СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Оценка 4.6

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
doc
Междисциплинарный 3
4 кл—11 кл
25.04.2018
СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Публикация является частью публикации:
Алгоритм организации самоуправления в коллективе.doc
Алгоритм организации самоуправления в коллективе Алгоритм организации самоуправления в коллективе Основные условия развития самоуправления Существует   ряд   условий,   обеспечивающих   успешное   развитие   ученического самоуправления.   Они   вытекают   из   тех   макаренковских   правил,   которые   сегодня   приняты   на вооружение коммунарской методикой. Вот эти правила:       Воспитание детей должно осуществляться в коллективе и через коллектив, в творческом общении, в деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни. Жизнь   детского   коллектива   –   не   подготовка   к   будущему,   а   полноценное   явление сегодняшней общественной жизни. Детский коллектив не может существовать без постоянного движения вперед. Детский   коллектив   не   может   двигаться   вперед   без   систематического   анализа   своей деятельности. Управлять   детским   коллективом,   стоять   над   ним,   невозможно.   С   коллективом   надо слиться, раствориться в нем. Основные воспитательные функции ­ первичному коллективу. Вся воспитательная деятельность имеет смысл и положительные результаты только в том случае, если в ней участвует каждый ребенок, т.е. каждый является субъектом воспитания. Условия   развития   самоуправления   взаимосвязаны.   Перечислим   основные   условия развития самоуправления учащихся:                Психолого­педагогическая грамотность руководителя, его безусловная компетентность в вопросах самоуправления Наличие системы в организации самоуправления Создание целостной системы самоуправления Наличие коллективной общественно значимой цели Осознание учащимися необходимости достижения коллективной цели Наличие органов самоуправления Правильное распределение обязанностей и поручений по принципу: каждому делу – свой организатор Определение задач для каждого учащегося в достижении общей цели Грамотная организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся Соответствие характера деятельности возрасту и интересам учащихся Самостоятельность, самодеятельность учащихся при оказании необходимой поддержки и помощи со стороны руководителя Добровольности   участия   школьников   в   самоуправленческих   акциях,   проявление инициативы и творчества при организации деятельности Постоянное усложнение функций актива и расширение зоны его деятельности Последовательное   увеличение   числа   активных   участников   всех   управленческих процессов Усложнение деятельности коллектива и накопление у школьников опыта организаторской работы, развитие коллективных традиций самоуправления Данные   условия   опираются   на   ряд   принципов   организации   самоуправления,   которые выражаются в следующих положениях: 1. Принцип демократического централизма. Означает   выборность   всех   руководящих   органов   самоуправления   снизу   доверху; периодическую   отчетность   рабочих   органов   самоуправления   общему   собранию,   вышестоящим органам самоуправления; обязательность решений высших органов для низших; коллективность в работе   всех   органов   самоуправления;   личную  ответственность   каждого   за   выполнение  своих обязанностей; требует строгой дисциплины, выполнения Устава, правил для учащихся, кодекса прав и обязанностей ученика. 2. Принцип педагогического содействия. Заключается в том, что педагогический коллектив посредством педагогов­консультантов через общешкольные органы ученического самоуправления, классные руководители через совет представителей класса осуществляют педагогическое влияние на всех учащихся школы, учат их методике организации и управления, помогая тем самым развитию общешкольного коллектива. При этом формы помощи учащимся в организации самоуправления и коллективной деятельности могут   быть   самыми   разнообразными.   Это   и   передача   собственного   организационного   опыта, занятия   в   школе   актива,   консультации,   инструкции,   положения,   выступления   на   собраниях, участие в коллективном планировании, анализе и т.д. 3.   Принцип  конкретной  предметной   деятельности  органов   самоуправления ученического Требует реальной, а не фиктивной организации самоуправления: есть деятельность – есть орган самоуправления, который живет и развивается, нет деятельности ­ не может быть и органа самоуправления.   Коллектив   создает   органы   самоуправления   либо   под   традиционную деятельность, либо под ту, которую необходимо развивать в коллективе, исходя из роста. 4. Принцип единого планирования. Заключается   в   том,   что   в   планах   воспитательной   работы   школы,   руководителя, общественных   организаций,   классных   и   школьных   родительских   комитетов   учитываются возможности   всех   первичных   детских   коллективов   с   тем,   чтобы   все   учащиеся   школы   при реализации   планов   были   вовлечены   в   разностороннюю   общественно­полезную   деятельность. Педагоги,   родители,   общественные   ученические   организации,   стимулируют   таки   образом активность учащихся, формируют у них ответственность за решение коллективных задач и целей, способствуют развитию и укреплению общешкольного коллектива. 5. Принцип развития инициативы и самодеятельности учащихся. Заключается в том, что педагоги­консультанты, руководители учат детей самоорганизации, стимулируют  инициативу   и самодеятельность  самих  учащихся,  а  не  подменяют  их  в  решении вопросов коллективной жизни и деятельности. 6. Принцип преемственности и сменяемости актива. Заключается в установлении товарищеской взаимосвязи старших учащихся с младшими в работе  соответствующих разновозрастных  комиссий, штабов и советов, где  младшие учатся у старших, старшие готовят себе смену. Сменяемость обеспечивается тем, что один раз в течение года у учащихся сменяются «должности», а так же происходит многократное в течение каждого месяца участие в разнообразных видах общественно полезной деятельности. При этом занятие «руководящей должности» сочетается с «рядовой», т.е. если учащийся избран в общественный орган руководителем, то в классном коллективе, к примеру, он входит в тот или иной орган как рядовой   член,   а   не   руководитель   этого   органа.   Таким   образом,   формируются   умения   и руководить, и подчиняться одновременно. 7. Принцип единства прав и обязанностей учащихся. Означает сочетание их общественных и личных интересов в работе органов ученического самоуправления. В основе деятельности лежат при этом общественно значимые мотивы: долг, интересы коллектива, товарищей, школы. Несмотря на общие принципы, общую логику развития самоуправления, действия любого руководителя глубоко индивидуальны. И эта индивидуальность всегда была озарена творческим подходом к общению с детьми и воспитанию у них лучших человеческих качеств. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ 1. Анализ, самоанализ, выявление причин нерешенности отдельных задач. 2. Определение целей и задач на новый период 3.   Планирование   действий   руководителя;   коллективное   планирование:   определение содержания работы коллектива на новый период 4. Определение форм и методов работы 5. Организация коллективной деятельности 6. Самоконтроль, коллективный контроль над решением задач самоуправления, реализация планов работой актива, оперативный анализ деятельности 7. Подведение итогов, итоговый анализ деятельности 8. Регулирование деятельности и отношений в коллективе 9. Разработка перспектив развития самоуправления Автор: Екенина Н.В., ведущий специалист отдела образования, г. Екатеринбург

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Скачать файл