Способы повышения мотивации
Оценка 4.8

Способы повышения мотивации

Оценка 4.8
docx
29.12.2022
Способы повышения мотивации
sposoby_povysheniya_motivatsii_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx

Способы  повышения  мотивации  на  уроках английского   языка

 

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей.

Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Признавая ведущую роль мотивации в обучении иностранного языка, учителю необходимо  представлять себе способы и приёмы её формирования в условиях школы.

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации.
Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

Как известно, интерес как мотив, играет важную роль в обучении школьников иностранному языку. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые умения и навыки.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности, переводу  обучения с преподавания на управление самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приёмы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англоговорящих стран. Вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского языка.

Данные уроки проводятся в рамках тем школьной программы, но включают самый разнообразный дополнительный материал, тем самым, расширяя лексическую и речевую базу учащихся, выводя их способности на более высокий уровень владения иностранным языком.   В своей работе можно использую «Урок КВН», «Урок-соревнование», урок «Смотр знаний», урок путешествие. На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощено, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается внести свой вклад в данный урок.

Также не стоит забывать, что научно-технический прогресс с необыкновенной скоростью вторгается в нашу жизнь, а многие дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться компьютером. Учитель должен учитывать эту тенденцию и разговаривать с детьми на языке, который им интересен. То есть для повышения мотивации учащихся следует включать в свои уроки элементы новых технологий с использованием компьютера.

Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от цели, поставленной учителем. Удобнее всего пользоваться компьютерной программой Microsoft PowerPoint. Благодаря ей можно создавать собственные презентации в довольно короткие сроки, оформлять их красочно и наглядно, используя большое количество шаблонов, звуковых и зрительных эффектов. Презентации возможны на уроках любых возрастных групп, начиная с начальной школы. Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует делать их яркими, веселыми, увлекательными, включая загадки и игры. Для школьников среднего звена можно включать лексико-грамматические упражнения, образцы диалогов и тексты для чтения, а также элементы тестовых заданий для тренировки в формате единого государственного экзамена. Старшеклассники сами умеют создавать презентации, что целесообразно использовать в проектной работе и при завершении изучения темы.

В 11 классе в конце 1 полугодия учащиеся защищали презентации по теме «Famous people in cinematography in the 20th century». Ребята подбирали материал на английском языке, пользуясь сайтом wikipedia.com. Затем с помощью программы Microsoft Power Point учащиеся составляли презентации о следующих знаменитостях: Чарли Чаплин, Стивен Спилберг, Никита Михалков, Эдди Мерфи, Вивиен Ли, Кларк Гейбл, Уолт Дисней.

Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках английского языка? Одно из наиболее важных – это повышение мотивации к изучению предмета через успешность в учебной деятельности. Многие ученики умеют создавать презентации и делают это достаточно хорошо. Если класс при изучении той или иной темы испытывает трудности, учитель может адаптировать учебные материалы под особенности учащихся. Одной из самых ярких положительных сторон презентаций является возможность использования разнообразного иллюстративного материала: рисунков, фотографий, схем, диаграмм и графических композиций, в результате чего происходит воздействие сразу на несколько видов памяти – зрительную, слуховую, эмоциональную и даже моторную. Уроки-презентации помогают формировать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать навыки самостоятельной работы и контролировать знания, умения и навыки.

Говоря о компьютерных презентациях, следует сказать и о некоторых проблемах, возникающих в процессе работы. На подготовку таких уроков требуется большое количество времени. Сами материалы, например, страноведческого характера, нужно искать в Интернете и дополнительных источниках, так как в системе народного образования найти что-то нужное достаточно проблематично. Пользование Интернетом требует некоторых материальных затрат, а проведение уроков – дополнительных сил и энергии. Но многое оправдывается тем, что дети с радостью работают в мультимедийном кабинете и хорошо запоминают то, что хотел донести до них учитель. Использование презентаций разнообразит учебный процесс и позволит вовлечь детей в познавательную деятельность. А подготовка презентаций самими школьниками имеет явно практическую направленность, так как в дальнейшем им придется работать на предприятиях и в организациях, где презентации являются насущной необходимостью для успешной работы и выполнения своих функциональных обязанностей.

Также одним из методов повышения мотивации является использование проектной методики. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление.

Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

При обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе. Так, в параллели 2-х классов учащимися выполнялись следующие проекты: книжка «Алфавитка» и закладка (учебник М.З. Биболетовой "Enjoy English" для 2-х классов). Книжка «Алфавитка» выполнялась ребятами во время зимних каникул. Здесь они могли проявить свои творческие способности, нарисовав все буквы английского алфавита. В дальнейшем данные книжки использовались учителем на уроках для повторения английского алфавита. Задание «Закладка» было дано на весенние каникулы. Нарисовав закладки в виде руки, ребята на обратной стороне описали своё любимое домашнее животное по следующему клеше: I have got a pet. Its name isIt is nice, fat, lazy… Данная работа позволяет систематизировать пройденный за 3 четверть материал.

Так, в 6 классе (учебник Биболетова М.З.) учащиеся выполняли проект «Знаменитая личность». Дети рисовали с образца портреты знаменитых людей: Даниэль Дефо, Артур Конан Дойль, Агата Кристи и т.п. Так же с помощью учителя ученики готовили основные факты биографии данных людей (в объеме 10-12 предложений), учили их наизусть. В конце 2 четверти учащиеся защищали свои проекты.

