«Способы и средства по
предупреждению снижения мотивации учения»
1.Создать условия для успешной адаптации к итоговой форме аттестации в 9 классе в формате ОГЭ.
2. Совместно с учениками отрешать один из вариантов тестов ОГЭ с подробным разбором каждого задания.
3. Определить способность обучающихся усваивать данный способ решения заданий. В дальнейшем провести пробные занятия по решение ОГЭ.
1. Для педагога основная проблема по преодолении смыслового барьера при решении ОГЭ, как проявление непонимания смысла слов, терминологии, исходящих от учителя обучающимся. Причиной смысловых барьеров является отсутствие индивидуального подхода в педагогическом процессе. В зависимости от направленности смысловые барьеры различают:
- по отношению к конкретному человеку – проявляется независимо от того, какие требования предъявляет педагог обучающемуся.
- по отношению к конкретному требованию. Основной причиной является не принятие и не выполнение обучающимися правил и требований, которые перед ним ставит педагог.
Особенность смыслового барьера заключается в том, что он формирует у обучающегося отрицательный эмоциональный фон. Возникнув однажды в конкретной ситуации, отрицательные эмоции имеют тенденцию переходить на более широкий круг явлений (например, с одного учебного предмета на учение в целом )
2. Выбрать педагогический стиль общения педагога с обучающимися. Одним из важных факторов, влияющим на педагогическую адаптацию в основной школе, является стиль педагогической деятельности, под которым понимается индивидуально – типологические особенности социально – психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
При демократическом стиле общения обучающиеся отличаются большей открытостью, социальной смелостью, сформированностью в решении интеллектуальных задач. Демократический стиль общения все чаще пропагандируется в педагогической среде, как прогрессивный и инновационный. Именно этот стиль педагогической деятельности приветствуется при проведении ОГЭ в школе, что обучающихся настроить на позитивное решение экзаменационных работ.
3. В процессе учебной деятельности совершенствуется развитие обучающегося как личности. Авторами психологической теории учебной деятельности являются Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Они считали, что учебная деятельность является всеобщей формой присвоения понятийного (теоретического) содержания учебных предметов. Эта деятельность изначально организуется учителем на основе постановки так называемых «учебных задач», т.е. практических проблемных ситуаций, ставящих обучающихся перед необходимостью выявления существенных (предметных) связей, которые дают основание для действий, приводящих к решению. Предполагается, что опыт решения таких учебных задач в рамках нескольких учебных предметов приводит к формированию умения учиться, т.е. самостоятельно осваивать понятийное содержание. Причем не только в тех предметах, относительно которых у обучающихся уже есть опыт освоения.
4. Учителю необходимо формировать универсальные учебные действия вместе с системой контроля за ее результатами, которые можно рассматривать как внутреннюю составляющую программ по учебным предметам и не выделять в отдельный вид педагогической деятельности. Т.е. диагностику сформированности учебной деятельности и ее компонентов можно встраивать поэтапно в учебный процесс. Это позволяет учителю сэкономить огромное количество времени и сил, сократив объем прямого тестирования сформированности универсальных учебных действий, и, сосредоточив основные усилия на мониторинге качества предметных результатов обучения.
5. Выходом из создавшейся ситуации может служить использование в практике обучения оценочной модели SAM (Student Achievment's Monitoring). Характерной особенностью этой оценочной модели является то, что тест, разработанный на основе SAM может быть реализован на любом учебном содержании, в той мере, в какой оно представляет собой совокупность (или систему) средств/способов действия.
6. Основная работа педагога должна быть нацелена на диагностику метапредметных компетенций: умение учиться, умение конструктивно взаимодействовать с другими людьми при решении учебных, проектных, творческих, практических задач (осуществлять учебное сотрудничество), читательская грамотность.
В соответствии с этим определением, выделяют две составляющие умения учиться:
- рефлексивная составляющая умения учиться делает человека способным определять, каких именно знаний и умений ему недостает для действий в новой ситуации;
- поисковая составляющая умения учиться делает человека способным находить и осваивать недостающие знания и умения.
Для диагностики этих составляющих авторы используют методики «Неопределенные задачи» и «Подсказки». С помощью первой методики диагностируется умение отличить решаемую задачу от не доопределенной и задать вопрос о недостающих условиях действия. С помощью второй методики диагностируется умение обучающегося пользоваться подсказкой.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.