Спортивная секция « Баскетбол » (юноши)

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Место программы в образовательном процессе: В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба. Цели и задачи: Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Иконка файла материала rab._progr_basket.docx
Дополнительная образовательная программа Спортивная секция « Баскетбол »  (юноши) Направление программы: физкультурно­спортивное  Добрышев С.А   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        Рабочая программа для спортивной секции по баскетболу разработана на основе пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе:  программы, рекомендации» Волгоград: Учитель — 2013 в соответствии с  федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного  образования, М.: «Дрофа» — 2004. На кружковую работу по баскетболу отводится  по 2 учебных часа в неделю в 5­11 классах.       Кружковая работа по баскетболу входит в образовательную область  «Физическая культура». Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций  общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой  дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы  дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных  учреждений. Место программы в образовательном процессе:       В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических  занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу  жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при  изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.       Программа органично вписывается в сложившуюся систему физическоговоспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут  более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие  программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного  масштаба. Цели и задачи: Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует  совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально­ волевых качеств. Цель программы — углублённое изучение спортивной игры баскетбол. Основными задачами программы являются: • • • • • • • • укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приемами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,  коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников  по баскетболу; подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу; Содержание программы      Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и  специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.      В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития  баскетбола, правила соревнований.      В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения,  которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают  организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные  качества.      В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий  обучению техническим и тактическим приемам игры.      В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и  принимать участие в соревнованиях.      Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов  упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.      Методы и формы обучения      Большие возможности для учебно­воспитательной работы заложены в принципе  совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так,  чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт,  полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической,  общефизической подготовке проводятся в режиме учебно­тренировочных по 2 часа  в неделю.      Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более  успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач  рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об  изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ,  замечание, команды, указания.Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,  наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников  конкретные представления об изучаемых действиях.      Практические методы: • метод упражнений; • • • игровой; соревновательный, круговой тренировки.     Главным из них является метод упражнений, который предусматривает  многократные повторения движений.     Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: • • в целом, по частям.     Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся  образовались некоторые навыки игры.     Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально  подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная. Содержательное обеспечение разделов программы Теоретическая подготовка 1. Развитие баскетбола в России и за рубежом. 2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. 3. Физическая подготовка баскетболиста. 4. Техническая подготовка баскетболиста. 5. Тактическая подготовка баскетболиста. 6. Психологическая подготовка баскетболиста. 7. Соревновательная деятельность баскетболиста. 8. Организация и проведение соревнований по баскетболу. 9. Правила судейства соревнований по баскетболу. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом. Физическая подготовка 1. Общая физическая подготовка. 1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с  партнёром, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный  прыжок, стенка, скамейка, канат).1.2. Подвижные игры. 1.3. Эстафеты. 1.4. Полосы препятствий. 1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты). 2. Специальная физическая подготовка. 2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. 2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. 2.3. Упражнения для развития скоростно­силовых качеств баскетболиста. 2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста. Техническая подготовка 1. Упражнения без мяча. 1.1. Прыжок вверх­вперёд толчком одной и приземлением на одну ногу. 1.2. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: • с разной скоростью; • в одном и в разных направлениях. 1.3. Передвижение правым – левым боком. 1.4. Передвижение в стойке баскетболиста. 1.5. Остановка прыжком после ускорения. 1.6. Остановка в один шаг после ускорения. 1.7. Остановка в два шага после ускорения. 1.8. Повороты на месте. 1.9. Повороты в движении. 1.10. Имитация защитных действий против игрока нападения. 1.11. Имитация действий атаки против игрока защиты. 2. Ловля и передача мяча. 2.1. Двумя руками от груди, стоя на месте. 2.2. Двумя руками от груди с шагом вперёд. 2.3. Двумя руками от груди в движении. 2.4. Передача одной рукой от плеча. 2.5. Передача одной рукой с шагом вперёд. 2.6. То же после ведения мяча. 2.7. Передача одной рукой с отскоком от пола. 2.8. Передача двумя руками с отскоком от пола. 2.9. Передача одной рукой снизу от пола. 2.10. То же в движении. 