Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
Оценка 5
Особые потребности
docx
технология
Взрослым
03.12.2018
Профориентация одна из наиболее важных задач развития и социализации человека, она призвана расширить кругозор ребенка, стимулировать его потребности к социально значимому труду, способствует развитию интереса к собственным возможностям. Правильный и адекватный выбор доступной профессии (трудовой занятости), способствует повышению самооценки, является профилактикой асоциального, делинквентного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками.docx
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками,
имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
Материал подготовлен
учителем технологии МАУО «Надежда»
Минникаевой Анжеллой Шаукатовной
Профориентация одна из наиболее важных задач развития и социализации
человека, она призвана расширить кругозор ребенка, стимулировать его
потребности к социально значимому труду, способствует развитию интереса к
собственным возможностям. Правильный и адекватный выбор доступной
профессии (трудовой занятости), способствует повышению самооценки,
является профилактикой асоциального, делинквентного поведения детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Приобщение детей к профессии – дело непростое. Это не разовое
мероприятие, а ежедневная кропотливая работа. Выбор профессии весьма
сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается
людям с ограниченными возможностями.
К сожалению, рост числа детейинвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), стало реальностью наших дней. Человек –
существо общественное. Поэтому жить в обществе и быть свободным от
общества он не может. Как же научить жить в современном мире и найти свое
место тем, кто имеет особенности в развитии?
Обычно ребёнок с детским параличом не имеет возможности пройти все
циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит от
того, что взрослые не обеспечивают должной социальнопсихологической
адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на всю жизнь он остаётся
инфантильным, пассивным, зависимым от других, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми. Социальные последствия данной ситуации
проявляются в том, что эти инвалиды становятся особой, отделяемой от
общества социальнодемографической группой.
Формирование навыков самообслуживания, социальнобытовой
ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на выбор и
получение профессии – основа социальнотрудовой адаптации учащихся с
особыми образовательными потребностями. Поскольку труд является одним
из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию
ребёнка, работа направлена не только на формирование необходимых учебных
знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к
самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном
окружении. Одна из важнейших задач по социализации – это
профориентационная работа.
Воспитание и обучение детей и подростков с ограниченными
возможностями с учетом формирования начальных профессиональных
навыков – одно из условий социализации их в обществе.
Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить виды
деятельности интересные для ребёнка с ОВЗ, и организовать их максимально
возможную реализацию.
Задача педагога, исходя из индивидуальных интеллектуальных и
физических возможностей ребенка, помочь сориентироваться в мире
профессий.
Цель моей профориентационной работы не определить, кем быть
выпускнику в будущем, а лишь подвести к взвешенному самостоятельному
выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников
психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Профориентация направлена на решение следующих задач:
1. Ознакомление с миром профессий доступным выпускникам коррекционной
школы.
2. Изучение интересов, способностей и мотивов деятельности.
3. Ознакомление с правилами выбора профессии.
4. Мотивация размышления о своем профессиональном будущем.
Профессиональная ориентация детейинвалидов в соответствии с
потребностями рынка труда – это неотъемлемая часть их социально бытовой
адаптации. Инновационные процессы, происходящие в образовательной
практике, обусловливают необходимость оптимизации подходов к
организации образовательного процесса, в том числе, интегративного подхода
к обучению школьников. Интегративный подход к обучению реализуется на
основе личностно ориентированного образования школьников, является основой обогащения содержания знаний, формирует целостный взгляд на мир
и различные способы его познания, определяет целевую направленность
процесса обучения.
В процессе обучения с детей с ограниченными возможностями здоровья
выявлены следующие факторы, которые необходимо учитывать при
организации профориентационной и профадаптационной работы:
• учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
• развитие навыков и умений на уроках трудового обучения в зависимости
от индивидуальных особенностей учащегося;
• поддержка со стороны педагогов;
• знание личностных особенностей, возможностей и способностей
ребенка;
• информированность о видах профессиональной деятельности, для
дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным
способностям.
Для подростка с ограничениями здоровья и жизнедеятельности
правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в
силу ряда обстоятельств:
Вопервых, выбор в значительной мере взаимосвязан с характером течения
заболевания, когда род и условия профессиональной деятельности могут
оказать на него позитивное или негативное влияние;
Вовторых, возможность успешного включения ребенка в систему
трудовых отношений – один из основных механизмов социальной интеграции в
целом, итоговая цель всего комплекса реабилитационных мероприятий;
Втретьих, сама возможность адекватного профессионального выбора
затруднена изза объективных ограничений видов профессиональной
деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и
нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных
возможностях.
Эти обстоятельства предопределяют специфику профориентации
учащихся с нарушением в развитии и необходимость совместных усилий
педагогов школ по подготовке ребенка к самостоятельной жизнедеятельности
совместно с учреждениями начального и среднего профессионального
образования.
Поэтому особое внимание должно уделяться:
комплексной диагностической оценки (преимущественно исходя из
характера клиникофункциональных и психологических параметров) возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной
деятельности;
развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые
необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
формированию таких интересов и установок, которые максимально
ориентируют именно на показанные профессии.
9 класс – период формирования профессионального самосознания, то есть
сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной
профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы
деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными
возможностями.
Углубление знаний о требованиях профессии к человеку, развитие
механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирование
представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством
выполнения профессиональных проб: формирование профессионально
важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция
профессиональных планов, оценка результатов достижений в избранной
деятельности, социальнопрофессиональная адаптация.
Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых их
обучали. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои
усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится
результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а
затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь
именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую
нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти
качества необходимы в любой профессии.
Литература
1. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей. – М.,
1999.
2. Загашев И. О. Занятия по профориентации. – М., 2008.
3. Кулишова Г. П. Как обучать профессии. – М., 2006.
4. Шалавина Т. И. Твоя профессиональная карьера. – М., 1999.
5. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное
самоопределение молодежи. – Киев, 1988.
6. Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А.
Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации
инвалидов. – М.: ЦБНТИ, 1997.
7. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 1990. – с.158 8. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся
сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и
профконсультированию подростков с ограниченными возможностями
здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 1623.
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.