Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка
Оценка 4.6

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
1 кл—5 кл
05.11.2017
Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка
В специальном обучении школьников с нарушением слуха особая роль отводится письменной речи. Это объясняется как сущностью, психологическими, лингвистическими свойствами, потенциальными дидактическими возможностями данной формы речи, так и особенностями развития детей с частично нарушенной функцией слухового анализатора, условиями специального обучения. Учащиеся школ II вида усваивают навыки грамоты и навыки выражения мыслей в письменной форме в то время, когда устная речь только начала формироваться в ходе обучения. Речевое недоразвитие отрицательно сказывается на характере, содержании, процессах познавательной деятельности. Указанные обстоятельства предъявляют к обучению письменной речи особые методические требования. Основой для формирования для самостоятельной письменной речи, как отмечается в психологии, является устное речевое развитие. Исходя из знаний о психологическом содержании процесса письма и учитывая опыт работы в школе слабослышащих, представляется возможным сформулировать основные направления формирования и развития письменной речи учащихся: 1. Обогащение словарного запаса. 2. Формирование грамматического строя речи. 3. Развитие связной речи. 4. Формирования навыков написания изложений на основе использования специфических приемов
Спефические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся..doc
Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка Информация об опыте Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей ­ подготовка учащихся   к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи   невозможно   без   вооружения   детей   навыками   свободного   речевого общения,  умения   связно,  последовательно   и   логично   излагать   свои   мысли. Поэтому   одной   из   актуальных   проблем   сурдопедагогической   теории   и практики   сегодня   продолжает   оставаться   обучение   слабослышащих   детей речи, ее обоим видам ­ устной и письменной.  Важную   роль   в   достижении этой цели, наряду с работой по формированию произносительных навыков и устранению нарушений просодической стороны речи играет также работа по обучению учащихся правильной синтаксической организации всего связного текста,   т.е.   работа   над   коррекцией   и   последующим   развитием   связной письменной речи детей.    лингвистическими   свойствами, В специальном обучении школьников с нарушением слуха особая роль   Это   объясняется   как   сущностью, отводится   письменной   речи. психологическими,   потенциальными дидактическими возможностями  данной формы речи, так и особенностями развития   детей   с   частично   нарушенной   функцией   слухового   анализатора, условиями специального обучения.   В   специальной   методической   литературе   последних   лет   имеются прямые указания на необходимость работы над развитием связной письменной речи   учащихся   с   недостатками   слуха   (Боскис   Р.М.,  Зикеев   А.Г.,   Комаров К.В., Коровин К.Г., Морозова И.Д.). Однако, несмотря на большое количество разнообразных   исследований,   в   современных   условиях   отсутствует комплексная система коррекционной работы со слабослышащими детьми. На наш   взгляд,   до   настоящего   времени   не   определены   специфические направления работы по развитию и совершенствованию связной письменной речи в рамках деятельности учителя специальной школы II вида. В связи с актуальностью данной  проблемы  была выбрана тема  исследования.  Изучение  лингвистической и психолого­педагогической литературы, а также анализ опыта учителей специальных школ, позволили мне выдвинуть следующую   гипотезу:   овладение   учащимися   с   нарушением   слуха   связной речью станет более эффективным, если обучение будет опираться  не только на традиционные   методики, но и на специфические приемы и письменные упражнения аналитического характера. Объектом исследования была речь учащихся начальных классов школы­ интерната   №   23   для   слабослышащих   и   позднооглохших   учащихся   г. Белгорода. Предмет исследования – процессы   формирования письменной речи у детей данной категории. Цель исследования   заключалась в разработке приемов и упражнений, направленных на овладение слабослышащими учащимися навыками связной речи. Для ее достижения   были  определены следующие    основные задачи: 1.   Получить   сведения   о   речевой   деятельности   в   трех   аспектах: лингвистическом, психологическом и дидактическом, а также рассмотреть ее как особую разновидность общения.  2.Выявить   круг     особенностей   самостоятельной   письменной   речи учащихся школы II вида, проследить динамику ее развития. 3.Определить эффективность используемых специфических приемов и упражнений в развитии самостоятельной письменной речи. 4.   Наметить   общие   направления   системы     работы   по   формированию письменной речи у слабослышащих школьников. Методологической   основой     исследования   стали   теоретические  Павлова     И.П.,   Сеченова     И.М.,   Анохина   К.П.  о положения   учений     функционировании физиологических механизмов  первой и второй сигнальной системы.  В   основу   исследования   легли   научные   труды   отечественных сурдопедагогов Боскис Р.М., Дьячкова А.И., Зыкова С.А., Комарова К.В., Рау Ф.Ф., Хватцева М.Е. и ряда других ученых. Для   написания     работы     были   применены   следующие   методы исследования:    1. Теоретический анализ  проблемы  формирования письменной речи.  2.  Изучение медицинской и психолого­педагогической документации. 3. Анализ продуктов деятельности. 4. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Технология опыта Письменная   речь   как   форма   общения   обладает   всеми   функциями, присущими   средству   речевой   коммуникации.   Учащиеся   школ  II  вида усваивают навыки грамоты и навыки выражения мыслей в письменной форме в то время, когда устная речь только начала формироваться в ходе обучения. Речевое недоразвитие отрицательно сказывается  на характере, содержании, процессах   познавательной   деятельности.   Указанные   обстоятельства предъявляют к обучению письменной речи особые методические требования. Основой   для   формирования   для   самостоятельной   письменной   речи,   как отмечается в психологии, является устное речевое развитие. Исходя из знаний о психологическом содержании процесса письма и учитывая опыт работы в школе   слабослышащих,   представляется   возможным   сформулировать основные направления формирования и развития  письменной речи учащихся: 1.  Обогащение словарного запаса. 2.  Формирование грамматического строя речи. 3.  Развитие связной речи. 4.   Формирования     навыков   написания   изложений   на   основе использования специфических приемов Цели перечисленных направлений работы:  1.Ориентация   педагогического   процесса   на   преобразование     всех   сторон личности ребенка, на коррекцию и компенсацию важных психических свойств и качеств. 2. В процессе   обучения и воспитания   необходимо максимально расширять речевую практику, использовать языковой материал в речи и различных видах общения.  3. Письменная речь должна занимать ведущее место, как средство развития самостоятельной речи и познавательной деятельности  учащихся.  4.   Самостоятельно   приобретенные   учащимися   речевые   навыки     должны корректироваться   и   использоваться   в   учебно­воспитательном     процессе, стимулируя школьников на дальнейшее их развитие и обогащение. 5.   Соблюдение   органического   единства   в   решении   двух   групп:   I   (   задач пропедевтического   характера,   готовящих   детей   к   сознательному   усвоению системы знаний, умений и навыков, 2 ) общих задач учебного процесса.  Согласно программе время для специального урока развития связной письменной   речи   выделяется   из   общего   количества   часов,   отведенных   на разделы «Грамматика и правописание» и «Развитие речи». Творческая работа выполняется   в   пределах   1   часа.   Количество   изложений   и   сочинений колеблется   от   8   до   10   для   каждого   года   обучения.   