Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ
Оценка 4.9

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
дефектология
1 кл
21.01.2018
Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ
Предлагается разработанный образец специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося 1 класса с умереннной и выраженной умственной отсталостью. Программа разработана с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, может служить отправной точкой для других педагогов, которые столкнулись с проблемой создания СИПР.
СИПР ОВЗ-1.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»                                                    Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ №11» ____________Т.А. Демидова Приказ №_______ от _____________ дата и № протокола ПМПк протокол № ___ от ______________ Согласовано:  _______________________ _______________ Ф.И.О. родителя (законного представителя) Председатель ПМПк ______________ /Соловей О.М./ Специальная индивидуальная программа развития (данная программа направлена на формирование у обучающегося общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни) ФИО обучающегося:  Исаева Ольга Владимировна Год обучения в МБОУ «СОШ №11»: 1­ый год обучения Ступень обучения: 2 Группа: особые образовательные потребности Срок реализации:1 год СИПРсоставлена   на   основе:    «Адаптированной   образовательной   программы   для детей с ОВЗ (вариант Д)». ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 1. Индивидуальные сведения о ребенке Фамилия, имя, отчество обучающегося: Исаева Ольга Владимировна Дата рождения 06.04.2009                  Возраст  7 лет                   ОУ   МБОУ «СОШ №11»                    класс 4К Фактический адрес: м­он Китой, ул. Партизанская, д. 46, кв. 11. Адрес (месторегистрации): г. Ангарск, кв­л Б, д. 13, кв. 4/70. Домашний телефон:                            Сотовый телефон: 8­983­443­94­92 ФИО родителей (законных представителей): Мама: Исаева Екатерина Алексеевна Папа: Исаев Владимир Викторович Сотовый телефон: 8­983­443­94­92 ФГОС СИПР Страница 2 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 2. Структура СИПР Стр. Содержание 1. Индивидуальные сведения о ребенке……………………………………………… 2 2. Структура СИПР…………………………………………………………………….. 3 3. Психолого­педагогическая характеристика ………………………………………. 4 4. Индивидуальный учебный план……………………………………………………. 5 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре………………………….. 5 6. Содержание образования…………………………………………………………… 6 6.1. Базовые учебные действия…………………………………………………………     6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов…………………….     6.3. Нравственное развитие……………………………………………………………         6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа  жизни…………………………………………………………………………………… 6.5. Внеурочная деятельность………………………………………………………… 8 7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР………………………………… 11 8. Программа сотрудничества с семьей………………………………………………. 11 9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов……. 13 10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения…………………………… 13 ФГОС СИПР Страница 3 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 3. Психолого­педагогическая характеристика на начало 2016­2017 учебного года Семья полная, состоит из 5 человек, проживает в 2­комнатной благоустроенной квартире. Мама – Исаева Екатерина Алексеевна, не работает по уходу за ребенком­инвалидом, занимается   детьми. Отец   –Исаев   Владимир   Викторович,   работает   электромонтером   на   Ангарском   мясокомбинате. Старший брат – Исаев Егор учится в МБОУ «СОШ №11» в 3­ем классе, младшая сестренка Оли Исаева   Татьяна   Владимировна   посещает   детсад   МБОУ   «СОШ   №11».   Родители   заботливо   и доброжелательно относятся к дочери, заинтересованы в успешном развитии ребенка. По   заключению   ПМПК   у   Оли   F71­   72,   умеренная,   выраженная   умственная   отсталость. Познавательная деятельность снижена. Является ребенком с ОВЗ. Основные двигательные навыки сформированы. Девочка очень подвижная. Координация движений в норме. Предположительно, состояние слуха соответствует норме, но на окрик не реагирует с первого раза,   требуется   повторение.   При   разговоре   взгляд   не   целеустремленный..   Нарушено   зрительное восприятие: не различает изображения. Девочке нравятся сенсорные игры (тактильные ощущения), не привлекают предметы, издающие звук. В   течение   первых   двух   недель   учебного   года   девочка   находилась   в   возбужденном   состоянии (чрезмерная   двигательная   активность):   Большую   часть учебного   времени   ребенок   спокоен,   но результат деятельности –незначительный. Оля иногда реагирует на запрет, при этом самоагрессия не наблюдается. Знакомые задания делает самостоятельно, но старается избежать выполнения новых заданий.         Оля понимает обращенную речь на бытовом уровне. Не всегда реагирует на свое имя. Понимает простые речевые инструкции ("Встань", "Сядь", "Сними сандалии", "Подними", "Собери", "Включи свет"),   но   не   всегда   их   выполняет.   Знает   названия   некоторых   предметов,   но   предметы   с   их изображениями и изображения с названиями не соотносит. Речь невнятная, спервого раза очень трудно понять, что необходимо Оле. Девочка   проявляет интерес к совместной деятельности с детьми, но предпочитает наблюдать за действиями и игрой детей или играть сама с собой. Инициатором общения выступает только при необходимости получить помощь взрослого (берет за руку и ведет, направляет руку взрослого в сторону желаемого предмета). Оля не всегда реагирует на изменение интонации голоса и на запрет. Неадекватная реакция на громкие звуки­ может заплакать, убегает, закрывает уши ладонями рук. В   целом   игровая   деятельность   не   сформирована,   однако   ребенок   выполняет   отдельные   игровые действия с куклой, карандашами, мелкими игрушками. Делает попытки играть в паре с учителем. Есть предметная игра с мячом, переходящая в специфические манипуляции. Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии (сидит   на   стуле   непродолжительное   время,   даже   во   время   приема   пищи),   редко   смотрит   на говорящего с ним взрослого, действия по подражанию и образцу   выполняет. С трудом принимает физическую помощь.        Оля сортирует предметы по принципу "такой ­ не такой", группирует по цвету, форме и величине с ошибками (ошибки исправляет сама). Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире. ФГОС СИПР Страница 4 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» Навыки   самообслуживания   частично   сформированы.   Оля   сама   ест,   пьет   из   кружки,   пользуется ложкой.   Снимает   и   надевает   отдельные   предметы   одежды.   Трудность   представляет   застегивание молний, пуговиц. Требуется контроль взрослого в разные режимные моменты (прием пищи, туалет, одевание, раздевание). Ребенок относится к 1­ой группе. Требуются постоянный контроль и частичная эпизодическая помощь.  4. Индивидуальный учебный план Сведения об учебной программе (УМК):программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и выраженной   умственной   отсталостью   построена   с   учетом   учебного   плана   рекомендованного   для организации   образовательной   работы   с   данной   категорией   учащихся.При   составлении   программы были   использованы   материалы   «Программы   обучения   глубоко   умственно   отсталых   детей» составленные сотрудниками НИИ дефектологии АПН СССР (М., 1983 года издание) и утвержденные заместителем министра просвещения РСФСР Н.М.Косоножкиным, «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно­методические материалы» под редакцией И.М.Бгажноковой (2007).  Программа   «Обучение   и   воспитание  детей   с   умеренными   и  выраженными     нарушениями умственного   развития   с   1   по   4   классы»  утверждена   на   заседании   кафедры   коррекционно­ развивающего   обучения   ИИПКРО   от   25   мая   2011   (протокол   №5),   составитель:   Т.Б.Баширова, кандидат   педагогических   наук,   доцент   кафедры   коррекционно­развивающего   обучения, С.М.Соколова,   кандидат   педагогических   наук,   доцент   кафедры   коррекционно­развивающего обученияОГОУ ДПО «ИИПКРО», Иркутск, 2011.  Инвариантная часть Учебные предметы Речь и альтернативная коммуникация Федеральный Математические представления Окружающий природный мир Человек Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физкультура Федеральный Федеральный Федеральный Федеральный Федеральный Федеральный Федеральный Коррекционно­развивающая область Федеральный Педагог Волкова В.К. Соловей О.М. Деревягина Н.А. Деревягина Н.А. Деревягина Н.А. Деревягина Н.А. Волкова В.К. Волкова В.К. Соловей О.М. Количество часов 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 Коррекционный блок Направления коррекционной работы педагогов, специалистов сопровождения: 1.   Сенсорное развитие 2. Развитие эмоционально­волевой сферы (профилактика агрессивности) ФГОС СИПР Страница 5 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре Потребность Условия   Ежедневные   гигиенические 1) процедуры Оказание помощи 2) Присмотр при приеме пищи Знакомство с правилами питания 3) Ежедневные прогулки 4)Игры дома и на улице Знакомство   с   окружающим   миром, беседы с     предметами, Манипуляция   правильная в использовании   в   игре   различных предметов и игрушек ориентировка   Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: 1. Носовой платок (салфетки); 2. Расческа; 3. Сменная обувь. ФГОС СИПР Страница 6 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 6. Содержание образования Учитывается потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и  временной и смысловой организации образовательной среды –особое структурирование  образовательного пространства и времени, облегчающее  понимание смысла происходящего, дающего  возможность понимать последовательность и взаимосвязь событий, планировать свои действия. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития Исаевой Ольги Технологии, используемые в обучении ребенка: ­индивидуализация обучения  ­игровые технологии  ­информационно­компьютерные технологии ­создание адаптированной коррекционно­развивающей среды под ребенка  ­«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного  материала Особые образовательные потребности Оли обусловливают необходимость специального подбора  учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и  иллюстративной наглядности). В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы, которые развивают сенсорную  сферу ребенка в рамках программы «Доступная среда» Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения,  закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции  на уроке  краткие, четкие, повторяются 2­3 раза. Используется определенная структура занятия: 1) создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и  проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для  ребёнка). 2) ситуациях (повторение  погоды за окном и др.). 3) Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для   Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных  Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж. ФГОС СИПР Страница 7 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» Повторение изученного, подача нового материала. Двигательная гимнастика. Итог занятия.  4) 5) 6)           В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий. Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития: ­ задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые  звуки, вокализации, звукоподражательные    слова и т.