Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
искусство
Взрослым
08.06.2017
Современная межличностная коммуникация (МЛК) и ее модификации во многом определяют формат актуального социокультурного дискурса и устанавливают отношения в связке: «коммуникация — культура». Массовость коммуникативных связей и дефицит человеческого общения — парадоксальное противоречие культуры современного общества, которое во многом составляет актуальность исследования МЛК и инициирует поиск путей для решения данной проблемы.
культура глубинки.docx
МБУДО Вяземская ДШИ им.А.С.Даргомыжского
Методическая разработка
Барановой Г.А. преподавателя высшей категории
Специфика и функционирование межличностной коммуникации в
рамках современной культуры
Современная межличностная коммуникация (МЛК) и ее модификации
во многом определяют формат актуального социокультурного дискурса
и устанавливают отношения в связке:
«коммуникация — культура».
Массовость коммуникативных связей и дефицит человеческого общения —
парадоксальное противоречие культуры современного общества, которое во
многом составляет актуальность исследования МЛК и инициирует поиск
путей для решения данной проблемы.
В философии трактовка интересующих нас понятий «культура
и коммуникация» дается в контексте той или иной философской системы.
Этих систем множество, но важно осознавать, что все они в истории связаны
единым сценарием. Внутри полноценной философской системы всегда есть
учение об обществе (социальная философия, обществоведение), а внутри
обществоведения — учение о культуре. Это — разряд философских вопросов
культуры известный как «философия культуры». Она выступает поначалу как
раздел или часть социальной философии, но постепенно получает право на
самостоятельное существование в контексте той философской системы, из
которой она исходит. Поэтому нет философии культуры на все времена, как
нет универсальной философии в форме одного учения.
Культура вписана в общество, и это — ее первый и главный контекст.
Есть два очевидных цикла, на протяжении которых культура изучалась
научно. Это Новое время и ХХ век, или классическая и неклассическая наука.
Обозначим этапы классической науки, опиравшейся на естественную
ментальность Нового времени (XVII — XIX вв.), и циклы неклассической
науки ХХ века, опиравшейся на ментальность искусственного.
Внутри каждого из этапов обнаруживается ряд научных парадигм
и исторический набор их методов. Наука Нового времени сформировала
четыре подхода:
психологический
и социологический.
механический,
органический, Каждый из них соответствует своему научному объекту (или миру):
механический — абиотическому миру, органический — биотическому миру,
психологический и антропологический — миру человека, социологический —
миру человеческого социума, технический подход — миру технического
социума. Основные исследовательские подходы в теории культуры следуют из
того же приведенного набора. Несколько слов следует добавить
о техническом подходе. Взгляд на общество как на машину был высказан
в свое время А. А. Богдановым. Цивилизация же в определенном смысле
может трактоваться как «мегамашина» из людей, по Л. Мамфорду.
На этом построено разграничение цивилизации и культуры. На этом же
моменте нередко возникает неадекватное толкование «коммуникации». Она
признается скорее чемто техническим, чем культурным именно благодаря
термину, хотя исходный термин тут ни при чем. Коммуникация — от
communication (сообщение, передача) и communicare (делать общим,
беседовать, связывать). Уже в этих расшифровках видна суть данного явления
и требуемые условия: наличие взаимодействия людей, приводящее к их
объединениям, а также непрерывное конструирование социальной общности
посредством коммуникации.
Вместе с тем, коммуникация в широком смысле — это обобщенное
понятие, где присутствует все вместе. В более узком смысле мы различаем
коммуникацию и общение, опираясь на подход А. А. Леонтьева [5].
Расширительно здесь можно говорить про четыре типа деятельности в связи
с культурой. Их установил М. С. Каган .
Один из этих типов — общение, оно априори ценностное и суть его
невербальная. Аксиологические трактовки моделируются, к примеру,
четверкой ценностей — ее составляют: Истина, Добро, Красота, Польза.
Транслируется посредством образных систем.
Второй тип коммуникации присутствует в научнотехнической связке,
и суть его вербальная. Этот тип коммуникации — внеценностный.
Современная трактовка понятия иногда сводит данный процесс к ракурсу
сообщения информации с помощью технологических средств, передачи
информации от одной системы к другой, посредством специальных
материальных носителей и сигналов. Существенный ракурс здесь один:
коммуникация осуществляется посредством знаковых систем.
Две эти разновидности можно условно выделять, но в нашем
человеческом синтезе они перекрещиваются как спирали в модели ДНК. На
сегодняшний день подобное различение есть в лингвистической сфере: лингвистика
а паралингвистика исследует способы невербальной коммуникации.