2.11. Ловля мяча после полуотскока. 2.12. Ловля высоко летящего мяча. 2.13. Ловля катящегося мяча, стоя на месте.2.14. Ловля катящегося мяча в движении. 3. Ведение мяча. 3.1. На месте. 3.2. В движении шагом. 3.3. В движении бегом. 3.4. То же с изменением направления и скорости. 3.5. То же с изменением высоты отскока. 3.6. Правой и левой рукой поочерёдно на месте. 3.7. Правой и левой рукой поочерёдно в движении. 3.8. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. 4. Броски мяча. 4.1. Одной рукой в баскетбольный щит с места. 4.2. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. 4.3. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. 4.4. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. 4.5. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. 4.6. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. 4.7. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. 4.8. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. 4.9. В прыжке одной рукой с места. 4.10. Штрафной. 4.11. Двумя руками снизу в движении. 4.12. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. 4.13. В прыжке со средней дистанции. 4.14. В прыжке с дальней дистанции. 4.15. Вырывание мяча. 4.16. Выбивание мяча. 5.Тактическая подготовка 1. Защитные действия при опеке игрока без мяча. 2. Защитные действия при опеке игрока с мячом. 3. Перехват мяча. 4. Борьба за мяч после отскока от щита. 5. Быстрый прорыв. 6. Командные действия в защите. 7. Командные действия в нападении. 8. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1­2 3­5 6­8 9­11 12­16 Раздел Колич ество часов  Тема Содержание занятия Общая физическая  подготовка (8 час) Специальная подготовка (16 час) 2 3 3 3 5 Строевые упражнения ОРУ без предметов  Подвижные игры и  эстафеты Ведение мяча правой  рукой Передача мяча одной  рукой от плеча.  Передача мяча двумя  рука ми от груди. Повороты на месте, размыкание  уступами. Перестроение из одной  шеренги в две, из колонны по одному в  колонну по два. Обозначение шага на  месте. Повороты в движении. Упражнения для рук и плечевого  пояса, для мышц шеи, для туловища и  ног. Упражнения с сопротивлением. Игры с мячом; игры с бегом,  прыжками, метанием. Эстафеты  встречные и круговые с преодолением  полосы препятствий из гимнастических снарядов. Передвижение бегом. Приставные  шаги. Остановка прыжком в два шага.  Ведение мяча по прямой с изменением  направления и скорости Передача мяча снизу одной рукой на  месте, передача мяча одной рукой от  плеча по высокой траектории на  расстоянии 12­16 метров с места, а  затем в движении. Передача мяча от  груди в тройках двумя руками в  движении по восьмёрки, бросок от  груди, бросок снизу двумя руками. № п/п Раздел Колич ество Тема Содержание занятиячасов  3 2 3 6 Ловля и передача мяча  двумя руками и одной  рукой при  передвижениях игроков в парах и тройках. Штрафной бросок. Броски в корзину. Техника нападения 17­19 Специальная подготовка 20­21 22­24 25­30 Техническая подготовка (24 час) Ловля высоколетящих мячей в  прыжке, на месте, в движении. Ловля и передача мяча двумя руками в  движении — используя три шага.  Передача мяча на месте с отскоком от  пола и ловля мяча. Передача и ловля  мяча при встречном движении и с  отскоком от пола. Броски в корзину от головы. Учащийся выполняет 15­20 бросков. Броски в движении после двух шагов.  Броски в корзину в прыжке с дальней и средней дистанции. Бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом до 180  градусов. Техника передвижения. Основная  стойка баскетболиста. Повороты в  движении с сочетанием способов  передвижения. Передвижение  переставным шагом, сочетание  передвижений, остановок поворотов.  Бег с изменением направления и  скорости из различных исходных  положений. Прыжки толчком двух ног, толчком одной ноги. Техника владения мячом, ведение мяча с высоким  отскоком, с низким отскоком № п/п Раздел Колич ество часов  Тема Содержание занятия 31­36 Техническая  подготовка 6 Техника защиты Техника овладения  мячом Стойка защитника: одна нога выставлена вперёд, ноги расставлены на одной  линии. Ведение мяча с изменением  высоты отскока и скорости  передвижения. Обманные действия,  передача мяча скрытые (назад, вправо,  влево). Передача мяча одной рукой из ­за спины. Действия защитника в обороне, в  нападении. Вырывание мяча. Выбивание мяча.  Перехват мяча. Накрывание мяча при  броске с места, овладение мячом,37­42 43­48 6 6 Техника передвижения отскочившим от кольца. Выбивание мяча при ведении, перехват мяча при ведении. Перехват мяча в движении в стойке  защитника, в роли нападающего.  Обводка противника способом  прикрывания мяча корпусом. Перемещение к стойке защитника  вперёд, в стороны, назад. Сочетание  способов передвижения с техническими  приёмами игры в защите. Ведение мяча,  обводка противника без зрительного  контроля. Обманные действия: финт на  рывок, финт на бросок, финт на проход.  Передачи мяча в движении скрытые  (назад, вправо, влево). Ведение мяча с  изменением направления движения и с  изменением высоты отскока и скорости  передвижения, обводка противника с  изменением скорости. № п/п Раздел Колич ество часов  Тема Содержание занятия 49­52 Тактическая подготовка (21 (час) 4 Тактика нападения. 53­57 5 Групповые действия. 58­63 6 Командные действия. Индивидуальные действия, выход на  свободное место с целью атаки и  получения мяча. Выбор способа ловли  мяча. Применение изученных приемов  техники нападения в зависимости от  ситуации на площадке. Финты с мячом  на ведение, на передачу, на бросок с  последующим ведением, передачи,  броском. Взаимодействие двух игроков ­«передай  мяч — выходи» Взаимодействие трёх  игроков ­«треугольник».  Взаимодействие двух нападающих  против одного защитника «2­1 . ″ Взаимодействие двух нападающих  против трёх защитников, «тройка»,  скрестный выход, малая восьмёрка,  пересечение, наведение, большая  восьмёрка. Нападение быстрым  прорывом, взаимодействие двух игроков  с заслонами. Организация командных действий по  принципу выхода на свободное место.  Нападение с целью выбора свободного  действия, нападение быстрым прорывом,организация командных действий против применения быстрого прорыва  противника. Организация командных  действий с использованием изученных  групповых взаимодействий. № п/п Раздел Колич ество часов  Тема Содержание занятия 64­68 Тактическая подготовка 5 Тактика защиты. Индивидуальные действия по умению  выбрать место и держать игрока с  мячом и без мяча. Выбор места для  овладения мячом при передачах и  ведении. Противодействия при бросках мяча в корзину. Противодействие  выходу на свободное место для  получения мяча.