Поскольку   такого количества упражнений с творческими заданиями явно недостаточно, чтобы продвинуть детей в овладении умениями написания сочинений и изложений, считаю необходимым на всех уроках грамматики и развития речи вводить в качестве отдельного этапа письменные задания.  Учитывая   основные   недостатки   лексической   стороны   речи   детей,   в словарной работе условно выделяют несколько разделов,   хотя в практике обучения   все   части   работы   взаимосвязаны   и   применяются   в   тесной зависимости, дополняя одно другим (В приложении № 1 представлен урок по чтению  для учащихся 1 класса)  Объяснение новых слов и словосочетаний. Объяснению подлежат, прежде всего, слова и словосочетания, несущие на себе   идейно­смысловую   нагрузку.     Объясняются   слова,   рисующие поэтические   картины   природы.   Особое   внимание   следует   обратить   на объяснение морально­этических понятий. Ко второй группе относятся слова переносного   значения.   Третью   группу   составляют   устойчивые фразеологические сочетания. Четвертая группа слов, требующих объяснения малочисленна,   ее   составляют   имена   действующих   лиц,   название   мест,   где происходит действие.  Приемы объяснения слов, необходимые для развития связной   речи   учащихся,   обогащения   и   активизации   словаря:   применение наглядности     для   объяснения   значения   слова;   описание   предмета   словом; драматизация   действия   или   показ   его   по   макету   или     конструктивной картинке;   логическое   определение   понятий;   объяснение   слова   с   помощью видового и родового понятия; обучение пониманию слова в контексте. Закрепление словаря. Самой традиционной  формой закрепления является  ведение  словарей по материалам  читаемых рассказов.   Другой   формой   является   введение специальных упражнений, при которых слова включаются в разные контексты. Эти задания предлагаются со 2 класса.   Ученикам предлагается   составить предложение со словами: корм, кормить, кормушка; заменить  другими словами: завтрак  дает с комариный нос; дописать предложения: Белка упала( на кого?)... Волк хотел (что сделать?)... ; сказать по ­ другому : весна еще только улыбнулась, весна голос подает. Лексические и лексико ­ стилистические  упражнения. 1.Освоение обобщающих понятий путем выполнения следующих упражнений типа:  назовите фрукты и ягоды(по стихотворению Е.Благининой “В саду”); выберите из рассказов Г. Скребицкого и В.Чаплиной  названия  зверей и птиц. 2. Овладение понятием многозначности слова.  3. Практическое овладение синонимами.  4. Овладение понятием антонимы.   5. Закрепление знаний о родственных словах.   6. Практическое освоение фразеологических оборотов русского языка.  7. Работа с пословицами поговорками.   В   процессе   овладения   грамматическими   закономерностями   языка ребенок с недостатками слуха должен усвоить нормы  грамматического строя родного языка в неразрывной связи с их значением.  Последовательность   в формировании грамматического понятия о предмете и действии:  1. Выражение значения переходности действия на предмет.  2.Выражение значения направленности действия на предмет. 3. Выражение  значения орудийности или средства действия. 4. Выражение значения сопровождения и совместимости действия. 5. Выражение  содержания  мысли. Первоначальный этап обучения ставит задачу практического овладения теми закономерностями языка, с помощью которых выражаются отношения между предметом и действием и между предметами. Поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы  учащиеся смогли соотнести языковые  явления с явлениями   реального   мира.   Прежде   всего,   учащиеся     должны   уяснить значения отношений, найти ситуативное  единство.  Практическое овладение языковыми     закономерностями   невозможно   без   образования   устойчивых связей   между   словами,   основанных   не   только   на   семантической совместимости, но и оформленных в соответствие с законами грамматики. Достижение     способствуют   упражнения   на   образование грамматической   формы   по   контексту.   Этот   тип   упражнений     может   быть   цели     этой варьирован в 3 планах: дополнить предложения данными словами; дописать окончания у контрольных слов; дополнить предложения самостоятельно. Исходя     из   того,  что   в   начале   обучения   учащиеся   должны   овладеть простейшей структурой предложения и умением практического различения слов, обозначающих предмет и действие, можно предложить задания: 1. Придумай и напиши слова.     Что? Перо, ...     Кто? Волк, ... 2. Распредели слова по вопросам кто?, что?, что делает? 3. Напиши слова: карандаш, дом, булка, лампа, стол, стекло     Один ...          Одна ...      Одно ...  4. Измени число существительных. 5. Допиши предложения:     Ученик чита ...     Стаканы сто ... Должна   использоваться   наиболее     рациональная   и   продуктивная организация   учебного   материала   и   способы   его   подачи.   Можно   выделить следующие основные этапы: 1. Наблюдение за языковыми фактами.  2. Вычленение опорных признаков.  3. Систематизация  грамматического материала.  4. Ориентация в специфике грамматических операций.  5.Активизация операциональной  деятельности. Предполагается  выполнение заданий   на   составление   предложений   и   словосочетаний   по   различным моделям   или   схемам,   распространение     и   дополнение   предложений,   их преобразование, подбор слов по заданным признакам и т.д.  6. Актуализация грамматического материала в речевой деятельности. 7. Проверка усвоения грамматического  материала.  Отдельное место на уроках по формированию грамматического строя речи   должно   отводиться   диктантам.   Для   детей   с   нарушенным   слухом   и небольшим словарным запасом этот   вид работы является сложным. Трудно переоценить включение   этого вида работы в каждый урок грамматики, т.к. происходит эффективное накопление активного словарного запаса учащихся с одновременным  усвоением правильных образцов построения предложений. Адаптированные   тексты   диктантов   были   составлены   по   каждой   теме специально   для   учащихся   с   лексико­грамматическим   недоразвитием.   В приложение   №2   представлены   тексты   диктантов   по   теме   «Зима»   для учащихся 1 – 4 классов. На уроках развития речи слабослышащие школьники учатся  составлять   и писать рассказы различных видов.  I. Описание картины или аппликации.  2. Рассказ по серии картин. (Приложение №3) 3. Восстановление предшествующих или последующих событий. 4. Рассказ  по закрытой картинке.  5. Рассказ по данному началу.  6. Рассказ по данному концу.  7. Рассказ по опорным словам. Темы уроков по развитию речи, а также количество часов, необходимое для   их   изучения,   указаны   в   программах   для   обучения   слабослышащих   и позднооглохших детей. Объем и сложность речевого материала определяет учитель, учитывая степень речевого недоразвития учащихся. (Приложение № 4)   Предлагаю включить в процесс обучения специфические приемы, редко используемые на уроках в школе II вида, но необходимые   для успешного протекания   процесса   формирования   письменной   речи   учащихся   начальных классов.   (Примеры   использования   некоторых   приемов   можно   увидеть   в приложении № 5) Все нижеприведенные приемы и упражнения предлагалось выполнять детям в письменной форме. Уточнение и расширение словарного запаса. 1. Из данных слов подобрать парами слова, близкие по значению:  хворостина, печаль, азбука, месяц, врач, корень, твердый, раньше, льется. 2. Указать близкие по значению слова:   свежая пища, запас корма, вкусная еда.   3. Найти слова, противоположные по значению:  Друг спорит, а  враг поддакивает. 4. Указать оба значения каждого слова:  шашки, корона, ворот, овсянка. 5. Объяснить прямой и переносный смысл выражений:  прикусить поджать хвост, опустить руки, засучить  рукава. 6. Определить предмет по названию его составных частей: кузов, кабина, колеса, руль, фары­... 7. Угадай профессию: Я взял нож, доску, половник, кастрюлю. Кто я ? 8. Про кого( про что ) можно сказать одновременно: круглый, вкусный, алый. 9. Дополнить предложения или словосочетания нужными по смыслу словами: дом низкий, а избушка ... .  10.