Структура документа.
1 . Общие сведения о ребенке;
2. Характеристика ребенка;
3. Учебный план;
4. Содержание специальной индивидуальной программы развития и реабилитации
5. Специалисты, участвующие в реализации программы;
6. Возможные подходы, методы педагогической работы.
7. Сотрудничество с семьей.
8. Перечень основных и вспомогательных подходов, методов обучения и воспитания;
9. Перечень основных технических средств и дидактических материалов;
10. Приложения.
Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития и реабилитации на основании:
1.Общие сведения.
Персональные данные о ребенке и его родителях:
Заключение ЦПМПК:
2. Характеристика обучающейся
Физическое развитие: масса тела имеет незначительное отклонение от возрастной нормы, группа здоровья V, занятия в подготовительной физкультурной группе.
Двигательная сфера: прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий (в статическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д.). Недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук. Отмечаются недостатки произвольных движений.
Бытовые навыки: Владеет элементарными навыками самообслуживания и выполняет несложные бытовые действия. Способна контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену (принимать пищу, пережевывая и не проливая, пользоваться носовым платком, туалетной бумагой, чистить зубы и т.д.), а также одеться, сложить одежду.
Социальный опыт: Трудности в установлении временных отношений (времена года, дни недели, части суток), определении времени по часам, последовательности событий. Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении.
Способность к общению: Способна самостоятельно устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми на вербальном уровне. Может некоторое время поддерживать контакт с взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию.
Способность к деятельности: Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается.
Способна к подражанию и совместным действиям с взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляет. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.
Сформированность высших психических функций:
-восприятие. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь .
-память. На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Самостоятельно использовать приемы запоминания не может, необходима помощь взрослого.
-мышление. Для мышления в большей степени свойственно отсутствие смысловых связей, трудность их установления, инертность, затрудненность обобщений.
-речь. Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Преобладание пассивного словаря. Активный словарь беден. Трудности в построении фразы.
Речь может служить средством коммуникации, побуждения к действию.
Ознакомлены:
Родители ( законные представители):__________________
3. Учебный план.
Предметные области |
Учебные предметы |
Кол-во часов в неделю |
I. Обязательная часть |
||
1. Язык и речевая практика |
1.1 Речь и альтернативная коммуникация |
4 |
2. Математика |
2.1 Математические представления |
2 |
3.Окружающий мир |
3.1 Окружающий природный мир |
2 |
3.2 Человек |
2 |
|
3.3 Домоводство |
6 |
|
3.4. Окружающий социальный мир |
4 |
|
4. Искусство |
4.1 Музыка и движение |
2 |
5. Физическая культура |
5.1 Адаптивная физкультура |
2 |
6.Технологии |
6.1 Профильный труд |
4 |
Итого |
28 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дн. учебной неделе) |
28 |
|
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||
Коррекционные курсы |
|
|
1. Сенсорное развитие |
1 |
|
2. Предметно-практические действия |
2 |
|
3. Двигательное развитие |
1 |
|
4. Альтернативная коммуникация |
2 |
|
Итого коррекционные курсы |
6 |
III. Внеурочная деятельность |
|
|
|
«Подвижные игры»(спортивно-оздоровительное направление) |
1 |
|
«Азбука финансовой грамотности» (социальное направление) |
1 |
|
«Мир профессий»(социальное направление» |
1 |
|
«Разговоры о важном»(нравственное направление) |
1 |
|
«Кулиска» (общекультурное направление) |
1 |
|
«Арт – терапия»(социальное направление» |
1 |
Итого |
|
6 |
Всего часов |
|
40 |
4. Содержание специальной индивидуальной программы развития и реабилитации.
Содержание специальной индивидуальной программы развития и реабилитации, календарно-тематическое планирование по предметам разработаны и утверждены на заседании Педагогического совета по следующим предметным областям:
Предметные области |
Учебные предметы |
|
I. Обязательная часть |
||
1. Язык и речевая практика |
1.1 Речь и альтернативная коммуникация |
|
2. Математика |
2.1 Математические представления |
|
3.Окружающий мир |
3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек |
|
3.3 Домоводство |
|
|
3.4. Окружающий социальный мир |
|
|
4. Искусство |
4.1 Музыка и движение |
|
5. Физическая культура 6. Технологии |
5.1 Адаптивная физкультура 6.1 Профильный труд |
|
|
|
|
|
|
|
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
||
Коррекционные курсы |
|
|
1. Сенсорное развитие |
|
|
2. Предметно-практические действия |
|
|
3. Двигательное развитие |
|
|
4. Альтернативная коммуникация |
|
III. Внеурочная деятельность
1. «Подвижные игры»(спортивно-оздоровительное направление)
2. «Азбука финансовой грамотности» (социальное направление)
3. «Арт-терапия» ( социальное направление»
4. «Разговоры о важном»(нравственное направление)
5.»Кулиска»(общекультурное направление)
6. «Мир профессий»(социальное напрвыление)
V.Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Ф.И.О, должность специалиста |
Функции специалиста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· |
|
· |
|
|
|
|
VI. Возможные подходы, методы педагогической работы.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающейся СИПР предполагает возможность реализации компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые обеспечивают потребность в построении "обходных путей", использование специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении.
