Специальная индивидуальная программа развития

  • Документация
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР.Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР.
Иконка файла материала СИПР.docx
Специальная индивидуальная программа развития Пояснительная записка     Специальная   индивидуальная   программа   развития   (СИПР)   разработана   на   основе  адаптированной   основной   общеобразовательной программы  образования   обучающихся   с   умеренной,   тяжелой   и   глубокой   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР. Нормативные документы: ­ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273­ФЗ (редакция 2016г); ­ Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850; ­   САНПИН   2.4.2.3286­15   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к     условиям   и   организации   обучения   и   воспитания   в   организациях, осуществляющих   образовательную   деятельность   по   Адаптированным   основным   общеобразовательным   программам   для   обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26. 1.Индивидуальные сведения о ребенке. ФИО ребенка: Уколов Никита Алексеевич Возраст ребенка: 8 лет(02.07.2009г.) Место жительства: с. Думчево, ул. Заречная, 2 Мать: Нижанковская Олеся Егоровна Отец: Уколов Алексей Павлович Год обучения в Думчевская СОШ, филиал МКОУ Шатуновской СОШ: 2017­2018уч.г. Ступень обучения: 2 Группа ( особые потребности): надомное обучение (8 вид, 2 вариант)                  №п/п 1 2 3 4 Индивидуальные сведения о ребенк Структура СИПР Психолого­педагогическая характеристика на начало  и на конец учебного года Индивидуальный учебный план   2.Структура СИПР Содержание  Стр.Условия реализации потребности в уходе и присмотре Содержание образования: Базовые учбные действия Содержаание учебных предметов и коррекционных курсов Нравственное развитие 5 6 6.1 6.2 6.3 6.4 Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 6.5 6.6 6.7 6.8 6.9 Внеурочная деятельность Специалисты, участвующие в реализации СИПР;  Программа сотрудничества с семьей Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов Средства мониторинга и оценки динамики обучения 3.Психолого­педагогическая характеристика на начало  и на конец учебного года Уколов Никита – проживает по адресу с. Думчево, ул. Заречная,2,  русский, 02.07..2009 года рождения, группа здоровья – подготовительная.   Во втором классе обучается   в Думчевская СОШ, филиал МКОУ Шатуновской СОШ с 01.09.2016г.  Поступил в образовательное учреждение на основании заявления родителей. Образовательный процесс осуществляется по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида(2 вариант). Режим учебного процесса обычный. Уколов   Никита   программу  VIIIвида   (2   вариант)   за   2   класса   усваивает   с   трудом.   Познавательные   процессы   сформированы   на   крайне   низком   уровне. Определяется качественно низкий уровень развития способностей вербального и интуитивно­практического мышления. Наблюдается пассивность и стереотипность мыслительной   деятельности,   преобладает   наглядно–действенный   вид   мышления,   выявлена   несформированность   мыслительных   операций   (анализа,   синтеза, сравнения,   обобщения,   классификации,   абстрагирования).   Память   механическая,   кратковременная,   объем   памяти   значительно   снижен.   Процесс   заучивания непродуктивный и нединамичный. Никите  очень тяжело сосредоточиться на уроке, внимание крайне неустойчивое, легко отвлекаемое, концентрация внимания низкая, объём внимания  значительно снижен. Отмечается нарушение пространственного и конструктивного праксиса: очень плохо ориентируется в схеме собственного тела, не  сформирована ориентировка в схеме противоположного тела, очень плохо ориентируется в пространстве и на листе бумаги. Пространственно­временные  представления не сформированы. Имеют место нарушения общей и мелкой моторики. Графомоторные навыки сформированы плохо. Наблюдается выраженная  двигательная неловкость, неуклюжая манера держаться, медлительность. Стереотипии в поведении в виде раскачивания, однообразных поворотов головой,  подпрыгивания, ходьбы на цыпочках, сосание пальца. Уровень социально­бытовых знаний и представлений об окружающем мире определяется, как крайне низкий. Словарный запас беден. Экспрессивная речь представлена на крайне низком уровне развития. Грубое недоразвитие фонетико­фонематических процессов. Темп  речи ослабленный, аритмия. Наблюдается бессвязность в речи, неспособность к диалогу. Голос тихий. Речь монотонная, вялая, невыразительная. Речевой контакт  затруднён. Понимание обращённой речи ограничено и требует от педагога упрощённой инструкции, конкретных вопросов и многократного повторения. Навыки  словоизменения и словообразования не развиты. В устной и письменной речи наблюдаются грубые и стойкие аграмматизмы. Связная речь находится на очень  низком уровне развития. Уколов Никита  проявляет слабый интерес к учёбе. Школьная мотивация отсутствует. На уроках занимается посторонними делами. Часто встаёт со своего  места, ползает под партами, может ударить без причины, часто мотает головой и мычит. На замечания мальчик не реагирует.