Найди лишнее слово: храбрый, звонкий, смелый, отважный. язык,   Слоговой анализ и синтез слов. 1. Превратить односложное слово в двухсложное (путем прибавления суффикса: мяч­мячик)  и   в   трехсложное  (путем   прибавления   суффикса   и   окончания:   (стол ­столики) по образцу. 2. Добавить слог, чтобы получилось слово : коро (ва), маши(на) и т .п. 3. Добавить в стихотворении недостающее слово. 4. Записать слова, составленные из данных слогов:  5. Одинаковы или различны приставки в словах?  6. Чем различаются слова:  поставка­ подставка,  7. Какие слова не только называют предмет, но и указывают на его величину? Лесенка, река, болотце, ручища, ножичек, домина, бусы, речонка.              ла,ку,а, (вымазал­измазал )  подсказка – присказка.  то,ав,бус,   Упражнения в правописании безударных гласных. 1. Найти  слово, имеющую другую безударную гласную, чем остальные слова: прин.сти,  пост.лить,  заст.гнуть,  подт.нуть  2. Составить  и записать предложения со словосочетаниями типа: отворил дверь ­ отварил картофель. 3. Отметить в словах ударную гласную, проверить безударные: молоток­ волосок­ молодой­ дорогой­ Морфемный анализ и синтез слова. 1. Близки ли по значению пары слов? Могут ли они считаться родственными? корова ­ теленок,  овца ­ ягненок,  лошадь ­ жеребенок. 2. Указать родственные слова: гора­ горе­ горел ­ горный – горевал.  3.   Вставить   пропущенные   глаголы   с   тем   же   корнем,   что   и   у существительных: Скоро сказка .... да не скоро дело ...  . Словосочетание и предложение. 1. Исправить ошибки в предложениях: Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов идут дожди.  2. Заменить словосочетания глаголом, указать вопрос к существительному: возлагать надежды на сына,  принять участие в утреннике. Грачи   прилетели,   потому   что б)надеть варежки, надеть пальто. 3. В  паре указать правильное предложение.  пришла весна.  Пришла весна, потому что прилетели грачи. 4. Составить предложения, употребляя слова сначала и потом: а) надо разобрать постель, лечь, спать,  5. Подобрать фразу, отражающую смысл пословицы «Лучше меньше, да лучше» а)Одну   хорошую   книгу   прочесть   полезней,   б) б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных 6. Дополни слова в рассказе” Ежик”.                                                                        Пошел тем ... ночью серый ежик по ле ... гу ...     . Уви... красную клюквин ... и наколол на серую иголоч ... . Уви ... желтые лист ... и тоже нако ...  . Заметил,  нако..., в голубой лу ... голубую звездоч ... . Тоже хотел нако ...  ­ да ниче ... не выш ... . Додумал ежик, поду ... и накрыл ее лопух  ... . Пусть до утра поле ... . А утром под лопухом вмес ... голубой звез ... нашел большое краси ... солн ... . Вот еж смеял ... Очень.  7.Прочитай о синицах.    чем   семь     плохих. Синица очень красивая птица. Живет синица в лесу, гнездо делает в дупле дерева. Синицы на зиму не улетают на юг, остаются у нас. Питается синица жуками, гусеницами и другими насекомыми. Зимой в лесу корма для синиц мало. Они прилетают к домам, ищут кормушки. Люди зимой подкармливают синиц семенами подсолнуха и конопли, несоленым салом.  Составь вопросы о синице.  Напиши вопросы, которые ты составил о синице. Расскажи о синице ( по вопросам, которые ты записал).   К данным словам подбери другие слова, которые отвечают на вопросы: какая(ое, ие)? где? чем? о ком? кого? что? какая (ое, ­ ие)?  где?      8.  Речевые игры. ( Приложение № 6)   Результативность опыта    К концу 1 класса учащиеся должны овладеть   умениями и навыками составлять   и   записывать   предложения,   соблюдая   в   речи   грамматические закономерности, указанные в программе. 40% учащихся неудовлетворительно усвоила программные требования, 40%   удовлетворительно и только 20 % хорошо. Система   предложенных   упражнений   помогла   повысить результативность обучения учащихся.  К   концу   2   класса   60   %   учащихся соблюдали     в   речи   грамматические   закономерности;   устанавливали   связь между словами в предложении; определяли род и число существительных, глаголов и прилагательных. Обучению остальных 40 % учащихся уделялось особое внимание.   частях   слова, К концу 3 класса все учащиеся усвоили знания о частях речи, членах предложения,   научились   производить   фонетический, синтаксический  разбор и разбор слов по составу. Но у 40 % детей возникли трудности   при   определении   падежей   существительных   и   различении временных   форм   глаголов.   Поэтому   работа   над   дальнейшим совершенствованием письменной речи была продолжена. К концу 4 класса 2 учеников имели оценки «отлично», 2 ­ «хорошо»,  1­ «удовлетворительно».     Все   учащиеся   овладели   синтаксическим   разбором предложений,   усвоили   части   речи   и   их   признаки,   научились   производить разбор слов, как частей речи.   Андрей Д. Артем К. Карина К. Артем М. Анастасия Ф. В   1   классе     писать   изложения   текста   (30­40   слов)   не   могли   40   % учащихся.  Часть детей    использовала  однословные  предложения, у  других наблюдалось     расширение   объема   предложения   до   2­4   слов,   но синтаксические конструкции неправильно оформлены. Формы числа и рода не носили смыслоразличительной функции у 60 % учащихся. Практически все дети     употребляли   слова   в   узком   значении,   одним   словом     называли предметы, сходные по внешнему виду и по значению, а также  обусловленные общей ситуацией.  Все   ученики   I   класса   допускали   шибки   в словосочетании,     в формообразовании, в согласовании, в нарушение связи между  подлежащими и сказуемыми.  Состояние умения написания изложений  в 1 классе и Степень   раскрытия темы Количество развернутость микротем Соблюдение последовательности изложения Установление причинно­ следственных отношений  Пропуски описании отдельных событий Синтаксические конструкции Словарный запас Грамматические ошибки в   Андрей Д. Не   всегда полная  Артем К. Не   всегда полная  Карина К. Неполная  Артем М. Неполная  Анастасия Ф. Не всегда полная  Недостаточное Соблюдает  Соблюдает  Не соблюдает  Не соблюдает  Устанавли­ вает  Устанавли­ вает  Не устанавли­ вает  Не устанавли­ вает всегда   Не соблюдает  всегда   Не устанавли­ вает  Присутст­ вуют  Присутст­ вуют  Присутст­ вуют  Присутст­ вуют  Присутст­ вуют  Однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций Недостаточный  1. Ошибки в словообразовании. 2. Ошибки в формообразовании.  3.Ошибки в структуре словосочетаний. 4. Нарушение границ предложения.  5.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.  6. Пропуск необходимых слов в предложении.  Применение упражнений для развития письменной речи слабослышащих учащихся   помогло   экономным   способом   преодолеть   дефицит   речевого развития детей. и Степень   раскрытия темы Количество развернутость микротем Соблюдение последовательности изложения Установление причинно­ следственных отношений  Пропуски описании отдельных событий Синтаксические конструкции в Словарный запас Грамматические ошибки Отсутст­ вуют Разнооб­ разные Отсутст­ вуют Разнооб­ разные Присутст­ вуют  Отсутст­ вуют Отсутст­вуют Разнооб­ разные Разнооб­ разные Андрей Д. Полная  Артем К. Полная  Карина К. Полная  Артем М. Полная  Анастасия Ф. Полная  Достаточ­ ная  Достаточ­ ная  Не   всегда достаточ­ ная Достаточ­ ная  Достаточ­ная  Соблюдает  Соблюдает  Соблюдает  Соблюдает  Соблюдает  Устанавли­ вает  Устанавли­ вает  Устанавли­ вает  Устанавли­ вает  Устанавли­ вает  Простые распростра­ ненные предложе­ ния Недостаточ ­ный Много­ численные Достаточ­ ный  Мало­ численные  Достаточ­ ный Мало­ численные Сформированность умения   написания изложений  Достаточ­ ный Мало­ численные к концу обучения в начальной школе Достаточ­ный Мало­ численные В начале обучения только 1 ученик класса     умел составлять устно и записывать   4   –   6   предложений   на   определенную   тему.   Проведенная коррекционная работа в этом направлении   способствовала   накоплению и активизации   словарного   запаса,   обучению   построения   связных   речевых высказываний с соблюдением лексической, грамматической и композиционно­ логической правильности. В 4 классе 4  детей с нарушением слуха научились писать   сочинения описательно­повествовательного характера с элементами рассуждения.   