Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Календарь спортивных соревнований влияет на построение годичного цикла, структуру, продолжительность периодов и другое. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный календарь не может составляться без учета основных закономерностей построения спортивной тренировки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальному построению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов.Календарь спортивных соревнований влияет на построение годичного цикла, структуру, продолжительность периодов и другое. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный календарь не может составляться без учета основных закономерностей построения спортивной тренировки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальному построению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов.
Иконка файла материала plan_vystupleniya_na_mo_trenerov-prepodavateley.doc
Специфика построения учебно­тренировочного процесса по баскетболу  Календарь спортивных соревнований влияет на построение годичного цикла, структуру, продолжительность  периодов и другое. Официальные  соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков   и   должна   планироваться   тренировочная   работа.  С   другой   стороны,   спортивный календарь   не   может   составляться   без   учета   основных   закономерностей   построения спортивной   тренировки.   Только   в   этом   случае   он   будет   содействовать   оптимальному построению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов. Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения спортивной технике Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до навыка зависит от: 1.Двигательной   одарённости   (врождённые   способности)   и   двигательного   опыта обучающегося 2.Возраста обучающегося (дети осваивают легче, сем взрослые) 3.Координационной сложности двигательного действия 4.Профессионального мастерства учителя 5.Уровня мотивации, сознательности и активности обучающегося [2, с. 16]. Формирование двигательного навыка согласуется с рядом физиологических законов. 1. Закон изменения скорости в развитии навыка. ­ в  начале   обучение   происходит  значительно  быстро,  а  затем  качественный  прирост качества заметно замедляется (лёгкие двигательные действия). ­  в  начале  качественный  прирост  незначителен,  затем  он  резко  возрастает   (сложные двигательные действия). 2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. ­ внутренняя причина – приспособление вегетативных функций (необходимо время) ­ внешняя причина – неправильная методика (необходима коррекция) 3. Закон угасания навыка. Полностью   навык   не   исчезает,   его   основа   сохраняется   сравнительно   долго,   и   после повторений он быстро восстанавливается. 4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. 5. Закон переноса двигательного навыка. ­ положительный перенос – ранее сформированные навыки способствуют, облегчают процесс становления нового навыка. ­ отрицательный перенос – наоборот Сбивающие факторы: Экзогенные   (внешние)   ­   жёсткая   манера   ведения   боя,   прессинг,   ситуационная неожиданность, климатические условия, ответственность соревнований, судейство Эндогенные (внутренние) ­ нарастающее утомление, гипоксия, нарушение гомеостаза, психическое перевозбуждение, болевые ощущения, страх, неуверенность, травма. 3. Адаптация двигательного навыка к около и предельным проявлением физических качеств. 4. Моделирование соревновательных игр . В   процессе   спортивно­техничнской   подготовки   необходимо   добиться   от   спортсмена   А   результативность   техники   обуславливается   её   экономичностью,   минимальной результативности   техники. эффективностью, тактической информативностью для соперника.   стабильностью,   вариативностью,1.Эффективность   техники   определяется   её   соответствием,   решаемым   задачам   и высоким   конечным   результатам,   соответствием   уровню   физической,   технической, психической подготовленности. 2.Стабильность   техники   связана   с   её   помехоустойчивостью,   независимо   от   условий, функционального состояния спортсмена. 3.Вариативность   техники   определяется   способностью   спортсмена   к   коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной практики. 4.Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приёмов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При   прочих   равных   условиях   лучшим   является   тот   вариант   двигательных   действий, который   сопровождается   минимальными   энерго   затратами,   наименьшим   напряжением психических возможностей спортсмена. В   спортивных   играх   важным   показателем   экономичности   является   способность спортсменов   к   выполнению   эффективных   действий   при   их   небольшой   амплитуде   и минимальном времени, необходимом для выполнения. 5.Минимальная   тактическая   информативность   техники   для   соперников   является важным показателем результативности в спортивных играх. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы. Основные стороны спортивной тренировки Классификация техники игры – это распределение всех её приёмов по разделам и группам на основе определённых признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание   действия   (с   мячом   или   без   меча),   а   так   же   особенности   его кинематической и динамической структуры. Технику   баскетболиста   подразделяют   на   два   раздела:   технику   нападения   и   технику защиты.   