СПОСОБНОСТЬ ЧУВСТВОВАТЬ БОЛЬ
ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
ЭССЕ
Из педагогического опыта
Живу ли я в реальном мире или в выдуманном? Следовательно, в искусственном? Вроде бы и стараюсь не задавать себе лишних вопросов. А они, тем не менее, целой вереницей выстраиваются передо мною. Грани двух миров перемешались.
Вот и сегодня почему-то в душу запал вопрос, когда человек обращается к исповеди? Это не простое любопытство. Вне сомнений, что человек оказался у критической черты. Как ему помочь? Сначала необходимо его услышать.
Правда, что это наркотик?
О! От этого нельзя отказаться: видеть во внезапной смерти фонарей нечто большее, чем просто пробуждение, смешивать не случившееся прошлое с пережитым будущим. Это – танец на лезвии ножа. Это увлекает, становится дыханием. Как же можно отказаться? Веришь?
Нет. Ты не из тех. Это неправильно.
О, Господи! За что?! Зашторенные окна любимых глаз. В ответ на молчание – равнодушие. Но молчание уже не может спасти. И каждое несказанное слово – свинец. Изо дня в день тащишь в себе этот груз, карабкаешься на вершину счастья, расправляешь крылья. И в который раз падаешь в пропасть. Земля не пускает тебя, тянет вниз. И все из-за молчания. Это ли правильно: умирать не родившись?
Так бывает?
Боже! Это адская боль. Но неужели больно микроскопической амёбе, разрываясь на части, порождать себе подобных? Она не знает этого. Разве может ощущать собственную боль Солнце, сжигающее себя? Но, тем не менее, она есть. Эта боль – одновременно и существование, и его смысл.
Но твоя боль пройдет.
Знаю. Поэтому спешу нарисовать ее, пока она жива. Иначе, зачем все это? Зачем слова, пробив стену молчания, как сумасшедшие, прыгают на бумаге и бьются в истерике? А потом, как отрешенные, "блаженные", бродят по страницам в поисках потерянной сути. Есть и отчаявшиеся, брошенные в минуту слабости. И я спешу дать всем им жизнь. Чтобы не падать в пропасть… Молчишь?
Противоречия…
От них невозможно отказаться. Исчезнут вопросы, исчезнет боль, все остановится, и незачем будет танцевать на лезвии ножа.
А действительно, зачем? Это жизнь…
Болит душа, томится сердце
В темнице тела моего.
Я не виновна, что свобода
Нужна им более всего.
Я не виновна, что мой разум
Молчит, когда поет душа.
В строках и слова нету даже,
Что не прочувствовала я.
Лишь на минуту облегченье
Приносит песня сердца мне.
И снова боль, опять мученье,
Опять сгораю я в огне.
Но коль дано мне слышать чувства,
Не потеряю этот дар.
Ведь нету ложного искусства,
(В стихах продуманных все пусто),
А чувствам разум в тягость дан.
Я знаю, что огонь смертелен,
Что волю обретет душа.
Но только завтра я истлею,
Ну, а сейчас писать должна!..
Да, в жизни всякое бывает. Но душевная боль от этого не становится менее острой. Поэтому на исповедь лучше всего ответить исповедью.
«Очень больно, когда рвется духовная нить между близкими людьми. Еще больнее становится от осознания того, что эту нить восстановить уже невозможно. И все же безысходные ситуации создает человек себе сам. Значит, он же может найти и выход, если прислушается к голосу гармонии души.
Так вот, душевная боль не только зло, но и благо. Человек не должен забывать о ее свойствах воздействия на окружающих. Иначе он потеряет необходимый жизненный тонус и не сможет чувствовать боль другого человека.
Владимир Иванович ТОЛСТИКОВ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.