Появление профессии тьютора в образовании обусловлено изменениями в социальной и культурной реальности, основными характеристиками которых являются множественность линий развития, «калейдоскопичность» и неустойчивость картин мира, непрерывность дви-жений и изменений, плюрализм идей, мнений, концепций и, как следствие, — неопределён-ность «как не заданность предельными законами, направляющими его (человечества) разви-тие в русло конкретных границ и рамок»
СПЕЦИФИКА ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Появление профессии тьютора в образовании обусловлено изменениями в социальной и
культурной реальности, основными характеристиками которых являются множественность
линий развития, «калейдоскопичность» и неустойчивость картин мира, непрерывность
движений и изменений, плюрализм идей, мнений, концепций и, как следствие, —
неопределённость «как не заданность предельными законами, направляющими его
(человечества) развитие в русло конкретных границ и рамок» [2, С. 12].
В общем виде цель деятельности тьютора может быть сформулирована как
сопровождение процесса становления человека как субъекта собственной профессиональной
деятельности в ситуации неопределённости выбора и переходах по этапам
профессионализации.
Опыт Негосударственного образовательного учреждения «Ведущий институт
развивающих технологий» в реализации в 2008—2009 учебном году дистанционной
программы «ИТпрофи» позволяет сегодня сделать попытку описания специфики тьторского
сопровождения в системе дистанционного образования для школьников.
Прежде чем переходить к описанию специфики тьторского сопровождения, следует
остановиться на моментах, связанных с теми факторами, которые задают необходимость
введения данной позиции в программы дистанционного образования.
В первую очередь необходимость позиции тьютора связана с самой спецификой
дистанционного обучения (далее — ДО), которое требует от обучающихся уже
сформированных навыков самостоятельной учебной деятельности, умения работать с
информацией, умения видеть и выбирать образовательные возможности, планировать, ставить
образовательные цели, анализировать достигнутые результаты. Большинство школьников
испытывают затруднения в умении учиться самостоятельно [5].
Второй момент связан с формами и методами организации дистанционного обучения.
Опыт работы ОЦ «Школьный университет» в области ДО школьников показывает, что
организация такого обучения в линейной форме (преподаватель—студент) и традиционными
методами (лекции, контрольные работы, консультации) не отвечает реалиям времени,
поскольку не позволяет увидеть обучающемуся множественность форм и методов работы,
выбрать ту форму и содержание, которое в большей степени соответствует его интересам и
потребностям. Помимо этого, использование традиционных методов в ДО не даёт
1возможности попробовать получаемые знания, увидеть их в реальной жизни, совершить
профессиональные пробы в различных профессиональных областях.
Таким образом, первый момент требует введения тьютора как отдельной
профессиональной позиции, деятельность которой основана на определённых ценностях и
установках, а второй приводит к необходимости построения особой информационно
образовательной интернетсреды, в которой происходит образовательный процесс.
Позиция, средства деятельности и функции тьютора в ДО
Понятие позиции предполагает задание рамок,
определяющих ценностно
функциональную сторону деятельности (ценности и назначение в социуме) и средства,
позволяющие реализовать эти ценности и принципы. В основе ценностной позиции находится
гуманистическая концепция, которая подразумевает безусловную способность и стремление
каждого человека к изменению и личностному росту, к свободной реализации своих
профессиональных и творческих устремлений. В таком подходе обучающийся является
субъектом деятельности, а тьютор выступает как партнёр в «прокладывании»
образовательного маршрута среди многообразия образовательных предложений.
В данном контексте необходимо упомянуть вопрос ответственности тьютора. Тьютор
как сопровождающий образовательную программу не берёт на себя принятие какихлибо
решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый
образовательный результат. Ответственность тьютора состоит в следовании ценностям
профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата и
понимания того, что этот результат зависит в большей степени от самих обучающихся.
В педагогике наиболее соответствующими содержанию тьюторского сопровождения
являются личностноориентированные педагогические технологии (технология развивающего
обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая,
И. Унт, В. Шадриков)), технологии проблемного обучения. К средствам, позволяющим
реализовать тьюторские ценности и принципы, относятся активные формы и методы обучения
(образовательные события, групповые дискуссии, кейсстади, работа с портфолио,
деловые/ролевые игры, метод проектов, метод исследования, метод рефлексии).
Основными функциями тьютора являются: проектировочная, организационно
мотивационная, информационноконсультационная, аналитическая и рефлексивная. Каждая
функция реализуется перечнем конкретных задач.
21. Проектировочная функция
(тьюторметодист,
тьюторчлен команды
разработчиков):
разработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы,
средства, этапы);
разработка содержания, включая учебные материалы (курсы), элементы
рефлексии и мотивации;
разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и вариантов
маршрутов;
разработка организационнометодической и нормативной документации
(положения, инструкции, формы документов и пр.), информационно
методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс;
разработка требований к виртуальной информационнообразовательной среде,
создающей условия для социального, образовательного и профессионального
самоопределения обучающихся.