В   каждом   из   разделов   выделяют   две   группы:   в   технике   нападения   –   технику передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты – технику передвижения и технику отбора мяча и противодействия. Внутри каждой из групп имеются приёмы и способы их выполнения. Почти каждый способ   выполнения   приёма   имеет   несколько   разновидностей,   которые   раскрывают отдельные детали структуры движений. Техника нападения включает в себя такие разделы, как техника передвижения и техника владения мячом. Основа техники баскетбола – передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке являются частью целостной системы действия, направленной на решение атакующих задач и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений. Для   передвижения   по   площадке   игрок   использует   ходьбу,   бег,   прыжки,   остановки, повороты. С помощью этих приёмов он может правильно выбрать место, оторваться от опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь наиболее   удобных,   хорошо   сбалансированных   исходных   положений   для   выполнения приёмов. Техника   владением   мячом   включает   в   себя   следующие   приёмы   техники:   ловлю, передачу, ведение и броски мяча в кольцо. Ловля   –   приём,   с   помощью   которого   игрок   может   уверенно   овладеть   мячом   и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения и бросков. Выбор определённого способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полёта мяча .Передача   мяча   –   приём,   с   помощью   которого   игрок   направляет   мяч   партнёру   для продолжения атаки. Существует много различных способов передачи мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч,   расположения   или   направления   движения   партнёра,   характера   и   способов противодействия соперников. Ведение мяча – приём, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с большим   диапазоном   скоростей   и   в   любом   направлении.   Ведение   позволяет   уйти   от опекающего защитника, выйти с мячом из­под щита после успешной борьбы за отскок и организовать стремительную атаку . Бросок мяча в корзину – один из самых важнейших приёмов баскетбола. Бросок как бы венчает   усилие   баскетболистов,   ведущих   нападение.   Точность   броска   мяча   по   корзине тотчас же сказывается не только на счёте матча, но и на организации игры, на психическом состоянии команды. Техника защиты включает в себя технику передвижения, технику овладения мячом и противодействия . Техника   овладением   мячом   и   противодействия   включает   в   себя   следующие   приёмы техники: выбивание и вырывание мяча, накрывание, перехват, взятие отскока. Выбивание   ­   один   из   наиболее   часто   используемых   приёмов   при   игре   в   защите, позволяющий   с   большой   эффективностью   овладеть   мячом.   Выбивание   мяча   в   игре выполняют из рук соперника или при ведении мяча. Перехват   мяча   в   игре   осуществляется   при   его   передаче   или   при   его   ведении. Успешность перехвата во многом зависит от интуиции и быстроты реакции защитника, а также от его умения правильно занимать позицию при опеке соперника. Накрывание мяча при броске – одно из наиболее эффективных противодействий броску. Защитник своевременно выполняет высокий прыжок, вытянув максимально вверх руку, накладывает согнутую вперед кисть на мяч в момент его выпуска нападающим. Отбивание мяча при броске ­ также эффективное противодействие броску. Контакт кисти защитника с мячом осуществляется в момент, когда мяч уже ушел с кончиков пальцев нападающего, но не достиг высшей точки своей траектории. Взятие отскока ­ неотъемлемый элемент игры в баскетбол. Овладение мячом в борьбе за отскок   значительно   повышает   шансы   команды   на   благоприятный   исход   игрового противоборства с соперником. Тактика игры ­ это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения   спортивной   борьбы   с   учетом   особенностей   конкретного   соперника   и складывающихся условий игрового противоборства. По направленности деятельности выделяют 2 раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям   организации   каждый   раздел   подразделяют   на   группы   действий: индивидуальные, групповые и командные. Индивидуальные   действия  ­  это  самостоятельные   действия   игрока,   направленные   на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера. Групповые действия ­ это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения командной задачи. Командные   действия   подразумевают   взаимодействия   всех   игроков   команды, направленные на решение задач ведения игры. Среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока с мячом и без мяча.   Действия   игрока   без   мяча   могут   быть   направлены   на   освобождение   от   опеки защитника и выход на удобную позицию для получения мяча либо для овладения отскоком мяча   при   неудачном   броске   партнера.   Тактические   действия   игрока   с   мячом осуществляются   при   розыгрыше   мяча   с   целью   создания   хороших   условий   для результативного   броска   и   при  атаке   корзины.   В   качестве   индивидуальных   тактическихдействий   здесь   служат   технические   приемы   игрока,   владеющего   мячом:   разновидности ловли, передач, ведения и бросков Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух или трех игроков и составляют основу командной игры в атаке. Их успешность требует соответствующего   начального   взаиморасположения   нападающих,   взаимосвязанного маневрирования на определенном участке площадки, своевременности и согласованности действий   игроков,   их   полного   взаимопонимания.   