Способы и приемы для работы педагога в «нестандартных» условиях (трудный подросток)
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
7 кл—9 кл
28.01.2017
Учитель в своей работе очень часто сталкивается с отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью, проступками, нередко с правонарушениями. Одной из основных причин отклоняющегося поведения является педагогическая запущенность
учащихся. Можно избежать многих проблем и конфликтов с подростками - нужно лишь знать, как вести себя ними правильно.
рекомендации педагогу.docx
Рекомендации педагогам
Способы и приемы для работы педагога в «нестандартных» условиях (трудный
подросток).
Конфликты во время урока.
1. Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте
на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в
течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше
отложите их на послеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и
спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то
обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик
больше всех уважает.
2. При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и
ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания
вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в
такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель
поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать.
Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите, и выслушайте его мнение.
Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при
возникновении такой ситуации.
3. Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им
новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите
все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как
единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток
продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что
он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение
ситуации и причин мешающих поступить поновому. Логическое обоснование выгоды
желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание
действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов,
мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.
Агрессивность.
4. Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и
т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у
подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы
и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто
защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не
принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все
равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно
носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно
проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его
понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же
подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне,
приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.
Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного,
что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.
Учебный процесс.
5. В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с успешными
ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки
или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответу
поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять
«трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.
6. Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой
успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных
действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и
много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему
успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в
собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться
интерес и желание учиться.
Общие советы:
1. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с
чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.
2. Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда
сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз,
выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.
3. Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше,
чем любое нравоучение.
4. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно
думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность — лучшие
помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным
человеком.
Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в
«нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы воспользовались и этими
рекомендациями.
Способы и приемы для работы педагога в «нестандартных» условиях (трудный подросток)
Способы и приемы для работы педагога в «нестандартных» условиях (трудный подросток)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.