Игровая деятельность сформирована недостаточно. Самостоятельно играть не может. Быстро теряет интерес к игре. Культурно­гигиенические навыки не развиты. Навыки самообслуживания в стадии формирования. Эмоционально­волевая сфера нарушена, часто бывает неуправляемой, наблюдается эмоциональная  лабильность (начинает плакать, затем громко смеяться,  громко разговаривает с воображаемыми людьми). Не может самостоятельно выполнять самые элементарные задания. Любые минимальные помехи выбивают её из  учебного настроя. У Никиты  нет внутренних глубоких эмоциональных контактов с окружающими детьми и взрослыми. Ни с кем из детей не дружит, привязанности ни к кому нет. Любит находиться один . Затруднения, возникающие при усвоении учебного материала, связаны с очень низким уровнем развития когнитивных функций. Мальчик постоянно нуждается в  стимулировании. Не усвоены знания, умения и навыки по следующим предметам: Математические представления Не усвоено: больше – меньше, выше ­ниже, широкий ­узкий. Чтение и письмо: Не усвоено: название некоторых предметов своего ближайшего окружения; названия времён года, месяцев, дней недели; названия многих предметов, явлений,  действий, признаков предметов по многим лексическим темам . Имеют место дисграфия , дислексия. Не научилась: составлять простые предложения по несложной ситуативной картинке; правильно произносить сонорные, свистящие звуки и аффрикаты;  выделять первый и последний звук в слове, слышать заданный звук; пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть простейшим орнаментальным  рисованием в тетради, самостоятельно соблюдать строчки, интервал между графическими изображениями в строке, соотносить печатные буквы с письменными.  Слогослияние затруднено. 4.Индивидуальный учебный план  №п/п Предмет, курс Групповые занятия Индивидуальные занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация Математические представления Коррекционно­развивающие занятия Окружающий природный мир Человек  Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптированная физкультура Внеурочная деятельность 1 1 1 2 2 1 1 1 День недели понедельник 8.45­9.25 9.30­10.10 10.15­11.00 11.10­11­40 Прием пищи,  Гигиенические  11.45­12.25 12.30­13.00 13.10­13.40 14.00­14.45 5.Условия реализации потребности в уходе и присмотресреда пятница процедуры(уход) Прием пищи,  Гигиенические  процедуры(уход) Прием пищи,  Гигиенические  процедуры(уход) Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: бумажные полотенца, салфетки, мыло. 6.Содержание образования:  6.1.Базовые учебные действия Содержание  I полугодие II полугодие Выполнение задания:  в течении определенного периода от начала до конца Переход от одного задания(операция, действие) к другому в соответствии с  расписанием занятий, алгоритмом действий и т.д. Последовательное выполнение нескольких заданий Сигнализирование учителю об окончании задания Выполнение действий по сигналу 6.2.Содержаание учебных предметов и коррекционных курсов Содержание  I полугодие II полугодие Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация Коммуникация ­приветствие собеседника предложением «Здравствуйте, Ольга Андреевна» ­выражение своих желаний: словом и предложением ­выражение благодарности словом «спасибо» ­ответы на вопросы: словом или предложением ­ прощание с собеседником предложением: «До свидания, Ольга Андреевна»Развитие речи средствами вербальной коммуникацией Импрессивная речь ­понимание слов, обозначающие предмет по темам: ягоды, грибы, птицы,  насекомые, посуда продукты. Электроприборы, транспорт и т.д. ­ понимание обобщающих понятий: лесные ягоды садовая ягода Грибы плодовые деревья Лиственные деревья Хвойные деревья Кустарники Зимующие птицы Перелетные птицы Водоплавающие птицы Насекомые Продукты Электроприборы Транспорт  ­ понимания слов, обозначающих движение Пишет  Читает Моет Рисует Плавает Летает РастетСтирает Убирает Моет Заходит Убегает ­ понимание слов, обозначающих признак предмета Красный  Чистый Пестрый Съедобный Быстрый Вкусный Кислый Пассажирский ­ понимание слов. Обозначающих признак действия Быстро Здесь Вправо Налево Вверху Внизу ­ понимание слов, обозначающий предмет, но не указывает его Мой  Его Она  Ее Их ­ понимание предлогв На  ВМатематические представления За Около Между Около  ­ понимание простых распространенных предложений ­ понимание сложных предложений с союзами: и, а, если ­ понимание текстов Чтение и письмо ­ печать букв по образцу Количественные представления ­ состав числа из двух