1. Компетентностный подход предполагает формирование ключевых компетенций:
· Учебно-познавательная. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· Социальная. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.). Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
· Коммуникативная. Знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; формирование уважительного отношения к окружающим.
· Ценностно-смысловая. Способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
· Личностного самоопределения. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
2. В осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью является помощь обучающейся в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации девочки к окружающей среде.
Модель личностно-ориентированного подхода:
· разноуровневый подход;
· дифференцированный подход;
· индивидуальный подход;
· субъектно-личностный.
3. Деятельностный подход к обучению обучающейся предполагает:
· наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
· выполнение определённых действий для приобретения недостающих знаний;
· выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.
Основные направления коррекционной работы:
№ |
Коррекционная направленность на уроках |
|
1. |
Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития. Развитие мелкой моторики кисти и пальце рук. |
Развитие навыков каллиграфии. |
2. |
Коррекция отдельных сторон психической деятельности |
Развитие артикуляционной моторики |
3. |
Развитие зрительной памяти и внимания |
Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие пространственных представлений. |
4. |
Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонетико-фонематических представлений |
Навыков соотносительного анализа. Навыков группировки и классификации. Умение работать по словесной и письменной инструкции. Умение планировать деятельность. |
5. |
Развитие словесно-логического мышления. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. |
Релаксационные
упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям. |
VII. Перечень основных и вспомогательных подходов, методов обучения и воспитания:
В процессе обучения используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Уделяется большое внимание организации самостоятельной деятельности обучающейся (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная). На уроках применяются здоровьесберегающие технологии (физминутки, релаксация, гимнастика для глаз).
·
Формирование
убеждений, понятий суждений, предъявление обучающемуся мира через:
- показ, пример - наглядно-практические формы;
- сообщение, беседа, разъяснение, внушение - словесные формы.
·
Формирование
оценки и самооценки, стимулирование через:
- поощрение и наказание - практические и словесные формы;
- соревнование, субьективно-прагматический метод - практические
формы.
· Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности.
· Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.
· Творческое соревнование, конкурс, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему.
Прогноз: вышеуказанные приемы, формы, методы работы помогают достичь запланированных результатов.
VIII . Перечень основных технических средств и дидактических материалов (в том числе индивидуальные средства реабилитации), необходимых для реализации СИПР:
Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
В соответствии с особыми образовательными потребностями обучающейся
специально подобран учебный и дидактический материал, позволяющий эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.
Представленные в перечне виды технических средств обучения дают возможность учителю составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития ребёнка и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя. По всем учебным предметам используются: классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок; мультимедийный проектор, интерактивная доска; СД-диски;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Речь и альтернативная коммуникация:
- печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
- печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
- комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв);
- опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями) наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения.
Математические представления:
- Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); цветные счетные палочки, конструктор "Лего", счетный материал; настольный калькулятор, линейка.
- дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; аудио- и видеозаписи, отражающие основные темы курса математики.
Окружающий природный мир:
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: "Времена года", "Деревья", "Птицы", "Древесина", "Воздух"
"Рыбы", "Насекомые", "Ягоды", "Грибы", "Садовые цветочно-декоративные растения", "Дикорастущие цветочно-декоративные растения", "Комнатные растения", "Календарь", "Погода, "Объекты и явления природы".
Окружающий социальный мир:
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: "Праздники", "Человек», "Огонь", "Мальчики и девочки",
"Средства гигиены", "Одежда и обувь", "Дом и двор", "Транспорт", "Посуда", "Бытовая техника", "Город».
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы;
Предметно-практические действия:
-Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями, детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка);
Музыка и движение:
-Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр, аудиозаписи.
-Магнитофон, компьютер, проектор, видеоматериал.
Адаптивная физкультура:
- учебно - практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование; спортивные тренажеры;
- модули: набивные мячи, гантели;
-гимнастическое оборудование; скакалки, обручи, ленты;
- баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи; сетки, флажки, кегли; тренажерное оборудование.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.