СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Оценка 5

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Оценка 5
Педсоветы
docx
детская психология
Детсад
04.11.2020
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ  И  НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ   МЕТОДЫ  КОРРЕКЦИИ  НЕКОНСТРУКТИВНОГО   ПОВЕДЕНИЯ
Специфические методы коррекции неконструктивного поведения – это упражнение и наказание. Упражнение – это создание специальных воспитательных ситуаций, участвуя в которых ребёнок упражняется в правильном, т.е. произвольном, социально желательном поведении. Наказание может быть эффективным, если соблюдать условия. Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребёнку.
Специфические и неспецифические методы коррекции неконструктивного поведения.docx

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ  И  НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ  КОРРЕКЦИИ  НЕКОНСТРУКТИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

 

 

              Специфические методы коррекции неконструктивного поведения – это упражнение и наказание.

               Упражнение – это создание специальных воспитательных ситуаций, участвуя в которых ребёнок упражняется в правильном, т.е. произвольном, социально желательном поведении.

               Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

1.     Наказывать в том случае, без него нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

2.     Наказывается поступок, а не личность.

3.     После наказания проступок, плохое поведение должно быть «предано забвению».

4.     Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребёнком, подвергнутым наказанию.

5.     Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим.

6.     Наказание должно отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение.

7.     Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

 

               Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребёнку:

Первая группаметоды изменения деятельности детей:

1.     Введение новых, дополнительных видов деятельности. 

              

              Это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребёнка, либо были представлены недостаточно полно. Например, художественно-творческая деятельность в различных жанрах искусства.

              Использование искусства в коррекционной работе, лечебной (терапевтической и психотерапевтической) практике получило название «арттерапия». В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.

             Музыка или музыкотерапия (музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку) особенно благотворно влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки, музыкального ритма, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённых и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение.

        Музыку можно использовать как основной, ведущий фактор, так и дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование), для усиления их воздействия, повышения эффективности. Целесообразно использовать запись звуков природы.

     Литература или библиотерапия имеет свои возможности для становления произвольного поведения, профилактики и коррекции уже закрепившихся недостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребёнком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.

               В процессе чтения, слушания, сопереживания литературным персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев художественных произведений, но и свои собственные, получают представление об иных способах поведения; имеют возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способность ребёнка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, своё поведение.

             Выбирая литературные произведения для библиотерапии необходимо учитывать следующее: доступность языка изложения; понятность героя книги ребёнку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной ситуацией ребёнка.

              Рисование или рисуночная терапия. В рамках коррекционной работы интересен не столько рисунок, сколько особенности поведения ребёнка в процессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи,  сохранение или трансформация её на протяжении рисования; последовательность выполнения отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка; спонтанные речевые высказывания ребёнка; характер эмоциональных реакций; наличие пауз в процессе рисования; особенности взаимодействия с соавторами рисунка.

              Перед импульсивными детьми ставятся следующие задачи: продолжать рисовать задуманное, не перескакивать на другой сюжет; сосредотачиваться на определённой детали рисунка и дорисовывать её до конца; мысленно проследить и проговорить (перечислить) нарисованное. С такими детьми полезно рисовать «витражи», взрослый рисует «витражную перегородку» чёрной краской, а ребёнок должен как бы «вставить цветные стёклышки», закрашивая замкнутые контуром области изображения. Ребёнок сам выбирает цвет для каждой области, не выходя при этом за «перегородки». Такая работа собирает, концентрирует внимание импульсивного ребёнка, учит его аккуратности.

               В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная» тематика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло».  Например, ребёнку предлагают: «Мы рисуем всё, что хочешь, но сначала давай закрасим весь лист зелёной краской». Закрашенный определённой краской лист вызовет, возможно, у ребёнка иные ассоциации (например, созидательные, спокойные, умиротворённые), что позволит изменить его первоначальное намерение. Если ребёнок тяготеет к рисованию аварии, преступников, войны, можно постепенно перейти к рисованию  просто разных марок автомобилей, героев, солдат, которые защищают, стерегут мир на земле.

               Детям инертным, вялым, осторожным полезны занятия на развитие фантазии, на смешивание красок, на использование больших поверхностей. Перед ними ставятся следующие задачи: освоить всё пространство листа, самому выбрать цвет, смешать краски, продолжить сюжет, придумать как можно больше новых тем, пофантазировать (с опорой на реальные события).

