Календарь спортивных соревнований влияет на построение годичного цикла, структуру, продолжительность периодов и другое. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный календарь не может составляться без учета основных закономерностей построения спортивной тренировки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальному построению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов.Календарь спортивных соревнований влияет на построение годичного цикла, структуру, продолжительность периодов и другое. Официальные соревнования указывают, в какое время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный календарь не может составляться без учета основных закономерностей построения спортивной тренировки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальному построению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов.
Специфика построения учебнотренировочного процесса по баскетболу
Календарь спортивных соревнований влияет на построение годичного цикла, структуру,
продолжительность периодов и другое. Официальные соревнования указывают, в какое
время спортсмен должен находиться в состоянии наилучшей готовности. С учетом этих
сроков и должна планироваться тренировочная работа. С другой стороны, спортивный
календарь не может составляться без учета основных закономерностей построения
спортивной тренировки. Только в этом случае он будет содействовать оптимальному
построению тренировки, а следовательно, и наибольшему росту спортивных результатов.
Физиологические основы формирования двигательного навыка и обучения
спортивной технике
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до навыка
зависит от:
1.Двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта
обучающегося
2.Возраста обучающегося (дети осваивают легче, сем взрослые)
3.Координационной сложности двигательного действия
4.Профессионального мастерства учителя
5.Уровня мотивации, сознательности и активности обучающегося [2, с. 16].
Формирование двигательного навыка согласуется с рядом физиологических законов.
1. Закон изменения скорости в развитии навыка.
в начале обучение происходит значительно быстро, а затем качественный прирост
качества заметно замедляется (лёгкие двигательные действия).
в начале качественный прирост незначителен, затем он резко возрастает (сложные
двигательные действия).
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.
внутренняя причина – приспособление вегетативных функций (необходимо время)
внешняя причина – неправильная методика (необходима коррекция)
3. Закон угасания навыка.
Полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после
повторений он быстро восстанавливается.
4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.
5. Закон переноса двигательного навыка.
положительный перенос – ранее сформированные навыки способствуют, облегчают
процесс становления нового навыка.
отрицательный перенос – наоборот
Сбивающие факторы:
Экзогенные (внешние) жёсткая манера ведения боя, прессинг, ситуационная
неожиданность, климатические условия, ответственность соревнований, судейство
Эндогенные (внутренние) нарастающее утомление, гипоксия, нарушение гомеостаза,
психическое перевозбуждение, болевые ощущения, страх, неуверенность, травма.
3. Адаптация двигательного навыка к около и предельным проявлением физических
качеств.
4. Моделирование соревновательных игр .
В процессе спортивнотехничнской подготовки необходимо добиться от спортсмена
А результативность техники обуславливается её
экономичностью, минимальной
результативности техники.
эффективностью,
тактической информативностью для соперника.
стабильностью,
вариативностью,1.Эффективность техники определяется её соответствием, решаемым задачам и
высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической,
психической подготовленности.
2.Стабильность техники связана с её помехоустойчивостью, независимо от условий,
функционального состояния спортсмена.
3.Вариативность техники определяется способностью спортсмена к коррекции
двигательных действий в зависимости от условий соревновательной практики.
4.Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при
выполнении приёмов и действий, целесообразным использованием времени и пространства.
При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий,
который сопровождается минимальными энерго затратами, наименьшим напряжением
психических возможностей спортсмена.
В спортивных играх важным показателем экономичности является способность
спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и
минимальном времени, необходимом для выполнения.
5.Минимальная тактическая информативность техники для соперников является
важным показателем результативности в спортивных играх. Совершенной здесь может быть
только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы.
Основные стороны спортивной тренировки
Классификация техники игры – это распределение всех её приёмов по разделам и
группам на основе определённых признаков. К числу таких признаков, прежде всего,
относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины),
содержание действия (с мячом или без меча), а так же особенности его
кинематической и динамической структуры.
Технику баскетболиста подразделяют на два раздела: технику нападения и технику
защиты. В каждом из разделов выделяют две группы: в технике нападения – технику
передвижения и технику владения мячом, а в технике защиты – технику передвижения и
технику отбора мяча и противодействия.
Внутри каждой из групп имеются приёмы и способы их выполнения. Почти каждый
способ выполнения приёма имеет несколько разновидностей, которые раскрывают
отдельные детали структуры движений.
