СПЕЦИФИКА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Появление профессии тьютора в образовании обусловлено изменениями в социальной и культурной реальности, основными характеристиками которых являются множественность линий развития, «калейдоскопичность» и неустойчивость картин мира, непрерывность дви-жений и изменений, плюрализм идей, мнений, концепций и, как следствие, — неопределён-ность «как не заданность предельными законами, направляющими его (человечества) разви-тие в русло конкретных границ и рамок»
Иконка файла материала тьютор.doc
СПЕЦИФИКА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Появление профессии тьютора в образовании обусловлено изменениями в социальной и культурной реальности, основными  характеристиками  которых являются  множественность линий   развития,   «калейдоскопичность»   и   неустойчивость   картин   мира,   непрерывность движений   и   изменений,   плюрализм   идей,   мнений,   концепций   и,   как   следствие,   — неопределённость   «как   не   заданность   предельными   законами,   направляющими   его (человечества) развитие в русло конкретных границ и рамок» [2, С. 12].  В   общем   виде   цель   деятельности   тьютора   может   быть   сформулирована   как сопровождение процесса становления человека как субъекта собственной профессиональной деятельности   в   ситуации   неопределённости   выбора   и   переходах   по   этапам профессионализации. Опыт   Негосударственного   образовательного   учреждения   «Ведущий   институт развивающих   технологий»   в   реализации   в   2008—2009   учебном   году   дистанционной программы «ИТ­профи» позволяет сегодня сделать попытку описания специфики тьторского сопровождения в системе дистанционного образования для школьников.  Прежде   чем   переходить   к   описанию   специфики   тьторского   сопровождения,   следует остановиться   на   моментах,   связанных   с   теми   факторами,   которые   задают   необходимость введения данной позиции в программы дистанционного образования. В   первую   очередь   необходимость   позиции   тьютора   связана   с   самой   спецификой дистанционного   обучения   (далее   —   ДО),   которое   требует   от   обучающихся   уже сформированных   навыков   самостоятельной   учебной   деятельности,   умения   работать   с информацией, умения видеть и выбирать образовательные возможности, планировать, ставить образовательные   цели,   анализировать   достигнутые   результаты.   Большинство   школьников испытывают затруднения в умении учиться самостоятельно [5].  Второй момент связан с формами  и методами организации  дистанционного обучения. Опыт   работы   ОЦ   «Школьный   университет»   в   области   ДО   школьников   показывает,   что организация такого обучения в линейной форме (преподаватель—студент) и традиционными методами   (лекции,   контрольные   работы,   консультации)   не   отвечает   реалиям   времени, поскольку не позволяет увидеть обучающемуся множественность форм и методов работы, выбрать ту форму и содержание, которое в большей степени соответствует его интересам и потребностям.   Помимо   этого,   использование   традиционных   методов   в   ДО   не   даёт 1возможности   попробовать   получаемые   знания,   увидеть   их   в   реальной   жизни,   совершить профессиональные пробы в различных профессиональных областях.  Таким   образом,   первый   момент   требует   введения   тьютора   как   отдельной профессиональной  позиции,  деятельность   которой  основана  на определённых  ценностях  и установках,   а   второй   приводит   к   необходимости   построения   особой   информационно­ образовательной интернет­среды, в которой происходит образовательный процесс. Позиция, средства деятельности и функции тьютора в ДО Понятие   позиции   предполагает   задание   рамок,   определяющих   ценностно­ функциональную   сторону   деятельности   (ценности   и   назначение   в   социуме)   и   средства,   позволяющие реализовать эти ценности и принципы. В основе ценностной позиции находится гуманистическая концепция, которая подразумевает безусловную способность и стремление каждого   человека   к   изменению   и   личностному   росту,   к   свободной   реализации   своих профессиональных   и   творческих   устремлений.   В   таком   подходе   обучающийся   является субъектом   деятельности,   а   тьютор   выступает   как   партнёр   в   «прокладывании» образовательного маршрута среди многообразия образовательных предложений.  В данном контексте необходимо упомянуть вопрос  ответственности  тьютора. Тьютор как   сопровождающий   образовательную   программу   не   берёт   на   себя   принятие   каких­либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный   результат.   Ответственность   тьютора   состоит   в   следовании   ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата и понимания того, что этот результат зависит в большей степени от самих обучающихся. В   педагогике   наиболее   соответствующими   содержанию   тьюторского   сопровождения являются личностно­ориентированные педагогические технологии (технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И.   Унт,   В.   Шадриков)),   технологии   проблемного   обучения.   К   средствам,   позволяющим реализовать тьюторские ценности и принципы, относятся активные формы и методы обучения (образовательные   события,   групповые   дискуссии,   кейс­стади,   работа   с   портфолио, деловые/ролевые игры, метод проектов, метод исследования, метод рефлексии). Основными  функциями   тьютора  являются:   проектировочная,   организационно­ мотивационная, информационно­консультационная, аналитическая и рефлексивная. Каждая функция реализуется перечнем конкретных задач.  