СПЕЦИФИКАЦИЯ
входной контрольной работы по математике 5 класс
1. Назначение контрольной работы - определить уровень освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Математика».
2. Планируемые результаты: каждое задание базового уровня в диагностической работе оценивает конкретный предметный планируемый результат, задания повышенного уровня сложности позволяют оценить и предметные, и метапредметные планируемые результаты.
3. Критерии оценивания контрольной работы
В работу включены 10 заданий. В работе представлены задания двух уровней сложности: базового и повышенного.
В работе представлены разделы «Содержание обучения» программы, присутствующие в курсе математики начальной школы (числа и величины, арифметические действия, текстовые задачи, наглядная геометрия, работа с информацией). Полнота проверки достижения планируемых результатов достигается включением заданий из всех разделов курса математики начальной школы.
Максимальный балл за выполнение работы составляет – 16 баллов. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 1).
Таблица 1
Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0–4 |
5–8 |
9–13 |
13–16 |
4.Документы, определяющие содержание контрольной работы
Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.
№ 373) с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015
№ 1/15)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень.
5.Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания.
Таблица 2
Код |
Проверяемые элементы содержания |
1 |
Начальные математические знания |
2 |
Арифметика |
3 |
Геометрия |
4 |
Работа с информацией |
В табл. 3 приведен кодификатор проверяемых требований к результатам обучения.
Таблица 3
Код |
Проверяемые требования к результатам обучения |
1 |
Использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений |
2.1 |
Выполнять арифметические действия с числами |
2.2 |
Решать текстовые задачи; составлять числовые выражения |
3.1 |
Распознавать и изображать геометрические фигуры |
3.2 |
Измерять длину отрезка, вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника и квадрата |
4 |
Применять математические знания для решения учебных задач; применять математические знания в повседневных ситуациях |
5 |
Извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде таблиц и диаграмм |
6 |
Владеть основами логического и алгоритмического мышления |
6. Распределение заданий контрольной работы по позициям кодификаторов
Распределение заданий по позициям кодификаторов приведено в табл. 4.
Таблица 4
№ |
Умения, виды деятельности (в соответствии с ФГОС) |
Блоки ПООП НОО: выпускник научится / получит возможность научиться |
Уровень сложности |
Код КЭС |
Код КТ |
Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выпол- нения задания обучаю- щимся (в минутах) |
1 |
Умение выполнять арифмети- ческие действия с числами и числовыми выражениями |
Выполнять устно сложение, вычита- ние, умножение и деление однознач- ных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1) |
Б |
2 |
2.1 |
1 |
2 |
2 |
Умение выполнять арифмети- ческие действия с числами и числовыми выражениями |
Вычислять значение числового выра- жения (содержащего 2–3 арифмети- ческих действия, со скобками и без скобок) |
Б |
2 |
2.1 |
1 |
2 |
3 |
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окру- жающих предметов, процес- сов, явлений, для оценки ко- личественных и пространственных отноше- ний предметов, процессов, явлений |
Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью |
Б |
1, 2, 4 |
1, 2.2, 4 |
2 |
3 |
4 |
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окру- жающих предметов, процес- сов, явлений, для оценки ко- личественных и пространственных отноше- ний предметов, процессов, явлений |
Читать, записывать и сравнивать вели- чины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения меж- ду ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, санти- метр — миллиметр); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; |
Б |
1 |
1, 4 |
1 |
3 |
|
|
решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью |
|
|
|
|
|
5 |
Умение исследовать, распо- знавать геометрические фигу- ры |
Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата |
Б |
3 |
3.1, 3.2 |
1 |
2 |
Умение изображать геомет- рические фигуры |
Выполнять построение геометриче- ских фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника |
1 |
3 |
||||
6 |
Умение работать с таблицами, схемами, графиками, диа- граммами |
Читать несложные готовые таблицы |
Б |
4 |
5 |
1 |
2 |
Умение работать с таблицами, схемами, графиками, диа- граммами, анализировать и интерпретировать данные |
Сравнивать и обобщать информа- цию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм |
2.1, 5, 6 |
1 |
2 |
|||
7 |
Умение выполнять арифмети- ческие действия с числами и числовыми выражениями |
Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметиче- ских действий (в том числе деления с остатком) |
Б |
2 |
2.1 |
1 |
3 |
8 |
Умение решать текстовые задачи |
Читать, записывать и сравнивать ве- личины (массу, время, длину, пло- щадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (кило- грамм — грамм; час — минута, мину- та — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — мил- лиметр); решать задачи в 3–4 действия |
Б |
1, 2 |
1, 2.2, 4 |
2 |
4 |
9 |
Овладение основами логиче- ского и алгоритмического мышления |
Интерпретировать информацию, полученную при проведении неслож- ных исследований (объяснять, срав- нивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) |
Б |
1 |
1, 6 |
2 |
4 |
10 |
Овладение основами логиче- ского и алгоритмического мышления |
Собирать, представлять, интерпре- тировать информацию |
П |
1, 4 |
1, 6 |
2 |
5 |
Всего заданий — 10. Время выполнения проверочной работы — 45 минут. Максимальный балл — 16. |
7. Распределение заданий контрольной работы по уровню сложности
В табл. 5 приведено распределение заданий по уровням сложности.
