Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка
Оценка 4.7

Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка

Оценка 4.7
rtf
02.02.2023
Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка
Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка.rtf

Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка

На сегодняшний день вопрос о важности развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся имеет большое значение в связи с быстро развивающимися международными отношениями. Данная ситуация предполагает особые требования к построению и реализации системы языковой подготовки обучающихся с применением прогрессивных методов обучения [Кодзова, 2018]

Одной из главных задач современного педагога является поиск наиболее эффективных, современных методик для повышения результативности образовательной деятельности учащихся. Исходя из этого, важно вносить изменения в традиционные методики и практику преподавания иностранного языка, а также применять новые аутентичные языковые материалы, которые, в свою очередь, соответствуют требованиям сегодняшнего дня.

Ученые выявили, что человек воспринимает любую информацию с помощью различных органов чувств: вкус, слух, обоняние и осязание. Одним из самых основных способов восприятия информации считается зрение, так как около 90% всей информации человек изучает при помощи органов зрения. В среднем 9% познается благодаря слуху и лишь 1% посредством остальных органов чувств (вкус, обоняние и осязание). Исходя из полученных сведений, самым высокоэффективным и практикуемым педагогическим методом в процессе обучения иностранным языкам считается метод наглядности.

Метод наглядности довольно подробно описывался в работах таких ученых, как Р. Арнхейм, Т.Н. Жукова, З.П. Ларских, С.Г. Сафонов, С.А. Семенов и многих других ученых-исследователей. Наглядность сразу же стала активно применяться в процессе обучения. Но вскоре в связи со всеми изменениями перемены произошли в сфере преподавания, в том числе и в методе наглядности. На сегодняшний день термин наглядности преобразовался во всем известный на данный момент термин визуализация.

Процесс визуализации осуществляется в построении учебной информации в отличном от традиционных способов. Она подразумевает такую организацию информации, которая в конечном виде предстает в компактном и сжатом виде [Изотова, 2015].

Определение визуализации происходит от латинского слова «visualis», что означает «воспринимаемый зрительно, наглядный». Андрей Александрович Вербицкий, российский психолог и педагог, в одной из своих работ дал следующее определение визуализации: «Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [Вербицкий, 1991, с. 12].

Функционирование любой системы напрямую зависит от ряда принципов, которые обеспечивают преемственные связи в системе [Камянова, 2008]. Выделяются следующие основные принципы метода наглядности:

1.                Принцип когнитивной визуализации держится на том, что когнитивные графические составляющие визуализации позволяют повысить уровень усвоения информации и знаний. Более того, это приводит к активизации «образного» правого полушария, а компактно иллюстрирующие содержание таблицы, схемы, модели способствуют системности знаний;

2.                Принцип комплексности лежит в основе обязательного обучения трем сторонам речи: лексической, грамматической и произносительной. Вместе с тем, осуществляется познание их структурных компонентов, что в результате приводит к изучению грамматики, лексики, произношения, а также развитию устной речи, чтения и письма;

3.                Принцип системного квантования основывается на принципе, внутри которого информация представляется в сжатом виде. Более эффективному усвоению информации способствует выделение смысловых пунктов;

4.                Принцип целенаправленности заключается в том, что каждый учитель, исходя из необходимости реализации воспитательного, развивающего, познавательного и обучающего аспектов иноязычного образования, должен осознавать основную цель применения визуализации в каждой его конкретной учебной ситуации;

5.                Принцип функциональности базируется на следующем положении: метод визуализации осуществляет воспитательные, развивающие, познавательные и обучающие функции. Это также подразумевает  практическое овладение языком всеми учащимися [Лаврентьев, 2012].

Тем не менее, наряду с вышеуказанными принципами, метод визуализации также должен активно сочетаться с новыми многообразными информационными технологиями. Эффективность обоснована овладением рациональными приемами при занятии с информацией: анализ, группировка, достраивание информации, использование аналогий, классификаций, поиск опорного пункта, систематизация, схематизация. Более того, использование коммуникационных технологий содействует формированию образно-эмоционального мышления учащихся и предоставляет возможность развития у учащихся быстрого запоминания языкового материала. 

На сегодняшний день имеется множество различных средств визуализации в процессе обучения. Исходя из мнения ученых, а также самих преподавателей, мультимедийная презентация считается одним из самых понятных и распространенных способов визуализации. Одно из определений мультимедийной презентации следующее: изображение и подача определенной информации с использованием разнообразных мультимедийных технологий, таких как: анимация, аудио и видеофрагменты, основной текст и фотографии.

Решающее преимущество данных презентаций заключается в том, что опыт передается в целостности текста и образа, взаимодействуя с памятью, мышлением и личным воображением учащегося [Сверчкова, 2012]. Также важно отметить тот факт, что в последнее время динамические презентации приобретают все большую популярность. Подвижность заключается в применении анимационных эффектов, которые также применяются при создании видео.  