Учащиеся 8-х классов готовили парные мини-проекты интервью со звездой, где один ученик был корреспондентом, а другой – знаменитостью. Подготовка к проекту включала подборку сведений на английском языке о данной знаменитости, а также ряд вопросов, согласованных с учителем.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:

  • личностно-ориентировано;
  • самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.

Для школьников, которые испытывают трудности в изучении английского языка, песни и рифмовки предоставляют возможность воспринимать и перерабатывать информацию (лексический и грамматический материал) в доступной и увлекательной форме, тем самым, преодолевая эти трудности.

Можно начинать использовать песни с самых первых уроков английского языка в начальной школе. Например, для изучения английского алфавита очень подходит песня «The alphabet song».

Песня помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и запомнить  буквы в той последовательности, в которой они расположены в алфавите.

При использовании глаголов sing, dance, play  в 2,3 классах изучалась песня «The more we are together». Песня «Clap your hands» использовалась при изучении частей лица.

Чтобы не превратить изучение числительных от 1 до 10 в монотонный  процесс, мною использовалась песня «Ten Little Indians». Эту песню также можно использовать для ритмической паузы.

Во время использования песни 10 учеников класса становятся «индейцами». Можно выстроить их в шеренгу лицом к классу. Во время использования песни они по очереди или поднимают вверх   правую руку, или делают шаг вперед, или кланяются.

Нельзя забывать о быстрой утомляемости младших школьников, поэтому все песни должны иметь элемент релаксации.

На среднем и старшем этапах обучения сложнее привить интерес учащихся к изучению иностранного языка, поэтому необходимо использовать нетрадиционные методы и формы работы. Весь материал на уроках иностранного языка разбит на тематические блоки, каждый из которых можно сопроводить изучением песен и стихотворений, содержащих необходимый лексический или грамматический материал.

В 5-х классах при изучении модального глагола can мною использовалась песня «My Eyes Can See». В начале ведётся работа над лексическим материалом: выписываются незнакомые слова, фонетически-грамотно повторяются за учителем. Затем учитель напевает песню. После того, как песня выучена, она сопровождается движениями.

При изучении каждого времени (Present Simple, Present Progressive, Present Perfect, Past Simple, Future Simple) вводятся рифмовки, содержащие данные грамматические структуры.

Данная работа позволяет запомнить многие слова и структуры без «зубрёжки», к которой привыкли многие учащиеся.

В 10-х классах  разделы учебника посвящены проблемам молодёжи, любви, отношениям с родителями. Данные темы интересуют подростков больше всего. Поэтому песни и стихотворения посвящены данным темам. Мною использовались следующие песни: Linkin ParkNumb”, PlazmaStorm”, DidoHunter”, MikaRelax”. В преддверии нового года изучалась песня группы “ABBAHappy New Year.

Пожалуй, уже никого не нужно убеждать в том, что театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьёзное препятствие, как «языковой барьер», становиться легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлечёнными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове «вечного троечника» в сказочного героя, произносящего монологи на одном дыхании. Английский язык становится не просто  предметом изучения, а необходимым средством для выражения мыслей, чувств, эмоций героя. Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем развивает у участников умение слушать партнёра, создаёт условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет чувство ответственности за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причём в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношения режиссёра и актёров.

Основной целью кружка является создание условий для активного и творческого развития личности и стимулировании интереса учащихся к изучению английского языка. Главное в работе кружка – коллективное творчество детей, их инициативность и самостоятельность.

В рамках недели английского языка вместе с учащимися 6 класса мы готовили театральные постановки сказок: «The sly fox and the little red hen» и «The fox and the crane».

Также, при подготовке к неделе английского языка мы вместе с учениками 7-х классов делали красочные таблички на каждый школьный кабинет, где на английском языке было написано название предмета или кабинета и нарисованы соответствующие иллюстрации.

И в заключении можно сказать словами, справедливо сказанными психологами, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его (ученика) собственную деятельность по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы мотивы их самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Способы повышения мотивации на уроках английского языка

Способы повышения мотивации на уроках английского языка

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации

Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации

Также не стоит забывать, что научно-технический прогресс с необыкновенной скоростью вторгается в нашу жизнь, а многие дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться компьютером

Также не стоит забывать, что научно-технический прогресс с необыкновенной скоростью вторгается в нашу жизнь, а многие дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться компьютером

Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках английского языка?

Каковы же преимущества использования компьютерных презентаций на уроках английского языка?

Также одним из методов повышения мотивации является использование проектной методики

Также одним из методов повышения мотивации является использование проектной методики

В дальнейшем данные книжки использовались учителем на уроках для повторения английского алфавита

В дальнейшем данные книжки использовались учителем на уроках для повторения английского алфавита

Можно начинать использовать песни с самых первых уроков английского языка в начальной школе

Можно начинать использовать песни с самых первых уроков английского языка в начальной школе

Затем учитель напевает песню. После того, как песня выучена, она сопровождается движениями

Затем учитель напевает песню. После того, как песня выучена, она сопровождается движениями

Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношения режиссёра и актёров

Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношения режиссёра и актёров

Способы повышения мотивации

Способы повышения мотивации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2022