              Эффективная и такая форма изобразительной деятельности, как совместное рисование, когда дети с неконструктивным поведением создают общий рисунок. Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни такого ребёнка, его поведении.

               Помимо рисования целесообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети экспериментируют с красками, бумагой, пластилином, глиной, мелом. Грамотно подбирая изобразительный материал к каждому занятию, можно управлять активностью ребёнка. Например, с импульсивными детьми не рекомендуется использовать краски, пластилин, глину, т.е. материалы, которые стимулируют неструктурированную, ненаправленную активность ребёнка (разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение.  Более уместно предложить среднего размера карандаши, фломастеры – материалы, задающие организованную, структурированную деятельность.

              Напротив, детям «эмоционально зажатым», пассивным более полезны материалы, требующие в обращении широких, свободных движений, включающих всё тело, а не только кисти рук и пальцы. Таким детям следует предлагать краски, большие листы бумаги, рисование мелом на широкой доске, асфальте.

 

1.     Введение изменения содержания деятельности.

 

               В частности литературной деятельности детей. Помимо слушания чтения взрослых, пересказов, можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки, рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам; инсценирование сказки, эпизодов сказки с помощью кукол (куклотерапия). По мере того как ребёнок совершает взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. «Оживляя» куклу, ребёнок фактически отрабатывает механизм саморегуляции – в прямом и переносном смысле «держит себя в руках», учится управлять своим поведением, адекватно выражать свои чувства.

 

Вторая группа  - методы изменения отношения к ребёнку.

 

1.     Личный пример взрослого и сверстника.

 

              Взрослый, его поведение – эталон, образец подражания для ребёнка. Помните, что «слово лишь карлик, а пример – великан». Для старшего дошкольника примером, наряду с взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребёнку-нарушителю на его плохое  поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведёт себя хорошо. Этим взрослый косвенно подчёркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя.

 

2.     Игнорирование поведения ребёнка.

 

               Часто лучший способ прекратить, пресечь нежелательное поведение, например, капризы, перестать на них реагировать. Через некоторое время ребёнок понимает, что с помощью каприза, цель не достигнута, и перестаёт вести себя подобным образом.

 

3.     Разрешение на поведение.

 

       Этот приём противоположен предыдущему. Вместо того, чтобы проигнорировать или пресечь неконструктивное поведение ребёнка, он поступает прямо наоборот: поощряет, разрешает и поддерживает его. Эффект этого приёма заключается в том, что неконструктивное поведение, став разрешённым и доступным другим детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребёнок отказывается от него.

 

4.     Изменение (повышение) статуса ребёнка в коллективе.

 

          На ребёнка с неконструктивным поведением возлагается ответственное поручение. Оно может быть разное: помочь педагогу приготовить пособия к занятиям, провести физкультминутку или постоянное – закрепить за ним какое-то дежурство или ухаживание за живым уголком. Изменение статуса закономерно вынуждает ребёнка изменить своё поведение.

 

5.     Педагогическая поддержка.

 

               Это определённая реакция взрослого, воспринимаемая ребёнком как награда за социально одобряемое, произвольное поведение. Используя этот приём, взрослые отказываются на время от негативной,  критической оценки личности ребёнка, его поведения, поощряют инициативу,  желание ребёнка соблюдать правила поведения, сопереживают неудачам,  в ясной и понятной всем форме выражают готовность прийти на помощь, сотрудничать с ним.

 

 

 

Литература:

 

1.     Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. Спб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.

2.     Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - Спб.: КАРО, 2007.

3.     Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.

4.     Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М., 2005.

5.     Потапчук  А.А., Овчинникова Т.С.  Двигательный игротренинг для дошкольников. - Спб.: Речь, 2002.

6.     Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.

 

 

 

 


 

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ

Целесообразно использовать запись звуков природы

Целесообразно использовать запись звуков природы

Эффективная и такая форма изобразительной деятельности, как совместное рисование , когда дети с неконструктивным поведением создают общий рисунок

Эффективная и такая форма изобразительной деятельности, как совместное рисование , когда дети с неконструктивным поведением создают общий рисунок

Игнорирование поведения ребёнка

Игнорирование поведения ребёнка

Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников

Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020