д.) ­ задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма) ­  задания на развитие тактильно ­ осязательного   восприятия  ­ задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий. Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 30  минут, с перерывом 10 – 15 минут. Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год): «выполняет действие самостоятельно» (с),  «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),  «выполняет действие по образцу» (о),  «выполняет действие с частичной физической помощью» (п),  «выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),  «действие не выполняет» (!), «узнает объект» (у),  «не всегда узнает объект» (нву),  «не узнает объект» (н). Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.  Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем  ряд факторов: ­ особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния Оли; ­   в   процессе   предъявления   заданий   используем   все   доступные   обучающемуся   средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные ресурсы) и речевые средства  ­ сопровождающая речь взрослого при выполнении действий. ­   в   процессе   предъявления   и   выполнения   заданий   Оле   оказывается   прямая   и   постоянная помощь со стороны педагога.   ­   при   оценке   результативности   достижений   учитываем   уровень   выполнения   и   степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым) . На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося. ФГОС СИПР Страница 8 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 6.1. Базовые учебные действия В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения оценивается только строго  индивидуально с учетом особенностей психо­физического развития и особых образовательных  1. Формирование базовых учебных действий              Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному  взаимодействию в группе обучающихся Формирование учебного поведения: направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание  выполнение инструкций педагога: (например: дай, встань, сядь, посмотри и др.) использование по  назначению учебных материалов выполнение действия: ­ по образцу ­ подражанию ­ по инструкции.              Язык и речевая практика Общение  Овладение 1) доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными     коммуникации экспрессивной 2) Умение пользоваться доступными в средствами практике и импрессивной   речевой   деятельности для   решения   соответствующих возрасту житейских задач       ­ способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков,  фотографий.  Потребность в коммуникации: ­умение вступать в контакт, поддерживать и завершать  его, используя невербальные и вербальные средства,  соблюдая общепринятые правила общения.  ­ умение использовать средства альтернативной  коммуникации в процессе общения. ­ использование предметов для выражения потребностей  путем указания на них жестом, взглядом; ­ использование доступных жестов для передачи  ФГОС СИПР Страница 9 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» сообщений;  использование индивидуальными коммуникативными  тетрадями, карточками, таблицами с графическими  изображениями объектов и действий путем указания на  изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;  ­ понимание слов, обозначающих объекты и явления  природы, объекты рукотворного мира и деятельность  человека.  ­ умение использовать усвоенный словарный и фразовый  материал в коммуникативных ситуациях.  3)  Развитие   речи   как   средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Формирование учебного поведения: - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на  задание); - умение выполнять инструкции педагога; - использование по назначению учебных материалов; - умение выполнять действия по образцу и по  подражанию. Формирование умения выполнять задание: - в течение определенного периода времени, - от начала до конца, ­ с заданными качественными параметрами. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Связи БУД  с содержанием учебных предметов Класс  Группа БУД   Перечень учебных действий  Образовательная   1              действий Личностные  учебные действия             Осознание себя как ученика, заинтересованного  посещением школы,  обучением, занятиями, как  члена семьи,  друга;    способность к осмыслению  социального окружения,  своего места в нем,  принятие соответствующих  возрасту ценностей и  социальных  ролей;  положительное отношение к  окружающей  действительности,  область  Язык  и речевая  практика  Математика  Язык  и речевая  практика  Технология  Язык  и речевая  практика  Учебный  предмет  Письмо Чтение  Развитие речи Математика  Письмо Чтение  Развитие речи Трудовое  обучение  (Ручной труд)  Письмо Чтение  Развитие речи ФГОС СИПР Страница 10 Рисование Пение и музыка  Предметно­ практическая и  конструктивная  деятельность Письмо Чтение  Математика  Предметно­ практическая и  конструктивная  деятельность Письмо Чтение  Развитие речи I  полугодие     II  полугодие                     ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» готовность к организации  взаимодействия с ней и  эстетическому ее  восприятию;     Искусство  Технология  самостоятельность в  выполнении учебных  заданий, поручений,  договоренностей;     Язык  и речевая  практика  Математика  Технология  готовность к безопасному и  бережному поведению в  природе и обществе.     