Однако   одна   ученица   продолжала   испытывать   затруднения, требовала   направляющей   и   стимулирующей   помощи   педагога. Результативность   ее   обучения     не   удалось   повысить   до   уровня одноклассников,   что   объясняется   соматической   ослабленностью   и   общими расстройствами развития этого ребенка.     Библиографический список 1.   Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха / Р.М. Боскис. ­ М.: Просвещение,1988. 2.   Боскис   Р.М.   Развитие   письменной   речи   в   начальных   классах   школы слабослышащих / Р.М. Боскис, Л.Е. Фингерман.­ М.:Просвещение,1978. 3. Быкова Л.М.Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов / Л.М. Быкова. ­ М.: Просвещение,1989. 4. Васильева М.А. Задания по русскому языку для малокомплектной школы / М.А. Васильева, Г.Ф. Суворова. ­ М.: Просвещение,1983. 5. Донская Н.Ю., Комаров К.В. Организация, планирование и виды работ по обучению   грамоте   во   П   отделении   школы   для   слабослышащих   детей   // Дефектология,1992. ­ №4. 6.   Ефименкова   Л.Н.   Коррекция   устной   и   письменной   речи   учащихся начальных   классов   /   Л.Н.   Ефименкова.   –   М.:   Гуманитарный   издательский центр ВЛАДОС, 1999. 7. Козырева Л.М. Как образуются слова / Л.М. Козырева. ­ Ярославль, 2001 8. Комаров К.В. Развитие устной и письменной речи / К.В. Комаров, Е.Н. Капустин.­ Краснодар,1994.  9. Комаров К.В. Особенности обучения слабослышащих детей. / К.В. Комаров ­ М: Просвещение, 1985. 10. Коровин К. Г. К переходу  школ для слабослышащих и позднооглахших  детей на сокращенные сроки обучения // Дефектология, 1992. ­ №5­6. 11.  Лапшин  В.А. Основы  дефектологии /  А.В.Лапшин, Б.П. Пузанов. ­  М: Просвещение, 1990. 12. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. ­М., 1998. 13.  Программы   слабослышащих  и  позднооглохших детей. ­ М: Просвещение, 1994. 14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление / И.Н.  Садовникова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 специальной   общеобразовательной   школы   для 15. Скворцова И.В. 100 логопедических игр / И.В. Скворцова. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003 Приложение №1 ­ Урок по чтению. « Снеговик » (1 класс) Приложение Приложение   №2   ­   Адаптированные   тексты   диктантов   для   учащихся     с лексико­грамматическим недоразвитием ( 2 – 4 класс) Приложение №3. – Урок по развитию речи «Составление рассказа по серии картин» ( 2 класс ) Приложение №4 – Примерный речевой материал для уроков развития речи  ( 1 – 4 класс )  Приложение   №5   –   Урок   по   формированию   грамматического   строя   речи «Изменение имен прилагательных по родам» ( 3 класс ) Приложение №6 – Речевые игры  Урок по чтению «Снеговик», 1 класс Приложение №1 Цель:1. Обучение выделению незнакомых слов и выражений. 2. Обучение пониманию предложений, организующих учебный процесс. 3. Развитие связной речи. 4. Коррекция звукопроизношения и интонации. 1. Оргмомент.        \Вы готовы к уроку?\ (Фразы, ограниченные скобками \\ предлагаются учащимся на слух за экраном)     \Какой сейчас урок\      \Который сейчас урок?\       Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? 11. Вводная беседа перед чтением текста. Как вы помогаете птицам зимой? Что вы насыпаете в кормушку? Сейчас будем читать рассказ и узнаем, какую кормушку сделали ребята. Послушайте, как называется рассказ.  \Снеговик\ ф\з    снеговик           Сказала мама:»Снеговик?»           Сестра сказала:»Снеговик.» А я сказал им:»Снеговик!» 111. Первичное чтение. \Откройте   книги\   Прочитайте   рассказ   сами.   Карандашом   подчеркните непонятные слова. ( слова на табличках вывешиваются на доске)   1У.Беседа \Как называется рассказ?\     \О ком говорится в рассказе?\ \О чем говорится в рассказе?\   Когда это происходит? У.Повторное чтение Установка:   Прочитайте   рассказ   еще   раз   и   подумайте,   как   ребята   делали снеговика? Чтение. Куда пошли ребята? Зачем? У1. Работа над усвоением содержания прочитанного. Ребята начали возить снег на середину двора. Покажите, как.( на столе санки, лопата, снег­вата) Скоро среди двора выросла большая куча снега. Мы читали внятно, быстро и понятно. Потом перескажем. А пока слепим мы снеговика. \Будем делать аппликацию\ Как ребята лепили снеговика? Сначала … Потом скатали … Затем … положили на … После этого …      Вместо глаз…    вместо носа…    На голову надели … Прочитай. Повтори. Скажи сам. Где написано? Параллельно идет изготовление аппликации. Приклей. Кто прилетел на кормушку? Что стали делать птички? Идите к доске. Ты будешь снеговик, а вы – птички. Покажите, что стали делать птички. Что говорили ребята? ф\з    Смотрите! Наш снеговик кормит птичек! Работа   маленького   учителя.   Покажи   на   аппликации   середину   двора, туловище, глаза, старую шляпу, ком снега, кормушку. У11. Итог урока. Какие были ребята? Почему ребята были рады? Почему птички были рады? 1. Никулина М.И.Уроки чтения в школе для слабослышащих детей / М.И. Никулина. ­ М.: Просвещение, 1991. Список литературы 2.   Понгильская   А.Ф.   Книга   для   чтения   в   1   классе   школы   глухих   /   А.Ф. Понгильская. – М.: Просвещение, 1986 Адаптированные тексты диктантов для учащихся с лексико­ Приложение №2 грамматическим недоразвитием Тема:  «Зима» 1 класс На дворе сильный мороз. Все покрыто снегом. Ребята бегут на пруд. Лопатами чистят снег. Каток готов. Дружно и хорошо работают ребята.  На   севере   жила   белая   медведица.   У   нее   родился   медвежонок. Медведица   назвала   его   Умка.   Берлога   у   них   была   теплая.   А   на   улице холодная ночь. Сильный мороз. Ольга надела пальто. Девочка взяла коньки. Она идет на школьный каток. Тут мальчики быстро скользят по льду. Сильному морозу их не испугать. Около катка ольха и ель. На ольхе сидит снегирь. Пришли   сильные   холода.   Выросли   большие   сосульки.   Больной   Витя сидит   у   окна.   У   крыльца   играют   мальчики.   Они   хотят   порадовать   Витю. Мальчики лепят из снега снежную бабу. Сильный мороз. Мальчики взяли коньки и бегут на каток. Они скользят по льду. Долго катались дети. Маленький Петя отморозил пальчик. Очень больно. Сестра Ольга отвела Петю домой.  Пришла зима. В декабре стоит морозная погода. Дуют холодные ветры. Выпал снег. Снег лежит на земле, на ветках деревьев, на крышах домов. Небо покрыто тучами. 2 класс На дворе зима. Стоят сильные морозы. Гулять нельзя. Дети сидят дома. Они стали играть в школу. Старший брат учит маленькую Свету писать. Мама готовит ужин. Папа пишет письмо другу. Январь.   Сильные   морозы.  Ольга   надела   пальто   и   вышла   на   крыльцо. Везде большие сугробы. Долго гулять нельзя. Ольга вернулась домой. В печке тлеют угольки. Маленький щенок Булька грызет кость. Прошла   дождливая   осень.   На   улице   зима.   Стоит   морозная   погода. Кругом   светло   от   снега.   Пришла   зимушка   и   в   лес.   Запорошила   деревья. Шапки снега лежат на ветках елей. На снегу можно увидеть следы зверей. Вот бежал через полянку заяц. Под сосной лежат пустые шишки. Чья это работа? Это белочка или дятел. Зима.   Стоит   мороз.   Надо   топить   печку.   Папа   зовет   Сережу   пилить дрова. Они идут на площадку во дворе. Там лежат толстые бревна. Сережа несет пилу. Папа принес нам елку. Елка была пушистая и красивая. Игрушки на елку купила тете Марина. Вот зайка и белка. А вот бусы. Хороша елка. Я смотрю в окно. На земле лежит снег. На крышах домов тоже лежит снег. В саду на ветках деревьев тоже снег. Не снегу видны следы. Это собака Жучка протоптала узкую тропинку. День чудесный. Идет пушистый снег. Во дворе играют дети и собака Пушок. Оля и Юра слепили из снега снежную бабу. От снега замерзли руки. Зимой мы пришли в лес. Стоит ясный день. Воздух чистый и морозный. У куста я вижу старый пень. Над елкой кружится стая птиц. Стучит пестрый дятел. 3 класс Трещали морозы. Иней запушил деревья. На сосне лежат шапки снега. Мороз   затянул   пруд   льдом.   Мягкий   белый   ковер   покрыл   землю.   Ребята полили водой горку. Получился каток. На катке шумно и весело. Вот катается на коньках Юра. Маленький Ваня не умеет кататься. Он смотрит на ребят. За окном метет метель. От ветра качаются стволы берез и рябин. За два часа на крыльцо намело большой сугроб. Я надеваю теплую куртку и выхожу на улицу. Беру лопату и расчищаю дорожку. Какой   красивый   лес   зимой!   