Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Оценка 4.8

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Оценка 4.8
Семинары
docx
родителям
Детсад
16.08.2019
Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Инклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон №273-Ф3 «Об образовании в РФ» п.27 ст.2) Основная деятельность учителя-дефектолога в образовательной организации направлена на реабилитацию / абилитацию детей с (ОВЗ), детей-инвалидов, которые испытывают трудности в овладении основной общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными сопутствующими нарушениями в познавательной, сенсорной, двигательной, речевой сферах. С целью оказания качественной образовательной услуги, коррекции и компенсации психофизических недостатков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов создаются специальные условия.
inklusiya_dgovor.docx
Специфика профессиональной деятельности учителя­дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве Инклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон №273­Ф3 «Об образовании в РФ» п.27 ст.2) Основная трудности деятельность учителя-дефектолога детей-инвалидов, в образовательной организации направлена на реабилитацию / которые абилитацию детей с (ОВЗ), испытывают в основной обусловленными общеобразовательной психофизическими различными сопутствующими нарушениями в познавательной, сенсорной, двигательной, речевой сферах. С целью оказания качественной образовательной услуги, коррекции и компенсации психофизических недостатков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов создаются специальные условия. программой, особенностями овладении и Учитель-дефектолог входит в команду специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве. способствовать познавательному, Цель деятельности — обеспечить наиболее успешное усвоение полемической составляющей образовательной программы, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ, тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь общества. Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя дефектолога решаются следующие задачи:  Проведение педагогической диагностики с целью выявления особенностей в развитии деятельности, темпа и успешности усвоения учебного материала, возможности использования полученных способов действия в новой ситуации.  Определение актуальных задач, принципов, методов, форм, приемов и средств, повышающих более успешное усвоение учебного материала, развитие учебной мотивации и повышение самостоятельности учащегося.  Определение критериев, позволяющих оценить эффективность обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.  Участие в разработке адаптированных рабочих образовательных программ, методических рекомендаций по обучению ребенка с ОВЗ, имеющего трудности в обучении.  Участие в систематическом изучении динамики ребенка с ОВЗ в процессе освоения.  Взаимодействие с другими специалистами и семьей ребенка с ОВЗ с целью более эффективного психолого-педагогического сопровождения в школе. Реализация коррекционно-развивающей и социальной  психолого-педагогического составляющих сопровождения ребенка с ОВЗ. процесса  Проведение просветительской деятельности с целью включения наиболее эффективных методов, приемов и средств в работу педагогов, в домашние занятия родителей с ребенком, имеющим ОВЗ и повышения успешности использования полученных знаний на практике.  Формирование и развитие учебной мотивации, навыков планирования и контроля (текущего и итогового) у ребенка с ОВЗ в процессе участия в коррекционно-развивающих занятиях В ходе реализации цели и задач для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа, которая включает в себя программу коррекционной работы. Программа коррекционной работы поддерживает реализацию основной образовательной программы. Учитель-дефектолог является одним из основных разработчиков адаптированной рабочей программы, программы коррекционной работы, и адаптированной программы дополнительного образования и является координатором деятельности всех специалистов, участвующих в психолого-педагогическом сопровождении, а также входит в экспертный совет по контролю и оценки эффективности обучения ребенка с ОВЗ в образовательной организации. инклюзивной Исходя из этого, определяются конкретные направления и содержание деятельности учителя-дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации: диагностическое,   коррекционно­развивающее,   аналитическое,консультативно­ просветительское, профилактическое, организационно­методическое. Диагностическое направление  в деятельности учителя­дефектолога может быть составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого­ медико­педагогической комиссии (ПМПК), консилиума (ПМПк).  Диагностическое   направление   работы   включает   в   себя:   первичное дефектологическое  обследование  (уровень актуального и ближайшего развития); систематические   наблюдения   за   динамикой   и   коррекцией   психического, интеллектуального   развития;   проверку   соответствия   выбранной   программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка. Основной   задачей   данного   направления   считается   прогнозирование возникновения   трудностей   в   освоении   образовательной   программы,   определение причин и механизмов уже существующих учебных проблем.  В   ходе   первичной   диагностики   оформляется   протокол   обследования, фиксируются   стартовые   показатели   перед   началом   коррекционно­развивающего обучения.   Динамическое   изучение   учащихся   проводится   с   целью   определения динамики   развития   познавательной   сферы   ребенка,   определения   эффективности выбранных форм, приемов, методов коррекции, развития и обучения обучающегося его уровню развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь­октябрь,   май).   Результаты   обсуждаются   на   заседании   методического, педагогического объединения и фиксируются в дефектологическом представлении. Заключения   по   результатам   обследования     отражаются   в   Карте   динамического развития ребёнка.   Второе направление деятельности ­ коррекционно­развивающая работа.  