Язык  и речевая  практика  Проблемы поведения Коррекция агрессии,  самоагрессии Коррекция неадекватного  поведения – реакция на  выполнение учебных  требований Коррекция эмоционально­ аффективных стереотипии Коррекция двигательных  (пробежки, прыжки); сенсорно­ двигательных стереотипии  (крутится вокруг своей оси,  трогает уши руками,  закручивает предметы перед  лицом) Коррекция поведенческих проблем Функция поведения. Способы и методы  коррекции Избегание неприятного. Проблемное поведение  прерывают, переключают внимание ребенка на  другие действия (выйти из помещения, пройти  по коридору, умыться), интересную для ребенка деятельность (прыжки на батуте, качание на  качелях), на то, что может его заинтересовать  (шариковый бассейн) Избегание неприятного (внутренний  дискомфорт). Тайм­аут (переход в другое  помещение). Переключение ребенка на  интересную для него деятельность Аутостимуляция. Повторяющиеся эпизоды  крика, которые вызывают аффект у самого  ребенка, заменяют прослушиванием музыки Аутостимуляция. Переключение. Стереотипию  прерывают, предлагают ребенку другую  знакомую, не вызывающую негативизма  деятельность (сортировка предметов,  нанизывание крупных бусин на шнурок с  наконечником, собирание пазлов) ФГОС СИПР Страница 11 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» Содержание 1 полугодие 2 полугодие Формирование базовых учебных действий ­ направленность взгляда: на говорящего взрослого на задание ­ выполнение инструкций педагога:      «Возьми» «Посмотри на меня»  «Покажи» ­ использование по назначению учебных материалов ­ выполнение действия  по подражанию по образцу по инструкции    ­ выполнение задания от начала до конца  Коррекция поведенческих проблем ­ коррекция негативизма ­ коррекция агрессии 6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов Предметные (учебные предметы)   области Цель обучения Описание   возможных   результатов обучения: Язык и речевая практика. Речь   и   альтернативная коммуникация: Формирование коммуникативных   и   речевых навыков   с   использованием средств и альтернативной коммуникации. Развитие понимания   обращенной   речи. Развитие   дыхания,   голосовых вербальной       1)   Овладение   доступными   средствами коммуникации и общения  вербальными и невербальными.  ­   способность   понимать   обращенную речь,   понимать   смысл   доступных жестов   и   графических   изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм ФГОС СИПР Страница 12 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» реакций и речевой активности, интонированного лепета.   начальных Формирование пространственно­временных   представлений   о понятий, размере,   форме,   цвете предметов окружающей среды (на уровне восприятий), умения применять   их   в   повседневной жизни   в   соответствии   с возможностями ребенка.   доступном     ­   умение   пользоваться   средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими)   речь   устройствами (персональными компьютерами и др.).    2) Развитие речи как средства общения в   тесной   связи   с   познанием окружающего   мира,   личным   опытом ребенка.  ­   понимание   слов,   обозначающих объекты   и   явления   природы,   объекты рукотворного   мира   и   деятельность человека.  ­   умение   использовать   усвоенный словарный   и   фразовый   материал   в коммуникативных ситуациях. ­   умение   определить   по   одному   или двум   сенсорным   эталонам;   найти, подать   названный   предмет,   выбрав   из ряда объектов; ­   ориентировка   в   пространстве   и узнавание   объектов   учебной   комнаты, помещения   столовой,   туалетной комнаты; ­   понимание   простых   предлогов   с пространственным   значением   (в,   на, под) Повышение   уровня самостоятельности   и независимости   в   процессе самообслуживания, формирование   представления о   себе   самом   и   ближайшем окружении. ­ представления о собственном теле  ­   распознавание   своих   ощущений   и обогащение сенсорного опыта  ­   соотнесение   себя   со   своим   именем, своим   изображением   на   фотографии, отражением в зеркале  ­ отнесение себя к определенному полу  Математика. Математические представления Окружающий мир. Человек ФГОС СИПР Страница 13 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» ­ умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности  ­   формирование   умений   определять свое   самочувствие   (как   хорошее   или плохое),   локализировать   болезненные ощущения и сообщать о них взрослым  ­ умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук   после   посещения   туалета   и   перед едой)    формировать ­ умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться   с   прямой   помощью взрослого,   навыки самостоятельного   принятия   пищи, умения пить из поильника, проситься в туалет   и   выполнять   гигиенические процедуры  ­   сообщать   с   использование   средств альтернативной   коммуникации   о последовательности режимных моментов.      адекватные   манипуляции   с ­ предметами  ­   по   указанию   взрослого   формировать возможные   адекватные   действия     с учебными предметами ­   представление   о   классной   комнате, столовой,   туалетной   комнаты   и расположенных   в   них     предметах   и объектах ­ формирование навыков приветствия с взрослым Формирование коммуникативных   навыков для социализации в общество, формирование   представлений о человеке и окружающем его социальном   и   предметном   а   также   умения мире, элементарные соблюдать правила в социальной среде.   поведения     Эмоционально­двигательная отзывчивость   на   музыку     и использование приобретенного музыкального опыта в жизни. ­   умение   различать   и     показывать доступные   ребенку   простые   детские музыкальные инструменты ­   умение   воспринимать   эмоционально реагировать на нее   музыку, Окружающий социальный мир Искусство Музыка и движение ФГОС СИПР Страница 14 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11»     Развитие   самостоятельности, заинтересованности к заданиям, предлагаемым создание положительного эмоционального   состояния, игровой обеспечение мотивации детской деятельности.                