Литературно-спортивная эстафета по повести В. К.
Железникова «Чучело»
1. Соотнеси прозвища героев повести с их именами (Чучело – Ленка
Бессольцева; Заплаточник – Николай Николаевич Бессольцев; Живодёр –
Валька; Железная Кнопка – Миронова; Рыжий – Толик; Лохматый – в
повести имени у этого героя нет)
Карточки с прозвищами героев на старте – карточки с именами
героев на противоположной стене спортзала (проиклеены на
скотч для каждой команды), оббегая конусы змейкой, в оба
конца приклеивают карточки с прозвищами к карточкам с
именами 6 баллов
2. В повести есть второстепенные герои: соотнесите их имена с родовым
понятием, например, Н. Н. Бессольцев – дедушка Л. Бессольцевой (Светка
– младшая сестра Димки Сомова; тётя Клава – мать Толика (Рыжий);
Маргарита Ивановна – классный руководитель 6 класса;
Наталья
Фёдоровна Колкина – бабушка, подарившая Н. Н. Бессольцеву картину
«Машка»; Мария Николаевна Бессольцева – сестра деда Н. Н. Бессольцева;
Шмакова, Попов, Васильев – ученики 6 класса)
По стулу на старте для каждой команды, на стульях карточки
с именами, у противоположной стены спортзала на стуле
выбрать карточку, соответствующую имени, передвигаться в
обе стороны, прыгая на прыгунке между кеглями 6 баллов
3. В повести встречаются географические названия и названия какихлибо
собственных наименований, соотнесите собственные названия с их родовыми
например, Москва – город, в который
понятиями и поясните их,
шестиклассники не поехали во время осенних каникул на экскурсию
(Вертушино – деревня, в которой жила бабушка Колкина; Ока – река, на
берегу, которой был расположен город, в котором жил Н. Н. Бессольцев;
Калуга, Серпухов – города, между которыми расположился город, в
котором происходят события в повести; «Машка» картина, подаренная
бабушкой Колкиной; «Юный техник» журнал, который читал Димка
Сомов, ждавший Ленку Бессолцеву возле парикмахерской; ВАЗ – 21011 –
автомобиль, купленный отцом Димки Сомова)
Задание усложняется – первый участник бежит на
противоположную сторону спортзала с набивным мячом в
руках, берёт любую перевёрную карточку с именем собственным,возвращается к финишу с набивным мячом, отдаёт её второму
участнику, тот на финише (карточки перевёрнуты, лежат на
стуле) ищет соотношение и пытается объяснить, только потом
бежит следующий участник и т.д. (по 2 балла – один за правильное
соотнесение, другой за пояснение, каждая команда может набрать по 12
баллов)
4. Город, в котором совершаются события в повести, пережил значимые
исторические события, произошедшие в России в разные времена. Городу, как
утверждает автор, около 800 лет. Участникам предлагается выбрать карточки
с теми событиями, которые, по мнению автора, испытал город за время своего
существования (Отечественная война 1812 г.; первая империалистическая
война; Великая Отечественная война 19411945 гг.; Полтавская битва;
Куликовская битва; пугачёвское восстание)
Задание выполняется парами, из 6 исторических событий
выбрать 3 правильных, карточки с названиями событий у
противоположной стороны на стуле, принести каждой паре по
одной карточке на финиш, двигается пара «на трёх ногах» по
одной ноге связаны скакалками в оба конца (по 3 балла)
5. По литературному описанию узнайте героя («Он только недавно похоронил
свою жену и сам после этого тяжело заболел. Он не боялся смерти и
относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно
добраться до родного дома» Н. Н. Бессольцев; «Она не шла, а несла себя,
можно сказать, плыла по воздуху. П… рядом с нею был неказистым и
неловким, потому что … нарядилась в новое платье, в новые белые туфли
и повязала волосы белой лентой. Не по погодке, конечно, зато она
блистала во всём своём великолепии» Шмакова; «Он был такой, как
всегда. Ну, точно ничего не произошло. Стоял передо мной аккуратный,
чистенький, от костра раскраснелся. Говорил, говорил про «поверят и не
поверят», про то, что они привыкнут к этому и всё поймут. А я слушала
его, слушала… Димка Сомов; (Ленка Бессолцева, Маргарита Ивановна,
Задание выполняется парами, карточки с
шофёр Петька)
описанием героя лежат на стульях на старте в перевёрнутом
виде,
держась за маленький
металлический обруч, бежит по скамейке к противоположной
стене спортзала, находит карточку с соответствующим именем
пара выбирает любую,(прозвищем), карточки лежат на стульях, и возвращается
обратно тем же ходом (по 3 балла)
6. Творческий конкурс «Нарисовать дом Н. Н. Бессольцева» (фундамент,
контур дома, крыша, окна, забор, сад)
Карточки с деталями рисуемого перемешиваются и
приклеиваются к конусам, выставленным змейкой вдоль
спортзала. Комукакая деталь достанется, тот с этой детали
и начинает рисовать дом (по 6 баллов + 2 балла за сообразительность
и художественную находку) (бег по скамейке, перепрыгивая конусы по ов,
на каждом конусе табличка и элементами дома)
7. Повесть прочитана, обдумана, проанализирована. Семьями выполнены
творческие задания. Попробуйте дать свою характеристику героям по их
поступкам, совершённым в повести. По три определенияприлагательных или
по три фразы на каждого героя (одноклассники Ленки Бессольцевой;
Ленка Бессольцева; Маргарита Ивановна; Н. Н. Бессольцев). Можно
посовещаться, написать, а затем приклеить на противоположную стену к
карточкам героев.
Каждому участнику сбегать по 2 раза к противоположной стене
спортзала и прикрепить карточку с характеристикой,
соответствующую определённому герою. Первый раз участники
бегут с теннисными шариками и ракетками, второй раз катят
ногами волейбольный мяч и запинывают его под скамейку,
достают мяч в обратную сторону бегом. (За каждое определение
по одному баллу= 12 баллов)