Таблица 5
Уровень сложности заданий |
Количество заданий |
Максимальный первичный балл |
Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложно- сти от максимального первичного балла за всю работу |
Базовый |
9 |
14 |
90 |
Повышенный |
1 |
2 |
10 |
Итого |
10 |
16 |
100 |
8.Типы заданий, сценарии выполнения заданий
В заданиях 1, 2, 7 проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. В частности, задание 1 проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). Задание 2 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий. Заданием 7 контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).
Выполнение заданий 3 и 8 предполагает использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Так, задания 3 и 8 поверяют умение решать арифметическим способом (в одно-два действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
Умение решать текстовые задачи в три-четыре действия проверяется заданием 8. При этом в задании 8 необходимо выполнить действия, связанные с использованием основных единиц измерения величин (длина, вес).
Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 . Задание 9 связано с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Задание 10 проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию, представленную в виде текста, строить связи между объектами.
Успешное выполнение обучающимися заданий 10 в совокупности с высокими результатами по остальным заданиям говорит о целесообразности построения для них индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их математических способностей.
9.Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Каждое верно выполненное задание 1, 2, 4, 5 (пункт 1), 5 (пункт 2),
6 (пункт 1), 6 (пункт 2), 7, 9 (пункт 1), 9 (пункт 2) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок.
Выполнение каждого из заданий 3, 8, 10 оценивается от 0 до 2
баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение работы — 16.
10.Время выполнения варианта контрольной работы
На выполнение проверочной работы по математике дается 45 минут.
11.Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения контрольной работы
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
12.Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
Входная контрольная работа по математике 5 класс
вариант 1
1. Найдите значение выражение 96 : 8.
2. Найди значение выражения 840 : (40 : 2) · 7.
3. Федя хочет пообедать в кафе. Меню показано на рисунке. Федя выбрал солянку, пиццу и зелёный чай и отдал продавцу 500 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить?
Запиши решение и ответ.
4. Ваня родился в октябре 2005 года. Сколько полных лет было Ване в июле 2015 года?
5.1. На рисунке изображена фигура.
Найди её площадь, если сторона одной клетки равна 1 см.
5.2На рисунке изображена фигура.
Начертите прямоугольник с такой же площадью, каждая из сторон которого больше 1 см.
6.2. В хозяйстве тёти Ани куры, гусыни и утки несли яйца, а тётя Аня вела учёт количеству снесённых яиц. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Дни по порядку |
Куры |
Гусыни |
Утки |
Первый день |
10 |
4 |
6 |
Второй день |
4 |
1 |
4 |
Третий день |
9 |
7 |
7 |
Четвёртый день |
7 |
4 |
5 |
Сколько яиц снесли куры в третий день?
6.2 В хозяйстве тёти Ани куры, гусыни и утки несли яйца, а тётя Аня вела учёт количеству снесённых яиц. Используя таблицу, ответь на вопросы.