развитие Формирование прослеживающей   функции глаза,   кожно­ анализатора, мышечного ощущений, тактильных слухового, зрительного восприятия, развитие специфических   манипуляций, формирование   сенсорных эталонов   цвета,   величины, формы.   Развитие   способности фиксировать   взгляд   на   ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.       Повышение двигательной активности   обучающегося   и использованию обучение полученных   навыков в повседневной жизни.     ­   выполнение   доступных   ребенку движений под  различный ритм музыки ­   формировать   интерес   к   доступным видам изобразительной деятельности ­   умение   использовать   инструменты   с прямой   помощью   взрослого   и материалы   в   процессе   доступной изобразительной деятельности ­ получение положительных эмоций от изобразительной деятельности  ­   формирование   доступных   сенсорных эталонов ­   формирование   умения   выполнять общеразвивающие   упражнения   по подражанию, совместно со взрослым; ­   формирование   действий   с   мячом доступными   способами   с   помощью взрослого; ­   формирование   умения   ползать   по ковровой сохраняя целенаправленность движений. дорожке,       Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое   воздействие на   различные   анализаторы. Развитие слухового,   ­ обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;    ­   развитие   зрительного,   слухового, Изобразительное искусство Физическая культура. Адаптивная физкультура Коррекционно­ развивающая область Сенсорное развитие ФГОС СИПР Страница 15 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.     простых Формирование доступных   действий   с различными   предметами   и материалами.  Предметно­ практическая деятельность содержание предметов)   (через   учебных тактильного, кинестетического восприятия; обонятельного     и ­   развитие   зрительного   восприятия (фиксация   взгляда   на   объектах   и предметах и т.д.). ­формирование   интереса   к   действия   с предметами; ­   освоение   простых   действий   с предметами; ­   умение   следовать   определенному порядку   при   выполнении   предметных действий, орудийного назначения.   ­   овладение   навыками   предметно­ практической   деятельности   как необходимой для самообслуживания быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности. основой   в       Двигательное развитие(через содержание предметов)   учебных     по   обогащению Работа сенсомоторного опыта, поддержанию   и   развитию способности   к   движению   и функциональному использованию   двигательных навыков. ­ мотивация двигательной активности  ­   поддержка   и   развитие   имеющихся движений  ­расширение   диапазона     основных доступных движений для профилактики возможных   нарушений   и   обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;      новых ­освоение способов передвижения (включая передвижение с помощью   средств реабилитации);  технических     ­   формирование   функциональных двигательных   навыков,   в   том   числе мелкой моторики;  ­   обогащение   сенсомоторного   опыта   и ориентировка в микропространстве. ФГОС СИПР Страница 16 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» Альтернативная коммуникация(через содержание предметов)   учебных   навыков Формирование коммуникативных   речевых   и с неречевых использованием средств вербальной   и   альтернативной коммуникации, умения пользоваться   ими   в   процессе социального взаимодействия.       ­   взгляд,   мимика,   жест   ,   предмет   , графическое изображение ,   ­   знаковая   система   (освоение   таблицы букв,   карточек   с   напечатанными словами,   набора   букв   как   средства коммуникации);    коммуникативных ­ составление коммуникативных таблиц и тетрадей совместно со взрослым  для общения в школе и в других местах;       технических ­ освоение устройств коммуникативных необходимых   для   удовлетворения жизненных  потребностей.   Содержание I  полугодие II  полугодие         Альтернативная и дополнительная коммуникация ­ адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека     ­ адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию человека     Сенсорное развитие Слуховое восприятие ­ локализация неподвижного источника звука, расположенного: ­ на уровне уха (справа/слева) ­ на уровне плеча (справа/слева) Кинестетическое восприятие ­ адекватная эмоционально­двигательная реакция на прикосновения человека  (поглаживание, похлопывание, щекотание и др.) ­ адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по: ­  температуре (холодный, теплый, горячий) ­ фактуре (гладкий, колючий,  шероховатый и т.д.) ­ вязкости (клейстер, крупа, вода и т.д.) ­ адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов     ­ положительная реакция на давление на поверхность тела     Восприятие своего тела в статике и движении     ­ адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей         Восприятие вкуса ­ адекватная реакция на продукты, различные: ­ по вкусовым качествам      (горький, сладкий, кислый, соленый) ­ по консистенции (жидкий, вязкий,  сыпучий) Восприятие запаха                 ФГОС СИПР Страница 17 Оценка результативности освоения СИПР I II ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» ­ адекватная реакция на запахи Двигательное развитие ­ удерживание головы: ­ в положении лежа на спине ­ в положении лежа на животе ­ в положении на боку (правом, левом) ­ в  положении сидя ­ выполнение движений головой: ­ наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя) ­ повороты (вправо, влево в положении  лежа на спине/животе, стоя или сидя) ­ "круговые" движения (по часовой  стрелке и против часовой стрелки) ­ выполнение движений руками: ­ вперед ­ назад ­ вверх ­ в стороны ­  "круговые" ­ выполнение движений пальцами