СПИННОЙ МОЗГ
ЦЕЛИ: определить место спинного мозга в организме человека; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить.
Оборудование: таблицы: <<Схема строения нервной системы >>, << Спинной мозг и схема коленного рефлекса >>.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1 Работа со словариком.
Нейрон – нервная клетка, которая является структурной и функциональной единицей нервной системы.
Нервный импульс - волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну со скоростью от 0,5 до 120 м\с .
Синап - особые контакты в местах соединения нервных клеток друг с другом.
Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы.
Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа.
2 Задание 27 в рабочей тетради.
На рисунке изображены следующие типы нервной системы;
1 – трубчатая нервная система;
2 и 3 – сетчатая, или диффузная нервная система;
4 – узловая, или ганглионарная нервная система.
3 Заслушивание сообщений о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах.
СПИННОЙ МОЗГ.docx
СПИННОЙ МОЗГ
ЦЕЛИ: определить место спинного мозга в организме
человека; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее
строение; функции. Формировать умения: работать с текстом
учебника; логически мыслить.
Оборудование: таблицы: <<Схема строения нервной
системы >>, << Спинной мозг и схема коленного рефлекса
>>.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1 Работа со словариком.
Нейрон – нервная клетка, которая является структурной и
функциональной единицей нервной системы.
Нервный импульс - волна возбуждения,
распространяющаяся по нервному волокну со скоростью от
0,5 до 120 м\с .
Синап - особые контакты в местах соединения нервных
клеток друг с другом.
Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие
внешней среды или на изменение его внутреннего состояния,
выполняемая с участием нервной системы.
Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит
возбуждение от места возникновения нервного импульса до
рабочего органа.
2 Задание 27 в рабочей тетради.
На рисунке изображены следующие типы нервной системы;
1 – трубчатая нервная система;
2 и 3 – сетчатая, или диффузная нервная система; 4 – узловая, или ганглионарная нервная система.
3 Заслушивание сообщений о роли И. М. Сеченова и И.
П. Павлова в развитии учения о рефлексах.
Примерное содержание сообщений.
Сообщение 1
И.C. Сеченов – отец русской
физиологии
Весьма успешное развитие физиологии в России началось
в 60-х годах ХIХ столетия. В эти годы активизировалась
деятельность ряда выдающихся русских ученых, в том числе
Ивана Михайловича Сеченова, явившегося, по выражению
Ивана Петровича Павлова , << отцом русской
физиологии>>. Такую характеристику И. М. Сеченов
заслужил тем, что он первый из русских физиологов
обогатил науку фактами и концепциями фундаментального
значения, получившими признание в мировой научной
литературе , и создал первую в России научную школу в
области физиологии. Им опубликовано более 100
экспериментальных и теоретических трудов, в том числе
несколько книг.
Развивая свои научные теории. Иван Михайлович Сеченов
показал , что в основе всех функций мозга человека и
животных лежат рефлексы <<Все без исключения
психические акты ….. развиваются путем рефлекса >>, -
писал он в своей книге << Рефлексы головного мозга >>.
Вопросы:
1) Когда в России началось успешное развитие физиологии?
2) Кого И.П. Павлов называл << отцом русской физиологии
>> ?
3) В какой книге И. М. Сеченов утверждал, что в основе всех
функций мозга человека и животных лежат рефлексы?
Сообщение 2 И. П. Павлов – великий физиолог
Главная цель его работ – выяснение нервной регуляции
органов, логическим завершением которой было изучение
функций коры большого мозга , а главным открытием
ученого стали условные рефлексы .
И.П. Павлов показал, что мозг работает по принципу
временных связей. Он раскрыл постоянную смену
возбуждения и торможения коры. В коре может возникнуть
мощный очаг возбуждения, привлекая и поглощая все другие
, менее сильные . Так , знаменитый Архимед ,
сосредоточившись на изобретении механизма для защиты
Сиракуз от римлян , настолько увлекся вычислениями , что не
заметил врага и был убит .
И.П. Павлов развил нервную теорию утомления ,
объяснилась сущность сна, сновидений , гипноза , заложил
научные основы понимания и лечение некоторых болезней
мозга .
Павловское учение позволяет правильно понять
психологические явления: память, речь, мышление,
воображение, и т. д. Иван Петрович получил 132 награды,
столько, сколько не имел не один ученый мира.
Вопросы:
1) Какие процессы являются главным открытием И.П.
Павлова?
2) Какие два противоположных процесса лежат в основе
работы коры большого мозга?
3) Сколько наград за свою работу получил И.П. Павлов?
Изучение нового материала.
1 Самостоятельное чтение учащимся текста учебника с. 56-
57
2 Обсуждение прочитанного . - Где располагается спинной мозг в организме человека ?
( Располагается спинной мозг в позвоночном канале .
Начинается на уровне большого затылочного отверстия
черепа и заканчивается на уровне второго поясничного
позвоночника. )
-Какую длину и массу имеет спинной мозг ?
( Длина-45 см, масса- 34-38 г.)
- Что представляет собой спиной мозг по внешнему виду?
( Длинный , почти цилиндрической формы тяж .)
-Каково внутреннее строение спинного мозга ?
( Если рассмотреть поперечный срез спинного мозга , то
можно увидеть : в центре серое вещество в форме бабочки с
узким центральный каналом , заполненным спинномозговой
жидкостью ; снаружи от серого вещества располагается
белое вещество ; серое вещество состоит из тел нейронов ;
белое вещество – это отростки нейронов; связывающие
нейроны спинного мозга между собой и головного мозга.)
-Что отходит от спинного мозга ?
( 31 пара спинномозговых нервов , каждый из которых
начинается от спинного мозга в виде двух тяжей
( корешков ).)
-К каким частям организма направлены эти гены ?
( Спинномозговые нервы направляются : к костям , мышцам ,
суставам, коже, внутренним органам. )
-Какие функции выполняет спинной мозг в нашем организме?
( Рефлекторную функцию , проводящую функцию. )
Закрепление изученного материала.
1 . Работа с заданиями рубрики << Какие утверждения
верны? >> на с . 58 учебника. Последовательности действий
с данной рубрикой смотри в конспекте урока 1. Верные утверждения указаны на с. 59 учебника; доказательства
правильности или неверности можно найти на с. 56-57.
2 Работа с заданиями рубрики << Выберите правильный
ответ >> на с. 58 учебника. Последовательности действий с
данной рубрикой смотри в конспекте урока 6;правильные
ответы даны на с. 59 учебника.
3 Работа с заданиями рубрики << Подумайте >> на с . 59
учебника .
Ответ: Коленный рефлекс будет сохранен, а
чувствительность кожи - нарушена. Данный факт
объясняется тем, что рефлекторная функция в данном
случае сохраняется , так как центр коленного рефлекса
находится в спинном мозге ,а проводниковая функция
нарушается: это сопровождается потерей кожной
чувствительности.
4 Работа с заданиями рубрики <<Рассмотрите рисунок>> на
с.59 учебника.
На рисунке под цифрами указаны ;
1-белое вещество спинного мозга ;
2-серое вещество спинного мозга;
3-центральный канал, заполненный спинномозговой
жидкостью;
4-нервный узел;
5-спинномозговой нерв;
6-задний корешок спинномозгового нерва.
Задание на дом: изучить текст учебника на с. 56-
57;выполнить задание 33 в рабочей тетради .
Спинной мозг
Спинной мозг
Спинной мозг
Спинной мозг
Спинной мозг
Спинной мозг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.