Специфика педагогической технологии в развитии речи школьников

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Специфика педагогической технологии.docx

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
ШКОЛЬНИКОВ

Н.П. Германова, МБОУ ПСОШ №3 г. Павловск Воронежской области

Потребность повышения качества общего образования обуславливает рост инноваци­онных процессов. Возникает новый тип обучения, альтернативный традиционному - ин­новационное обучение. Инновационное обучение - это процесс, обеспечивающий разви­тие личности учителя и ученика посредством демократизации обучения и включение их в совместную творческую, продуктивную деятельность на протяжении всего периода обу­чения. Новая модель образования позволяет осуществить переход школы от единообразия к вариативности в организации образования. А применение инновационного обучения позволяет учителю не просто передавать учебную информацию, а проектировать учебный процесс, обеспечивая достижение учащимися ожидаемых результатов. Сложившаяся тра­диционная система организации учебно-воспитательного процесса, при всем разнообра­зии её форм, подчинена задаче усвоения учащимися определенной суммы знаний, умений и навыков. Развитие выступает как запрограммированный компонент. Цель современного образования - достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны ей и об­ществу для вовлечения её в социально активную жизнь. Для обеспечения эффективного самообразования и самовыражения современная педагогическая теория признает целесо­образность разработки и внедрения педагогической технологии обучения в практику.

Педагогическая технология - это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и долж­ны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать до­стижение определённого стандарта образования. Специфика педагогической технологии состоит и в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, ко­торый должен гарантировать достижение поставленных целей.

Смена приоритетов в сфере образования существенным образом влияет на содержа­ние обучения и воспитания, позволяет наметить главные направления преобразования его с одновременным определением конкретных задач. Содержание обучения будет нацелено

не только на предметные знания, умения и навыки, но и на такие важные параметры, как владение устной и письменной речью, приобретение определённого уровня общей эруди­ции, характеризующей готовность к дальнейшему обучению. Выдвижение и реализация на практике положения о ведущей роли обучения в развитии является бесспорным дости­жением современной педагогической и психологической науки. Результатом признания ведущей роли обучения в развитии ребёнка стало создание в нашей стране единой школы, обеспечивающей всему подрастающему поколению возможность усваивать богатства че­ловеческой культуры, создающей условия для всестороннего и гармонического развития личности каждого ребёнка.

Важное место в общем развитии детей занимает развитие мышление и речи. Это два взаимосвязанных процесса. Овладение языком, запасом слов и грамматических форм со­здает предпосылки для развития мышления. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» Таким образом, развитие речи детей младшего школьного возраста - основная цель занятий по русскому языку в начальных классах. Как и во всякой учебной работе, так и в объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидакти­ческой задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности са­мих учащихся. Добиться, чтобы сами школьники не только смутно уловили смысл нового слова в тексте, но и сумели объяснить его значение,- значит обеспечить их умственное развитие, воспитать самостоятельность. Редко бывает так, чтобы новое слово не поняли все учащиеся. Проверками установлено, что в классе почти всегда бывает хотя бы не­сколько человек, которые правильно понимают все слова и обороты речи, встретившиеся в рассказе, и в то же время бывает до 10 человек, которые в том же рассказе не понимают вовсе или понимают неточно до 10-12 слов. В коллективной или групповой работе над словарем учитель опирается на тех учащихся, словарь которых более развит.

Важная роль в формировании речевой культуры отводится словарной работе. Слово как мельчайшая единица языка является основой, фундаментом речевого развития млад­шего школьника.

Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы - исключи­тельно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамма­тического разбора и письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельно ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят по­словицы, легко запоминают их.

В книге для чтения и в учебнике русского языка дается значительное количество по­словиц на самые разнообразные темы (чаще всего - в связи с темой и проблематикой про­читанных произведений), например: Нет друга - ищи, а нашел - береги. Маленькое дело лучше большого безделья. При солнышке тепло, при матери добро. Топор лучше шубы греет. С родной земли умри, не сходи. Мира не ждут, его завоевывают. Свет победит тьму, а мир - войну. Мир строит, война разрушает. Человек без Родины что соловей без песни.

Сборник народных пословиц должен стать настольной книгой учителя Школьники не просто запоминают пословицы, они связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значе­ния отдельных слов и сочетаний. Так пословицы активизируются, т. е. входят в детское употребление.

Активный, т. е. используемый в собственной речи, словарь у человека всегда уже об­щего объема понимаемых слов, и разница между вторым и первым составляет словарь пассивный. Активизацией в методике называют перевод слов из пассивного словаря в ак­тивный, т. е. употребление новых слов в собственной речевой практике - в беседе, в со­ставляемых предложениях, в пересказе и рассказе, в письменном изложении и сочинении. Конечная цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно, уместно, научить вы­бирать единственно необходимое слово.

Таким образом, система в словарной работе состоит в том,; чтобы слово было школь­ником правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и окрасками, усвое­но, т. е. вошло бы в его словарь и воспроизводилось в нужных случаях, чтобы оно прошло через специальные упражнения, в которых углубляется его понимание, усваивается его сочетаемость, подготавливается его употребление, и, наконец, чтобы оно было употребле­но школьниками самостоятельно в собственных высказываниях.

 

Литература

1.                    Капинос В.И. Об оценке речевых навыков учащихся // Рус. Язык в школе - 1973 - № 6 - с.73 - 78.

2.                    Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения - М.: Линка - пресс,1994 - 216 с.