рук: ­ сгибать фаланги пальцев ­ разгибать  фаланги пальцев ­ сгибать пальцы в кулак ­ разгибать пальцы ­ выполнение движений плечами: ­ вверх ­ вперед ­ назад ­ "круговые" ­ опора: ­ на предплечья ­ на кисти рук ­ изменение позы в положении лежа: ­ поворот со спины на живот ­ поворот с  живота на спину                                 Индивидуальная программа развития Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). Предметные области и предметы Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация Элементарные движения на развитие органов артикуляционного аппарата  Восприятие и понимание речи Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда») Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на  меня») Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь») Математика Математические представления Выбрать названный предмет из двух Выбрать названный предмет из двух Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов Указать названную часть тела Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» Перемещение «косточек» по проволочной рамке Навыки невербального общения: Установление визуального контакта с собеседником Ориентация на лицо взрослого Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) Соблюдение коммуникативной и физической дистанции Адекватное использование мимики и выражения лица ФГОС СИПР Страница 18 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» Искусство Изобразительная деятельность Сминание бумаги Сгибание и разгибание бумаги Разрывание бумаги на части Раскатывание пластилина Деление пластилина на части Размазывание пластилина на плоскости Музыка и движение Умение сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение Эмоциональная отзывчивость на музыку Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения Реагирование на начало и конец музыки Реакция на учителя, воспитателя Умение следовать несложной словесной инструкции учителя Умение пользоваться невербальными средствами общения Человек Умывание (рук и лица, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка,  намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло  водой, а затем вытирать руки полотенцем) Чистка зубов, пользование туалетной бумагой  Умение обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой  Умение во время еды правильно удерживать ложку и есть, не проливая суп Пользование раковиной, водопроводным краном Умение пить из чашки и из стакана  Умение надевать и снимать предметы одежды (обуви) Умение выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды,   пользоваться молнией и «липучками», кнопками  Умение класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой  шкафчик).  Ежедневная гигиена тела Знание названий частей тела человека Физическая культура Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) Реакция на учителя, воспитателя Умение следовать несложной словесной инструкции учителя Умение пользоваться невербальными средствами общения Коррекционно – развивающие занятия Артикуляционная (речевая) гимнастика Упражнения для языка Упражнения для губ Логопедические игры Коррекционные курсы Сенсорное развитие ФГОС СИПР Страница 19 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив  ребенка, справа и слева от него Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом  (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад) Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом Узнавание и различение цвета объекта Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый Предметно – практические действия Сминание бумаги Отрывание кусочков бумаги от целого листа Работа с бумагой (сгибание, разгибание) Складывание изделия, состоящего из 2­х деталей Разминание пластилина Размазывание материала по плоскости Лепка шариков Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины»,  «пирожки») Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок»  («баранки», «сушки») Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и  круговыми движениями Пересыпание различных круп в емкости  Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях Переливание воды из одной ёмкости в другую Захватывание, удерживание предмета Опускание предмета в коробку Закрывание коробок разной величины Бросание мелких предметов в коробку Работа с пирамидками Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы) Толкание предметов (мячи, коляски, машинки)  Вращение различных предметов Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками)  Подтягивание предметов за веревочку Двигательное развитие Выполнение движений головой Выполнение движений руками Выполнение движений пальцами рук Выполнение движений плечами Обучение опираться на предплечья и кисти рук Бросание и ловля мяча Изменение позы в положении лежа ФГОС СИПР Страница 20 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» Изменение позы в положении сидя Изменение позы в положении стоя Обучение вставать на четвереньки Обучение ползать Обучение сидеть ровно Альтернативная коммуникация Привлечение внимания ребенка звучащими предметами Привлечение внимания ребенка жестами Привлечение внимания ребенка изображениями Привлечение внимания ребенка речью Установление зрительного контакта со взрослым Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении  инструкции, в ходе беседы) Реагирование на собственное имя Приветствие собеседника Обозначение желаний с использованием взгляда 6.3. Нравственное развитие Нравственное   развитие   направлено   на   обеспечение   личностного   и   социокультурного   развития   в единстве  урочной,  внеурочной  и  внешкольной  деятельности,  в  совместной  педагогической  работе образовательной организации, семьи и других институтов общества. В основу положены ключевые воспитательные   задачи,   базовые   национальные   ценности   российского   общества,   общечеловеческие ценности   в   контексте   формирования   у   Ольги   нравственных   чувств,   нравственного   сознания   и поведения. № Направления духовно­ нравственного воспитания 1. Осмысление ценности  жизни (своей и  окружающих) 2. Отношение к себе и к  другим, как к  самоценности  (уважать друг друга, потому что  мы — люди) 3 Осмысление свободы и  ответственности. Содержание работы Педагоги учат  замечать происходящее, радоваться каждомуновому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи,изменения он приносит; на доступном уровне осознавать значимость этих событий для каждого по отдельности и для всехлюдей. В   процессе   обучения   учить   устанавливать   контакт,общаться   и взаимодействовать   с   окружающими.   