Дни по порядку |
Куры |
Гусыни |
Утки |
Первый день |
10 |
4 |
6 |
Второй день |
4 |
1 |
4 |
Третий день |
9 |
7 |
7 |
Четвёртый день |
7 |
4 |
5 |
Какие из птиц (куры, гусыни или утки) за все четыре дня снесли меньше всего яиц?
7. Найди значение выражения 8000 : 100 · 23 + 406 · 340.
8. Для перевозки 15 тонн груза были использованы два автомобиля «газель, грузоподъёмность одного из которых 1 тонна 800 кг, а другого — 2 тонны 400 кг. Автомобиль грузоподъёмностью 1 тонна 800 кг сделал три рейса. Сколько рейсов сделал второй автомобиль?
Запиши решение и ответ.
9. Алёша Попович сказал: «У Змея Горыныча больше четырёх голов».
Добрыня Никитич сказал: ‹У Змея Горыныча больше пяти голов».
Илья Муромец сказал: «У Змея Горыныча больше шести голов».
Князь Киевский сказал: «У Змея Горыныча больше семи голов».
Известно, что только один из них сказал правду. Сколько голов у Змея Горыныча?
Алёша Попович сказал: «У Змея Горыныча больше четырёх голов».
Добрыня Никитич сказал: ‹У Змея Горыныча больше пяти голов».
Илья Муромец сказал: «У Змея Горыныча больше шести голов».
Князь Киевский сказал: «У Змея Горыныча больше семи голов».
Известно, что только двое из них сказали правду. Сколько голов у Змея Горыныча?
10. Структуру природы можно представить в виде схемы.
Пример
Прочитай текст и изобрази структуру неживой природы, включающее все перечисленные в тексте группы объектов. Впиши в прямоугольники на схеме названия групп объектов.
Природа — это все то, что нас окружает и все, что создано без участия человека. Тела неживой природы практически всегда остаются неизменными, статичными. Объектов неживой природы настолько много и они настолько разнообразны, что одна наука просо не в силах изучать их все. Этим занимается сразу несколько наук: химия, физика, геология, гидрография, астрономия. По одной из существующих классификаций все объекты неживой природы делятся на три большие группы:
Твердые тела. Сюда относятся все горные породы, минералы, вещества, составляющие почву, ледники и айсберги, планеты.
Жидкие тела — это все объекты неживой природы, находящиеся в состоянии текучести, не имеющие определенной формы. Например, вода, нефть, вулканическая лава.
Газообразные тела — все вещества, состоящие из газов: воздушные массы, водяной пар, болотный газ, звезды.
Космос тоже материален и является частью природы. Даже в вакууме есть молекулы и атомы. Их количество ничтожно мало, но они есть.
Схема для заполнения
Входная контрольная работа по математике 5 класс
вариант 2
1. Даны числа: 24, 35, 27, 77, 497, 990, 175, 162, 348. Запишите наименьшее число, которое делится на 7 без остатка.
2. Найди значение выражения 20 + 20 : 5 − 17.
3. У Марины есть список продуктов, которые ей нужно купить:
Масло — 1 пачка
Сахар — 3 пачки
Яблоки — 2 кг
Хлеб белый — 1 батон
Сколько сдачи она получит с 500 рублей, если пачка масла стоит 80 рублей, килограмм яблок — 70 рублей, батон хлеба — 23 рубля, а пачка сахара — 23 рубля?
Запиши решение и ответ.
4. Электричка из Москвы в Звенигород идёт 80 минут. Когда электричка прибудет в Звенигород, если из Москвы она отправилась в 17 часов 50 минут?
Ответ: в час. мин.
5.1 Ниже на клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображён прямоугольник.
Найди площадь этого прямоугольника. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
5.2 На клетчатом поле со стороной клетки 1 см изображена фигура. Изобрази на рисунке прямоугольник площадью 16 см2 так, чтобы вся данная фигура была его частью.
