Способы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках в начальной школе
Оценка 5

Способы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках в начальной школе

Оценка 5
doc
04.11.2020
Способы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках  в начальной школе
Способы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках .doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Темповская основная общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему:

«Способы формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках

в начальной школе»                 

(выступление на ШМО учителей начальных классов)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Подготовила

                                                                                  учитель начальных классов

Васильева Светлана Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Март 2017 г.                                                             

«Великая цель образования – это не знания, а действия!»

     Герберт Спенсер.

 

      Современная система обучения в начальной школе, реализуя программу «Школа России» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебно – воспитательного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника. В Послании Федеральному Собранию РФ Д.А. Медведев, говоря об инициатив «Школа России», в качестве важнейших выдвинул задачу раскрытия способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.

    Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.

   В связи с реализацией ФГОС НОО, при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели.  Обосновать и сформулировать метапредметные цели   мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.

   Что нужно изменить учителю в своей деятельности, чтобы на уроках эффективно развивать метапредметные умения? С чего начать?

    Разумеется, что решение этого непростого вопроса  следует начать с анализа своего методического багажа и личного ресурса. Какова может быть последовательность задач, которые помогут провести анализ собственного педагогического багажа:

-для того чтобы работать профессионально, нужно поставить реальные цели, то есть ответить на вопрос: «Какие метапредметные умения я развиваю у детей в этом году? На этом уроке?»

- для того чтобы поставить реальные цели в соответствии с возрастом ребенка, нужно разобраться, что же это такое – метапредметные умения, то есть иметь представление о сути тех или иных умений и понятий;

- для того чтобы реализовать свои профессиональные задачи, нужно знать, как я могу это реализовать, то есть  нужно найти, освоить или создать метод;

- для того чтобы эффективно развивать эти умения,  нужно посмотреть на ресурсы каждого предмета: найти в УМК тот материал, на котором можно будет сделать все наиболее органично для ребенка, то есть нужно провести анализ развивающих ресурсов предмета и урока;

- для того чтобы реализовать все это, нужно честно и самокритично проанализировать свои профессиональные возможности, то есть оценить себя как специалиста и ответить, какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы решать новые задачи.

    Однако для успешного решения задач по формированию УУД одного только анализа собственной педагогической деятельности недостаточно. ФГОС НОО – программный документ, который затрагивает и мировоззрение педагога. Запросы времени и документы ФГОС, отражающие эти запросы, ставят педагога в ситуацию профессионального поиска и профессионального роста. После знакомства с материалами ФГОС очень часто можно слышать реплику коллег: «Знакомые цели, зачем изобретать велосипед? Мы и так все это всегда развивали!» Да, все понятия, ценности и задачи знакомы, никто их для образования «чужеродными» не считает. Только условия изменились, время другое, поэтому акцент сделан на воспитание личности, компетентного деятеля, человека, открытого к новому опыту, готового учиться и развиваться всю свою жизнь. То есть мы учим ради воспитания личности. В Стандартах указана и новая для многих стратегия достижения этой цели: учим с использованием  методов, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его активность и осознанность, в процессе которой маленький созидатель постоянно должен отвечать на следующие вопросы:

- Что я буду делать?

- Зачем?

- Как я это буду делать?

- Из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?

- Как я проверю правильность выполненной работы?

- Как я пойму, что работа выполнена хорошо?

     Для нас эта ситуация более всего на практике отражает суть деятельностного подхода, так как в ней ребенок понимает мотивацию и цели своей деятельности, способ достижения цели, может сказать, как проверить и оценить работу. Другими словами можно сказать, что школьники овладевают практическими инструментами. Формирование УУД – это тоже вопрос освоения инструментов, но только интеллектуальных. К сожалению, по отношению к этим инструментам мы допускаем большую ошибку, считая, что  если ребенок, решая предметные задачи, оперировал  действиями анализа, сравнения, сопоставления или обобщения, то он понял и осмыслил, как они работают,  что этого уже достаточно для развития УУД и что завтра ребенок сможет самостоятельно в новой ситуации грамотно применить тот или иной интеллектуальный инструмент. Но ФГОС перед нами  поставил задачу воспитания компетентного человека в широком смысле этого слова. Значит, мы должны передать детям осмысленный способ, то есть и в случае формирования логических действий нужно тоже организовывать учебную ситуацию, «запускать» деятельность, помогать ее осознавать. В связи с этим, при создании методической копилки по развитию УУД необходимо разобраться и соотнести между собой три понятия:

 - способ

- умение

- универсальное учебное действие

  Способ – действие или система действий, применяемая при исполнении какой-нибудь работы,  при осуществлении чего-нибудь. Таким образом, способ служит определенной задаче, он нацелен на получение определенного результата. Существует он вне ребенка: в культуре, в образе жизни сообщества, в которое он включен. Способ передается ребенку в процессе обучения.

 Умение – это способность выполнять какое-либо действие по определенным правилам. То есть умение – это владение способом. Умение принадлежит конкретному ребенку и характеризует его как человека, владеющего или не владеющего тем или иным способом.

УУД – определяются как способы деятельности  и по сути своей также являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте.

