СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ

  • Мероприятия
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал представляет собой тематическую подборку информации для проведения занятий по предметам по выбору, для элективных курсов, внеклассных мероприятий, предметных декадников по предметам естественнонаучного цикла. Также материал вполне успешно может быть использован для подготовки сообщений, докладов, рефератов по соответствующей теме.
Иконка файла материала спирты и фенолы.docx
П р а к т и ч е с к а я  р а б о т а  СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ Цель работы: исследовать свойства одноатомных спиртов и фенола. Т е о р е т и ч е с к о е  о б о с н о в а н и е. Спирты  и  фенолы  относятся   к   кислородсодержащим   органическим веществам, имеющим функциональную группу –ОН. Предельные спирты по количеству функциональных групп делятся на: 1) одноатомные (не проявляют кислотных свойств); 2)   многоатомные   (проявляют   слабые   кислотные   свойства   при взаимодействии с гидроксидами тяжелых металлов (с Cu(OH)2)). Фенолы отличаются от спиртов тем, что функциональная группа –ОН у них   связана   с  бензольным   кольцом;   группа  –ОН   увеличивает   подвижность атома водорода в бензольном кольце, поэтому в отличие от бензола фенол способен к замещению 3 атомов водорода на атомы Br. Бензольное же кольцо увеличивает   подвижность   атома   водорода   в   группе   –ОН,   и,   в   отличие   от спиртов, фенол может взаимодействовать не только с активными металлами, но и со щелочами, проявляя кислотные свойства. О п ы т   1. Растворимость спиртов в воде. В четыре пробирки налейте по 2–3 мл воды и в каждую прибавьте по 1 мл следующих веществ: в первую – глицерин, во вторую – метиловый, в третью – пропиловый,   в   четвертую –   бутиловый   спирты.   Сделайте   вывод   о растворимости   спиртов.   Объясните   причину   их   различной   растворимости. Испытайте   растворы   спиртов   на   фенолфталеин   и   лакмус.   Почему   не изменяется цвет индикаторов? О п ы т  2. Получение алкоголята натрия. В   пробирку   с   0,5–1   мл   безводного   этилового   спирта   бросьте   кусочек натрия, высушенного фильтровальной бумагой. Что наблюдается? Подожгите выделяющийся газ (осторожно!). Когда весь натрий прореагирует, перенесите раствор в чашку и выпарьте избыток спирта. К остатку в чашке прилейте немного воды и испытайте раствор на фенолфталеин (опыт можно провести и на стеклянной пластинке). Составьте уравнения реакций получения и гидролиза алкоголята. О п ы т  3. Получение диэтилового эфира.  Будьте осторожны! В пробирку с газоотводной трубкой налейте по 0,5 мл этилового спирта и концентрированной   серной   кислоты.   Смесь   осторожно   перемешайте   и нагрейте до начала кипения. Прекратите нагревание, добавьте к смеси 3–5 капель   спирта   (осторожно!).   При   этом   появляется   запах   эфира.   Снованагрейте   реакционную   смесь   и   зажгите   выделяющиеся   пары   эфира. Оставшуюся смесь после окончания опыта слейте в специальную банку. Запишите уравнения реакций: С2Н5ОН + НОSO3H  H2O + C2H5OSO3H C2H5OSO3H + С2Н5ОН  H2SO4 + C2H5 – O – C2H5 О п ы т  4. Свойства глицерина. Получение глицерата меди. Налейте в пробирку 1–2 мл раствора сульфата меди и добавьте 10%­ный раствор  едкого натра до образования  осадка  гидроксида меди Cu(OH)2.  К полученному   осадку   прибавьте   немного   глицерина   и   перемешайте содержимое   пробирки.   Что   наблюдается?   Как   объяснить   происходящее явление? Каков цвет раствора? Составьте уравнения реакций. О п ы т  5. Растворимость фенола. В пробирку насыпьте около 1 г фенола и прилейте в три раза больший объем воды. Осторожно встряхивайте пробирку до тех пор, пока фенол не станет   жидким,   и   дайте   содержимому   пробирки   отстояться.   После отстаивания   смесь   расслаивается:   верхний   слой –   раствор   фенола   в   воде, нижний слой – раствор воды в феноле. Осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдается?   Охладите   пробирку.   Что   наблюдается?   Полученный   раствор фенола разлейте в три пробирки и используйте в следующих опытах. О п ы т  6. Получение и свойства фенолята. Взболтав   содержимое   пробирки   с   раствором   фенола,   полученным   в предыдущем   опыте,   прилейте   к   нему   немного   крепкого   раствора   едкого натра. При этом жидкость становится прозрачной. Почему? К прозрачному раствору фенолята прилейте по каплям 10%­ный раствор серной кислоты до кислой реакции. Вновь выделяется фенол в виде эмульсии. Закончите уравнения происходящих реакций: С6Н5ОН + NaOH   С6Н5ОNa + H2SO4   О п ы т  7. Бромирование фенола. Во вторую пробирку с раствором фенола при постоянном взбалтывании добавьте   насыщенный   раствор   бромной   воды   до   образования   осадка. Определите цвет осадка. Запишите самостоятельно уравнение реакции. По   окончании   опытов   убрать   рабочее   место   и   приступить   к оформлению работы.  5. Растворимость фенола. В пробирку насыпьте около 1 г фенола и прилейте в три раза больший объем воды. Осторожно встряхивайте пробирку до тех пор, пока фенол нестанет   жидким,   и   дайте   содержимому   пробирки   отстояться.   После отстаивания   смесь   расслаивается:   верхний   слой –   раствор   фенола   в   воде, нижний слой – раствор воды в феноле. Осторожно нагрейте пробирку. Что наблюдается?   Охладите   пробирку.   Что   наблюдается?   Полученный   раствор фенола разлейте в три пробирки и используйте в следующих опытах. О п ы т  6. Получение и свойства фенолята. Взболтав   содержимое   пробирки   с   раствором   фенола,   полученным   в предыдущем   опыте,   прилейте   к   нему   немного   крепкого   раствора   едкого натра. При этом жидкость становится прозрачной. Почему? К прозрачному раствору фенолята прилейте по каплям 10%­ный раствор серной кислоты до кислой реакции. Вновь выделяется фенол в виде эмульсии. Закончите уравнения происходящих реакций: С6Н5ОН + NaOH   С6Н5ОNa + H2SO4   О п ы т  7. Бромирование фенола. Во вторую пробирку с раствором фенола при постоянном взбалтывании добавьте   насыщенный   раствор   бромной   воды   до   образования   осадка. Определите цвет осадка. Запишите самостоятельно уравнение реакции. По окончании опытов убрать рабочее место и приступить к оформлению  работы.

Посмотрите также