Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Оценка 4.8
Семинары
docx
родителям
Детсад
16.08.2019
Инклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Закон №273-Ф3 «Об образовании в РФ» п.27 ст.2)
Основная деятельность учителя-дефектолога в образовательной организации направлена на реабилитацию / абилитацию детей с (ОВЗ), детей-инвалидов, которые испытывают трудности в овладении основной общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными сопутствующими нарушениями в познавательной, сенсорной, двигательной, речевой сферах. С целью оказания качественной образовательной услуги, коррекции и компенсации психофизических недостатков для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов создаются специальные условия.
inklusiya_dgovor.docx
Специфика профессиональной деятельности учителядефектолога в
инклюзивном образовательном пространстве
Инклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (Закон №273Ф3 «Об
образовании в РФ» п.27 ст.2)
Основная
трудности
деятельность
учителя-дефектолога
детей-инвалидов,
в
образовательной организации направлена на реабилитацию /
которые
абилитацию детей с (ОВЗ),
испытывают
в
основной
обусловленными
общеобразовательной
психофизическими
различными
сопутствующими нарушениями в познавательной, сенсорной,
двигательной, речевой сферах. С целью оказания качественной
образовательной услуги,
коррекции и компенсации
психофизических недостатков для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, инвалидов создаются специальные
условия.
программой,
особенностями
овладении
и
Учитель-дефектолог входит в команду специалистов,
осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение
детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.
способствовать познавательному,
Цель деятельности — обеспечить наиболее успешное
усвоение полемической составляющей образовательной
программы,
речевому,
эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка,
развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ, тем самым
повышая возможности его успешного включения в жизнь
общества.
Для достижения этой цели в процессе профессиональной
деятельности учителя дефектолога решаются следующие
задачи:
Проведение педагогической диагностики с целью выявления
особенностей в развитии деятельности, темпа и успешности
усвоения учебного материала, возможности использования
полученных способов действия в новой ситуации.
Определение актуальных задач, принципов, методов, форм,
приемов и средств, повышающих более успешное усвоение
учебного материала, развитие учебной мотивации и
повышение самостоятельности учащегося. Определение критериев, позволяющих оценить эффективность
обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Участие в разработке адаптированных рабочих образовательных
программ, методических рекомендаций по обучению ребенка
с ОВЗ, имеющего трудности в обучении.
Участие в систематическом изучении динамики ребенка с ОВЗ в
процессе освоения.
Взаимодействие с другими специалистами и семьей ребенка с
ОВЗ с целью более эффективного психолого-педагогического
сопровождения в школе.
Реализация коррекционно-развивающей и
социальной
психолого-педагогического
составляющих
сопровождения ребенка с ОВЗ.
процесса
Проведение просветительской деятельности с целью включения
наиболее эффективных методов, приемов и средств в работу
педагогов, в домашние занятия родителей с ребенком,
имеющим ОВЗ и повышения успешности использования
полученных знаний на практике.
Формирование и развитие учебной мотивации, навыков
планирования и контроля (текущего и итогового) у ребенка с
ОВЗ в процессе участия в коррекционно-развивающих
занятиях
В ходе реализации цели и задач для ребенка с ОВЗ
разрабатывается адаптированная образовательная программа,
которая включает в себя программу коррекционной работы.
Программа коррекционной работы поддерживает реализацию
основной образовательной программы. Учитель-дефектолог
является одним из основных разработчиков адаптированной
рабочей программы, программы коррекционной работы, и
адаптированной программы дополнительного образования и
является координатором деятельности всех специалистов,
участвующих в психолого-педагогическом сопровождении, а
также входит в экспертный совет по контролю и оценки
эффективности обучения ребенка с ОВЗ в
образовательной организации.
инклюзивной
Исходя из этого, определяются конкретные направления и
содержание деятельности учителя-дефектолога в рамках
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,
обучающихся в инклюзивной образовательной организации:
диагностическое, коррекционноразвивающее, аналитическое,консультативно
просветительское, профилактическое, организационнометодическое. Диагностическое направление в деятельности учителядефектолога может
быть составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого
медикопедагогической комиссии (ПМПК), консилиума (ПМПк).
Диагностическое направление работы включает в себя: первичное
дефектологическое обследование (уровень актуального и ближайшего развития);
систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического,
интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы,
методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основной задачей данного направления считается прогнозирование
возникновения трудностей в освоении образовательной программы, определение
причин и механизмов уже существующих учебных проблем.
В ходе первичной диагностики оформляется протокол обследования,
фиксируются стартовые показатели перед началом коррекционноразвивающего
обучения. Динамическое изучение учащихся проводится с целью определения
динамики развития познавательной сферы ребенка, определения эффективности
выбранных форм, приемов, методов коррекции, развития и обучения обучающегося
его уровню развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году
(сентябрьоктябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании методического,
педагогического объединения и фиксируются в дефектологическом представлении.