21. Проектировочная  функция  (тьютор­методист,   тьютор­член   команды разработчиков):  разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы);  разработка   содержания,   включая   учебные   материалы   (курсы),   элементы рефлексии и мотивации;  разработка вариантов  индивидуальных  образовательных  программ и вариантов маршрутов;  разработка   организационно­методической   и   нормативной   документации (положения,   инструкции,   формы   документов   и   пр.),   информационно­ методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;  разработка   требований   к   виртуальной   информационно­образовательной   среде, создающей   условия   для   социального,   образовательного   и   профессионального самоопределения обучающихся. 2. Организационно­мотивационная   функция  (тьюто­фасилитатор,   тьютор­ координатор, тьютор­администратор):  создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы, стимулирующей учебный процесс, где недопустима критика идей и высказываний обучающихся, навязывание точек зрения и пр.;  структурирование   коммуникации,   обеспечение   учебных   и   содействие   в осуществлении социальных контактов между обучающимися;  обеспечение   обратной   связи   в   виде   комментирования   действий   обучающихся («позитивное подкрепление»);   организация решения административных и технических вопросов, возникающих у обучающихся;   подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных образовательных событий;  контроль тиражирования и рассылки итоговых документов. 3. Информационно­консультационная   функция  (тьютор­навигатор,   тьютор­ предметный консультант, тьютор­консультант по развитию, тьютор­социальный продюсер):  ориентация   в   ресурсах   среды,   помощь   в   выстраивании   образовательного движения; 3 консультирование   и   поддержка   обучающихся   по   предмету   и   помощь   им   в затруднительных   ситуациях   в   процессе   их   самостоятельной   и/или   групповой деятельности;  оказание   помощи   в   систематизации   полученных   теоретических   знаний   и практических   навыков,   указание   способов   трансформации   их   в   будущую профессиональную деятельность;  оказание помощи в понимании жизненных и связанных с ними образовательных целей   обучающимся,   в   выстраивании   индивидуальной   образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного, профильного и профессионального самоопределения);  информирование   обучающегося   о   наличии   мест/ресурсов   для   приобретения нового   образовательного,   социального,   коммуникативного,   профессионального опыта. 4. Аналитическая функция (тьютор­наблюдатель, тьютор­аналитик):  наблюдение   и   фиксация   личностных   данных,   способностей   обучающихся,   их планов   и   намерений,   интересов,   склонностей,   мотивов,   готовности   в   целом   к социально­профессиональному самоопределению;   анализ портфолио личностного развития и портфолио достижений обучающихся в процессе и по итогам обучения. 5. Рефлексивная функция:  организация рефлексивной деятельности на этапах обучения;  создание условий для освоения обучающимся рефлексивных навыков и умений «пользоваться   принципом   самоопределения   или   рамкой   самоопределения   в выстраивании представлений о мире, о себе и о планировании своих действий» [3, С. 14]. Принципы информационно­образовательной интернет­среды Основополагающее значение для эффективности дистанционного образования имеет то, каким   образом   организована   информационно­образовательная   интернет­среда.   Под информационно­образовательной   интернет­средой   понимается   комплекс   информационного, технического   и   учебно­методического   обеспечения,   направленный   на   достижение обучающимся его образовательных целей.  Организация тьюторского сопровождения в данной среде должна соответствовать следующим принципам: 41. Интерактивность   (взаимодействие   с   тьюторами   и   экспертами   в   узких   областях знания, взаимодействие с другими участниками). 2. Избыточность   форм   и   методов   обучения   (дельностно­рефлексивный   характер организации учебного процесса, активные методы, образовательные события). 3. Разнообразие оригинальных учебно­методических материалов. 4. Планирование   содержания   обучения   (свобода   составления   индивидуальной образовательной   траектории   —   модулей   из   системы   учебных   курсов, образовательных событий и т. д.). 5. Самоорганизация   и   самообучение   (свобода   выбора  заданий   и   способов   их выполнения или представления, ответственность за выбор). 6. Практикоориентированность, «опытное размышление», «обучение в деятельности» (т. е. такое обучение, когда получение знаний связано с решением задач, имеющих практическое значение для обучающегося). 7. Развитая   виртуальная   инфраструктура,   включающая   инструменты   для планирования, коммуникации, презентации достижений, саморефлексии и т. д. 8. Целостность и одновременно использование принципа «спагетти» (видимый хаос, в котором всегда можно найти конец и начало любой деятельности, единая стратегия и взаимосвязь всех частей). 9. Принцип  «репейника»,  когда совершение  какого­либо действия  открывает новые возможности, автоматически подталкивая на новые, более сложные действия. 10. Принцип развития компетентностей (модель «Знать, Уметь, Владеть и Быть»). Информационно­образовательная   интернет­среда,   помимо   привычных   инструментов, обеспечивающих   учебный   процесс   (библиотека   учебных   материалов,   консультации, тестирование и т. д.), должна обязательно содержать следующие инструменты: личная страница; блог, портфолио (для саморефлексии, для сбора достижений); форум, пейджер (для коммуникации); личный календарь (для планирования); галерея (для презентации достижений). В   заключение   отметим,   что   модель   тьюторского   сопровождения   в   дистанционном образовании школьников, которая заключается в обязательном наличии особой ценностной позиции и средств деятельности тьютора, а также принципов и инструментов информационно­ 5образовательной   интернет­среды,   является   открытой   и   проектируемой   в   процессе практической деятельности НОУ «Ведущий институт развивающих технологий».  6