− Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.
Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.
Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.
Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.
К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений.
По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.
Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:
– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;
– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Список использованных источников
1. Бранская, Е. В. Философия : учебное пособие для вузов / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06322-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540404 (дата обращения: 06.02.2024).
2. Гриненко, Г. В. Философия нового времени : учебное пособие для вузов / Г. В. Гриненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 140 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16904-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531996 (дата обращения: 06.02.2024).
3. Гуревич, П. С. Психология : учебник для вузов / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 465 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-5042-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535705 (дата обращения: 06.02.2024).
4. Гуревич, П. С. Философия : учебник для вузов / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 462 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15952-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535704 (дата обращения: 06.02.2024).
5. Крюков, В. В. Философия : учебник для вузов / В. В. Крюков. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06271-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514348 (дата обращения: 06.02.2024).
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.