Техника нападения включает в себя такие разделы, как техника передвижения и техника
владения мячом.
Основа техники баскетбола – передвижение. Передвижения баскетболиста по площадке
являются частью целостной системы действия, направленной на решение атакующих задач
и формируемой в ходе реализации конкретных игровых положений.
Для передвижения по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки,
повороты. С помощью этих приёмов он может правильно выбрать место, оторваться от
опекающего его соперника и выйти в нужном направлении для последующей атаки, достичь
наиболее удобных, хорошо сбалансированных исходных положений для выполнения
приёмов.
Техника владением мячом включает в себя следующие приёмы техники: ловлю,
передачу, ведение и броски мяча в кольцо.
Ловля – приём, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и
предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным
положением для последующих передач, ведения и бросков. Выбор определённого способа
ловли мяча и его разновидности зависят от положения по отношению к летящему мячу,
динамики передвижения игрока, высоты и скорости полёта мяча .Передача мяча – приём, с помощью которого игрок направляет мяч партнёру для
продолжения атаки. Существует много различных способов передачи мяча. Применяют их
в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать
мяч, расположения или направления движения партнёра, характера и способов
противодействия соперников.
Ведение мяча – приём, дающий возможность игроку двигаться с мячом по площадке с
большим диапазоном скоростей и в любом направлении. Ведение позволяет уйти от
опекающего защитника, выйти с мячом изпод щита после успешной борьбы за отскок и
организовать стремительную атаку .
Бросок мяча в корзину – один из самых важнейших приёмов баскетбола. Бросок как бы
венчает усилие баскетболистов, ведущих нападение. Точность броска мяча по корзине
тотчас же сказывается не только на счёте матча, но и на организации игры, на психическом
состоянии команды.
Техника защиты включает в себя технику передвижения, технику овладения мячом и
противодействия .
Техника овладением мячом и противодействия включает в себя следующие приёмы
техники: выбивание и вырывание мяча, накрывание, перехват, взятие отскока.
Выбивание один из наиболее часто используемых приёмов при игре в защите,
позволяющий с большой эффективностью овладеть мячом. Выбивание мяча в игре
выполняют из рук соперника или при ведении мяча.
Перехват мяча в игре осуществляется при его передаче или при его ведении.
Успешность перехвата во многом зависит от интуиции и быстроты реакции защитника, а
также от его умения правильно занимать позицию при опеке соперника.
Накрывание мяча при броске – одно из наиболее эффективных противодействий броску.
Защитник своевременно выполняет высокий прыжок, вытянув максимально вверх руку,
накладывает согнутую вперед кисть на мяч в момент его выпуска нападающим. Отбивание
мяча при броске также эффективное противодействие броску. Контакт кисти защитника
с мячом осуществляется в момент, когда мяч уже ушел с кончиков пальцев нападающего,
но не достиг высшей точки своей траектории.
Взятие отскока неотъемлемый элемент игры в баскетбол. Овладение мячом в борьбе за
отскок значительно повышает шансы команды на благоприятный исход игрового
противоборства с соперником.
Тактика игры это рациональное, целенаправленное использование способов и форм
ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и
складывающихся условий игрового противоборства.
По направленности деятельности выделяют 2 раздела: тактику нападения и защиты. По
особенностям организации каждый раздел подразделяют на группы действий:
индивидуальные, групповые и командные.
Индивидуальные действия это самостоятельные действия игрока, направленные на
решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.
Групповые действия это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения
командной задачи.
Командные действия подразумевают взаимодействия всех игроков команды,
направленные на решение задач ведения игры.