   И когда мы говорим, что ребенок овладел метапредметными  УУД, мы понимаем, что ребенок не только решает учебно-познавательные  и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые применил. То есть ученик, самостоятельно решая задачу, говорит себе и нам: «Я сейчас ищу ответ на такую – то проблему. Для того чтобы ее решить, мне нужно изучить то, из чего состоит объект, посмотреть, как элементы связаны друг с другом, и есть ли что-то еще подобное…». Конечно, наши ученики в начальной школе еще малы, и сразу ожидать от них такого осмысления своей деятельности нельзя. Однако знакомство с инструментами по развитию УУД и совместное освоение способами действия – реальная педагогическая задача. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный. Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности. Формирование познавательных УУД связано с  содержанием учебных предметов, способами и логикой преобразования учебного материала. Становление же личностных, регулятивных и коммуникативных действий идет в основном через различные ситуации и процедуры взаимодействия участников образовательного процесса, использование специальных методов и форм организации учебной работы учащихся.

   Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения: вначале под непосредственным руководством учителя, потом в коллективной деятельности с другими учащимися, а затем самостоятельно. Особое внимание нужно уделить рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность. Необходимо давать ребенку возможность не только  учиться и быть в позиции «ученика», но и возможность учить другого – быть в позиции «учителя».

   Для формирования коммуникативных умений необходимо регулярно включать каждого учащегося  в специально организованные ситуации, где он должен слушать, не перебивая собеседника,  читать, излагать свои мысли четко и ясно письменно или устно, задавать вопросы на уточнение и т.д. В Федеральном  образовательном стандарте начального общего образования  УУД сформулированы достаточно обобщенно. Для их целенаправленного формирования необходимо конкретизировать пооперационный состав этих действий. Педагогической науке и школьной практике еще предстоит разработать пооперационный состав УУД для  разных возрастов школьников. Не претендуя на полноту, представляем фрагменты конкретного состава  познавательных учебных действий:

  В 1 классе акцент делала  на развитие таких умений как: внимательно слушать и аргументировано отвечать на вопросы, выделять главное из предложенного материала, первые навыки «распознавания» проблемы, умение работать самостоятельно,  в паре  и в группе.

Уметь сравнивать, значит уметь:

-выделять признаки, по которым сравниваются объекты;

- выделять признаки сходства;

- выделять признаки различия;

- выделять главное и второстепенное в изучаемом объекте;

- выделять существенные признаки объекта;

Уметь анализировать, значит уметь:

- разделять объект на части;

- располагать части в определенной последовательности;

- характеризовать части этого объекта;

Уметь делать выводы, значит уметь:

- находить главное в изучаемом объекте или явлении;

- устанавливать главную причину явления;

- кратко оформлять высказывание, связывающее причину и следствие

Уметь составить схему, значит уметь:

 - разделять объект на части;

- располагать части в определенной последовательности;

- определять связь между частями;

- оформлять графическое изображение;

   Основным компонентом школьного обучения по – прежнему  остается урок. Составление проекта (плана, конспекта) урока традиционно является необходимым этапом подготовки  учителя к уроку. В ходе подготовки проекта осмысливается то, что будет проходить на занятии, определяются цели, содержание, методы, условия образовательного процесса. Традиционная структура урока, включающая проверку домашнего задания, изучение нового материала, закрепление пройденного никак не нацеливает учителя работать в рамках деятельностного метода. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для ее достижения, результат. Перечисленные элементы в структуре урока могут проявлять себя по-разному. Важнейшим признаком урока, ориентированного на новый образовательный стандарт, является также наличие  в его содержании элементов обучения школьников универсальным  учебным действиям. Формирование УУД становится важнейшей целью, если не каждого урока, то большинства уроков. При этом структура целей урока (для учителя) отходит от традиционной, когда учитель старался сформулировать три группы целей: обучения, воспитания и развития. И если цели обучения определялись без особых затруднений, то цели, относящиеся к воспитанию и развитию, формулировались настолько формально и обобщенно, что терялся всякий организационный смысл. В соответствии с новыми ориентирами  в образовании цели урока можно и нужно классифицировать следующим образом:

- непосредственно относящиеся к учебному предмету, отражающие предметные знания и умения;

- метапредметные действия, относящиеся к формированию УУД.

   При формулировании предметных целей следует акцентировать  внимание на умения, а не на знания. Именно умения будут главным  объектом диагностики образованности школьников. При этом умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить. В связи с ориентацией нового стандарта на результат образования, возможен и другой подход к определению целевых установок: в качестве целей и задач урока отражаются «планируемые результаты», которые тоже можно классифицировать по вышеназванному признаку. Следует обратить внимание на тот факт, что, чем больше в уроке можно обнаружить заданий, направленных на формирование УУД, тем выше его качество. Кроме этого, становится  принципиально важным на уроке соотношение действий учителя и ученика. Очевидно, что профессионализм учителя проявляется более четко в случае, когда в его конспекте при формировании УУД отражена деятельность учеников. Таким образом, еще одним критерием оценки урока и его проекта будет степень вовлеченности в работу с УУД самих школьников.