слагаемых 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Пространственные представления Близко(около. Рядом, здесь) Далеко Сверху (вверху) Снизу(внизу) Вправо Влево  Напротив В серединеВ центре Временные представления Вчера Сегодня Завтра На следующий день  Послезавтра Давно Недавно ­ различение времен года ­ различение времен года ­ значение последовательности месяцев Представление о форме: ­ обводка геометрических фигур По шаблону Трафарету ­ построение геометрических фигур по точкам Отрезок Прямая Ломанная линия Квадрат Треугольник Круг Многоугольник Проблемы поведения Коррекция самоагрессии: бьется  головой о поверхности и предметы Коррекция неадекватного крика и  плача Коррекция эмоционально  аффективных стереотипий Коррекционно­развивающие занятия Способы и методы коррекции I полугодие II полугодие Избегание неприятного.  Проблемное поведение прерываю, переключаю на другое поведение, на то , что  его может заинтересовать. Избегание неприятного(внутренний дискомфорт) Тайм­аут(переход в другое помещение). Переключение ребенка на другую  деятельность интересную для ребенка.  Аутостимуляция.  Крики ребенка заменяю прослушиванием музыки.Коррекция двигательных(прыжки,  бег), сенсорно­ двигательных(повороты вокруг  своей оси, трогает уши руками,  закручивает предметы вокруг своего лица) Аутостимуляция.  Переключение. Стереотипию прерываю и заменяю другой, не вызывающую агрессию  деятельность(сортировка предметов, пазлыи т.д.). 6.3.Нравственное развитие  Содержание Результаты наблюдений 1 полугодие 2 полугодие Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;  осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. Доброжелательное отношение к окружающим; умение   устанавливать   контакт,   общаться   и   взаимодействовать   с   детьми   и   взрослыми   с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). Умение выражать свои желания, делая выбор; умение   принимать   на   себя   посильную   ответственность   и   понимать   результаты   своих действий; умение   предвидеть   последствия   своих   действий,   понимать   насколько   его   действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей;  контроль своих эмоций и поведения. Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.    Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт; общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми; доверительное  отношение  и желание взаимодействовать со взрослыми(во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и т.д.); умения варажать свои  желания и делать выбор. 6.4. Формирование экологической культуры,  здорового  и безопасного образа жизни. Содержание Результаты наблюдений1 полугодие 2 полугодие Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. Осознанное   отношение  к  собственному   здоровью  на  основе  соблюдения   правил  гигиены, здоровьесбережения, режима дня. Знание правил здорового питания. Негативное   отношение   к   факторам,   нарушающим   здоровье:   сниженная   двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания.   Готовность   безбоязненно   обращаться   к   врачу   по   любым   вопросам,   связанным   с особенностями состояния здоровья.     Умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях (доступными средствами  обратиться за помощью, привлечь к себе внимание). Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным состоянием здоровья. 6.5. Внеурочная деятельность Названия мероприятия Планируемая деятельность ребенка в мероприятии День знаний Присутствие ребенка на мероприятии Новогодний праздник Веселые старты Музыкальная шкатулка Прогулка на улице Подготовка к празднику, разучивание песен, танцев. Участие на празднике Участие в спортивных стартах Участие на занятиях по музыке.  Игры с мячом, экскурсии в лес, сельскую библиотеку Рыцарский турнир Подготовка к празднику – 23 февраля. 8 Марта День победы Подготовка к празднику Никита присутствовал на торжественной линейки и на митинге Последний учебный день.  Присутствовал на линейке, принимал участие в праздничном концерте и чаепитии Прощание с начальной школой Участие ребенка в мероприятии Никита присутствовал на линейки, принимал участие наа мероприятии в классе Никита участвовал в празднике, пел песни, танцевал, участвовал в конкурсах. Мальчик участвовал в эстафетах. Никита исполняет песни, танцует. Никита участвовал в празднике. Мальчик участвовал на празднике Никита принимал участие в торжественной линейке и на митинге. Мальчик участвовал в празднике и чаепитии6.6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР Классный руководитель, учителя класса, учитель музыки, учитель физической культуры. 