Заключения по результатам обследования отражаются в Карте динамического
развития ребёнка.
Второе направление деятельности коррекционноразвивающая работа.
Содержание этого направления работы:
создание условий для развития сохранных функций;
определение методов, приемов, средств коррекционноразвивающих занятий;
формирование положительной мотивации к обучению;
повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего
развития и обучения;
коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоциональноволевой сферы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ за счет более эффективного
формирования УУД в процессе коррекционноразвивающих занятий.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия
проводятся во внеурочное время или же, например, учительдефектолог берет на
индивидуальное занятие ребенка с урока математики или русского языка, если тот
не укладывается в темп изучения материала в классе.
Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе
фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь
оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении.
Периодически на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не
усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо изза
«нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время
уроков. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести,
характера имеющегося нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется в
соответствии с учетом общей занятости обучающегося. Организация режима
проведения коррекционноразвивающих занятий регламентируется нормами
СаНПиН, общей интеллектуальной нагрузкой (соответствие
расписанию), другими параметрами. Занятия с учителем-
дефектологом несут коррекционно-развивающую и предметную
направленность.
В случаях, если ребенку требуется помощь сурдопедагога или
тифлопедагога, то ребенок для коррекционных занятий
направляется в специализированные центры.
Третье и четвертое направление деятельности
-
аналитическая деятельность и профилактика. Целью этого
направления является анализ данных диагностического
обследования и определение адекватных и эффективных средств
и форм коррекционного сопровождения ребёнка в инклюзивном
образовательном пространстве.
Данное направление работы предполагает:
системный анализ личностного и познавательного развития
ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления
нарушений психического развития обучающегося, но и
определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь
и взаимовлияние друг на друга;
создание
индивидуальных/групповых
коррекционно-
развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное
развитие и коррекцию различных сторон личностного и
познавательного развития ребенка;
обеспечение специализированного сопровождения в процессах
обучения и воспитания. В зависимости от основного нарушения в
развитии каждого ребенка может курировать тот или иной
специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
профилактика перегрузок обучающихся.
Пятоенаправление
деятельности - консультативно-просветительское.
консультирует
Учитель-дефектолог
администрацию
образовательной организации,
педагогов-предметников по
вопросам организации специальных образовательных условий
(выдвижение комплекса специальных задач обучения,
ориентированных на особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
введение в содержание обучения специальных разделов,
направленных на решение задач развития ребёнка,
отсутствующих в содержании образования нормально
развивающегося сверстника;
использование специальных
методов, приёмов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ, ориентированных
на
потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с
учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное
воздействие на обучающегося,
осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях) и среды для
детей с ОВЗ в процессе индивидуального консультирования и в ходе работы
школьного психологомедикопедагогического
образовательные
особые
консилиума.
Психологопедагогическое консультирование родителей, проводится по запросу
родителей или инициативе учителядефектолога.
Шестое направление деятельности организационнометодическое. Это
направление деятельности учителядефектолога включает подготовку к
консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам,
собственно участие в мероприятиях, а также оформление необходимой
соответствующей документации.
При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом
оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные
диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для
квалификации его нарушения, проблем в обучении. Таким образом, в своей работе
учительдефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса.
Каждое направление деятельности дефектолога включается в единый процесс
психологопедагогического сопровождения, обретая свою специфику, конкретное
содержательное наполнение. Литература
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в
Российской Федерации»//Бюллетень УМС. №2. – 2013.
2. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в
образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3. Москва:
Школьная книга, 2010.
3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические
рекомендации для руководителей образовательных учреждений Серия
«Инклюзивное образование». – М., 2012 .
4. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с
ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск
2. – М.: Школьная книга, 2010 .
5. Создание и апробация модели психологопедагогического сопровождения
инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ.ред. С.В. Алехиной,
М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.
6. Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психологомедико
социального сопровождения и психологомедикопедагогических комиссий в
инклюзивном образовании. Инклюзивное образование: практика, исследования,
методология: Сборник материалов IIМеждународной научнопрактической
конференции. М: ООО «Буки Веди», 2013.
Основные термины и понятия
Безопасная образовательная среда образовательная среда, которая
удовлетворяет основные потребности в личностнодоверительном общении,
обеспечивает психологическую защищенность включенных в нее субъектов,
обеспечивает диалогичность взаимодействия, обучение сотрудничеству и отказу от
психологического насилия во взаимодействии, развитие и формирование
психологически здоровой личности.
Инклюзивное образование обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психическом развитии,
подтвержденные психологомедикопедагогической комиссией, и препятствующие
получению образования без специальных условий. Использовался материал из книги: Деятельность специалистов сопровождения
при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
и детейинвалидов в образовательное пространство/О.Г. Приходько и др.
М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. С. 30 – 39.
Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.