Спинной мозг
Оценка 4.8

Спинной мозг

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
25.04.2019
Спинной мозг
СПИННОЙ МОЗГ ЦЕЛИ: определить место спинного мозга в организме человека; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить. Оборудование: таблицы: <<Схема строения нервной системы >>, << Спинной мозг и схема коленного рефлекса >>. Ход урока Организационный момент. Проверка домашнего задания. 1 Работа со словариком. Нейрон – нервная клетка, которая является структурной и функциональной единицей нервной системы. Нервный импульс - волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну со скоростью от 0,5 до 120 м\с . Синап - особые контакты в местах соединения нервных клеток друг с другом. Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы. Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа. 2 Задание 27 в рабочей тетради. На рисунке изображены следующие типы нервной системы; 1 – трубчатая нервная система; 2 и 3 – сетчатая, или диффузная нервная система; 4 – узловая, или ганглионарная нервная система. 3 Заслушивание сообщений о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах.
СПИННОЙ МОЗГ.docx
СПИННОЙ МОЗГ ЦЕЛИ: определить место спинного мозга в организме человека; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить. Оборудование: таблицы: <<Схема строения нервной системы >>, << Спинной мозг и схема коленного рефлекса >>. Ход урока Организационный момент. Проверка домашнего задания. 1 Работа со словариком. Нейрон – нервная клетка, которая является структурной и функциональной единицей нервной системы. Нервный импульс - волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну со скоростью от 0,5 до 120 м\с . Синап - особые контакты в местах соединения нервных клеток друг с другом. Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы. Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа. 2 Задание 27 в рабочей тетради. На рисунке изображены следующие типы нервной системы; 1 – трубчатая нервная система; 2 и 3 – сетчатая, или диффузная нервная система; 4 – узловая, или ганглионарная нервная система. 3 Заслушивание сообщений о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах. Примерное содержание сообщений. Сообщение 1 И.C. Сеченов – отец русской физиологии Весьма успешное развитие физиологии в России началось в 60-х годах ХIХ столетия. В эти годы активизировалась деятельность ряда выдающихся русских ученых, в том числе Ивана Михайловича Сеченова, явившегося, по выражению Ивана Петровича Павлова , << отцом русской физиологии>>. Такую характеристику И. М. Сеченов заслужил тем, что он первый из русских физиологов обогатил науку фактами и концепциями фундаментального значения, получившими признание в мировой научной литературе , и создал первую в России научную школу в области физиологии. Им опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических трудов, в том числе несколько книг. Развивая свои научные теории. Иван Михайлович Сеченов показал , что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы <<Все без исключения психические акты ….. развиваются путем рефлекса >>, - писал он в своей книге << Рефлексы головного мозга >>. Вопросы: 1) Когда в России началось успешное развитие физиологии? 2) Кого И.П. Павлов называл << отцом русской физиологии >> ? 3) В какой книге И. М. Сеченов утверждал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы? Сообщение 2 И. П. Павлов – великий физиолог Главная цель его работ – выяснение нервной регуляции органов, логическим завершением которой было изучение функций коры большого мозга , а главным открытием ученого стали условные рефлексы . И.П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену возбуждения и торможения коры. В коре может возникнуть мощный очаг возбуждения, привлекая и поглощая все другие , менее сильные . Так , знаменитый Архимед , сосредоточившись на изобретении механизма для защиты Сиракуз от римлян , настолько увлекся вычислениями , что не заметил врага и был убит . И.П. Павлов развил нервную теорию утомления , объяснилась сущность сна, сновидений , гипноза , заложил научные основы понимания и лечение некоторых болезней мозга . Павловское учение позволяет правильно понять психологические явления: память, речь, мышление, воображение, и т. д. Иван Петрович получил 132 награды, столько, сколько не имел не один ученый мира. Вопросы: 1) Какие процессы являются главным открытием И.П. Павлова? 2) Какие два противоположных процесса лежат в основе работы коры большого мозга? 3) Сколько наград за свою работу получил И.П. Павлов? Изучение нового материала. 1 Самостоятельное чтение учащимся текста учебника с. 56- 57 2 Обсуждение прочитанного . - Где располагается спинной мозг в организме человека ? ( Располагается спинной мозг в позвоночном канале . Начинается на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне второго поясничного позвоночника. ) -Какую длину и массу имеет спинной мозг ? ( Длина-45 см, масса- 34-38 г.) - Что представляет собой спиной мозг по внешнему виду? ( Длинный , почти цилиндрической формы тяж .) -Каково внутреннее строение спинного мозга ? ( Если рассмотреть поперечный срез спинного мозга , то можно увидеть : в центре серое вещество в форме бабочки с узким центральный каналом , заполненным спинномозговой жидкостью ; снаружи от серого вещества располагается белое вещество ; серое вещество состоит из тел нейронов ; белое вещество – это отростки нейронов; связывающие нейроны спинного мозга между собой и головного мозга.) -Что отходит от спинного мозга ? ( 31 пара спинномозговых нервов , каждый из которых начинается от спинного мозга в виде двух тяжей ( корешков ).) -К каким частям организма направлены эти гены ? ( Спинномозговые нервы направляются : к костям , мышцам , суставам, коже, внутренним органам. ) -Какие функции выполняет спинной мозг в нашем организме? ( Рефлекторную функцию , проводящую функцию. ) Закрепление изученного материала. 1 . Работа с заданиями рубрики << Какие утверждения верны? >> на с . 58 учебника. Последовательности действий с данной рубрикой смотри в конспекте урока 1. Верные утверждения указаны на с. 59 учебника; доказательства правильности или неверности можно найти на с. 56-57. 2 Работа с заданиями рубрики << Выберите правильный ответ >> на с. 58 учебника. Последовательности действий с данной рубрикой смотри в конспекте урока 6;правильные ответы даны на с. 59 учебника. 3 Работа с заданиями рубрики << Подумайте >> на с . 59 учебника . Ответ: Коленный рефлекс будет сохранен, а чувствительность кожи - нарушена. Данный факт объясняется тем, что рефлекторная функция в данном случае сохраняется , так как центр коленного рефлекса находится в спинном мозге ,а проводниковая функция нарушается: это сопровождается потерей кожной чувствительности. 4 Работа с заданиями рубрики <<Рассмотрите рисунок>> на с.59 учебника. На рисунке под цифрами указаны ; 1-белое вещество спинного мозга ; 2-серое вещество спинного мозга; 3-центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью; 4-нервный узел; 5-спинномозговой нерв; 6-задний корешок спинномозгового нерва. Задание на дом: изучить текст учебника на с. 56- 57;выполнить задание 33 в рабочей тетради .

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг

Спинной мозг
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2019