Использование презентации на уроке английского языка обосновано успешностью усвоения информации учащимися, так как презентация преподносит структурированный материал, довольно кратко и лаконично представленный на слайдах презентации. Более того, стоит помнить о правилах оформления презентаций, стиле слайдов, качестве используемых видео- и аудио-файлов, фотографий.

Следующим способом визуализации учебного процесса являются  Mind Maps (ментальные карты). Мыслительная карта - это уникальный наглядный метод выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, а также решения творческих задач. Посредством ментальных карт широкий охват информации может быть представлен в виде различных ассоциаций, ключевых слов и образов. Существует множество различных сайтов для создания интеллект – карты: www.Mindomo.comwww.MindMeister.com, www.MindManager.com и многие другие бесплатные и доступные сервисы Интернета.

В процессе обучения иностранному языку ментальные карты могут помочь учащимся в изучении страноведческого материала, изучить грамматические и лексические аспекты языка, научиться планировать и реализовывать монологические и диалогические высказывания.

Также одним из вариантов визуализации является облако тегов. На одном из множества различных сайтов по созданию данных облаков (www.tagxedo.com, www.Wordart.com, www.Wordle.com, www.WordItOut.com) можно ввести необходимый текст, а программа в это время сгенерирует облако, в котором будут изображаться наиболее часто употребляемые слова в данном тексте. Эта методика позволяет повысить не только интерес учащихся к изучению языка, но и уровень владения устной речью, уровень языковой подготовки и лексических навыков.

Заключительным методом визуализации является так называемый денотатный граф (лат. denoto – обозначаю и греч. Grapho – пишу). Данный метод визуализации основывается на выделении определенных основных свойств ключевого значения, который в итоге строится и имеет образ дерева. Первый уровень схемы представляется различными существительными, в то время, когда на втором уровне находятся глаголы, относящиеся к основной теме, а также они способствуют продвижению мысли от основной темы к ее существенным признакам. На следующем, третьем уровне, также как и на первом уровне, располагаются существительные, которые, в свою очередь, уже описывают и раскрывают глаголы второго уровня. На четвертом, последнем уровне, заключаются глаголы, которые имеют прямую связь с существительными предыдущего уровня. Исходя из анализа всего вышесказанного и учитывая особенности каждого уровня графа, можно сделать вывод, что он строится на двух его главных составляющих: существительное и глагол. С помощью данных слов или словосочетаний, учащийся сможет изучить и понять конкретную тему, которая излагается в виде денотатного графа.

При обучении иностранным языкам данный метод активно применяется при закреплении страноведческого, лексического, грамматического материалов. Денотатный граф может применяться для сокращения большого объема информации при помощи логически выстроенной, лаконичной многоуровневой схемы [Кравченко, 2015].

Из этого всего следует, что система визуализации в процессе обучения иностранному языку должна занимать ведущее место и способствовать эффективному усвоению и обработке страноведческого, лексического, грамматического материала. Облегчать обучение монологическому и диалогическому высказываниям, работу с текстом. Превосходство метода визуализации заключается в его лаконичном, сжатом, доступном представлении информации, а также в усвоении языковых и коммуникативных знаний и навыков благодаря зрительному восприятию информации. Помимо этого, визуализация благоприятствует повышению мотивации учащихся, активизации их познавательной, учебной деятельности и развитию критического мышления. В результате это все приводит нас к тому, что применение визуализации в процессе обучения иностранному языку принимает участие в организации ключевых компетенций, указанных в ФГОС ООО, которыми должен обладать учащийся на выходе из средней общеобразовательной школы: социокультурной, коммуникативной и т.д.

 

 

Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка

Способы реализации технологии визуализации на уроках иностранного языка

Изотова, 2015]. Определение визуализации происходит от латинского слова « visualis », что означает «воспринимаемый зрительно, наглядный»

Изотова, 2015]. Определение визуализации происходит от латинского слова « visualis », что означает «воспринимаемый зрительно, наглядный»

Принцип функциональности базируется на следующем положении: метод визуализации осуществляет воспитательные, развивающие, познавательные и обучающие функции

Принцип функциональности базируется на следующем положении: метод визуализации осуществляет воспитательные, развивающие, познавательные и обучающие функции

Следующим способом визуализации учебного процесса являются

Следующим способом визуализации учебного процесса являются

С помощью данных слов или словосочетаний, учащийся сможет изучить и понять конкретную тему, которая излагается в виде денотатного графа

С помощью данных слов или словосочетаний, учащийся сможет изучить и понять конкретную тему, которая излагается в виде денотатного графа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023