Выделяют   несколько   разновидностей взаимодействий двух игроков: « передай мяч и выходи», заслоны, «двойка», наведение и пересечение.В основе тактических  взаимодействий  трех игроков лежат индивидуальные действия   без   мяча   и   с   мячом.   Наибольшее   распространение   имеют:   «   треугольник»,   « тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», сдвоенный заслон», «наведение на двух игроков». Командные   действия   ­   строятся   на   взаимодействии   всех   игроков,   и   отражением   их служит   определенные   системы   игры   в   нападении.   Выделяют   три   основных   вида организации   командных   действий:   стремительное   нападение,   позиционное   нападение   и специальное нападение. Сущность стремительного нападения состоит в быстром переходе команды от защитных действий   к   нападающим   при   овладении   мячом   с   целью   завершить   атаку   против неорганизованной или еще слабо организованной защите соперников. Тактические действия в защите. Успешная   игра   в   защите   во   многом   определяет   итог   спортивного   соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем   самым   диктовать   свои   условия   ведения   борьбы.   Для   результативной,   тактически грамотной игры в защите необходимы, прежде всего, хорошее владение техникой защитных приемов   и   определенный   уровень   развития   специфических   физических   и   личностных качеств. Индивидуальные действия в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и против нападающего, владеющего мячом. Действия   защитника   против   нападающего   без   мяча   определяются   решением   двух основных задач: 1)не   позволить   сопернику   выгодно   открыться   для   получения   мяча   или   для   взятия отскока; 2)быть готовым оказать помощь партнеру на опасном участке обороны. Командные тактические действия ­ согласованные действия всех игроков команды в защите.   Структурным   компонентом   командных   действий   являются   рациональные индивидуальные и групповые действия, объединенные единой тактической задачей. Пути решения этой задачи могут различаться. В связи с этим командные действия в защите подразделяются на три вида: концентрированная, рассредоточенная и смешанная. Отличительной особенностью концентрированной защиты является ее направленность на предотвращение результативных атакующих действий вблизи корзины. В зависимости от принципа построения концентрированной защиты команда может использовать личную и зонную систему игры. Рассредоточенная   защита   характеризуется   активными   действиями   защищающихся   по всей площадке или на большей ее части с целью срыва атаки соперников уже на ранней стадии   развития.   Этот   вид   защиты   по   сравнению   с   другими   отличается   значительной подвижностью и агрессивностью, он требует высокой функциональной подготовленности всех игроков обороны, продуманности, слаженности их действий. Рассредоточенная защита реализуется через личный и зонный прессинг.Смешанная защита построена на использовании личной и зонной систем игры в обороне. Целесообразность смешанной защиты определяется наличием в рядах соперников ярких исполнителей, настоящих лидеров своей команды. К этим игрокам приставляют личных защитников, остальные защитники играют по зонному принципу. Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей и специальной Физическая подготовка физической подготовки. Общая   физическая   подготовка   –   процесс   разностороннего   воспитания   физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена. В число задач общей физической подготовки входит: 1.Укрепление здоровья; 2.Воспитание основных физических качеств; 3.Повышение уровня обшей работоспособности; 4.Совершенствование жизненно важных навыков и умений. Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола. Задачи по специальной физической подготовке следующие: 1.Повышение   функциональных   возможностей,   обеспечивающих   успешность соревновательной деятельности; 2.Воспитание специальных физических способностей 3.Достижение спортивной формы. Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки   через   предметы,   выпрыгивания   после   прыжка   в   глубину   с   высоту   40­50   см, выпрыгивания  из  приседа  и др.),  выполняемые  с небольшим  отягощениями  (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти   упражнения   в   большей   степени   подходят   для   спортсменов   старших   возрастов. Прыгучесть   спортсмена   улучшается   лишь   тогда,   когда   на   тренировке   одновременно совершенствуется   его   сила   и   быстрота.   Поэтому   необходимо   развивать   силу   мышц разгибателей   бедра,   голени,   стопы,   которые   принимают   непосредственное   участие   в выполнении   прыжка.   Силовые   упражнения   должны   предшествовать   скоростно­силовым. Прыжковые   упражнения   и   особенно   выпрыгивания   после   прыжков   в   глубину   весьма эффективно улучшают скоростной бег. Заключение Тренировочный  процесс по любому  виду спортивных  игр,  предполагает  комплексное развитие   двигательных   качеств   и   их   компонентов,   сторон   и   структуру учебно­ тренировочного   процесса,   учёта   анатомо­физиологических   и   психологических способностей занимающихся, физической подготовленности, технической и тактической освоенности. Всё это обуславливает благоприятное комплексное воздействие на организм занимающихся.