2. Организационномотивационная функция
(тьютофасилитатор,
тьютор
координатор, тьюторадминистратор):
создание благоприятной эмоциональной обстановки, атмосферы, стимулирующей
учебный процесс, где недопустима критика идей и высказываний обучающихся,
навязывание точек зрения и пр.;
структурирование коммуникации, обеспечение учебных и содействие в
осуществлении социальных контактов между обучающимися;
обеспечение обратной связи в виде комментирования действий обучающихся
(«позитивное подкрепление»);
организация решения административных и технических вопросов, возникающих у
обучающихся;
подготовка к проведению и проведение очных и виртуальных образовательных
событий;
контроль тиражирования и рассылки итоговых документов.
3. Информационноконсультационная функция (тьюторнавигатор,
тьютор
предметный консультант, тьюторконсультант по развитию, тьюторсоциальный
продюсер):
ориентация в ресурсах среды, помощь в выстраивании образовательного
движения;
3 консультирование и поддержка обучающихся по предмету и помощь им в
затруднительных ситуациях в процессе их самостоятельной и/или групповой
деятельности;
оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний и
практических навыков, указание способов трансформации их в будущую
профессиональную деятельность;
оказание помощи в понимании жизненных и связанных с ними образовательных
целей обучающимся, в выстраивании индивидуальной образовательной
траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении
проблем личностного, профильного и профессионального самоопределения);
информирование обучающегося о наличии мест/ресурсов для приобретения
нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального
опыта.
4. Аналитическая функция (тьюторнаблюдатель, тьютораналитик):
наблюдение и фиксация личностных данных, способностей обучающихся, их
планов и намерений, интересов, склонностей, мотивов, готовности в целом к
социальнопрофессиональному самоопределению;
анализ портфолио личностного развития и портфолио достижений обучающихся
в процессе и по итогам обучения.
5. Рефлексивная функция:
организация рефлексивной деятельности на этапах обучения;
создание условий для освоения обучающимся рефлексивных навыков и умений
«пользоваться принципом самоопределения или рамкой самоопределения в
выстраивании представлений о мире, о себе и о планировании своих действий» [3,
С. 14].
Принципы информационнообразовательной интернетсреды
Основополагающее значение для эффективности дистанционного образования имеет то,
каким образом организована информационнообразовательная интернетсреда. Под
информационнообразовательной интернетсредой понимается комплекс информационного,
технического и учебнометодического обеспечения, направленный на достижение
обучающимся его образовательных целей. Организация тьюторского сопровождения в данной
среде должна соответствовать следующим принципам:
41. Интерактивность (взаимодействие с тьюторами и экспертами в узких областях
знания, взаимодействие с другими участниками).
2. Избыточность форм и методов обучения (дельностнорефлексивный характер
организации учебного процесса, активные методы, образовательные события).
3. Разнообразие оригинальных учебнометодических материалов.
4. Планирование содержания обучения (свобода составления индивидуальной
образовательной траектории — модулей из системы учебных курсов,
образовательных событий и т. д.).
5. Самоорганизация и самообучение (свобода выбора заданий и способов их
выполнения или представления, ответственность за выбор).
6. Практикоориентированность, «опытное размышление», «обучение в деятельности»
(т. е. такое обучение, когда получение знаний связано с решением задач, имеющих
практическое значение для обучающегося).
7. Развитая виртуальная инфраструктура,
включающая инструменты для
планирования, коммуникации, презентации достижений, саморефлексии и т. д.
8. Целостность и одновременно использование принципа «спагетти» (видимый хаос, в
котором всегда можно найти конец и начало любой деятельности, единая стратегия
и взаимосвязь всех частей).
9. Принцип «репейника», когда совершение какоголибо действия открывает новые
возможности, автоматически подталкивая на новые, более сложные действия.
10. Принцип развития компетентностей (модель «Знать, Уметь, Владеть и Быть»).
Информационнообразовательная интернетсреда, помимо привычных инструментов,
обеспечивающих учебный процесс (библиотека учебных материалов, консультации,
тестирование и т. д.), должна обязательно содержать следующие инструменты:
личная страница;
блог, портфолио (для саморефлексии, для сбора достижений);
форум, пейджер (для коммуникации);
личный календарь (для планирования);
галерея (для презентации достижений).
В заключение отметим, что модель тьюторского сопровождения в дистанционном
образовании школьников, которая заключается в обязательном наличии особой ценностной
позиции и средств деятельности тьютора, а также принципов и инструментов информационно
5образовательной интернетсреды, является открытой и проектируемой в процессе
практической деятельности НОУ «Ведущий институт развивающих технологий».
6