Ярким примером обучения на основе метода проектов является эксперимент в одной из сельских школ штата Миссури (США), проведенный профессором Э.Коллингсом в 1917-1922 гг.
Его автор отмечал, что стремление добиться цели в познании нового, а также испытать определенные когнитивные переживания и является особенно привлекательным в проектировании, где главное – это самостоятельная деятельность детей.
Биологические знания обеспечивают подготовленность выпускников школы к экологически грамотной деятельности в окружающей природной среде, осознанию значимости сохранения своего здоровья и здоровья окружающих, от чего зависит качество и продолжительность жизни современного человека, сохранность биосферы как условия существования природных, техногенных и социальных систем.
Обобщая опыт применения проектного обучения, можно выделить наиболее продуктивные идеи, обеспечивающие успешность его реализации в настоящее время:
1. усиление связи обучения с жизнью;
2. формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
3. развитие у школьников навыков самообразования, в том числе регулятивных (целеполагание, планирование деятельности, самоконтроль и рефлексия) и коммуникативных, т.к. особое значение приобретает формирование умения работать в команде.
Следует подчеркнуть универсальность проектного обучения, которая связана с многогранностью его целевых установок, с одной стороны, и отсутствием конкретизации в предметной области, с другой. Поэтому проектное обучение можно рассматривать как комплексное обучение, обеспечивающее интеграцию различных предметных областей знания, что способствует всестороннему развитию обучающихся.
Сегодня проектное обучение означает и широкий спектр педагогических идей, и строгую педагогическую технологию, и способ реализации педагогической детей, подростков и молодежи.
Одна из целей биологического образования в школе связана с признанием обучающимися жизни как безусловной ценности во всех ее проявлениях.
Исходя из этого, задачами биологического образования являются:
· понимание обучающимися способов получения биологических знаний; приобретение опыта использования методов биологии с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов;
· формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному организму; освоение знаний о роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира;
· умение раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений и процессов живой природы;
· умение использовать понятийный аппарат и символический язык биологии, грамотно применяя научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих заложить фундамент научного мировоззрения;
· умение интегрировать биологические знания со знаниями из других учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и др.) для понимания роли биологии как компонента общечеловеческой культуры;
· умение решать учебные задачи биологического содержания, выявлять причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;
· умение использовать характерные свойства биологических моделей для объяснения процессов и явлений в живой природе;
· осознание необходимости действий по сохранению биологического разнообразия и охране природных экосистем, влияния факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
· владение приемами оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и ухода за культурными растениями, домашними животными;
· владение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме, критического анализа информации и оценки ее достоверности;
· умение планировать учебное исследование или проектную работу с учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы исследования, делать выводы по результатам учебного исследования или проектной работы;
· приобретение опыта работы в группе сверстников при решении познавательных задач в области биологии, выстраивания коммуникации, учитывая мнение окружающих, и адекватной оценки собственного вклада в деятельность группы;
· пробуждение интереса к углублению биологических знаний (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) и выбор у биологии как профильного предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины, экологии, психологии, ветеринарии и сельского хозяйства.
Как видно из формулировок учебно-воспитательных задач, значительная их часть связана с проектной деятельностью обучающихся, организуемой средствами учебного предмета «Биология». Таким образом, организуется принятие такой деятельности как ценности, причем как со стороны выполняющих проект учеников, так и со стороны руководителя проекта - учителя, обязанного выполнять требования нормативных документов.
Выбор тем проектов может
быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью
расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать
процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем
смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом
конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и
воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается
автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Таблица 1 – Классификация учебных проектов
|
Вид проекта |
Цель проекта |
Проектный продукт |
Тип деятельности учащегося |
Формируемая компетентность |
|
Практико-ориентированный |
Решение практических задач заказчика проекта |
Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации |
Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области |
Деятельностная |
|
Исследовательский проект |
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы |
Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов |
Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями |
Мыслительная |
|
Информационный проект |
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении |
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации |
Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации |
Информационная |
|
Творческий проект |
Привлечение интереса публики к проблеме проекта |
Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия |
Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики |
Коммуникативная |
|
Игровой или ролевой проект |
Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта |
Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) |
Деятельность, связанная с групповой коммуникацией |
Коммуникативная |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.