Кругом   пушистые   сугробы.   Хороши высокие ели. На ветках шапки снега. У куста зайка. В дупле уснула белка. На ель села птица. Зимний день. Около дома гуляют дети. Ваня строит горку. Антон катит ком снега. Это будет снеговик. У Юли санки. Она возит брата Петю. Саша идет на каток. У него в руках коньки. Утром Коля вышел из дома. Дул сильный ветер. Выла вьюга. Малыш боялся идти в школу один. Он заметил Сашу. Тот испугался вьюги и стоял под деревом. Мальчики взялись за руки и побежали в школу. Пушистые снега укрыли поля и холмы. Лесник Алексей Иванович встал на лыжи. Он едет в лес. Рядом бежит собака Полкан. На тропинке следы лисицы. Она искала добычу. Тут бегал косой. А вот следы белочки. Чудесные   стоят   деньки.   Яркое   солнышко   и   сильный   мороз.   Пруд покрыл толстый лед. Ребята устроили там каток. Петя и Настя катаются на коньках.  Хорошо  едут  коньки.  Ребята   вышли  во   двор.  Что   делать?  Стали строить горку. Взяли мальчики лопаты. Дружно работают дети. Скоро у стены выросла горка. Девочки полили ее водой.  Максим   Иванов   побежал   на   пруд.   Кругом   лежал   белый   снег.   Был сильный мороз. Ветер качал березы. Пруд замерз. Там девочки и мальчики катались на коньках. Старшие ребята быстро мчались.  4 класс Под елью была яма. Осенью медведь устроил там берлогу и залег на зиму.   Намело   над   берлогой   сугроб.   Трещим   мороз.   Дует   злой   ветер.   А медведь спит. Пришло весеннее тепло. Проснулся мишка. Вылез он и пошел искать пищу. Гуляют   вьюги.   Трещат   морозы.   Спит   зимний   лес.   Полянки   укрыл пушистый снег. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залег медведь. Лесник Иван Петрович кладет в кормушку корм для зверей. В лес пришла зима. Хлопья снега падают на землю и на деревьях. На снегу много следов. Можно увидеть лису, зайца и белку. Не встретить ежа и медведя. Они спят. На улице мороз. Дует сильный ветер. Не слышно птиц. Только дятел стучит. Медведь залег в берлогу. Лиса спряталась в норе. Белка грызет орехи в дупле. Только заяц дрожит под кустом. На   дворе   холодно.   Снег   покрыл   землю.   Мороз   разрисовал   стекла замысловатыми   узорами.   Воробьи   прыгают   по   заснеженным   дорожкам. Голодно им зимой. Пришла зима. Ударил мороз. Бабушка Даша вяжет для внуков теплые вещи. У Алеши теплый свитер. У Кати зеленый шарф. У Миши толстые носки. Рядом спит кот. Ему и так тепло. В   январе   много   снега.   Ребята   могут   кататься   на   санках.   Девочки катаются   на   коньках.   Мальчики   играют   в   снежки.   Дети   лепят   снеговика. Весело ребятам зимой.  Наступила   суровая   зима.   Мороз   покрыл   льдом   реки.   Спрятались   от холода звери. Улетели на юг перелетные птицы. Тихо в лесу. Только дует ветер.   Трудно   в   лесу   снегирям   и   синичкам.   Люди   кормят   птиц   зерном   и крошками хлеба. Таня   пошла   кормить   птиц.   Она   положила   корм   в   кормушку.   Но кормушку прилетели синички, воробьи, снегири. Потом прилетела незнакомая птица. Все птицы клевали корм.  Поля и холмы покрыл белый ковер. Прячутся от холода лесные жители. Дремлет около куста зайчик. Зимой он сменил свою серую шубку на белую. В нору   под   сосной   залезла   лисица.   В   дупле   на   сосне   спряталась   белка.   Не увидишь   зимой   в   лесу   медведя.   Еще   осенью   он   залег   в     берлогу.   Только голодный волк бродит по тихому лесу. Зимой дети катаются на санках и на коньках. Ребята лепят снеговиков и играют в снежки. Весной можно пускать кораблики, играть на улице в мяч. Мальчики катаются на велосипеде. Девочки прыгают через скакалку. Летом ребята загорают и купаются в реке. Осенью дождливая погода. Мальчики и девочки сидят дома. Они читают книги, рисуют и смотрят телевизор.  Приложение №3 Урок по развитию речи «Составление рассказа по серии картинок» 2 класс Цель:1. Составить рассказ по серии картинок на основе деформированного текста. 2.   Работа   над   интонированием   речи   с   использованием   элементов фонетической ритмики. 3.Обучение   учащихся   оценке   ответа   товарища   и   высказыванию   своего отношения ( Подтверждающее или отрицающее ответ) 4. Коррекция звуков с, з. 5. Развитие слухового восприятия. 1. Оргмомент. \Какой сейчас урок?\ \Который сейчас урок?\ \Будем составлять рассказ по серии картинок\ Скажем вместе. Повтори. \Что мы сделали?\ 11.Ф\з  с___неговик                          Заяц залез на лестницу. Снеговик                                Заяц обрадовался.   Лес(т)ница залез(с) Обрадовалс___я \фразы за экраном\ 111. Определение последовательности картинок. \Будем расставлять картинки по­порядку\ Покажи … картинку. Кто согласен с …? Кто не согласен с .. ? \Что мы сделали?\ 1У. Составление рассказа. \Прочитай предложения\ Какое слово непонятно? Я не знаю слово … На доске на табличках деформированный текст. 1 и 2 предложения предъявляются на слух. \Выбежал зайка погулять\ \Увидел он снеговика\ Теперь сами найдите 3 предложение. Ф\з З___ахотел                           Захотел зайка достать морковку. Захотел Достать Захотел достать Какое предложение следующее? Принес зайка лестницу и залез на нее. Прочитаем предложение вместе. Опять не может достать морковку. Думает зайка:»Что делать дальше?» Ф\з С___олышко                                          с___неговик Солнышко                                               снеговик Стало солнышко греть Стало солнышко греть, снеговик и растаял. Найдите следующее предложение. Ф\з  с___хватил                                                с___тал  ес__ть Схватил морковку                                    стал есть   Обрадовался зайка, схватил морковку и стал есть. Скажем вместе. Повтори. \Что мы сделали?\ У. Чтение составленного рассказа. \Будем слушать чтение учителя\ \Будем читать по предложениям\ У1. Придумывание названия рассказа. У11. Итог урока. Список литературы 1.   Лалаева   Р.И.   Логопедическая   работа   в   коррекционных   классах   /   Р.И. Лалаева. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 2. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 1997 Приложение №4 Темы  по развитию речи (примерный речевой материал) 1 класс «Овощи и фрукты» Помидор, огурец, морковь, горох, лук, редис, кукуруза, картофель – это овощи. Овощи растут на огороде. Я люблю морковь. Яблоко,   груша,   слива,   клубника,   апельсин,   вишня,   виноград,   лимон, арбуз  – это фрукты. Фрукты растут в саду. Я люблю апельсин. Описание овощей и фруктов. Какой по форме, по цвету, по вкусу? «Осенью» Осенью солнце светит, но не греет. Небо покрыто тучами. Часто идут дожди. Дует холодный ветер. На деревьях красные и желтые листья. Листья падают   на   землю.   Трава   вянет.   Птицы   улетают   на   юг.   Дикие   животные готовятся к зиме. Люди надевают сапоги, пальто и шапки. «Дикие животные» Волк, лиса, медведь, заяц, белка, еж – это дикие животные.  Дикие животные живут в лесу. Медведь спит в берлоге. Белка живет в дупле. Заяц спит под кустом. Лиса живет в норе. У белки – бельчонок. У медведя – медвежонок. У лисы – лисенок. У волка – волчонок. У ежа – ежонок. Корова,   кролик,   лошадь,   свинья,   курица,   кошка,   коза,   собака   –   это «Домашние животные» домашние животные.  Корова дает молоко, масло, сыр. Свинья дает мясо и кожу. Овца дает шерсть. Кролик дает мясо и мех. Кошка ловит мышей. Курица несет яйца. Лошадь перевозит грузы. Корова,   свинья   и   овца   живут   на   ферме.   Лошадь   живет   в   конюшне. Кролик живет в клетке. Курица живет в курятнике. «Моя  семья» Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься?  Сколько человек в твоей семье? Как зовут твою маму? Где и кем она работает?  Как зовут твоего папу? Где и кем он работает?  Как зовут твоего брата (твою сестру)? Сколько ему (ей)лет?  Какая твоя семья? «В классе» Я учусь в первом классе. Мою учительницу зовут Инна Геннадьевна. Мою   воспитательницу   зовут   Екатерина   Ивановна.   