6.1. В нескольких эстафетах, которые производились в школах, команды показывали следующие результаты:
Команда |
I эстафета |
II эстафета |
III эстафета |
«Ракета» |
11 мин. 45 сек. |
10 мин. 8 сек. |
9 мин. 24 сек. |
«Метеор» |
13 мин. 22 сек. |
8 мин. 20 сек. |
9 мин. 46 сек. |
«Рывок» |
12 мин. 30 сек. |
10 мин. 43 сек. |
10 мин. 15 сек. |
«Звезда» |
12 мин. 2 сек. |
9 мин. 14 сек. |
10 мин. 26 сек. |
За каждую эстафету команда получает количество баллов, равное занятому в этой эстафете месту, зат2ем баллы по всем эстафетам суммируются.
Какая команда получила 3 балла в третьей эстафете?
6.2 В нескольких эстафетах, которые производились в школах, команды показывали следующие результаты:
Команда |
I эстафета |
II эстафета |
III эстафета |
«Ракета» |
11 мин. 45 сек. |
10 мин. 8 сек. |
9 мин. 24 сек. |
«Метеор» |
13 мин. 22 сек. |
8 мин. 20 сек. |
9 мин. 46 сек. |
«Рывок» |
12 мин. 30 сек. |
10 мин. 43 сек. |
10 мин. 15 сек. |
«Звезда» |
12 мин. 2 сек. |
9 мин. 14 сек. |
10 мин. 26 сек. |
За каждую эстафету команда получает количество баллов, равное занятому в этой эстафете месту, затем баллы по всем эстафетам суммируются. Сколько баллов по всем эстафетам у команды «Метеор»?
7. Найди значение выражения
8. Варя и Тоня договорились встретиться у четвёртого вагона поезда. Варя отсчитывает вагоны с «головы» состава, а Тоня — с «хвоста». Тем не менее они подошли к одному и тому же вагону. Сколько вагонов было в поезде?
Запиши решение и ответ.
9.1. Айгуль приехала в Уфу в понедельник и планирует пробыть там до субботы. Она хочет встретиться с подругой, посетить художественную выставку, сходить в музей и сходить в театр, причём каждому из этих дел она хочет посвятить отдельный день. Художественная выставка проводится только в среду, музей работает со вторника по четверг, спектакли в театре идут в среду и четверг, а подруга свободна во вторник и пятницу.
Назовите день, когда Айгуль пойдёт в театр.
9.2. Айгуль приехала в Уфу в понедельник и планирует пробыть там до субботы. Она хочет встретиться с подругой, посетить художественную выставку, сходить в музей и сходить в театр, причём каждому из этих дел она хочет посвятить отдельный день. Художественная выставка проводится только в среду, музей работает со вторника по четверг, спектакли в театре идут в среду и четверг, а подруга свободна во вторник и пятницу.
Назовите место, куда пойдёт Айгуль за день до встречи с подругой.
10. Оля написала сочинение «Моя тёзка».
Меня зовут Оля. И речку, которая течёт мимо нашего дома, тоже зовут Оля. Мы с речкой тёзки. Так вышло случайно. Я родилась в другом городе, и раньше мы не знали, что будем жить около реки Оли. Я хожу на Олю каждый день. Даже зимой. Мне нужно только выйти со двора и перейти улицу Береговую. И всё — я на берегу. Береговая улица извилистая, потому что идёт вдоль берега. С Береговой на Центральную улицу можно пройти по-разному. Если просто идти по Береговой, то выйдешь на Центральную около почты. Но я люблю ходить по мостику через Олю.
Если идти от нашего дома по течению Оли, то сначала будет улица Речная. Она идёт по мосту и упирается в Центральную улицу. А потом — Косой переулок, который соединяет улицу Зелёную и Центральную, а по дороге пересекает нашу Береговую. Косой переулок идёт наискосок и тоже через мостик над Олей. Есть третий мост — на Центральной. Но он мне не нравится — у него высокие перила, и с него плохо видно Олю. У нас есть ещё Детская улица, она пересекается с Речной и Зелёной. Там детский сад, куда я ходила целый год, пока не пошла в школу. Мне не нравилось, что по дороге в детский сад не нужно переходить через Олю. Я люблю свою тёзку.
Прочти сочинение и рассмотри план района. Пользуясь описанием, которое дала Оля, надпиши названия всех улиц и переулка на плане.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.