Специфика использования игровых методов в разных возрастных группах
Преподаватель по изобразительной деятельности должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.
Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой – по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от «настоящей» свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий.
В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Однако необходимо помнить о том, что за постановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия.
В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация «как будто». Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием; изобразительным действием; звукоподражанием.
Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель – сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.
Дети младшего дошкольного возраста, в изобразительной и конструктивной деятельности могут передать строение предмета из нескольких частей, для этого необходимо их знакомить с обозначением пространственных отношений – выше, ниже, внизу, слева и т.д. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности. С этой целью изготавливаются дидактические игры «Разрезные картинки», разные наборы мозаики: геометрической, сюжетной.
Полученный детьми в младшем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в младшем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребенка в школе.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительных средств передачи образа. Желая стать активным участником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровом отношении к образу. Содержание игровых приемов в этом возрасте определяется как игровое общение. Процесс коллективной изобразительно-творческой деятельности успешно осуществляется в условиях игры. При этом игровой прием создает положительную мотивацию деятельности, в которой раскрываются взаимоотношения детей, осуществляется «обучение» игровых персонажей, разгадываются загадки.
Сюжетный мотив, определяя игровой характер общения детей, объединяет коллектив единой творческой задачей. Ролевые нагрузки распределяются так, что каждый участник свободен в воплощении творческого замысла. Формирование замысла на основе сюжетного мотива осуществляется в процессе знакомства детей с шедеврами детской литературы, посещения спектаклей, экскурсий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.