Наш   класс   большой   и светлый. Класс находится на третьем этаже. В классе есть шкафы, парты, доска, стулья, стол. В шкафу лежат книги, тетради, карандаши и ручки. В классе два окна. На окнах стоят цветы. «Улица» Я учусь в городе Белгороде. Моя школа находится на улице Буденного 4. Рядом со школой есть школьный двор и стадион. На нашей улице стоят многоэтажные дома. Напротив школы находится магазин. Недалеко от школы есть аптека и больница. Около школы находится остановка автобуса. «Зимой» В выходной день ребята надели теплые пальто, шапки, сапоги и пошли в зимний лес. День был ясный и солнечный. Кругом снежные сугробы. Деревья и кусты покрыты снегом. Снег блестит на солнце. Ребята заметили на снегу следы зверей и птиц. Красиво зимой в лесу! Нарисуй. Назови. Покажи. Части лица – подбородок, рот, ресницы, глаза, лоб, нос, брови, щеки, «Части лица и тела» уши. Части тела – голова, туловище, шея, грудь, колени, руки, ноги, живот, локти, стопы, кисти. «Мой дом» Где ты живешь? Сколько этажей в твоем доме?  На каком этаже находится твоя квартира?  Сколько комнат в твоей квартире? Какая твоя комната?  Сколько окон в твоей комнате? Какая мебель стоит у тебя в комнате?  Как ты помогаешь маме поддерживать порядок в комнате? «Весной» Весной греет солнышко. Снег тает. Он стал грязный. Текут ручейки. На дорогах   лужи.   Деревья   и   кусты   стоят   голые.   Прилетели   грачи.   Они   вьют гнезда на деревьях. Мальчики вешают скворечники. Ребята пускают лодочки в ручейках. 2 класс «Летник каникулы» Какая погода была летом?  Где ты был летом?  Куда ты ходил? Как ты помогал взрослым? В какие игры ты играл? Какие книги ты прочитал? Хорошо ли ты отдохнул? «Осень пришла» Стало холодно. Часто дует сильный ветер. От ветра качаются ветки деревьев. Начался листопад. На дорогах стало грязно. Погода часто меняется. Утром   пасмурно,  идет   дождь.  Днем   из­за   туч   выглядывает   солнце.  Птицы улетают на юг. Люди ходят в плащах и куртках, берут с собой зонтики. «Школьная библиотека» В нашей школе есть библиотека. Она находится на втором этаже. Там работает библиотекарь Татьяна Алексеевна. В нашей библиотеке много книг. Книги стоят на полках и в шкафах. После уроков мы ходим в библиотеку. Татьяна Алексеевна выдает нам книги и журналы. Вместе с воспитателем мы читаем рассказы, сказки, стихотворения. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Текст   составляется   индивидуально   с   каждым   учеником.   В   тексте описывается   внешний   вид   какого­либо   животного,   место   его   обитания, повадки. «О животных» «Профессии» В нашей школе работают люди разных профессий. Учитель учит нас читать, писать и правильно говорить. Воспитатель помогает нам делать уроки и читает книги. В кабинете врача нам дают таблетки и делают уколы. Повар готовит для нас вкусную  еду. Столяр  ремонтирует мебель. Слесарь  чинит кран. Библиотекарь выдает книги. «Что такое хорошо и что такое плохо» Митя   и   Демушка   шли   из   школы.   День   был   ясный,   морозный,   снег блестел на солнце. На сосне искали семена снегири. Демушка выстрелил в снегирей  из  рогатки. «Не  смей  бить  птиц», ­  закричал   на  Демушку  Митя. Митя  отнял  у  Демушки  рогатку  и бросил  в сугроб. Демушка  подбежал  к березке и начал ее ломать. «Не смей березку ломать, ­ опять закричал Митя. ­ Мы – друзья природы. Мы природу любим и бережем.» «Как зимуют животные» Под елкой спрятался заяц. Его не видно на снегу, потому что он белый. Белка утеплила дупло, чтобы не дуло. Она приготовила на зиму орехи, грибы и   желуди.   Шубка   у   белки   стала   серой.   Лиса   приготовила   в   норе   теплую постельку из мягких листьев. Еж зарылся в листья на целую зиму. Лягушка залезла   в  мох  и  заснула.  Медведь   забрался   спать  в  берлогу.  Плохо   зимой волку. Нет у него дома. Холодно волку в морозные ночи. «Моя улица» Где ты живешь? Где находится твой дом? Что расположено напротив твоего дома? Что находится рядом с твоим домом? Что находится справа и слева от твоего дома? Какой транспорт ездит по твоей улице? «Вот начинается весна» Наступила весна. Все ярче светит солнышко. Снег на дороге потемнел. Снег   тает,   бегут   ручейки.   На   пригорках   появились   проталины.   На   реке начался  ледоход. На деревьях набухли почки. Возвращаются с юга перелетные птицы. А в лесу распустились первые весенние цветы – подснежники. «Моя любимая сказка» Как называется твоя любимая сказка? Кто ее автор? О ком говорится в сказке? Расскажи краткое содержание. Чему учит сказка? Какой главный герой тебе понравился больше всего? «Подарок маме» 8 марта Таня и Вова пришли из школы. Таня надела фартук и вытерла пыль. Вова подмел пол, на стол постелил чистую белую скатерть. Потом Таня быстро оделась и побежала в магазин. Она купила конфеты и печенье. Таня пошла в цветочный магазин и купила цветы. Вова привел из детского сада маленького брата Сережу. Пришла мама с работы. Дети сказали: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником 8 марта!» «Школа – интернат» Я учусь в школе­интернате №23. многие ребята живут тут всю неделю. Только на субботу, воскресенье и в каникулы ездят домой. Поэтому наша школа   называется   интернатом.   Ребята   в   интернате   живут   как   одна   семья. Дружно играют, помогают друг другу. Вместе ходят в театр, на прогулку, отмечают дни рождения. Ребята стараются быть вежливыми и аккуратными, хорошо учиться. 3 класс «Быстро лето пролетело» Когда начались летние каникулы? Сколько времени продолжались каникулы? Где ты был летом? Куда ты ходил? Как ты помогал взрослым? В какие игры ты играл? Какие книги ты прочитал? Хорошо ли ты отдохнул? Ходил ли ты летом на речку? С кем? Как называется река? Что ты делал на реке? Любишь ли ты купаться? Когда ты приехал в школу? С кем ты приехал в школу? Соскучился ли   ты   по   школе?   Где   ты   встретился   с   учителем   и   ребятами?   О   чем   ты спрашивал товарищей?  «Снова осень наступила» С   конца   августа   начинается   похолодание.   Осенние   дожди   идут постоянно.   На   деревьях   с  каждым   днем   становится   все   больше   желтых   и красных листьев.  Ветер  срывает  листья с  деревьев  и  устилает  ими землю. Исчезли   цветы.   Пожелтела   трава.   Собираются   в   путь   перелетные   птицы. Пусто и глухо в полях и лесах. Только вороны каркают, да с криками летают стаи галок. «Что мы знаем о животных» Текст   составляется   индивидуально   для   каждого   ученика.   В   тексте описывается   внешний   какого­нибудь   животного,   указывается   место   его обитания, приводятся интересные факты из жизни этого животного. «Как вести себя на улице» Я учусь в Белгороде. В городе много улиц. По дорогам ездят автобусы, троллейбусы, такси и другие машины. Прохожие идут по тротуару. Надо быть осторожным, когда переходишь улицу. Дорогу можно переходить только там, где   есть   переход.   Переходы   бывают   наземные   и  подземные.  Улицу   можно переходить  только при зеленом свете светофора. А когда нет светофора, то надо сначала посмотреть налево, потом направо. И если нет машин, можно переходить улицу. «Умелые руки» В   нашей   школе   есть   кружок   «Волшебный   бисер».   Руководит   этим кружком   Лариса   Васильевна.   Я   с   большим   удовольствием   посещаю   этот кружок. Лариса Васильевна учит нас делать различные поделки из бисера. Мои руки превращаются в умелые руки, а бисер вспыхивает разноцветными огоньками на задуманном изделии. Для своей мамы я сделал цветы из бисера и подарил ей поделку на праздник 8 марта. Для работы я использовал бисер красного, желтого, зеленого, коричневого  цвета, нитки и проволоку. Моей маме очень понравился подарок. «Зимний день» Был хороший зимний день. В лесу очень красиво. Вокруг много снега. Снег покрыл землю, траву и кусты, шапками лежал на ветках ели. Светило солнце и шел редкий снег. Снежинки кружились и медленно падали на землю. По лесу давно никто не ходил. Только птицы слетали на землю. Я думаю, что они искали корм. «Мы читаем» В нашей школе есть библиотека. Она находится на втором этаже. Там работает библиотекарь Татьяна Алексеевна. В нашей библиотеке много книг. После   уроков   мы   вместе   с   воспитателем   ходим   в   библиотеку.   Татьяна Алексеевна выдает нам книги и журналы. Я прочитал много рассказов, сказок и стихотворений.  Писатели Ушинский, Соколов­Микитов, Сладков и поэты Пушкин, Фет, Суриков пишут о красоте русской природы.  О   животных   мы   узнаем   из   рассказов   Пришвина,   Скребицкого   и Чарушина.  О   хороших   и   плохих   поступках   детей   нам   рассказывают   Пермяк, Чаплина, Осеева.  