"Специальная индивидуальная программа развития. Структура СИПР".
Оценка 5

"Специальная индивидуальная программа развития. Структура СИПР".

Оценка 5
docx
19.11.2023
"Специальная индивидуальная программа развития. Структура СИПР".
СИПР. Структура СИПР..docx

Структура документа.

 

1 . Общие сведения о ребенке; 

2. Характеристика ребенка; 

3. Учебный план;

4. Содержание  специальной   индивидуальной  программы   развития и реабилитации

5. Специалисты, участвующие в реализации программы; 

6.  Возможные подходы, методы  педагогической работы. 

7. Сотрудничество  с семьей.

8. Перечень  основных и вспомогательных  подходов, методов  обучения и воспитания;

9. Перечень  основных  технических средств и дидактических материалов;

10. Приложения. 

 

 

 Ребенок  обучается по специальной  индивидуальной программе развития и реабилитации на основании:

  • «Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;
  • Конвенция о правах ребенка 15.09.1990.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850);
  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденный приказом  Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
  • Федеральный закон  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации о 24.11.1995 № 181-ФЗ ( ред. От 28.04, 2023г.)

 

1.Общие сведения. 

 

Персональные данные  о ребенке и его родителях: 

 

Заключение ЦПМПК: 

 

2. Характеристика обучающейся

 

Физическое развитие: масса тела имеет незначительное отклонение от возрастной нормы, группа здоровья  V, занятия в подготовительной физкультурной группе.  

Двигательная сфера: прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий (в статическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д.). Недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук. Отмечаются недостатки произвольных движений. 

 

Бытовые навыки: Владеет элементарными навыками самообслуживания и выполняет несложные бытовые действия. Способна контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену (принимать пищу, пережевывая и не проливая, пользоваться носовым платком, туалетной бумагой, чистить зубы и т.д.), а также одеться, сложить одежду. 

 

Социальный опыт: Трудности в установлении временных отношений (времена года, дни недели, части суток), определении времени по часам, последовательности событий. Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении. 

 

Способность к общению: Способна самостоятельно устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми на вербальном уровне. Может некоторое время поддерживать контакт с взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию. 

 

Способность к деятельности: Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается. 

Способна к подражанию и совместным действиям с взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляет. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно. 

 

Сформированность высших психических функций

-восприятие. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослых. Дифференцировка зрительных, слуховых сигналов, тактильных и обонятельных раздражителей возможна только с помощью взрослого. Нет словесного обозначения основных признаков предметов. При группировке предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая и направляющая помощь .

 

-память. На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Самостоятельно использовать приемы запоминания не может, необходима помощь взрослого. 

 

-мышление. Для мышления  в большей степени свойственно отсутствие  смысловых связей, трудность их установления, инертность, затрудненность обобщений. 

 

-речь. Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения. Преобладание пассивного словаря. Активный словарь беден. Трудности в построении фразы. 

Речь может служить средством коммуникации, побуждения к действию. 

 

 

Ознакомлены:

Родители ( законные представители):__________________

 

3. Учебный план.

Предметные области 

Учебные предметы 

Кол-во часов в неделю 

I. Обязательная часть 

1. Язык и речевая практика 

1.1 Речь и альтернативная коммуникация 

4

2. Математика 

2.1 Математические представления 

3.Окружающий мир 

3.1 Окружающий природный  мир 

3.2 Человек

2

3.3 Домоводство 

6

3.4. Окружающий социальный мир 

4

4. Искусство  

4.1 Музыка и движение 

5. Физическая культура 

5.1 Адаптивная физкультура 

6.Технологии

6.1 Профильный труд

4

Итого 

28

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дн. учебной неделе) 

28

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений 

Коррекционные курсы 

 

1. Сенсорное развитие 

1

2. Предметно-практические действия 

2

3. Двигательное развитие 

1

4. Альтернативная коммуникация 

Итого коррекционные курсы 

6

III. Внеурочная деятельность

 

 

«Подвижные игры»(спортивно-оздоровительное направление)

1

 

«Азбука финансовой грамотности» (социальное направление)

1

 

«Мир профессий»(социальное  направление»

1

 

«Разговоры о важном»(нравственное направление)

1

 

«Кулиска» (общекультурное направление)

1

 

«Арт – терапия»(социальное направление»

1

Итого

 

6

Всего часов

 

40

 

4. Содержание  специальной   индивидуальной  программы   развития и реабилитации.

 

Содержание  специальной   индивидуальной  программы   развития и реабилитации, календарно-тематическое планирование по предметам   разработаны и утверждены на заседании Педагогического совета  по следующим предметным областям: 

 

Предметные области 

Учебные предметы 

I. Обязательная часть 

1. Язык и речевая практика 

1.1 Речь и альтернативная коммуникация 

 

2. Математика 

2.1 Математические представления 

 

3.Окружающий мир 

3.1  Окружающий природный  мир 

3.2 Человек

 

3.3 Домоводство 

 

3.4. Окружающий социальный мир 

 

4. Искусство  

4.1 Музыка и движение 

 

5. Физическая культура 

6. Технологии                                                             

5.1 Адаптивная физкультура 

6.1 Профильный труд

 

 

 

 

 

 

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений 

Коррекционные курсы 

 

1. Сенсорное развитие 

 

2. Предметно-практические действия 

 

3. Двигательное развитие 

 

4. Альтернативная коммуникация 

 

  III. Внеурочная деятельность

1. «Подвижные игры»(спортивно-оздоровительное направление)

2. «Азбука финансовой грамотности» (социальное направление)

3. «Арт-терапия» ( социальное направление»

4. «Разговоры о важном»(нравственное направление)

5.»Кулиска»(общекультурное направление)

6. «Мир профессий»(социальное напрвыление)

 

V.Специалисты, участвующие в  реализации СИПР 

 

Ф.И.О, должность специалиста 

Функции специалиста 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·                      

 

·                      

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Возможные подходы, методы  педагогической работы. 