Содержание этого направления работы:  создание условий для развития сохранных функций;  определение методов, приемов, средств коррекционно­развивающих занятий;  формирование положительной мотивации к обучению;  повышение   уровня   общего   развития,   восполнение   пробелов   предшествующего развития и обучения;  коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально­волевой сферы;  формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;  воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;  обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ за счет более эффективного формирования УУД в процессе коррекционно­развивающих занятий.   Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся во внеурочное время или же, например, учитель­дефектолог берет на индивидуальное занятие ребенка с урока математики или русского языка, если тот не укладывается в темп изучения материала в классе. Учащиеся,   удовлетворительно   усваивающие   учебный   материал   в   ходе фронтальной   работы,   к   индивидуальным   занятиям   не   привлекаются,   помощь оказывается   ученикам,   испытывающим   особые   затруднения   в   обучении. Периодически   на   индивидуальные   занятия   привлекаются   также   учащиеся,   не усвоившие   материал   вследствие   пропусков   уроков   по   болезни   либо   из­за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.   Периодичность   и   продолжительность   занятий   зависят   от   тяжести, характера имеющегося нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется в соответствии   с   учетом   общей   занятости   обучающегося.   Организация   режима проведения коррекционно­развивающих занятий регламентируется нормами СаНПиН, общей интеллектуальной нагрузкой (соответствие расписанию), другими параметрами. Занятия с учителем- дефектологом несут коррекционно-развивающую и предметную направленность. В случаях, если ребенку требуется помощь сурдопедагога или тифлопедагога, то ребенок для коррекционных занятий направляется в специализированные центры. Третье и четвертое направление деятельности - аналитическая деятельность и профилактика. Целью этого направления является анализ данных диагностического обследования и определение адекватных и эффективных средств и форм коррекционного сопровождения ребёнка в инклюзивном образовательном пространстве. Данное направление работы предполагает:  системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;  создание индивидуальных/групповых коррекционно- развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;  обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии   каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;  профилактика перегрузок обучающихся. Пятоенаправление деятельности - консультативно-просветительское. консультирует Учитель-дефектолог администрацию образовательной организации, педагогов-предметников по вопросам организации специальных образовательных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях) и среды для детей   с   ОВЗ   в   процессе   индивидуального   консультирования   и   в   ходе   работы школьного психолого­медико­педагогического образовательные особые консилиума. Психолого­педагогическое консультирование родителей, проводится по запросу родителей или инициативе учителя­дефектолога. Шестое   направление   деятельности   ­  организационно­методическое.   Это направление   деятельности   учителя­дефектолога   включает   подготовку   к консилиумам,   заседаниям   методических   объединений,   педагогическим   советам, собственно   участие   в   мероприятиях,   а   также   оформление   необходимой соответствующей документации. При   подготовке   консилиума   на   каждого   учащегося   специальным   педагогом оформляется   дефектологическое   представление,   которое   содержит   основные диагностически   значимые   характеристики   особенностей   развития   ребенка   для квалификации его нарушения, проблем в обучении. Таким образом, в своей работе учитель­дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса.    Каждое направление деятельности дефектолога включается в единый процесс психолого­педагогического сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Литература   1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»//Бюллетень УМС. ­ №2. – 2013. 2. Дмитриева   Т.П.   Организация   деятельности   координатора   по   инклюзии   в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.­ Москва: Школьная книга, 2010. 3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации   для   руководителей   образовательных   учреждений   Серия «Инклюзивное образование». – М., 2012 . 4. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. – М.: Школьная книга, 2010 . 5. Создание   и   апробация   модели   психолого­педагогического   сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ.ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. 6. Фальковская   Л.П.,   Лихошерстова   Н.А.   О   роли   центров   психолого­медико­ социального сопровождения и психолого­медико­педагогических комиссий в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология:   Сборник   материалов  IIМеждународной   научно­практической конференции. ­ М: ООО «Буки Веди», 2013.    Основные термины и понятия   Безопасная образовательная среда­ образовательная среда, которая  удовлетворяет основные потребности в личностно­доверительном общении,  обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов,  обеспечивает диалогичность взаимодействия, обучение сотрудничеству и отказу от  психологического насилия во взаимодействии, развитие и формирование  психологически здоровой личности.   Инклюзивное образование ­ обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.    Обучающийся   с   ограниченными   возможностями   здоровья     (ОВЗ)   ­ физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии, подтвержденные психолого­медико­педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без специальных условий. Использовался материал из книги: Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей­инвалидов в образовательное пространство/О.Г. Приходько и др. ­  М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. ­ С. 30 – 39.

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2019