Рассказы о маме  написали Вознесенская, Седугин, Донникова. Автор моего любимого рассказа ______ . Рассказ называется ______ . В рассказе говорится о том, как ______ .      «Как мы отдыхаем» Я   знаю   много   разных   игр,  забав   и  развлечений.  Летом   я   катаюсь   на велосипеде, играю с мячом, в бадминтон и теннис. Если на улице жарко, то купаюсь в реке и  загораю на солнце. Зимой мне нравится кататься на коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Весной тает снег, бегут ручьи. Поэтому я с удовольствием пускаю в ручейках кораблики. Когда наступает дождливая погода, я меньше времени провожу на улице. Но и тогда мне не бывает   скучно.   Я   рисую,   читаю   сказки,   играю   в   настольные   игры.   Моя любимая настольная игра ­ … .А в течение всего года в нашем интернате проводят   веселые   праздники.   Там   мы   рассказываем   стихи,   поем   песни   и танцуем.  «Профессии» В  нашей  школе работают  люди самых  разных  профессий.  Учителя и сурдопедагоги  учат нас красиво и правильно говорить, читать и считать. От воспитателя мы узнаем о правилах поведения, хороших и плохих поступках. Библиотекарь выдает детям новые учебники и книги. Если мы заболеем, врач и   медсестра   будут   нас   лечить.   Они   измерят   нам   температуру,   дадут лекарства,   сделают   уколы.   В   столовой   работают   повара,   которые   готовят ребятам вкусные блюда. Столяр делает новую мебель и ремонтирует старую. Когда сломается труба или батарея, ее починит слесарь. В старших классах мы   все получим профессию. Мальчиков научат делать изделия из дерева и металла, а девочек – шить.   «Моя мама» Восьмое   марта   –     Международный   женский   день,   первый   весенний праздник. Его отмечают во всем мире. В этот день самые лучшие слова и подарки, сделанные своими руками, я подарю своей мамочке. Мама всегда была рядом со мной.  Когда я еще не умел ходить, мама носила меня на руках. Когда я еще не умел говорить, мама понимала меня без слов. Угадывала мои желания , знала, что у меня болит.  Моя   мама   очень   красивая.   У   нее   ________   волосы,   ________глаза, добрая улыбка. Руки у мамы ласковые, заботливые и умелые. Я люблю свою маму, потому что она добрая, умная и трудолюбивая. У меня самая лучшая мама на свете! «Весна идет» Застучала   за   окошком   звонкая   капель.   Потеплел   воздух,   потемнел   и осел снег. Умчались зимние дни. Только легкий мороз еще пытается по утрам напугать весну. В лесу   около   стволов деревьев уже пробивается нежная зеленая   травка.   Набухли   на   деревьях   почки.     Все   дышит   весной.   Скоро появятся первые цветки­сережки на деревьях. Возвратятся с юга перелетные птицы. Начнут поправлять свои старые гнезда и выводить птенцов. А потом распустится и зазеленеет лес. На опушках появятся первые весенние цветы. А солнышко будет все ярче и ярче греть землю. 4 класс «Быстро лето пролетело» Сколько времени продолжались каникулы? Где ты был летом? Куда ты ходил (ездил)? Как ты помогал взрослым? В какие игры ты играл? Какие книги ты прочитал? Хорошо ли ты отдохнул? Ходил ли ты летом на речку? С кем? Как называется река? Что ты делал на реке? Когда ты приехал в школу? Соскучился ли ты по школе?  «Осень – дни ненастные, листья желто­красные» В   октябре   стоит   ненастная   погода.   Дует   резкий   холодный   ветер. Кружатся в воздухе разноцветные листья. Вот с березки летят светло­желтые листочки. На дорожках лежат красные листья осинки, бурые листья тополя и дуба. Днем и ночью моросит дождь. Но бывают и солнечные дни. Тогда становится красиво, как в сказке. Осеннее   солнышко   освещает   темную   зелень   елей   и   белые   стволы   берез. Листья с деревьев падают золотым дождем. И   снова   нахмурилось   небо.   Дождь   начинает   сыпать   маленькими капельками на землю. Так и будет идти день, два, три, не переставая. «О нашей Родине» В   нашей   большой   стране   у   каждого   человека   есть   свой   маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. Любит место, где он родился и живет, любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живет, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги – у каждого народа свое. Без Родины и без своего народа человек не может жить. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. «В театре» В ноябре мы всем классом ходили в драматический театр.. Это одно из самых красивых зданий в городе Белгороде. Там большой зал, заполненный рядами кресел. Вся передняя часть театра – партер. За партером лесенкой поднимается амфитеатр. По бокам зала расположены балконы. После звонка мы   вошли   в   зрительный   зал   и  заняли   места.  Медленно   гаснет   люстра   под потолком.   Начинается   спектакль.   Мы   смотрели   спектакль   «…».   В   нем говорится   о   том,   как   …   .   Все   с   интересом   следили   за   действием.   Когда спектакль закончился, зрители наградили артистов аплодисментами «К шестидесятилетию Победы» 22 (двадцать второго) июня 1941(тысяча девятьсот сорок первого) года Германия напала на нашу страну. Началась   Великая Отечественная  война. На   курской   дуге   гитлеровцы   хотели   уничтожить   советские   войска.     На Прохоровском поле произошло самое  крупное в истории танковое сражение. За мужество и героизм  многие советские воины были награждены орденами и медалями.   5(пятого)   августа   1943   года   в   Москве   был   дан   салют   в   честь освобождения   городов   Орла   и     Белгорода.   Поэтому     Белгород   называют городом первого салюта.   В     честь   героев,   которые   освобождали   город, названы   улицы   и  поставлены   памятники.  Это   генерал  Апанасенко,   маршал Конев,   герой  –  танкист   Андрей   Попов,   генерал   Ватутин.  В  центре   города Белгорода находится братская могила, у которой горит вечный огонь.  В этом году исполняется 60 лет со дня Победы Советской армии над гитлеровцами.   «Книга – наш лучший друг» «Кто много читает – тот много знает», ­ говорит народная пословица. И это   так.   Книги   рассказывают   нам   о   природе,   разных   странах, путешественниках, музыкантах, приключениях и фантастике. Чтобы знать и понимать все то, что в книге написано, читать надо вдумчиво, не спеша, не пропуская   страниц.   Книги   надо   беречь.   Книга   –   наш   помощник   в   труде. Рабочий   читает   литературу   о   технике,   чтобы   лучше   управлять   станком; фермер – по агрономии, чтобы собирать хороший урожай; врач – по медицине, чтобы   правильно   лечить,   учитель   –   по   педагогике,   чтобы   лучше   учить   и воспитывать детей. Урок по ФГСР Приложение №5 «Изменение имен прилагательных по родам» 3 класс Цель:   1.Закрепить   знания   и   умения   учащихся   по   теме   на   основе использования игрового и занимательного материала                  2.Развивать слуховое восприятие и формировать навык считывания с губ.                   3.Контролировать звукопроизношение. 1.Оргмомент Мы будем разговарить И будем выговаривать Все правильно и внятно, Все четко и понятно. Ошибки будем исправлять, Составим предложения, Диктант напишем, А сейчас прочтем стихотворение. 11. Введение в тему    Послушайте стихотворение          Я вчера смотрел  в окно,                                                              Было там черным­черно.                                                              Утром глянул­вот те на!                                                              Что за белая страна?                                                              Тучка белая плывет,                                                               Речка белая течет                                                               Там белое небо                                                               Там  белые ночи,                                                               Там белое все,что увидеть захочешь.                                                                Не привиделась она мне во сне.    / Прочитайте стихотворение/           Нарисована страна на окне       Выберите словосочетания со словом белый.Какая   это часть речи? Что обозначает прилагательное? Прилагательное обозначает признак предмета. С какой частью речи связано прилагательное?    Прилагательное связано с существительным. Почему в словах разные окончания? Прилагательные изменяются по родам  Как  определить род прилагательного?  