Специальные приёмы в работе с детьми с нарушениями слуха
Оценка 4.7

Специальные приёмы в работе с детьми с нарушениями слуха

Оценка 4.7
docx
дефектология +1
СCУЗ, ВУЗ
17.03.2022
Специальные приёмы в работе с детьми с нарушениями слуха
Специальные приемы в работе с детьми с нарушениями слуха.docx

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 231 комбинированного вида»

660021, Красноярск, ул. Красной Армии, 38

Телефоны: 221-27-86, 221-03-91

dou.231@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

Специальные приемы в работе с детьми с нарушениями слуха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Пашина Елена Владимировна

Юхнович Елена Владимировна


Нарушение слуха, каким бы тяжёлым оно не было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребёнка.

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При нарушении слуха существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, страдает развитие познавательной деятельности. Слабослышащие дети замкнуты и обидчивы, у них понижена или отсутствует потребность в общении с окружающим миром.

Учитывая особенности слабослышащих детей, в непосредственно образовательной деятельности используем специальные приёмы подачи материала, чтобы активизировать познавательную деятельность дошкольников и способствовать развитию речевых навыков.

В дошкольной сурдопедагогике рассматривается использование наглядных, словесных, практических и игровых методов обучения. Вза­имосвязь различных методов зависит от возраста ребенка, уровня его познавательного и речевого развития, способов общения с окружающими.

Учитывая особую роль зрительного восприятия в познании окружающего мира, преобладание образных форм мышления, мож­но считать наглядные методы наиболее адекватными в процессе вос­питания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Одним из самых распространенных методических приемов в дошколь­ном возрасте является рассматривание картин, которое ис­пользуется для решения разнообразных дидактических задач. Кар­тина как дидактическое средство широко используется в непосредственно образовательной деятельности детей с нарушениями слуха: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, игре и др. видах деятельности.

Про­цесс восприятия и понимания картин всегда связан с обогащением словаря, уточнением значений слов и фраз, развитием разговорной или описательно-повествовательной формы речи.

Действия с предметами в процессе разных видов детской деятельности формируют или уточняют представление о свойствах и ка­чествах предметов.

Для детей с нарушениями слуха  накопление чувственного опыта позволяет обогатить представле­ния о знакомых предметах, способствует развитию разных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, вкусового и др.

Словесные методы занимают большое место в воспи­тании и обучении детей с нарушениями слуха, потому что их ис­пользование связано с организацией речевого общения с детьми. Их применение бо­лее тесно связано с практическими и наглядными методами, особен­но на начальных этапах воспитания.

К словесным методам обучения относятся словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объясне­ние педагога.

Один из методических приемов в педагогической работе — вы­полнение действий детьми по словесной инструкции. Первоначально словесная инструкция сочетается с наглядными методами, напри­мер, при выполнении ребенком действий по подражанию взросло­му. На табличках фиксируется отбираемый речевой материал, предъявляемый в быту, на занятиях. По мере усвоения, речевой материал  может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в устной форме. Регулярность использования одних и тех же фраз и слов в тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию в структуре различных высказываний.

Важно правильно пользоваться табличкой. Необходимо следить за тем, чтобы табличка находилась на уровне глаз ребенка. Ее следует держать так, чтобы она полностью  была обозрима. Размеры букв на табличке должны быть 3-4 см.

Формированию естественной, выразительной речи у дошкольников с нарушенным слухом способствует широкое использование фонетической ритмики при работе над звукопроизношением. Этот методический прием  основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз.

Для того чтобы научить детей понимать слова-обращения, т. е. положить начало словесному общению, необходимо соблюдать ряд методических правил:

1) не упускать возможности использовать естественную ситуацию общения, чтобы обратиться к детям с помощью слова, хотя бы и подкрепленного на первых порах показом;

2) проводить специальные игры-упражнения для закрепления соответствующего словаря и развития навыка словесного общения;

3) обращаться к детям только при условии полного сосредоточения их внимания на обращении (будь то табличка или устно  сказанное слово);

4) четко связывать слово-обращение с соответствующим действием, а слово-название — с соответствующим предметом;

5) при устном обращении добиваться отраженного повторения, требовать прочитывать написанную табличку, с использованием фонетической ритмики;

6) стимулировать и учить детей запоминать прочитанные по табличке слова.

Речь взрослых должна соответствовать нормам литературного языка, быть интонированной, иметь нормальный темп и громкость. Необходимым требованием к проведению занятий является их насыщение разнообразным дидактическим материалом: реальными предметами и муляжами, игрушками, картинками, схемами, табличками.

Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием.

Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития слабослышащих детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.      Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. М.: Владос, 2001.

2.      Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2005.

3.      Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М., 1999.

4.      Вишневская Е.Е. Методика развития разговорной речи. – Л., 1979.


 

5.      Скачано с www.znanio.ru

Детский сад № 231 комбинированного вида» 660021,

Детский сад № 231 комбинированного вида» 660021,

Нарушение слуха, каким бы тяжёлым оно не было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребёнка

Нарушение слуха, каким бы тяжёлым оно не было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребёнка

К словесным методам обучения относятся словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объясне­ние педагога

К словесным методам обучения относятся словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объясне­ние педагога

Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием

Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и музыкальным воспитанием

Библиографический список 1.

Библиографический список 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2022