Среди индивидуальных действий нападения выделяют действия игрока с мячом и без
мяча. Действия игрока без мяча могут быть направлены на освобождение от опеки
защитника и выход на удобную позицию для получения мяча либо для овладения отскоком
мяча при неудачном броске партнера. Тактические действия игрока с мячом
осуществляются при розыгрыше мяча с целью создания хороших условий для
результативного броска и при атаке корзины. В качестве индивидуальных тактическихдействий здесь служат технические приемы игрока, владеющего мячом: разновидности
ловли, передач, ведения и бросков
Групповые действия в нападении базируются на согласованных взаимодействиях двух
или трех игроков и составляют основу командной игры в атаке. Их успешность требует
соответствующего начального взаиморасположения нападающих, взаимосвязанного
маневрирования на определенном участке площадки, своевременности и согласованности
действий игроков, их полного взаимопонимания. Выделяют несколько разновидностей
взаимодействий двух игроков: « передай мяч и выходи», заслоны, «двойка», наведение и
пересечение.В основе тактических взаимодействий трех игроков лежат индивидуальные
действия без мяча и с мячом. Наибольшее распространение имеют: « треугольник», «
тройка», «малая восьмерка», «скрестный выход», сдвоенный заслон», «наведение на двух
игроков».
Командные действия строятся на взаимодействии всех игроков, и отражением их
служит определенные системы игры в нападении. Выделяют три основных вида
организации командных действий: стремительное нападение, позиционное нападение и
специальное нападение.
Сущность стремительного нападения состоит в быстром переходе команды от защитных
действий к нападающим при овладении мячом с целью завершить атаку против
неорганизованной или еще слабо организованной защите соперников.
Тактические действия в защите.
Успешная игра в защите во многом определяет итог спортивного соперничества
баскетболистов. В современном баскетболе для достижения победы недостаточно только
результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно
подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и
тем самым диктовать свои условия ведения борьбы. Для результативной, тактически
грамотной игры в защите необходимы, прежде всего, хорошее владение техникой защитных
приемов и определенный уровень развития специфических физических и личностных
качеств.
Индивидуальные действия в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и
против нападающего, владеющего мячом.
Действия защитника против нападающего без мяча определяются решением двух
основных задач:
1)не позволить сопернику выгодно открыться для получения мяча или для взятия
отскока;
2)быть готовым оказать помощь партнеру на опасном участке обороны.
Командные тактические действия согласованные действия всех игроков команды в
защите. Структурным компонентом командных действий являются рациональные
индивидуальные и групповые действия, объединенные единой тактической задачей. Пути
решения этой задачи могут различаться. В связи с этим командные действия в защите
подразделяются на три вида: концентрированная, рассредоточенная и смешанная.
Отличительной особенностью концентрированной защиты является ее направленность
на предотвращение результативных атакующих действий вблизи корзины. В зависимости от
принципа построения концентрированной защиты команда может использовать личную и
зонную систему игры.
Рассредоточенная защита характеризуется активными действиями защищающихся по
всей площадке или на большей ее части с целью срыва атаки соперников уже на ранней
стадии развития. Этот вид защиты по сравнению с другими отличается значительной
подвижностью и агрессивностью, он требует высокой функциональной подготовленности
всех игроков обороны, продуманности, слаженности их действий. Рассредоточенная защита
реализуется через личный и зонный прессинг.Смешанная защита построена на использовании личной и зонной систем игры в обороне.
Целесообразность смешанной защиты определяется наличием в рядах соперников ярких
исполнителей, настоящих лидеров своей команды. К этим игрокам приставляют личных
защитников, остальные защитники играют по зонному принципу.
Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей и специальной
Физическая подготовка
физической подготовки.
Общая физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических
способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена.
В число задач общей физической подготовки входит:
1.Укрепление здоровья;
2.Воспитание основных физических качеств;
3.Повышение уровня обшей работоспособности;
4.Совершенствование жизненно важных навыков и умений.
Специальная физическая подготовка – процесс воспитания физических способностей и
функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола.
Задачи по специальной физической подготовке следующие:
1.Повышение функциональных возможностей,
обеспечивающих успешность
соревновательной деятельности;
2.Воспитание специальных физических способностей
3.Достижение спортивной формы.
Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения
(прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 4050 см,
выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями,
свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки.
Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов.
Прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно
совершенствуется его сила и быстрота. Поэтому необходимо развивать силу мышц
разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в
выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростносиловым.
Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма
эффективно улучшают скоростной бег.
Заключение
Тренировочный процесс по любому виду спортивных игр, предполагает комплексное
развитие двигательных качеств и их компонентов, сторон и структуру учебно
тренировочного процесса,
учёта анатомофизиологических и психологических
способностей занимающихся, физической подготовленности, технической и тактической
освоенности. Всё это обуславливает благоприятное комплексное воздействие на организм
занимающихся.