При   этомне   обязательно использовать   вербальные   средства.   Важноподдержать   проявление положительных эмоций идобрых чувств в отношении других людей, используя общепринятые формы общения, как вербальными, так и невербальными средствами. Общаться как с обычным ребенком, без проявленийжалости,   которая   может   унизить   человеческое достоинство. Отношение к учащемуся с уважением его достоинства ­ педагог, являясь сам носителем таких ценностей, будет учить этому и детей. Учить   выбирать   деятельность,   выбирать   способ   выражения   своих желаний.  Делая  выбор,  обучающийся   будет  учиться  принимать  на себя   посильную   ответственность   за   выполненный     результат   (нам нужноприготовить еду, чтобы утолить голод, мы можем неготовить ФГОС СИПР Страница 21 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» — тогда мы останемся голодными). Учить ученика на доступномему уровнепредвидеть последствия своих действий,понимать насколько его   действия   соотносятся   с   нормами   иправилами   общественной жизни.   Выбирая   деятельность   невсегда   желаемую   и   приятную,   но необходимую ребенок учится послушанию, смирению. Каждый день, выполняя заданияучителей, ребёнок учится верить в то,  что  «я  смогу  научитьсяделать   это  самостоятельно»,  в  то,  что «мне помогут, если уменя не получится» и в то, что «даже если не получится —меня все равно будут любить и уважать». Учитель для этого должен создавать  ситуации успеха, мотивирующие стремление ребёнкак   самостоятельности,   создает   для   него   ситуации   доверия ипредсказуемости событий. Усвоение правил совместной деятельности происходит в процессе  специально организованного общения, в игре, учебе, работе, досуге.  Для этоговажны эталоны поведения, ориентиры («подсказки») и др. Таким эталоном для ребенка становятся взрослые, которыеживут с  ним рядом, являются носителями определенных ценностей и норм  поведения — в нашем случае: педагоги, члены семьи.  5 Укрепление веры и  доверия. 6 Взаимодействие с  окружающими, следуя  общекультурным правилам и  нравственным устоям. 6.4. Формирование экологической культуры, здорового  и безопасного образа жизни Формирование     экологической   культуры   здорового   и   безопасного   образа   жизни   нацелено   на развитие стремления у обучающейся с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Формирование происходит  в тесной взаимосвязи с обучением на уроках развития речи, чтения: Формирование представлений об основах  экологической культуры  Приводить примеры и проводить беседы на тему  экологически сообразного поведения в быту и  природе, безопасного для человека и  окружающей среды­ не бросать мусор на улице,  в речку и т.д. Формирование заинтересованного  отношения к собственному здоровью Формирование познавательного интереса и  бережного отношения к природе Формирование установок на использование здорового питания Формирование негативного отношения к  факторам риска здоровью обучающихся Развитие потребности в двигательной  активности Формирование потребности ребенка  безбоязненно обращаться к врачу по  любым вопросам, связанным с  особенностями роста и развития,  Соблюдение режима дня. Приводить примеры бережного отношения к  природе – не ломать деревья, поливать цветы  дома и т.д. Вести беседы о  бесполезности и вредности  употребления таких продуктов, как чипсы,  газированная вода, кириешки и т.д. Рассказывать о  вреде курения, алкоголя. Играть в подвижные игры, в игры с мячиком,  развивать ловкость рук, ног и т.д. Инсценированные игры «Беседа с врачом», «В  аптеке» ФГОС СИПР Страница 22 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» состояния здоровья Развитие готовности самостоятельно  поддерживать свое здоровье на основе  использования навыков личной гигиены Формирование умений безопасного  поведения в окружающей среде и  простейших умений поведения в  экстремальных (чрезвычайных) ситуациях Соблюдение правил здорового образа жизни­  умываться, мыть руки, чистить зубы,  расчесывать волосы и т.д. Беседы по темам: ­ обращение с огнем; ­ правила поведения на водоемах; ­ правила поведения с незнакомыми людьми и  т.д. 6.5. Внеурочная деятельность Отметка о реализации № Название  мероприятия День знаний    День здоровья  1 2 3 3 4 5 6 7 Праздник 8­ое Марта День защитников  Отечества Театральные  представления День именинника Праздник осени  «Дары осени» Новогодний праздник Изготовление украшений для  Планируемая деятельность  ребенка в мероприятии Присутствие на торжественной  линейке, участие на празднике  класса, посвященного Дню  знаний Присутствие, участие в играх,  соревнования Присутствие на выставке, беседа по увиденному класса и дома,  новогодних  открыток; участие в новогоднем  празднике. Изготовление поделки,  рисование открытки Изготовление поделки,  рисование открытки В течение года Участие в празднике ФГОС СИПР Страница 23 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 7. Специалисты, участвующие в реализации СИПР ФИО педагогов: Заместитель директора по УВР :Соловей Ольга Михайловна