Сообщение на тему
«Способы развития творческих способностей у школьников»
Подготовила учитель технологии
Кусова Юлия Николаевна
1.Творчество - это человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего мира и себя.
В процессе творческой деятельности, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.
2. Особенность людей с дивергентным мышлением – творческим личностям свойственно, так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении новой проблемы ищут решения по всем возможным направлениям, образовывая новые комбинации из привычных элементов, формируют связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще-принятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.( Гилфорд)
3. Признаки, характерные для творчества
• Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи.
• Социальная и/или личная значимость и прогрессивность.
• Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок для творчества.
• Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств - знаний, умений, мотивации, творческих способностей).
• Новизна и оригинальность процесса и результата.
4.Эффективное средство развития творческих способностей - проблемное обучение, включающее целый арсенал методов обучения.
- Упражнение «Нелогичные связи» направлено на «разблокировку» творческого потенциала, при возникшем творческом затруднении в выработке идей с помощью необычных ассоциаций. И проводится тремя способами. В первом случае, разрабатываются идеи, когда изделия, изготовленные применительно к одной ситуации, используются для создания новых изделий в другой ситуации. Например, шины для автомобиля могут использоваться в качестве цветочной клумбы, спортивного инвентаря, забора и др. Во втором случае, для выработки идей используются природные формы. Например, гроздь винограда (яблоко, клубника и т.д.) как форма, отделка, декоративный элемент могут использоваться в качестве строительного элемента, украшения, сумки, игрушки, светильника и т.д. Третий способ характеризуется созданием эскиза по одному из выбранных направлений: стиль для оформления ресторана, ювелирное изделие, рисунок на ткани или обоях и т.д. Наугад выбирается слово из книги или предложенное учащимися. Например, янтарь, паук, сосулька, живой, рыжий, слон, волны, молния, лето, матрешка и т.д. На основе выбранного слова разрабатываются три идеи. Затем, выбирается следующее слово и вырабатываются еще 3 идеи.
- Упражнение «Атрибутивный анализ» направлено на развитие творческих способностей посредством разработки способов получения новых идей для усовершенствования изделий. Выполняя это упражнение учащиеся разрабатывают таблицу из пяти – семи столбцов, которые соответствуют важной характеристике (атрибуту) изделия. Например, для печенья – это вкус, структура, размер, форма, стоимость, калорийность и т.д. В процессе «мозгового штурма» учащиеся заполняют таблицу, записывая собственные определения для каждой характеристики изделия. Соединяя различные характеристики изделия в единое целое, ученики получают его новый вариант. Например, печенье: сладкое – ломкое – маленькое – фигурное – деликатесное и т.д.
- Метод ассоциаций или ассоциативный метод реализуется через ассоциативные образы. Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству и т.д.
Применение ассоциативного метода реализуется через систему упражнений. Одним из таких упражнений является упражнение ассоциативная цепочка. Учащиеся выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или добавляют пробелы в тематической цепочке. Например, тема «Огород». Дети выстраивают линейную цепочку ассоциаций: земля, лопата, грядка, овощи, урожай и т.д. То есть каждый ученик предлагает свое ассоциативное слово к заданной теме. На следующем этапе работы создается общая цепочка ассоциаций по заданной тематике: урожай – осень – школа – праздник и т.д. Можно дать задание использовать в ассоциативной цепочке только прилагательные, только существительные, только глаголы. Так же в работе используются задания восстановить пробелы в ассоциативной цепочке. Учитель задает первое и последнее слово, а дети должны восстановить середину. Например: первое слово «мелодия», а последнее «одуванчик». Дети восстанавливают цепочку: мелодия – вальс – легкость – ветер – полет – пушинки – одуванчик.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
- Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
- Метод «общий прием доказательств». Доказательства могут выступать в процессе обучения в разнообразных функциях: как средство развития логического мышления обучающихся; как приём активизации мыслительной деятельности; как особый способ организации усвоения знаний; иногда как единственно возможная форма адекватной передачи определённого содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость выводов; как средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и навыков обучающихся.
- Метод дискуссий. Диалог обучающихся может проходить не только в устной, но и в письменной форме.
- Частично-поисковый или эвристический метод предполагает частичное вовлечение учащихся в решение проблемы. Так как к самостоятельному поиску решению поставленной задачи учащиеся не готовы, учитель делит ее на подзадачи, облегчая тем самым задание и указывая направление поиска.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.