 

Для реализации особых образовательных потребностей обучающейся СИПР предполагает возможность реализации компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые обеспечивают потребность в построении "обходных путей", использование специфических методов и средств обучения, в более дифференцированном, "пошаговом" обучении.                                                 

1. Компетентностный подход предполагает формирование ключевых компетенций:  

·                     Учебно-познавательная. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 

·                     Социальная. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.). Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. 

·                     Коммуникативная. Знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе; формирование уважительного отношения к окружающим. 

·                     Ценностно-смысловая. Способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 

·                     Личностного самоопределения. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».  

 

2. В осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью  является помощь обучающейся в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации девочки к окружающей среде. 

 Модель личностно-ориентированного подхода: 

·                     разноуровневый подход; 

·                     дифференцированный подход; 

·                     индивидуальный подход; 

·                     субъектно-личностный. 

3. Деятельностный подход к обучению обучающейся предполагает: 

·                     наличие  познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);  

·                     выполнение  определённых действий для приобретения недостающих знаний; 

·                     выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания. 

 

Основные направления коррекционной работы: 

 

 

Коррекционная направленность на уроках 

1.                     

Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития. Развитие мелкой моторики кисти и пальце рук. 

Развитие навыков каллиграфии. 

2.                     

Коррекция отдельных сторон психической деятельности 

Развитие артикуляционной моторики 

3.                     

Развитие зрительной памяти и внимания 

Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие пространственных представлений. 

4.                     

Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонетико-фонематических представлений 

Навыков соотносительного анализа. Навыков группировки и классификации. Умение работать по словесной и письменной инструкции. Умение планировать деятельность. 

5.                     

Развитие словесно-логического мышления. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.  

Релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям.    
 

 

VII. Перечень  основных и вспомогательных  подходов, методов  обучения и воспитания: 

 

В процессе обучения  используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Уделяется большое внимание организации самостоятельной деятельности обучающейся (индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная). На уроках применяются здоровьесберегающие  технологии (физминутки, релаксация, гимнастика для глаз). 

·                     Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление обучающемуся  мира через: 
- показ, пример - наглядно-практические формы; 
- сообщение, беседа, разъяснение, внушение - словесные формы. 

·                     Формирование оценки и самооценки, стимулирование через: 
- поощрение и наказание - практические и словесные формы; 
- соревнование, субьективно-прагматический метод - практические формы. 

·                     Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности. 

·                     Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д. 

·                     Творческое соревнование, конкурс,  напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему. 

Прогноз: вышеуказанные приемы, формы, методы работы помогают достичь запланированных  результатов. 

 

VIII . Перечень  основных  технических средств и дидактических материалов (в том числе индивидуальные  средства реабилитации), необходимых для  реализации  СИПР: 

    Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. 

      В соответствии с особыми образовательными потребностями обучающейся 

специально подобран учебный и дидактический материал, позволяющий эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям. 

Представленные в перечне виды технических средств обучения дают возможность учителю составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития ребёнка и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход  в обучении, использовать творческий потенциал учителя. По всем учебным предметам используются: классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок; мультимедийный проектор, интерактивная доска; СД-диски; 

мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 

 

Речь и альтернативная коммуникация:  

- печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; 

- печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; 

- комплекты для обучения грамоте   (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); 

- опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу); дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями) наборы  ролевых  игр,  игрушек  по  отдельным  темам;  детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения.

 

Математические представления

- Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник);  цветные счетные палочки, конструктор "Лего", счетный материал; настольный калькулятор,  линейка.

- дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; аудио- и видеозаписи, отражающие основные темы курса математики. 

 

Окружающий природный мир:  

Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: "Времена года", "Деревья", "Птицы", "Древесина",  "Воздух"

"Рыбы", "Насекомые", "Ягоды", "Грибы", "Садовые цветочно-декоративные растения", "Дикорастущие цветочно-декоративные растения", "Комнатные растения", "Календарь", "Погода, "Объекты и явления природы".

 

Окружающий социальный мир:  

- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам:  "Праздники", "Человек»,  "Огонь", "Мальчики и девочки",

"Средства гигиены", "Одежда и обувь", "Дом и двор",  "Транспорт", "Посуда", "Бытовая техника", "Город».

 

- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели, продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; 

- альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми темами учебной программы; 

 

Предметно-практические действия:

-Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями,  детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка);

 

Музыка и движение:  

-Музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас, румба), музыкальный центр, аудиозаписи.

-Магнитофон, компьютер, проектор, видеоматериал.

 

Адаптивная физкультура:  

-  учебно - практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование; спортивные тренажеры; 

- модули:  набивные  мячи,  гантели; 

-гимнастическое  оборудование; скакалки, обручи, ленты;  

- баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи; сетки, флажки, кегли; тренажерное оборудование. 

 

 

 


 

Структура документа. 1 . Общие сведения о ребенке; 2

Структура документа. 1 . Общие сведения о ребенке; 2

Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения

Понимание обращенной речи ограничено понятиями ближайшего окружения

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития

Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития

Предметно-практические действия: -Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями, детская…

Предметно-практические действия: -Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями, детская…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023