Заместитель директора по ВР: Сергеева Анна Михайловна Основной (классный руководитель): Юрьева Ирина Владимировна Педагог­психолог: Кочнева Наталья Сергеевна Учитель­логопед: Юрьева Ирина Владимировна Социальный педагог: Главаля Ирина Геннадьевна Председатель ПМПк: Соловей Ольга Михайловна Педагоги: Соловей  Ольга Михайловна, Деревягина Надежда Александровна,  Волкова  Виктория  Константиновна. ФГОС СИПР Страница 24 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 8. Программа сотрудничества с семьей № Задачи  1 Повышение осведомленности  родителей об особенностях  развития и специфических  образовательных потребностях  ребенка 2 Обеспечение участия семьи в  разработке и реализации СИПР, единства требований к  обучающемуся в семье и в  образовательной организации Мероприятия ­индивидуальные консультации родителей со  специалистами (раз в четверть и по запросу родителей)  ­ консультации родителей по темам: "Организация  свободного времени дома", «Двигательная активность»,  «Помощь в выполнении заданий на развитие  сенсомоторики» ­участие родителей в разработке СИПР  ­ посещение родителями уроков/занятий    ­ консультирование родителей по вопросам обучения  ребенка в домашних условиях ­ выбор единых подходов и приемов работы ­ домашнее  визитирование 3 Организация регулярного  обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и  результатах ее освоения ­ информирование по телефону  ­ личные встречи, беседы  ­ ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка 4 Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях ­ привлечение родителей к планированию, разработке и  реализации мероприятий внеурочной деятельности ФГОС СИПР Страница 25 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов № Содержательная область Математика 1 2 3 Развитие речи Искусство 4 Технология Технические средства и дидактический материал ­предметы различной формы, величины, цвета ­   оборудование,   позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов,   их   соотнесения   по   определенным признакам; ­ персональный компьютер, с помощью которого выполняются упражнения по формированию доступных математических представлений, ­ калькулятор, счетные палочки, счеты, линейка;  ­   «Касса»   (игрушка),   монеты   разного   достоинства   от   1   рубля   до   10 рублей; ­ набор пазлов; конструктор; ­комнатные растения, демонстративный  учебный материала (фото,  картинок, рисунков), тематически связанного с жизнью общества; ­ цветные карандаши, альбом для рисования, акварельные краски,  кисточка, простой карандаш, клей; ­ трафареты животных, фруктов, овощей; ­ тематические картинки, открытки; ­ развивающее видео на различные темы: «Музыкальные инструменты»,  «Как говорят животные» и т.д.; ­ музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка и т.д.); ­ музыкальные произведения согласно  КТП; ­ ножницы, клей – карандаш, цветная бумага, цветной картон, альбом,  пластилин); ­крупы (гречка, рис, пшено); ­ различный природный материал (листья, шишки); ФГОС СИПР Страница 26 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения Оценка сформированности базовых учебных действий        Год обучения                           Результаты  1 2 3 4       я и в т с й е д   е ы н б е ч У                             е ы н т с о н ч и Л   ь р б я т н е с      й а м   ь р а в н я         ь р б я т н е с      й а м   ь р а в н я   й а м   ь р а в н я   ь р б я т н е с   ь р б я т н е с   й а м   ь р а в н я                         Индивидуальн ая работа с  учащимися    ь р б я т н е с      й а м   ь р а в н я                                                                                                                                                                                           осознание себя как  ученика,  заинтересованного  посещением школы,  обучением, занятиями  осознание себя как  одноклассника, друга  осознание себя как члена  семьи  способность к осмыслению социального окружения,  своего места в нем  принятие  соответствующих возрасту ценностей и социальных  ролей  Диагностика  проводится по этапам:  ФГОС СИПР Страница 27 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» 1­й этап – стартовая диагностика (сентябрь)  2 ­ й этап – промежуточная диагностика (январь)  3– й  этап  ­ итоговая диагностика (май)  Балл  0 баллов  Показатель  действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс  выполнения вместе с учителем;  смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие  только по прямому указанию учителя, при  необходимости требуется оказание  помощи;  преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях  способен выполнить его самостоятельно;  способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко  допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя  способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые  исправляет по замечанию учителя;  самостоятельно применяет действие в любой ситуации.   1 балл  2 балла  3 балла  4 балла  5 баллов  Уровни освоения (выполнения) действий / операций 1. Пассивное участие / соучастие. ­ действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что­либо сделать с ним). _ 2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: ­ со значительной помощью взрослого ­ с частичной помощью взрослого ­ по последовательной инструкции (изображения или вербально) ­ по подражанию или по образцу  ­ самостоятельно с ошибками ­ самостоятельно  Сформированность представлений 1. Представление отсутствует 2. Не выявить наличие представлений 3. Представление на уровне: ­ использования по прямой подсказке ­ использование с косвенной подсказкой (изображение)  ­ самостоятельное использование  ФГОС СИПР Страница 28 ФГОС ОВЗ МБОУ «СОШ №11» ФГОС СИПР Страница 29

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018