Род прилагательного определяется по роду существительного, связанного с ним.      Ф\З  .                              Сегодня на уроке  будем изменять прилагательные  по родам 111. Изучение темы     1.\Будем исправлять ошибки\  Посмотрите, кто это? Буратино тоже учится в школе. На уроках грамматики он изучал , как изменяются прилагательные по родам. Но слушал учителя невнимательно   и,  когда   выполнял   задания,  допустил   много   ошибок.  Мы   с вами должны найти и исправить эти ошибки. Вот какое стихотворение написал Буратино. Прочитайте его и подумайте, все ли тут правильно?     Из­за леса Темная, Грозная. Огромная, Выплыла,сверкая. Облако грозовая. Какое   слово   Буратино   употребил   неправильно?   Какое   слово   тут     надо написать? ( картинки с изображением облака и тучи ). Туча ( какая? ) темная, грозная, огромная Облако ( какое? ) белое, легкое, большое Вот   еще   одно   задание,   которое   выполнил   Буратино.Он   составил словосочетания, но все перепутал. Задача        дружн        ое Рассказ        глубок        ый Лекарство        трудн        ый Класс        интересн       ая Море        заботлив       ая Внучка      горьк       ое /Будем составлять словосочетания/ / Будем ставить вопросы к прилагательному/ ( работа выполняется по цепочке ) Что делали?       Исправляли  ошибки                             Составляли словосочетания                             Ставили вопросы к прилагательным                             Дописывали окончания прилагательных 2.Диктант    / Откройте тетради/    / Запишите число, классная работа /    / Будем писать диктант /    Холодный ветер, морозная зима, высокое дерево, синяя ручка, большой дом, маленький котенок, зимнее пальто Что сделали?    Написали диктант     / Будем определять род существительных / Назови   существительные   мужского   рода.   Поставь   от   них   вопросы   к прилагательным. Ветер – мужской род, какой? Холодный Выставление таблицы окончаний прилагательных мужского рода Прилагательные мужского рода имеют окончания … Аналогичная   работа   с   таблицами   окончаний   прилагательных   среднего   и женского рода Прилагательные женского рода имеют окончания … Прилагательные среднего рода имеют окончания … 3.Самостоятельное оставление словосочетаний На   отдельном   столе   лежат   разрезанные   слова.   Послушайте   задание.   /Кто составит больше словосочетаний/ Белый, белая, белое Сочный, сочная,сочное Высокое,высокая,высокий Голубой,голубая,голубое Трудный,трудная,трудное Дело,шар,небо,юбка,сосна,задача,вопрос,бумага,снег,персик,облако,груша,ябл око,дерево,дом Составьте и запишите предложение с одним из словосочетаний. 4. Составление предложений и    словосочетаний по картинкам Артем­зеленый бант   красный  барабан    желтое одеяло Адрей­черный свитер    черный воротник    черная ворона Максим­желтый подсолнух    желтая рубашка    желтое платье     Настя­красная крыша    красное яблоко    красный помидор Карина­голубой платок    голубая тарелка    голубой шар / Будем составлять и записывать предложение / С одним из словосочетаний составляется и записывается предложение Составили и записали предложение 5. Распространение предложений прилагательными     \Будем вставлять пропущенные прилагательные\                     Выпал   (какой?) снег. Ударил (какой ?) мороз. Реки и озера сковал ( какой?) лед. У медведя ( какая?) берлога. Там (какая?) хвоя и (какой?)мох. Тепло и уютно медведю в берлоге.       /Запиши рассказ в тетрадь/ 6. Образование прилагательных от существительных (город)парк­городской парк (мороз)день (мебель)магазин (свет)комната (вкус)яблоко Составь и запиши предложение с одним словосочетанием.  7.Индивидуальные задания.    1У. Итог урока. Список литературы 1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе   /   А.К.   Аксенова.   М.:   Гуманитарный   издательский   центр ВЛАДОС, 2001.  2. Зикеев   А.Г.   Учебник   для   3   класса   школы   слабослышащих   /   Т.А. Абрамова, А.Г.,  Зикеев, К.Г. Коровин. – М.: Просвещение, 1993 Речевые игры Приложение № 6 ­«Викторина». Цель: развивать речевое внимание и память детей, учить  подбирать к предмету или объекту точное определение, строить полные и  четкие предложения при ответе на вопрос. ­ «Домашние птицы»: Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже? Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще?  Сколько ног у двух кур? Сколько голов у трех уток? Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет? У кого ног больше – у курицы или петуха? У кого больше крыльев – у двух гусей или у двух петухов? ­«Дикие животные».  Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий? Кто самый  низкий? А кто ниже жирафа? Чего больше – медведей или медвежьих ушей? У кого больше лап – у зайца или у волка? Волк догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем? Кто больше – лиса или заяц? А у кого больше ушей? Нора справа от дерева. Что слева? Сколько ушей у двух зайцев? А ног? ­«Скажи наоборот». Цель: практическое употребление предлогов К и ОТ Мама подошла к столу.   (Мама отошла от стола) Заяц прибежал к лисе. Собака подбежала к хозяину. К Маше пришли гости. Ласточка подлетела к дереву. ­«Я, ты, он, она». Цель. Изменение глаголов по лицам. Я пью сок. Ты пьешь сок. Они пьют сок. Вы пьете сок. Он пьет сок. Я люблю молоко. Я ем суп. Я наливаю чай. ­«Наведи порядок». Цель. Уточнение и формирование словарного запаса. Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ. Поленья полыхают в …РЕЧКЕ.        Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ        И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ. На пляже тепленький …ЛЕСОК. Вдали – березовый  …ПЕСОК. ­Речевая игра «Разноцветные листья». Цели. Расширение словарного запаса (тема   «Деревья»).   Расширение   образного   словаря.   Совершенствование грамматического строя речи (образование и правильное использование формы родительного   падежа   имен   существительных   с   предлогом   с,   образование относительных прилагательных). Описание игры. Игра используется для формирования словаря по теме и   совершенствования   грамматического   строя   речи   (образования   формы родительного падежа имен существительных с предлогом с);  для увеличения словарного запаса по теме и совершенствования грамматического строя речи (образования относительных прилагательных), а также для обогащения речи эпитетами. Учитель помещает на наборное полотно две большие картинки, на одной — клен, каштан, рябина, а на другой — дуб, ель, сосна, предлагает детям   рассмотреть   картинки   и   вспомнить   названия   деревьев.   Пока   ребята рассматривают картинки, логопед читает стихотворение, которое поможет им вспомнить, как выглядят листья разных деревьев. НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ? На мою ладошку лист похож у клена, Осенью — оранжевый, летом он  зеленый. Словно перышки, листочки  у рябинки, Что склонилась тихо над  тропинкой.  У осины листья, как монеты,  У каштана — словно опахала,  Было листьев очень много летом,  Осенью их очень мало стало. Далее учитель предлагает детям по очереди подойти к наборному по­ лотну,   показать   и   назвать   деревья.   После   этого   можно   предложить   детям подобрать слова, отвечающие на вопрос какой? к названию каждого дерева: раскидистый клен, цветущий каштан, кудрявая рябина, могучий дуб, высокая ель, стройная сосна. Затем перед детьми раскладываются маленькие картинки с изображен­ ными на них листьями, плодами, семенами. Учитель предлагает детям рас­ смотреть картинки и вспомнить, с каких деревьев упали эти листья и плоды. Дети по очереди выбирают маленькие картинки и составляют предложения: Этот лист и желудь упали с дуба. Эти иголки и шишка упали с сосны. И т. п. Если   картинки   снабжены   «липучками»,   дети   прикрепляют   маленькие картинки к соответствующим большим картинкам. Можно предложить детям образовать от названий деревьев слова, отвечающие на вопросы — какой? какие? Кленовый лист, рябиновый лист, дубовый лист, еловые иголки, сосно­ вые иголки.

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Специфические приемы формирования связной  письменной речи у слабослышащих учащихся  младших классов на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017