занимается проблемами вербальной коммуникации,
Итак, мы разводим вербальную и невербальную, техническую
и аксиологическую стороны коммуникации, знак и образ как их основу. Два
аналогичных основания культуры (в привязке к эффекту асимметрии
полушарий мозга) были описаны С. Ю. Масловым. Продолжая его идеи,
большое
в культурологи
представил В. М. Петров. На этом была построена советская школа
методологии прогнозирования развития культуры.
циклических моделей
разнообразие
А. Моль в качестве главной, определяющей развитие культуры
использует пару «культура общества — культура личности». Она
вертикальноиерархическая: связывает систему и ее подсистему.
Но это только пределы, а есть и промежуточные уровни. В системном
мире архетип иерархии обозначает «вертикальное разнообразие».
У системной вертикали есть три уровня: «надмир — мир — подмир». Если
в качестве системы рассматривать человека, то в иерархической модели
могут существовать две интенции и три варианта коммуникации.
Экстравертная и интровертная коммуникации определяются по
направленности векторов относительно условной «границы» человека.
Коммуникация с собой (интровертный тип) — это специфическое проявление
чисто человеческой психической деятельности, порождающее феномен
«внутренней речи». Прочая коммуникация — экстратипа. Коммуникация
возможна между индивидуумами, группами, организациями, государствами
и культурами. Однако нас интересует ракурс МЛК.
в объективной
«Коммуникация с таким же как ты» есть ее простейший случай. В этом
варианте мы чаще всего и говорим о МЛК. Она может быть непосредственная,
что имело место в истории, так и технически опосредованная — начиная от
переписки на какомлибо носителе (типа бересты или бумаги), и кончая
современными средства коммуникации типа скайпа или СМС. Но группы, как
утверждается
и в
трансперсональной Г. Грофа — это тоже «психические личности», а потому
коммуникация личности с группами также может интерпретироваться как
межличностная [3]. Это важно, поскольку именно коммуникация с группами
составляет наибольший по объему процент коммуникаций человека
в нынешнюю эпоху. Все средства массовой коммуникации обеспечивают
именно этот тип коммуникации. Любой пост, выложенный в Интернете,
потенциально читает четверть человечества.
психологии В. М. Бехтерева Еще один примечательный момент связан с недавними разоблачениями
Э. Сноудена — бывшего сотрудника ЦРУ, рассказавшего о тотальной слежки
американских спецслужб за информационными коммуникациями между
гражданами многих государств по всему миру. Доказательства его слов
свидетельствуют, что коммуникация практически перестала быть закрытой,
теперь это понятие — чистая условность. Наличие технических средств дает
возможность читать и слушать любую, даже глубоко личную коммуникацию
простых граждан и даже глав государств. И не просто «читать», но
и использовать в своих целях. Это превращается в норму.
Итак, аксиологическая сторона МЛК невербальная по своей сути
и транслируется посредством образных систем. Внеценностная, вербальная
сторона МЛК присутствует в научнотехнической связке и заключается
в передачи информации от одной системы к другой посредством знаковых
систем. Знак и образ является их основами, лежащими также в основании
культуры. Рассматривая иерархические модели МЛК можно выделить две
интенции: экстравертная и интровертная. Кроме того, МЛК может быть
непосредственной и технически опосредованной. Коммуникация личности
с группами также может интерпретироваться как межличностная, именно
такой вид коммуникации обеспечивают современные средства массовой
коммуникации. Важная особенность данного рода МЛК заключается в ее
открытости. Таким образом, МЛК людей как целое внутренне противоречива
и аспектов у этого явления, как видим, очень много.
Литература:
Александров Н. Н. Циклическая динамика. — М.: Издво Академии
Тринитаризма.
Богданов А. А. Наука об общественном сознании. — М.: издво
Наркомпроса.
Гроф С. За пределами мозга / Пер с англ. — М.: Издво Центр
«Соцветие».
Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. —
М.: Издво политической литературы.
Леонтьев А. А. Психология общения. 3е изд. — М.: Академия, Смысл,
2008
Мамфорд Л. Миф машины. — М.: Логос.
Маслов С. Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее
М.
следствия. — Семиотика и информатика,
Моль А. Р. Социодинамика культуры./ Пер. с фр. — М.: «Прогресс»,
вып.
20,
ВИНИТИ, Петров В. М. Прогнозирование художественной культуры: вопросы
методологии и методики. — М.: Наука.
Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры
Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры
Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры
Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры
Специфика и функционирование межличностной коммуникации в рамках современной культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.