Сенсорное развитие путем самообразования
Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет – основной путь к раскрытию заложенных природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их под час неловки, иногда и неосознанны.
Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия. Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств: зрения (90% информации), слуха (9%ю) остальных чувств (1%): обоняния; осязания; вкуса. До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности. Развитие через самообразование Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус – так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании цветов, запахов, размеров и форм. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте. Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно учить.
Сенсорное восприятие мира основывается на таких параметрах:
Понятие о цветах и некоторых оттенках.
Узнавание
простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат). Понимание
величины, размера.
Как развивать сенсорику Маленьким детям нужно создавать условия,
которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении
предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика,
совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им
нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с
конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше
всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.
Тематический материал:
Развитие речи у детей 2 3 лет, Тихеева Е И — развитие речи детей
Развивающие игрушки
Используют
те, что побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать
мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят крох с различными
формами и размерами, цветами и фактурой. Полученные тактильные ощущения
благотворно влияют на мозг, развивают моторику рук и речь.
Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:
Мягкие, сшитые из различных материалов, с природными или синтетическими наполнителями.
По типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные).
Развивающие настольные игры
Осмысление действительности начинается примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.
Тематический материал:
Развивайка для детей от 3 лет. Игрушки для развития мелкой моторики. Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого нужно распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их и наклеить на картон.
Для примера: «Подбери для машинки колеса».
Разрисовать 5-6 картинок с изображением автомобилей, отдельно – колеса таких же цветов. Ребенку нужно подобрать колеса к машинке такого же цвета, как и она. «Ёжик собирает грибочки». Нарисовать несколько ежиков и грибочков. Ребенку нужно прикреплять к иголкам животного грибы. «Дерево и листочки», «Дерево с фруктами». Малышу дать задание прикреплять на изображение дерева листья или фрукты. «Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т. п.). Найти и соединить половинки моркови, капусты, машины и пр. Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие и формируют понятие о внешних признаках: форме, величине, цвете. В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки и нуждаются в похвале. В 2-3 года крохи уже умеют многое: Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают предметы по этому признаку. Разбирают их по признакам: большой, маленький, средний. Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого элемента к маленькому и наоборот. Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку. Указывают на кубик, мячик, кирпичик. Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме. Принципы методики Янушко Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то всему остальному он научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий. В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики.
В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе Елены Янушко. Автор объясняет, что в раннем возрасте внимание носит непроизвольный характер. С детьми не проводят беседы или занятия с обучающими предметами, потому что малышей сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешками, пирамидками, рамками со шнурками, досками Сегена. Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития:
Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством предметов, их расположением в пространстве.
Слуховое восприятие – знакомство со звуками разного происхождения.
Тактильное восприятие – ощупывание предметов из различных материалов, разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т. д. Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять детям незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет. Дидактические упражнения Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей: Сортировка однородных предметов, согласно размеру, геометрической форме, цвету. Размещение их в соответствующие гнёзда. Собирание мозаики по образцу. Рисунки красками на разные темы. Подражание взрослым в мимике, жестах. Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов. Развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребенком, родители воспитывают в нем внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. К тому же во время обучения устанавливается тесный контакт с малышом, формируются доверительные семейные отношения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.