   При разработке конспекта урока ощутимую помощь учителю может оказать технологическая карта урока – современная форма планирования  педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. (В  технологической карте урока даны - Деятельность учителя -       Деятельность обучающихся)        

   Особое внимание с точки зрения формирования универсальных учебных действий  в ФГОС НОО уделяется рефлексивным умениям. Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной деятельности, учебного материала и учебной среды. Рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого – быть в позиции учителя. Умение – это освоенный учащимися способ выполнения действий на основе знаний. В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

- адекватно воспринимать себя;

- ставить цель деятельности;

- определять результаты деятельности;

- соотносить результаты с целью деятельности;

- определять наличие ошибок в собственном поведении;

- описывать прожитую ситуацию.

  Педагогическая задача по формированию рефлексивных умений состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Учитель должен создавать ситуации, в которых обязательно есть:

- включение каждого учащегося в коллективную рефлексию, проводимую педагогом или учащимися, владеющими приемами организации рефлексии;

 - самостоятельное проведение рефлексии каждым учащимся.

 Например:

- Восстанови (перечисли), что ты сделал за занятие;

-Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше;

- Определи свою деятельность по шкале  успеха. Нарисуй в книжке-малышке выбранный символ.

Шкала успеха:

            - я мог (- ла) работать и лучше;

            - Сегодня я понял (- а), чего мне не хватает для успешной работы;

            - Я сегодня плохо работал (- а);

            – Я очень старался (ась), но у меня не все получилось;

             - Сегодня я работал (- а) в полную силу. У меня все получилось.

Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать с предыдущим.

Для результативного решения данного вопроса каждый педагог должен владеть определенными методами и приемами, позволяющими формировать у учащихся рефлексивные умения. В свою очередь, для формирования рефлексивных умений каждому ученику необходимо освоить организацию собственной деятельности на каждом из трех последовательных этапов: проектирование своей деятельности, ее реализация и рефлексия.

Прием 1. «Зеркало».

 На видном месте вывешивается лист ватмана, на котором обозначены темы; рядом крепится маркер (карандаш). Каждый ученик может в течение дня написать то, что он думает по предложенным темам:

1) одобряю, критикую, предлагаю, сделал;

2) понял про себя, понял про других, не понял про себя, не понял про других;

Прием 2. «Нормы социальной жизни».

  Нормы создаются  всеми участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым. Они оформляются для всеобщего обозрения в учебной комнате, для того, чтобы в нужный момент можно было к ним обратиться. Приведу примеры таких правил:

- говори, не мешая другим (в паре - шепотом, в группе – в полголоса);

- не отвлекай другого (других) лишними вопросами; задавай вопросы по существу дела;

- слушай, не перебивая другого человека;

- принимай мнение других членов;

- уважай других;

- корректно исправляй ошибки других людей;

- согласовывай свои дела и действия с другими;

   В основе организации совместной деятельности на уроке лежат идеи развития сотрудничества, коллективных способов обучения. Процесс развития коммуникативных умений в классе представляет собой ориентировку каждого ребенка в совместной деятельности, осознание им ее структуры, включение в нее как соучастника. Таким образом, одна из целей работы учителя состоит в том, чтобы направлять и регулировать активность учащихся через организацию сотрудничества учеников друг с другом. Учитель при этом выступает как партнер взаимодействия. Следует заметить, что хорошим помощником учителю в привитии учащимся навыков сотрудничества может стать технология А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко « Коллективные способы обучения», суть  которой изложена в сборнике Г.К. Селевко  «Современные образовательные технологии».

   Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые сформулированы к трем группам результатов: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия. Сформированность УУД  обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированные УУД  являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

    Для реализации задач, сформулированных в ФГОС НОО, педагогу необходимо включать в учебно-воспитательный процесс эффективные педагогические технологии, прогрессивные методы и приемы, осуществлять личностно ориентированный подход в обучении и интеграцию с информационно-коммуникационными технологиями. Следовательно,  без постоянного самообразования, без личной инициативы и творчества решить поставленные задачи будет достаточно сложно.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Арефьева О.М. «Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников» - журнал «Начальная школа«+» «-»  № 2/ 2012г., с. 74

2.Горленко Н М.  и др. «Структура УУД и условия их формирования» -  журнал «Народное образование» № 4/2012 г.

3. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/2012 г

4.Меркулова Т. «Подходы к решению профессиональных задач по развитию УУД» - журнал «Начальная школа» № 2/2012год, приложение к газете «Первое сентября».

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Великая цель образования – это не знания, а действия!»

Великая цель образования – это не знания, а действия!»

Знакомые цели, зачем изобретать велосипед?

Знакомые цели, зачем изобретать велосипед?

Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности

Формировать учебные действия необходимо за счет регулярной распределенной во времени деятельной включенности в специально организованные ситуации на всех учебных предметах и внеурочной деятельности

Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для ее достижения, результат

Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы «деятельности»: мотив, цель, действия для ее достижения, результат

Например: - Восстанови (перечисли), что ты сделал за занятие; -Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше; -

Например: - Восстанови (перечисли), что ты сделал за занятие; -Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше; -

Своевременно сформированные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом

Своевременно сформированные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020