6.7. Программа сотрудничества с семьей задачи Повышение осведомленности родителей об особенностях  развития и специфических образовательных процессах  ребенка Обеспечение участия родителей в разработке и реализации  СИПР, единство требований к обучающемуся в семье и в  образовательном учреждении Организация регулярного обмена информацией о ребенке,  о ходе реализации СИПР и его результатах Организация участия родителей во внеурочной  деятельности мероприятия Отчет о проведении Индивидуальные консультации для родителей( по запросу  родителей) ­ участие в разработке СИПР; ­посещение родителями уроков/мероприятий; ­домашнее визитирование; ­ консультирование ­информирование электронными средствами; ­личные встречи, беседы; ­ежедневный просмотр дневника ребенка. ­ привлечение родителей к планированию и участию внеурочных  мероприятий 6.8. Перечень необходимых технических средств  и дидактических материалов Предметы для нанизования на стержень, нить(кольца, шары, бусы),звучащие предметы дляя встряхивания. Предметы дляя сжимания(мячи различных  размеров), игрушки различных размеров, резиновые игрушки, конструкторы, юла, коробка с крышкой и т.д.   Игрушки ссо световыми и звуковыми эффектами, образцы материалов, наборы аромобааночек, спластилин, краски, крупы.   Гимнастические мячи(большие и маленькие), мат, кегли, батут, подвесная качеля.   Музыкальные инструменты(бубен, барабан), музыкальные игрушки, аудиозаписи. 6.9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения Текущая  аттестация   обучающихся   включает   в   себя   полугодовое   оценивание   результатов   освоения   СИПР,   разработанной   на   основе   АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. Уровни усвоения(выполнения) действий/операций1. Пассивное участие/соучастие ­ действие выполняется взрослыми(ребенок позволяет делать вместе с ним) 2. Активное участие. Действие выполняется ребенком. ­ со значительной помощью взрослых ­ с частичной помощью взрослого ­ по последовательной инструкции(изображения или вербально) ­ по подражанию или по образцу ­ самостоятельно с ошибками ­ самостоятельно Сформированность представлений 1. Представление отсутствует 2. Не выявить наличие представлений 3. Представления на уровне: ­ использование по прямой подсказке ­ использование с косвенной подсказкой ­ самостоятельное использование Цели и задачи Доступные способы деятельности Возможные (ожидаемые) результаты Диагностика т е м д е р П и   ь ч е Р с е ч и т а м е т а м н е л в а т с д е р п в и т а н р е т ь л а а к и т к а р п   я а н   е и к я и  подготовка к овладению  коммуникативными и речевыми навыками  формирование элементарных  математических представлений и умений  и применение их в повседневной жизни Рассматривание картинок. Повторение за учителем. Обведение  образца «рука в руку». Раскрашивание «рука в руку» Манипуляции с пирамидками,  кубиками, шариками и т. д. Понимание обращенной речи,понимание  смысла рисунков, фотографий. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. Приложения Список литературы для учителя1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и  множественными нарушениями развития – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.  2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно­методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой ­ М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная  педагогика).   3. Коррекционно­педагогическая работа в домах – интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов / Под ред. Лисовской Т.В. – Минск: Национальный институт образования, 2008. 4. Методика учебно­воспитательной работы в центре коррекционно­развивающего обучения и реабилитации: Учеб.­ метод. пособие/ М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. ред.С.Е. Гайдукевич. – Мн.: БГПУ, 2009. 5. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А. Головчиц: учебное пособие.­ М., Логомаг, 2015. – 266 с. 6. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С.  Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с. Классный руководитель                                                                                                                               ________________/О.А. Назарова/ Учителя                                                                                                                                                          ________________/О.А.Назарова/                                                                                                                                                                        _______________/С.В.Дорошенко/ Родители                                                                                                                                                     ______________/О.Е.Нижанковская/                                                                                                                                                                                 _______________/А.П.Уколов/